И дальний колокол тревогою трепещет...

Слушая колокола и невольно обращая взор в сторону церкви, мы порой забываем, что ими управляют люди, которые рано на заре или колючей зимней пургой поднимаются на звонницу, чтобы призвать людей к молитве…
Житель районного центра и пономарь местной церкви Сергей Столяров как-то сказал: "Приходи на воскресное служение, там и посмотришь, как я звоню". И вот мы идём к храму Святой Троицы, подгоняемые холодным утренним ветром.
 - Как ты пришёл к этому служению? - интересуюсь по дороге.
- После событий, связанных с гибелью моей жены, Отец Вячеслав предложил мне прислуживать при алтаре. Так я и стал пономарём.
 - А как подружился с колоколами?
 - Однажды батюшка послал меня позвонить. Преодолев волнение, я взобрался на колокольню и выполнил задание, а когда спустился, ещё несколько минут чувствовал вибрацию на уровне грудной клетки.
На несколько минут мы заходим в церковь. Служба ещё не началась. Чуть подрагивают осторожные огоньки свечей, святые в рамах из сусального золота взирают сдержанно и приветливо, пока ещё немногочисленные прихожане собираются принять участие в литургии, но скоро церковь наполнится людьми.
Мы проскальзываем в боковую дверь и поднимаемся через три пролёта по железной лестнице на самый верх.
- Можешь наушники надеть, - предупреждает Сергей, - звук будет сильным.
На колокольне ветрено. Звонарь натягивает канаты, привязанные к языкам колоколов. И мощная звуковая волна прижимает меня к стене, а потом устремляется дальше во все четыре стороны, чтобы возвестить начало службы. Несколько минут радостно гудят колокола, и вот, наконец, ритм замедляется, и последний удар замирает в стенах.
В это время порывистый ветер бросает пригоршни колючего снега нам в лицо. Я вспомнаю, как вчера во время звона был неподалёку и мог наблюдать другую погоду. Красный столб солнечного света бил через целые кварталы, а по небу плыли розовые облака в обрамлении лиловых туч. И мне подумалось, как чудесно было в этот момент на колокольне.
Когда звон окончился, Сергей предложил мне встать под самый могучий и тяжёлый колокол, ударил от души один раз, и я почувствовал, как круговая волна опустилась на меня, а вибрация прошла по телу.
 - Впереди меня находится трезвон – это три небольших колокола, которые играют соборно, - рассказывает Сергей Столяров. - По бокам дозвоны чуть побольше, сзади – утренний колокол, а в середине самый большой – вечерний, под которым ты стоял.
Сергей Столяров признался, что только начал обучаться этому древнему искусству, но он уже может объяснить, как следует натягивать канаты, чтобы получился правильный трезвон. Рассказывает, что вдохновение черпает из интернета, где по ютубу можно увидеть настоящих мастеров своего дела. И хотя полновластным хозяином на этом пятачке между небом и землёй является именно он, в большие праздники, например, в Пасху сюда допускают всякого желающего, кто хочет ударить в колокол.
Мы спустились вниз,  и через несколько минут началась литургия. Свет тонких восковых свечей ещё долго стоял в глазах, а сердце билось, как малый живой колокол...


Рецензии