Польша и независимость

Многие польские политики современности до сих пор вспоминают о существовании Речи Посполитой, её могуществе, говорят, что поляки и Москвой управляли.  Ведь праздник 4 ноября, который отмечается в «демократической» России, как раз проводится в день начала освобождения Москвы от польских захватчиков.  Но все это в далеком прошлом.  С тех пор в течение нескольких веков о суверенитете полякам можно было только мечтать.  Посудите сами.

В 1772 году произошёл первый раздел Речи Посполитой между Пруссией, Австрией и Россией, по которому к Австрии отошла Галиция, к Пруссии — Западная Пруссия, к России — восточная часть Белоруссии (Гомель, Могилёв, Витебск, Двинск).

Мрачные годы, последовавшие за первым разделом, сменились новым общественным подъёмом в конце 1780-х годов. В 1787 году началась новая русско-турецкая война, русские оккупационные войска были выведены из Польши. В 1788 году начал работу «Четырёхлетний сейм», поставивший перед собой задачу осуществления коренных реформ, способных обновить страну. Была выработана конституция, которая должна была ликвидировать пагубный принцип «либерум вето»(прим. – любой захудалый  лях мог наложить вето при выборах короля Польши, что приводило к многолетнему безвластию), обуздать шляхетскую анархию, смягчить крепостное социальное неравенство, ввести основы гражданского общества и установить прочную и дееспособную централизованную власть. Конституция 3 Мая 1791года  стала одной из первых в мире конституций.

Недовольные отменой «золотых вольностей» магнаты в поисках поддержки направились в Петербург и договорились о русской интервенции. Для оправдания интервенции ими был составлен акт конфедерации, фактически в Петербурге, но ложно помеченный Тарговицей — имением одного из конфедератов, вследствие чего конфедерация получила название Тарговицкой.

Императрица Екатерина II двинула войска в Польшу. Началась ожесточённая борьба приверженцев новой конституции против конфедератов и русской армии. После победы русских войск конституция была отменена, была установлена диктатура тарговицких конфедератов; одновременно в Польшу вошли и прусские войска, и был произведён Второй раздел между Пруссией и Россией (1793) земель Речи Посполитой. В Гродно был созван сейм, на котором было провозглашено восстановление прежней конституции; Варшава и несколько других городов были заняты русскими гарнизонами; польская армия была резко сокращена.

В марте 1794 года началось национально-освободительное восстание Костюшко. Костюшко, провозглашённый в Кракове «начальником восстания», разбил русский отряд при Рацлавицах и двинулся на Варшаву, где восставшее население уничтожило русский гарнизон; была занята Вильна. Летом восставшие выдержали осаду Варшавы русско-прусскими войсками. Однако, осенью повстанцы потерпели ряд сокрушительных поражений. Вскрылось отсутствие поддержки восстания белорусским и украинским населением. Костюшко был разбит при Мацеёвицах и попал в плен, предместье Варшавы Прага было штурмом взято Суворовым; Варшава капитулировала. После этого произошёл третий раздел (по договору, заключённому между Россией, Пруссией и Австрией в 1795 году) и Польша как государство перестала существовать.

Более столетия Польша не имела собственной государственности, польские земли находились в составе других государств: России, Пруссии (а впоследствии Германской империи) и Австрии (впоследствии Австро-Венгрии).

Наполеон, разгромив Пруссию, из части принадлежавших ей польских земель создал вассальное по отношению к Франции Варшавское герцогство. Россия признала это княжество во главе с преданным Наполеону саксонским королём Фридрихом Августом и получила Белостокскую область. В 1809 году, после победной войны с Австрией (в которой участвовали и поляки), к Варшавскому герцогству была присоединена Малая Польша с Краковом.

