Такое вот кино или легко ли стать израильским шпио

Ехать впервые в составе студенческого строительного отряда (ССО), о которых мы первокурсники были наслышаны, форма которых приводила в восторг, хотелось. Особого отбора у нас не было, в принципе любой студент мог заявить о своём желании и ехать. Другое дело, если  тебе хоте-лось ехать с ССО на Колыму или Алтай, а тебе предлагалось ехать туда, куда дана разнарядка для твоего института. Я не был придирчив. Если тебе предлагают ехать в Азербайджан – почему бы и нет. Но вот форма получена и наглажена, эмблемка твоего отряда пришита на карман или рукав, крошечный рюкзачок собран.
Утром 5 июля 1965 года мы начали собираться у института. Пришли и наши девчата, которые никуда не ехали, но провожать - дело святое. Шумный сбор во дворе института завершился построением, напутственными речами комсомольских вожаков. Колонной мы пошли на вокзал, благо Казанский вокзал от института буквально в одном километре. Я снимал фотоаппаратом и кинокамерой.
Затем более суток в поезде. Спалось очень хорошо. Запомнилось, что проспал 17 часов под-ряд. В Сумгаите нас разместили в доме квартирного типа, а вскоре сумгаитский суперфосфатный завод стал для нас своего рода испытанием. Очень трудно работать в такую жару, собственно труд у нас был - принести, подать, прокопать канаву. Хотя изначально мы думали, что, судя по названию, будем работать в химпроизводстве, работали мы как строительные рабочие. Зато как приятно было вечером после работы окунуться в Каспийское море, а потом растянуться на бетонных плитах и кубах, из которых и состоял здесь берег. Обедали мы в заводской столовой и, на первое нам давали совершенно грязно-белый суп с противным кислым вкусом. Нам сказали, что это что-то типа местной окрошки. Я пытался его есть, но тошнило от вида, цвета, запаха и вкуса. Но к концу нашего срока постепенно привыкли сначала к запаху - все местные его ели и нахваливали - а потом и к вкусу. Котлеты почти без мяса, а гуляш частенько с тухлятинкой.
Выходные каждый использовал по-разному. Я зарядил свою кинокамеру пленкой, вставил ту-да батарейку, сунул все это в крошечную торбочку, закинул её на плечо и поехал в группе коллег на электричке в Баку. На вокзале мы все разбились на небольшие группы по интересам, а потом вообще каждый пустился «в свободное плавание». Центр города, набережная, знаменитая «девичья башня», солнце, соленый морской ветерок, что может быть прекрасней. Я же был арестован как израильский шпион. Легко ли стать израильским шпионом? Нет ничего проще. Для этого надо чего-нибудь слегка нарушить, попасться на этом нарушении, ну и непременным условием является наличие компрометирующих материалов, однозначно доказывающих, что ты иностранный шпион. Итак, по порядку. По молодости лет я не знал, что существует запрет на съемку в кафе, ресторанах. Вернее съемка возможна, но только с разрешения руководства. А мне как раз –попалось красивенькое такое кафе или ресторан в национальном стиле, Снял его снаружи, захотелось подтвердить, что и внутри этого самого колорита в достатке. Зашел. Огляделся. Красиво. Надо снимать. Камеру наизготовку, начинаю съёмку и вдруг вижу в глазок камеры, что на меня несется какой-то амбал. Тут у меня изображение закрутилось. Пришлось спусковой курок отпускать. Тут и ещё один подскочил. – «Здесь нельзя снимать! Зачем снимал? Засвечивай пленку!». Мне понятное дело жалко засвечивать, ведь там вся Сумгаитская эпопея от начала до конца. Делаю скорбное лицо и открываю камеру. Вот – засветил. Они успокоились. Вскоре (какова оперативность) меня ведут к мотоциклу с коляской, а через несколько минут в ближайшем отделении милиции приступили к допросу этого подозрительного парня. Для начала выпотрошили мою торбу. Внимательно осмотрели всё. Заинтересовались записной книжкой. А у меня там были записаны адреса всех моих зарубежных коллег – филателистов. Немцы – есть, израильтянина – целых два, поляки – те просто переполнили чашу терпения старшего лейтенанта (азербайджанца). Он то и рапортовал вошедшему капитану (русскому) о том, что, мол, задержан израильский шпион, снимал запрещенный к съёмке объект, документов не имеет. Начальник отделения посмотрел, видимо, на моё безусое лицо и ласково спросил – «Рассказывай, что ты тут натворил». Я всё и рассказал. И про то, что не шпион, а студент из Москвы, про суперфосфатный завод, про первый выезд в столицу, про филателистов и их адреса, про паспорт, который по случаю жары в карман засовывать не хотел, а в торбочку класть документы посчитал опасным – можно вытряхнуть. Вывел он меня на улицу – «Иди, мальчик». Тут уж я встал на дыбы. Завезли невесть куда, а теперь иди. Куда идти не знаю, надо на вокзал, скоро чуть ли не последняя электричка. И тогда капитан вызвал подчиненного, посадил меня всё на тот же мотоцикл и, вскоре, я был на вокзале. Но и сейчас у нас есть возможность посмотреть эту пленку. «А как же засветка?» - скажете вы. В этом деле была маленькая хитрость. Кинокамера «Спорт» была с электроприводом и имела 2 отделения, в одном, как и положено пленка, а во втором, которое открывается точно также, только с другой стороны, электродвигатель. Вот его то я и открыл, имитируя засветку. Хитрость удалась.


Рецензии
"Шпиономанией", Владимир, маялись тогда( не знаю как сейчас...)мвдэшники, наверное, всех приморских городов....Я в августе 1959 года отдыхала в Сочи с подругой и однокурсником, фотоаппарат "Смена" был только у меня, и мы всё кругом снимали, проявляли пленку и заряжали новую...Снимал чаще всего Игорь.Однажды он один вечером чуть припозднился на пляже и его увезли в отделение и заставили засветить плёнку(к сожалению, не было на фотоаппарате никаких хитрых приспособлений для предотвращения этакого безобразия...)и пропали часть наших общих кадров...А вы молодец! Вам удалось сохранить плёнку. Удачи вам и здоровья.

Лидия Нарицына   30.08.2022 10:31     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.