1. 22. В Феодосию

Новый год у всех нас, как правило, сопряжен с большими надеждами, ожиданиями перемен к лучшему.
В январе 1940-го жизнь Петра Пискунова круто изменилась.
Из документов следует: он, шестнадцатилетний подросток, стал учителем начальной школы в Русской Антоновке
Тельманского района Крымской АССР.
{12.3}
Точно так же спустя полвека дочь моя Люба, заканчивая, как ее дед, педагогическое училище,
последние полгода совмещала учебу и работу по избранной специальности...

Но прежде отцу нужно было сдать экзаменационную сессию.
 
Несмотря на то, что мой дед был далеко не последним человеком в колхозе, жизнь, увы, не казалась легкой.
Тимофея Федоровича, как и многих его односельчан, постоянно одолевали заботы о том, чтобы накормить,
одеть и обуть своих многочисленных детишек.
Из отцовских рассказов я знаю, что питались едва ли не впроголодь.
Младшие братья и сестры, как и во многих других семьях, подрастая, донашивали за старшими
чиненую-перечиненую одежду и обувь.

Несомненно, страна развивалась и крепла в предвоенный период. 
С 1928 по 1940 год национальный доход в СССР увеличился более чем в 5 раз.
Однако выдерживался жесткий государственный курс на модернизацию, ускоренное развитие индустрии.
Оправдан ли был подобный подход, неизбежен ли?

Можно как угодно относиться к Сталину, ненавидеть его.
Но нельзя отрицать значение и правоту слов, сказанных им в начале 1931 года: 
«Мы отстали от передовых стран на 50–100 лет.
Мы должны пробежать это расстояние в десять лет.
Либо мы сделаем это, либо нас сомнут».
{Правда, № 35 за 5.02.1931 – С.1}

И такой рывок был совершён!
По общему объему промышленной продукции наша страна в 1937 году вышла на первое место в Европе
и второе – в мире (после США).
За 1933–1938 годы почти в четыре раза увеличила выпуск продукции оборонная промышленность,
быстрыми темпами развивались её новые авиационная и танковая отрасли.
В ходе предвоенных пятилеток была создана мощная индустриальная база на востоке, призванная дублировать
расположенную в европейской части страны.
Третий пятилетний план предусматривал еще полней сочетать решение задач общехозяйственного развития
с экономической подготовкой к надвигавшейся войне.
{См.: 13.209}
Во многом благодаря всему этому нам  удалось выстоять в схватке с Германией.

Между тем «такая направленность экономического развития, а также возросшие расходы на оборону
не могли не отразиться на благосостоянии населения, в том числе работающего;
на обыденной жизни граждан».
{13.138}

Жители сёл ездили в города в поисках мануфактуры, обуви, одежды.
С осени «стали расти очереди и за продуктами».
{13.4.60}
В декабре была запрещена продажа муки в сельских районах.
{См.: 14.132, с.265} 
 
С целью снижения дефицита товаров в 1939 году были повышены  розничные цены на ткани, нитки,
швейные и трикотажные изделия, часы, ковры, клеенку, пластмассы, валяную и фетровую обувь и другие товары.
В 1940 – подорожали спички, хозяйственное мыло, электролампы, кожаная и резиновая обувь, ряд металлоизделий,
что делало их малодоступными. 
К тому же «уровень торговли и ассортимент товара на селе был намного ниже, чем в городе, и не соответствовал
росту покупательского спроса».
{См.: 13.138}

И все-таки все трудности, недостатки, нужда воспринимались как временные. 
Люди испытывали гордость за то, что на глазах крепла их страна – Советский Союз.
«Постоянными спутниками советского человека того времени, – признают современные исследователи, –
были оптимизм, готовность к трудовому подвигу ради процветания государства, энтузиазм.
И всё это делало народ уверенным в беззаботное и радостное будущее».
{13.131}

Не исключением являлся и мой шестнадцатилетний отец.
Трудности его не страшили, в лишениях и невзгодах люди рано взрослеют.

В Счастливцеве с продуктами было наверняка легче, чем в Феодосии.
Как отмечают историки, в структуре доходов сельских жителей в те годы почти половину составлял
доход от личного подсобного хозяйства и лишь 39,7 процента – от колхоза.
{См.: 13.138}
Так или иначе шестнадцатилетний подросток навьючился котомками с продуктами для себя и дальних родственников,
у которых предстояло остановиться, и двинулся в путь.
 
Как выбирался он с поклажей из Счастливцева?
Тупиковая железнодорожная ветка дореволюционной постройки, тянувшаяся до середины Арабатской Стрелки,
была разрушена в Гражданскую войну. 
Так  что пришлось парнишке, по-видимому, ловить попутку до Геническа.
Оттуда ходили поезда в Новоалексеевку, через которую он и добрался в Джанкой.