При нашествии войск Наполеона на Россию в 1812 году  5-й корпус Великой армии состоял из 3 польских дивизий и лёгкой кавалерии: 16-я дивизия (командир Зайончек), 17-я дивизия (Домбровский), 18-я дивизия (Княжевич).
Следующий раздел Польши произошёл в 1814—1815 годах на Венском конгрессе между Австрией, Пруссией и Россией. Большая часть бывшего Варшавского герцогства была передана России, Познань отошла к Пруссии, Краков был объявлен «вольным городом». Венский конгресс декларировал предоставление автономии польским землям во всех трёх частях, но фактически это было выполнено только в России, где, в значительной степени по инициативе императора Александра I, известного своими либеральными устремлениями, было образовано конституционное Царство Польское.
27 ноября 1815 года Польша в составе России получила свою конституцию, связавшую Польшу и Россию личной унией и позволявшую Польше выбирать сейм, своё правительство и иметь собственную армию. Наместником Польши был назначен сначала старый соратник Костюшко генерал Иосиф Зайончек, затем брат царя — великий князь Константин Павлович. Конституция, относительно либеральная вначале, позднее была ограничена. В Польском сейме появилась легальная оппозиция, возникли тайные политические общества.

На польских землях в составе Пруссии проводилась интенсивная германизация, польские школы закрывались. В 1848 году Россия помогла Пруссии подавить Познанское восстание. В 1863 году обе державы заключили Альвенслебенскую конвенцию о помощи друг другу в борьбе с польским национальным движением.

Положение поляков на землях в составе Австрии было несколько лучшим. В 1861 году был создан краевой сейм Галиции для решения вопросов местной жизни провинции, в котором преобладали поляки; школы, учреждения и суды использовали польский язык; а Ягеллонский (в Кракове) и Львовский университеты стали всепольскими культурными центрами.

После поражения России в Первой мировой войне было образована самостоятельная Польша, которая не только  успешно отразила поход войск Советской России в 1920 году на Варшаву, но и заключила мирный договор, по которому к Польше отошли земли Западной Белоруссии и Украины.  Но после начала Второй мировой войны уже в сентябре 1939 года эти земли вернулись  к республикам Советского Союза, и уже навсегда. После поражения Германии во Второй мировой войне на Потсдамской конференции с участием руководителей стран-победителей – СССР, США, Великобритании, были установлены новые границы Польши, которые существуют до настоящего времени. 

Но вот говорить о восстановлении суверенитета этого государства не приходится. В период с 1949 по 1989 год  правительство Польши и ПОРП (прим.- Польская объединенная рабочая партия – аналог коммунистической партии) выполняли решения ЦК КПСС и Советского Правительства, а после исчезновения с политической карты мира СССР выполняет указания  руководителей Европейского Союза, но в первую очередь США. Об этом свидетельствуют события последнего времени.

Визит президента Польши Анджея Дуды в Америку в очередной раз обернулся унижением Польши и ее лидера. Президент США Дональд Трамп не дал польскому коллеге однозначного согласия на размещение в Польской Республике американской военной базы, сказал, что Америка не будет вводить санкции против «Северного потока — 2», а при подписании договора о стратегическом сотрудничестве между Польшей и Соединенными Штатами не предложил Дуде сесть.

Предыдущая поездка президента Польши в Соединенные Штаты тоже стала для Анджея Дуды большим унижением. С польским лидером не встретился не только президент Дональд Трамп — с ним вообще никто не встретился из высших федеральных сотрудников Белого дома, Конгресса и Госдепартамента.

Во время майского визита Дуде пришлось ограничиться общением с губернатором штата Иллинойс и мэром города Чикаго. По возвращении в Польшу глава государства столкнулся с градом насмешек. Безжалостные газеты изображали Анджея Дуду скребущимся в окно Овального кабинета.

В Польше связали американский вояж своего президента с так называемым законом о Холокосте — поправками к закону об Институте национальной памяти, вводящими уголовную ответственность за приписывание полякам преступлений нацизма на оккупированной территории Польши. Еврейское сообщество США, имеющее огромное влияние на внешнюю политику Вашингтона и лично на Дональда Трампа, расценило эти поправки как попытку запретить говорить правду о Холокосте.

Чтобы вернуть расположение своего самого главного стратегического союзника, Варшава пошла на новое унижение и пересмотрела ту часть закона о национальной памяти, которая имеет отношение к Холокосту.
Уголовную ответственность за «польские концлагеря» и тому подобные выражения отменили.

Встрече Дуды с Трампом после демонстрации такой покладистости и уступчивости, вовсе не свойственной польской правящей партии «Право и справедливость», больше ничто не препятствовало. Польская власть возлагала огромные надежды на эту встречу. В условиях, когда над Варшавой маячит угроза потери европейского финансирования и лишения права голоса в Совете ЕС, польскому руководству кровно необходимо подтвердить статус Польши как самого значимого и ценного союзника американцев в Европе.

