Малыши и домашние животные

Вопрос: Что делать, когда маленький сын 9-ти месяцев, не понимая, мучает от восторга котёнка?

- К 9-ти месяцам завершается этап основной адаптации к жизни, к окружающему. Именно с этого возраста мы очень постепенно и мягко, с любовью начинаем заниматься установлением границ. Ребёнок наблюдает и запоминает. У него ещё нет памяти взрослого, ещё нет осознанности взрослого, всё в развитии, но опыт копится, всё идёт в базу данных об этом мире и сохраняется в подсознании.

Ошибкой будет думать, что малыш ещё такой маленький, что совсем ничего не понимает и не помнит. Любой негатив, в том числе причинение боли животному неосознанно, мы останавливаем. Делаем мы это без лишних эмоций, спокойно и доброжелательно, но сразу же, решительно. Эмоций мы в негатив не вкладываем, потому что всё, что родители окрашивают слишком яркими эмоциями (малышу пока всё равно бурная радость это или гневный крик), ребёнок лучше запоминает и продолжает исследовать.

Останавливаем мы всё опасное или негативное действием, движением. Если вы будете только говорить, а сами и пальцем не пошевельнёте, ребёнок вас просто не поймёт. Даже с детьми шести лет, со многими из них, лучше действовать в подобных ситуациях.

Если вы хотите объяснить - делайте это отдельно от движений, иначе ребёнку "не хватит" скорости внутренних процессов, он не сможет распределить внимание, не успеет одновременно и смотреть и слушать. Разделяйте - сразу остановила, сделала необходимое движение, затем просто и немногословно сразу же сказала что сделала. Это если ситуация требует немедленного вмешательства.
Если же речь о рядовой ситуации - собираетесь переодеть, например, то сразу важно озвучить малышу, что с ним сейчас будут делать - ребёнок же человек, не кукла, которую без объяснений можно хватать, крутить, вертеть. Он же своему телу хозяин, а не другой кто то, пусть даже мама.
Разумеется, мы не спрашиваем разрешения вымыть его грязную попу, но сказать, что её сейчас будут мыть, предупредить - значит проявить уважение к человеческой личности ребёнка. Чувство беспомощности в ситуациях насилия, наглости, что тобой могут вертеть-крутить как хотят, закладывается в самом раннем детстве. Мы даже говорим соответствующе случаю: "Сейчас мне ПРИДЁТСЯ тебя вымыть, я же тебя люблю и хочу, чтобы ты был чистым и здоровым."
Малыши могут очень кричать и сердиться, когда их одевают на улицу, например. Так ведь они правы, потому, что это неприятно, в тёплом помещении столько на тебя надевают. Им нужно гораздо больше опыта, повторений, определённая внутренняя зрелость, чтобы понять, что это в их интересах, что на улице то холодно. Мы же, взрослые, часто очень торопимся требовать от детей того, что им ещё не по возрасту, не по силам. Чтобы отвлечь от плача, в ситуации одевания, наоборот, можно одновременно что то ласково приговаривать, сохраняя спокойствие и быстро действовать.
Обратили внимание? Три разных стратегии поведения взрослых:
- чтобы успел понять и рассмотреть "как делать" что то позитивное - медленно действуем - показываем, отдельно говорим простыми словами, немногословно объясняя;
- чтобы остановить негатив в критической ситуации, быстро действуем, останавливаем движением, затем по горячим следам, как только ребёнок успокоится, простыми словами спокойно объясняем;
- в процессе ситуации, когда ребёнок вынужден проживать что то необходимое, но то, что он считает негативом - сохраняя максимально спокойствие, переключаем внимание, отвлекаем, одновременно быстро двигаемся, делая нужное, и говорим, часто просто нежно что то приговаривая, повторяя одни и те же фразы.

Но, вернёмся к многострадальному котёнку. Важно обратить внимание на то, как мы сами себя ведём с этим котенком - не кричим ли мы на него, если он сделал лужу? Не хватаем ли за шкирку, не тыкаем ли носом в кучку в уголке? Не знаю, как у вас с этим дело обстоит, но такое бывает - родители требуют от детей нежного обращения с питомцами, а сами подобного примера не подают.
Если говорить о девятимесячном ребёнке, это ещё и возраст, когда мы начинаем показывать что и как мы делаем в жизни, медленно и молча. Приходится многократно терпеливо повторять, чтобы ребёнок рассмотрел, запомнил и стал повторять сам.
Ребёнок не знает, не умеет проявлять свой восторг экологичным способом. Он просто радуется, его ручки сжимают слишком крепко от радости взаимодействия с другим живым существом. Он не знает, что причиняет боль, ни в чём не виноват и, однозначно, не нужно надумывать что то негативное о его характере или природе. Мамины мысли, особенно постоянные, работают как программа, так как малыш связан с мамой напрямую от сердца к сердцу и всё "считывает". Особенно это касается детей до трёх лет, пока разум безсознательный.

Итак, мы останавливаем ребёнка движением - стоп, забираем котёнка, гладим котёнка медленно. Говорим - ему так больно, ему не нравится, видишь - он пищит, плачет по-своему. Если ваш малыш слушает и смотрит внимательно на вас, не пытается отнять животное, можно следом предложить - если он тебе нравится, давай его нежно погладим. И вот тут вы кладёте котёнка рядом с ребёнком и молча, очень медленно гладите котёнка, показывая как вы это делаете. Намеренно медленно, тогда ребёнок обратит особое внимание. Если ребёнок просто продолжает смотреть, предложите - давай его нежно погладим вместе. И помогите - ещё нежнее, ещё легче. Избегайте делать рукой ребёнка, особенно против его воли - рука взрослого сверху это всегда контроль. Лучше предложить - клади свою ручку на мою сверху, будем вместе гладить. И тогда ребёнок почувствует как вы двигаете рукой, когда гладите.
Как у вас дело пойдет, мне трудно сказать, не видя вашего малыша. Некоторые понимают достаточно быстро. Некоторым нужно много повторений. Придётся запастись терпением. Пока ребёнок не научится, одного с котёнком не оставляйте, только с присмотром. Это может быть трудно, но очень благодатно, вы будете на верном пути - ребёнок научится любить и уважать живое, заботиться.

Успехов!

Фото из интернета


Рецензии