А дальше – привычный для него маршрут:
21  километр от Джанкоя до станции Колай  (ныне Азовская); 
41 – до Сейтлера (Нижнегорская);
61 – до Грамматиково (Краснофлотская);
87 – до Ислям-Терека (с 1945 го Кировская);
101 – до узловой железнодорожной станции Владиславовка, где начинается еще и линия до Керчи.

В 115-ти километрах от Джанкоя – станция, которая изначально называлась Феодосия, с 1907 года – Сарыголь,
как предместье, а сейчас – Айвазовская.
После короткой остановки поезд отправляется дальше.

Чтобы представить, что видел отец, воспользуемся сайтом «Ялта. Путеводитель».
Вот слева за окнами вагона показывается море.
Через миг открывается «широкое устье реки Байбуги, больше напоминающее морскую бухту…»
{13.144}
С противоположной стороны тянется проспект Ленина (до 1918-го –  Екатерининский проспект,
с 2003-го носит имя Айвазовского) – одна из центральных улиц.

Поезд ныряет под пешеходный мост, называющийся Межениновским, или Сарыгольским.
На ажурных чугунных перилах сохранилось дореволюционное заводское клеймо «Нудельман. Одесса».
Не знаю, видел ли отец сооружение трехарочным, или боковые арки были уже к тому времени заложены кирпичом.
{См.: 13.4.62}
 
Справа от моста – дача Стамболи, больше похожая на ханский дворец в стиле модерн с мавританскими мотивами.
Вот она, вверху на фотографии.
 
После революции здесь был открыт один из первых в Крыму санаториев для трудящихся,
перед войной он получил имя Сталина. 
{См.: 13.4.61}
Возможно, это случилось накануне приезда отца, по случаю 60-летия вождя, оно праздновалось в декабре 1939-го.
{14.123, с.239}
Ныне этот объект, не избежавший разрухи, арендует Черноморский центр подводных исследований,
которому после присоединения Крыма к России были выделены средства на ремонт и реставрацию дворца.
{См.: 13.179}

За переездом – дореволюционные «виллы богатейших промышленников и иных достойных граждан Феодосии, Крыма
и обеих столиц.
От проспекта Айвазовского поезд отделяет лишь невысокий заборчик из серого камня; вы как будто плывёте над медлительной людской рекой, текущей у подножья вилл, ставших теперь корпусами
санатория Волна».
{13.144}

Наконец, поезд замедляет ход и, лязгая сцепками, останавливается у белокаменного, из инкерманского известняка, вокзала.
Таким его видел мой отец.
И таким ему оставалось быть недолго: в 1941-м оно было полностью разрушено.
«От прежнего здания вокзала, – сообщается на сайте «Таврида сегодня», – сохранилась лишь гранитная ступень
у главного входа».
{13.145}

Забросив свои вещи к родственникам, отец отправился в училище.
Сведения о месте, куда он держал путь, выуживаю на сайте «Феодосийская финансово-экономическая академия».
По улице Розы Люксембург (до революции – Крепостная, теперь – Адмиральский бульвар) он подходил к площади.
Над нею возвышалось двухэтажное, а  со стороны главного фасада трехэтажное, на высоком цоколе, здание,
резко выделявшееся среди окружающей постройки.

Оно было возведено еще в 1890 году для мужской гимназии.
В годы гражданской войны здесь размещалось Константиновское военное училище, входившее в Добровольческую армию.
После установления советской власти в здании располагался техникум народов Востока, затем интерпедтехникум,
а также открытый в 1939-м учительский институт. 
{См.: 13.142}

На сайте  Феодосийского музея Марины и Анастасии Цветаевых говорится: здешний дореволюционный учительский, 
преобразованный в педагогический институт, в 1920-м  «стал называться Институтом народного образования,
а с осени 1923 года был реорганизован в педагогический техникум с сельскохозяйственным уклоном».
{13.140}
Он упоминается в путеводителе 1924 года.
{См.: 13.141}
На сайте «Киммерия» уточняют: это был интернациональный педагогический техникум имени Кирова
с преподаванием на русском, немецком и еврейском языках.
{13.178}
 
Думаю, отца не могли не впечатлять высокие потолки, просторные классы, большие окна, мраморная лестница,
которая вела от парадного входа на первый и второй этаж.
«До сих пор сохранились железные кольца, которые поддерживали устилавший лестницу ковер». 
Большой двор был обнесен ажурной чугунной оградой.
{См.: 13.142}

Недели две-три обычно длится экзаменационная сессия.
Так что не позже чем в конце января, успешно сдав зачеты и экзамены, отец получил направление на работу.
 
Думаю, испытал он целую гамму чувств.
Тут и гордость за себя, в свои шестнадцать лет получившего право стать учителем начальной школы.
И смятение, беспокойство, тревога, волнение при мысли о том, справится ли…


Рецензии