Поэтому Бельведер тщательно готовился к переговорам с Дональдом Трампом и пытался учесть психологию американского лидера. Исходя из того, что Трамп, прежде всего, — делец, Польша еще летом предложила Америке купить у нее геополитическую услугу, и заплатить 2 миллиарда долларов за американскую военную базу на своей территории. А перед вылетом в Вашингтон Анджей Дуда решил воспользоваться тем, что хозяин Белого дома по натуре очень тщеславен, и предложил назвать эту базу «Форт Трамп». Лесть Дуды оказалась безрезультатной. Встреча с Трампом не принесла Польше никакой пользы и закончилась полновесным национальным унижением.

Президент США не предложил Дуде сесть на церемонии подписания договора о стратегическом сотрудничестве между Польшей и Соединенными Штатами: Трамп подписывал договор, сидя в своем президентском кресле, Дуда — стоя, согнувшись над краешком стола.
Сознательно пошел американский президент на унижение польского коллеги или просто отмахнулся, как от несущественного, от того, что Польша — такой же равноправный субъект международного права, как США, и при общении с этой страной нужно соблюдать дипломатический этикет и элементарные правила вежливости, — не столь важно. Это вопрос из серии: что слаще — хрен или редька?

Другое дело, что полякам, возможно, не так тяжело было бы переживать унижения от Дональда Трампа, если бы встреча с ним оказалась успешной. Но те «прогибы», на которые пришлось пойти Польше, оказались бесполезны.
Трамп не сказал простого и ясного «да» американской военной базе на территории Польши, сказал, что не будет вводить санкции против российских и немецких компаний, занимающихся строительством газопровода «Северный поток — 2», и не присоединился к словам Дуды про «агрессивное поведение России».

Вопрос об американской базе повис в воздухе. Польский президент подтвердил, что Варшава готова взять на себя расходы по строительству «Форта Трамп». Президент США в ответ заявил, что Белый дом «изучает возможность» размещения в Польше военной базы. Ни «да», ни «нет» не прозвучало.

«Признавая важность укрепления и расширения присутствия НАТО на восточном фланге и европейской инициативы сдерживания, Польша и США обязуются рассмотреть варианты укрепления военной роли Соединенных Штатов в Польше», — говорится в итоговой декларации, которую подписали американский (сидя) и польский (стоя) лидеры. Никакой конкретики. Просто «ни о чем».

«Это партнерство имеет важное значение в свете все более серьезных проблем, связанных с безопасностью, которые являются следствием агрессивного поведения России, распространения оружия массового уничтожения во всем мире, с терроризмом, организованной контрабандой иммигрантов и напряженностью на Ближнем Востоке», — сказал Анджей Дуда о союзе Польши с Америкой.

Трамп на пассаж о России ответил, что у Польши и России «сложная история отношений», поэтому у поляков есть основания беспокоиться. Такое Дуде мог бы сказать и Владимир Путин в Кремле. Еще бы и сесть предложил.

«Я думаю, что Россия действовала агрессивно. Она уважает силу, как и все другие», — ответил президент США на вопрос, прав ли его польский коллега в своем страхе российской агрессии.

В этом ответе — разгадка хамского поведения американского лидера.
Дональд Трамп сам ценит и признает только силу, поэтому он не уважает и всячески оскорбляет тех, кто пытается разговаривать с ним с позиции слабого и просящего.

Всем, кто зависим от «зонтика безопасности» США, приходится проходить через это ритуальное унижение. Трамп кидался конфетами в Ангелу Меркель, «стряхивал перхоть» с Эммануэля Макрона, пинал главу правительства Черногории и называл президентов Прибалтики «очень тупыми людьми».

Даже лидеру маленькой, но независимой от США Северной Кореи при встрече с Дональдом Трампом доставалось больше уважения, чем зависимым от американцев союзникам. Не говоря уже о президенте России и председателе Китайской народной республики.

Польское руководство само унижало Польшу в попытках добиться расположения Вашингтона. Умоляло о военной защите, словно Польша — это то же, что прибалтийские лимитрофы, в принципе не способные сами себя защищать. Пересмотрело свое святая святых — историческую политику. «Форт Трамп» этот — просто какой-то позор.

