Эх, не проскочил!
Но ещё же нужно было сдать вступительные экзамены! А достаточным запасом знаний Сашка не отличался, все десять школьных лет проучился на шпаргалках и подсказках одноклассников. Однако и на этот раз шпаргалки не подвели - Сашка стал курсантом военного училища.
Стоит отметить, что он был вовсе не бездарным юношей. Но советская «уверенность в завтрашнем дне», мальчишеское окружение таких же, как он, беззаботных ребят его двора и улицы, где прошли детство и юность, сформировали в нём беспечное отношение к учёбе и нежелание заглянуть в свою судьбу хотя бы на несколько лет вперёд. И когда целая группа из его товарищей решила поступать в одно и то же военное училище в родном городе, мечта детства снова дала о себе знать. «А чем я хуже?» - сказал себе Сашка и твёрдо решил идти в курсанты.
…Итак, первый рубеж пройдён. Непривычный к упорному труду Сашка постигал программу обучения с большими потугами. В условиях серых будничных дней и повседневного военного распорядка дня время буквально бежало. Незаметно подошла и курсантская сессия. Первый экзамен - история КПСС.
Не понимал тогда Сашка, что этот предмет был ещё и первой проверкой обучаемого, если можно так выразиться, «на вшивость», то есть его способности как будущего командира реализовывать задачи партии среди подчинённых, а самому быть образцом партийной верности…
Но перенесёмся на сам экзамен. За столом – экзаменатор с серьёзным лицом, рядом – ассистент. После слов экзаменующего «…берите билет» душа Сашки впервые за полгода затрепетала – вот и настал момент отчёта за усвоенные знания. Нет, претензий к преподавателям он не испытывал, особенно по истории КПСС, те добросовестно читали лекции и проводили семинары, а вот к себе… «А вдруг на этот раз не проскочу? И почему я так спустя рукава относился к этому предмету?» - задавал себе вопросы Сашка.
Назвав номер вытянутого билета, по команде преподавателя Сашка сел за последний стол для подготовки к ответу. Быстро пробежал по вопросам билета, а затем - снова к первому. «Историческое значение победы Красной Армии в битве под Москвой…» - читает Сашка.
И нет чтобы напрячь свои мозги и вспомнить прочитанные лекции и проведённые преподавателями семинары, так он сразу шёпотом с вопросом к сидящим рядом товарищам – мол, «помоги, тону», вот такой-то вопрос…
В ответ - тихий шёпот. Но Сашка не может разобрать слов. Ребята – погромче. Но Сашка снова не слышит. И так – несколько раз, пока преподаватель не предупредил:
- Товарищи курсанты, ещё один шёпот – и будете наказаны!
…Подошла и моя очередь брать билет. Взял. Сел за параллельный с Сашкой стол. Не успел ознакомиться с содержанием билета, как Сашка тут как тут со своим вопросом:
- Юр, историческое значение битвы под Москвой?
Мне этот вопрос казался лёгким, и я стал нашёптывать Сашке ответ. Но тот всё время хлопал пальцами по своим ушам – мол, не пойму. Как стало ясно уже после экзамена, из моих подсказок Сашка уяснил лишь только то, что билет лёгкий и ответ надо начинать с того, что во время битвы был сильный мороз. А сама суть ответа, что историческое значение победы Красной Армии в битве под Москвой состояло (в первую очередь) в том, что был развеян миф о непобедимости немецко-фашистских войск, прошла мимо его ушей.
…Но вот и команда экзаменатора:
- Очередной курсант, к ответу!
- Курсант (Сашка назвал свою фамилию) к ответу готов!
- Приступайте, - спокойным голосом говорит экзаменатор.
- Первый вопрос…
- Ну-ну…
- Первый вопрос. Историческое значение победы Красной Армии в битве под Москвой…
- Это ясно. Дальше.
- Историческое значение победы Красной Армии в битве под Москвой…- с растяжкой начал он. - Историческое значение победы Красной Армии в битве под Москвой заключается в том, что… Заключается в том, что…
Тут Сашка пробежался взглядом по лицам своих товарищей, ожидая от них подсказки.
А преподаватель настаивал:
- Так в чём же состояло историческое значение битвы под Москвой?
Курсанты, сидящие в зале, стали изображать Сашке дрожащие руки, и он осмелел, видимо, вспомнив и мою подсказку:
- Историческое значение победы Красной Армии в битве под Москвой заключается в том, что… Был сильный мороз.
- Ну и что, что был сильный мороз? – преподаватель, чувствуется, стал «закипать».
Сашка в недоумении:
- Как что? Во время битвы было очень холодно под Москвой. Был сильный мороз!
- Та-а-к! Ну так и что же?
- Были сильные-сильные морозы!
- Ясно, что были сильные морозы, – преподаватель строго глянул на Сашку, а тот завороженно уставился на него. Взгляды их скрестились. Сашка, как мог, старался объяснить экзаменатору, что значит сильные морозы:
- Ну, двадцатиградусные морозы!…
- И как же эти морозы сказались на битве?
Сашка явно был поставлен в тупик таким вопросом. Однако дара речи не потерял и принялся выкручиваться:
- Как сказались? Ну, было хо-лод-но. Всем холодно…
Тут он, видимо, сам остался недоволен своим ответом и принялся искать помощи у зала.
Не помочь «тонущему» - это не по-товарищески. Все шесть готовившихся к ответу курсантов, как могли, кто жестами, кто шёпотом, стали вызволять Сашку из «болота». Взгляд его быстро перебегал от одного товарища к другому, стараясь ухватиться за нужные и понятные ему слова или жесты. На мгновение остановился на мне, когда я губами пытался донести ключевое слово «миф». Мне показалось, что Сашка его понял, подтвердив кивком. Следом незаметно для экзаменатора я сделал несколько перекрёстных движений рукой, одновременно при этом выдохнув: «Фу-фу-фу!». Что, по моему замыслу, и означало «развеян миф о непобедимости немцев».
По лицу Сашки было видно, как мучительно он переводит язык жестов в слова и как его слух также мучительно фильтрует еле доходящие до него слоги и формирует из них понятия.
И надо было видеть, как просящий вид Сашки после этого сразу превратился в довольную физиономию. Глубоко вздохнув, Сашка расправил плечи, выпрямил грудь и выдал:
- Историческое значение битвы под Москвой заключается в том, что… убили Мифа!
Зал грохнул! Такого «перевода» от Сашки не ожидал никто.
Не смеялись только Сашка и экзаменатор. Лицо последнего стало ещё более серьёзным. Тихо что-то сказав ассистенту, он встал и вышел из аудитории и, как потом нам стало известно, сразу – к начальнику политического отдела…
А вечером мы прощались с Сашкой. Отчислили…
Через несколько лет мне стала известна Сашкина судьба. И главное в ней то, что он все-таки реализовал свою мечту – закончил общевойсковое училище и стал хорошим офицером.
20.10.2018
Свидетельство о публикации №218102201705