Русские добровольцы в Африке

Еще совсем недавно самой таинственной и закрытой частной военной компанией в России являлась так называемая ЧВК Вагнера, чьи бойцы участвовали в событиях в Донбассе и Сирии.

Недавно телеканал «Дождь» сообщил о новой ЧВК – «Патриот», которая не только переключила на себя серьезные заказы по военной части, но и, как предполагают, могла быть причастна к гибели российских журналистов в Центрально-Африканской Республике.

На немногих имеющихся сайтах официальных ЧВК указаны требования, как к Джеймсу Бонду: знание английского, приличный внешний вид, отсутствие судимостей и проблем с законом. По факту  у около 70% были как раз таки проблемные – кто с законом не поладил, у кого долги. Так что отбор очень простой: пробежал 3 км, отжался 15–20 раз, держал оружие в руках – уже годен. Сейчас вот сирийская эпопея подходит к концу, и направление командировок меняется.

 «Патриот» – условное название, как, впрочем, и «Вагнер».  Законодательство многих африканских стран позволяет регистрировать и ликвидировать любое ИП или ООО в течение суток. Открыл военную или охранную структуру – и стреляй на законных основаниях. В структуре «Патриота», насколько известно, более 10 фирм, читай: отрядов или мини-ЧВК, со своими задачами. Работают они в Судане, Габоне, Центрально-Африканской Республике. Вместе это тысячи человек.

По словам эксперта, Россия оказывает помощь по сохранению госстроя в алмазоносной ЦАР, где воюют между собой три разные группировки. Фактически – охраняют президента.
Официально Россия еще весной отправила в ЦАР 5 военных и 170 гражданских советников, – подтвердил Шабаев.

Спецы из России живут в бывшей резиденции президента-«людоеда» Бокассы. И по этому же адресу заезжали журналисты из России как раз в день, когда их убили.
В целом вооруженные русские люди в Африке – уже давно не редкость.

В этом году частные военные, которые в США действуют абсолютно легально, в отличие от России, обратились к Трампу, что они недозаработали на контрактах 3,7 млрд долларов. В это же время на международном охранном рынке появляются полуофициальные структуры из России, которые берутся делать ту же работу со значительным дисконтом и часто не хуже по качеству...

Закон о ЧВК мусолили несколько лет, но так и не приняли. Правительство разгромило законопроект. Государство не готово узаконивать никакие частные армии и давать коммерсантам оружие. Но от использования людей, которых как бы нет, тоже не отказывается. При этом практика уже наработана.

По договорам они – охрана, сотрудники нефтяных компаний, специалисты, советники, консультанты – кто угодно, только не военные. В договоре стоит пункт о неразглашении информации о работе в течение 5 лет.
У «Вагнера» до последнего времени платили 150–240 тысяч рублей в месяц, иногда плюс «боевые» 3 тысячи в сутки. В «Патриоте», говорят, ставки выше – от 400 тысяч до мил-лиона.

Но там и задачи серьезнее:  не только охрана, но и интеллектуальные, и информационные, и киберуслуги, если нужно. И отбор соответственный – люди с серьезным послужным списком, а не просто добровольцы с желанием повоевать.

 Обязательно указываются ближайшие родственники, с которыми связываются в случае гибели. Страховка за «200-й» (труп) – 3–5 млн рублей родственникам. Оговорено, что компания приложит все усилия по доставке тела на родину, но не гарантирует этого. Раненых вывозят и лечат бесплатно в военных госпиталях. Документов во время командировки ни у кого при себе нет, выдаются только жетоны, по номерам на которых узнают убитых и раненых. Общаются тоже позывными, фамилии даже не все знают. Телефоны забирают, чтобы не было утечки, но некоторые опытные товарищи выходят из положения – приобретают мобилы на месте.

Юридически они – никто. Работают формально на частный бизнес. При этом их бросают в боевые ситуации. Даже за ранения они получают разовые компенсации, а дальше как им жить? В случае гибели пенсия семье также не назначается. Эти люди оказываются вне правового поля. Их компании, кстати, все зарегистрированы в офшорах и в бюджет со своих заработков ни копейки не платят. При этом рядовых ребят, как уже было, могут бросить на уничтожение. Нельзя так подло к людям относиться. Если государство хочет привлечь военных спецов для решения своих задач – возвращайте их на службу. Со всеми условиями. Но выгоднее действовать через неформальную контору.


Рецензии