И вот итог такой политики.

Никаких прорывных для Польши соглашений от президента США не удалось добиться, а в Овальном кабинете для президента Польши не нашлось лишнего стула.
Стоила ли эта цепь унижений такого результата? Стоит ли вообще польской национальной гордости отказ от независимой политики ради равнения на США?

Договор о стратегическом партнерстве между США и Польшей, подписанный двумя главами суверенных государств, вызвал в шляхте неоднозначную реакцию. С одной стороны, лизать сапог сюзерену ей не привыкать. С другой, нельзя же так демонстративно показывать гордому польскому обществу истинное место Польши в геополитической иерархии.

Бывшие и действующие польские политики разразились гневными высказываниями в соцсетях. Подключились рядовые сограждане. В общем, позор, который можно было смыть только кровью. Хотя бы малой.
На роль сакральной жертвы назначили мало кому известного Ивана Шило, сотрудника вещающего из Польши телеканала Belsat TV, который позиционирует себя как первый независимый телеканал в Белоруссии. Этот наглец перепостил фотку из Твиттера американского президента, сопроводив его язвительной подписью: «Слева — президент Польши».

Бывший пресс-секретарь МИД и экс-посол Польши в Канаде Марчин Босацкий на своей странице в Твиттере опубликовал фотографию предыдущего подписания этого же документа, в 2008 году. Как бы сравнивая две ситуации: слева, с министром иностранных дел Радославом Сикорским, снимок хороший, а справа, с Дудой, — плохой. Дескать, были люди в наше время, не то, что нынешнее племя. Не давали унизить нацию.

Но это тоже не вся правда. Этот же самый Радослав Сикорский однажды тихонько шепнул своему соратнику: «Мы поссоримся с Германией, с Россией и будем считать, что все прекрасно, потому что мы отсосали у американцев. Лохи. Абсолютные лохи». То есть, разница между снимками в том, что в 2008 году унижение нации было непубличным, а через десять лет страна о нем узнала.

Но теперь, после увольнения Ивана Шило, все проблемы позади — честь Польши восстановлена. Правда, фотография в Твиттере Трампа никуда не делась, ею по-прежнему может полюбоваться любой желающий из любого уголка планеты. И ведь наверняка желающие любуются и посмеиваются над независимой Польшей. Ибо если раньше многие догадывались о настоящем месте этой страны за столом сильных мира сего, то теперь имеют яркую иллюстрацию.

Где-то в углу. Даже без приставного стула.

P.S. Самая свежая новость. Польша решила не называть планируемую американскую базу «Форт Трамп», но зато собралась закупать американское оружие для своей армии.   И похоже, что дипломатические старания Анджея Дуды в Вашингтоне увенчались успехом, и усилению военного присутствия США на территории Польши всё-таки быть, прямо как они и мечтал. А ради исполнения мечты чем только не пожертвуешь, не правда ли? Будь то чувство собственного достоинства и репутация в глазах электората или же 38 гектаров лесов, которые США планируют вырубить вблизи военной базы Подвиз ради строительства инфраструктурных объектов.

Чтоб вы понимали, 38 Га – это примерно 53 футбольных поля. На кой черт им нужно так много – не моего ума дело. Меня больше волнует, почему польское руководство так легко расстаётся с лесами, которые, на секундочку, находятся под защитой европейского проекта Natura 2000. Теоретически, этого должно быть достаточно, чтобы остановить вопиющее варварство, но нет. Ради подрядчиков США в природоохранном ведомстве Познани согласились сделать исключение. Аргумент здесь очень простой: общественная безопасность важнее, чем какие-то… птицы. Каким образом «комплекс для хранения заблаговременно произведенных запасов и проведения техобслуживания» (читай «склады и станции ТО») обеспечат общественную безопасность, я, если честно, не знаю.

В ЕС, кстати, вполне могут выразить Польше протест. Тем более что прецеденты уже были, когда европейский суд решил, что Польша нарушила законы Евросоюза, начав масштабную вырубку леса в Беловежской пуще. Штрафов только никаких не последовало, а жаль. Похоже, что в Варшаве после этого решили, будто европейские природоохранные законы можно игнорировать, раз за их нарушение всё равно не наказывают.


Рецензии