До свиданья, Машенька!
- Машенька, да ведь далековато идти придется. Минут сорок, не меньше.
- Вот и хорошо. Подышим, поболтаем немножко.
Они стояли на остановке уже полчаса, а автобус все не приезжал. Маша стала понемножку замерзать. Да и скучно было просто стоять и ждать в людской толпе, которая все больше разрасталась.
Ольгу Ивановну, сотрудницу их отдела, Маша заметила давно. Та стояла в сторонке с отрешенным лицом, и Маша долго не смела подойти к ней. Ольга Ивановна казалась двадцатитрехлетней Маше очень взрослой солидной дамой, к которой запросто не подойдешь.
Ольга тоже увидела Машу, приветливо кивнула ей, и только. Она отошла чуть в сторонку и устало прикрыла глаза. Хотелось поскорее домой. Поужинать и лечь с книгой на диван.
***
Маша Любимова пришла к ним в отдел пару месяцев назад. Говорили, она вышла недавно замуж и перевелась к мужу из другого города. Ее посадили за соседний стол, и Ольга невольно наблюдала за новенькой. Маша иногда задавала ей вопросы по работе. Она старалась побыстрее стать полноценным сотрудником.
Девчонка была милая, приветливая. Хорошая девчонка. Только молоденькая совсем. Ольге было тридцать пять. За плечами два неудачных брака, смерть ребенка. О чем ей говорить с зеленой девчонкой? Да и не любила она никого впускать в свою жизнь.
Ольга вспомнила, как недавно Маша повернулась к ней и принюхалась:
- Ой! Ольга Ивановна, как от вас пахнет приятно! Что за аромат такой чудесный?
- Я на днях купила французские духи. КлимА. Вот сегодня ими надушилась.
- Как здорово! - воскликнула Маша, сияя большими карими глазами.
На другой день, собираясь на работу, Ольга снова побрызгалась этими духами.
И снова Маша обрадовалась дивному аромату.
- Машенька, никто, кроме вас, внимания на мои духи не обратил, - улыбнулась Ольга.
- А я очень люблю хорошие духи. У меня настроение сразу повышается. Вы всегда душитесь ими, ладно? - говорила Маша, согревая Ольгу восхищенным взглядом.
И вот сегодня после работы они встретились на остановке. Маша подошла и предложила:
- Давайте пешком, а? Вон как снег красиво падает!
Ольга не смогла ей отказать, и они двинулись в путь.
***
- Машенька, вы хотели мне что-то рассказать?
- Я хотела посоветоваться с вами. Что-то я заблудилась в своих чувствах, Ольга Ивановна. Не знаю, что мне делать.
- Ну, тогда рассказывайте, Маша.
- Как бы это...Вот иду домой. Вроде радоваться надо. А меня ноги туда не несут, понимаете?
- А кто вас дома ждет?
- Муж и его родители.
- Вы живете вместе?
- Да. Мы сначала в молодежном общежитии жили. Месяца два. А потом нам пришлось съехать оттуда. Мы попытались квартиру снять у кого-нибудь, но не получилось. Пришлось переезжать в дом к родителям мужа.
- Машенька, к вам плохо относятся в этом доме?
- Ой, Ольга Ивановна, вроде и неплохо. По крайней мере, стараются делать вид, что все нормально. Но... тошно мне там. Чужое все. И дом этот, и люди.
- А муж?
- И муж тоже. Вот сейчас приду домой, он будет чернее тучи. Станет смотреть на меня подозрительно, словно я где-то пила-гуляла.
- А вы, Машенька, расскажите ему, как вы любовались снежинками.
- Я пыталась объяснить, что после работы мне хочется прогуляться, подышать. Он не понял. Словно я говорила на иностранном языке.
- А вы пробовали пригласить его погулять с вами, Машенька?
- Конечно. Не раз. Только он считает, что я должна явиться домой и немедленно приниматься стряпать и убираться. А ему полагается поесть и дремать весь вечер у телевизора. Он отцу своему подражает. Пока жили в общаге, было куда веселей. А как переехали в этот дом, все. Будто мы постарели лет на пятьдесят.
- Вы намекаете на патриархальный уклад, Маша?
- Да уж. Еще какой патриархальный. Когда я увидела свою свекровь, подумала, ей лет семьдесят, не меньше. Оказалось, она всего-то на пару лет старше моей мамы. Моей пятьдесят четыре, но когда она принарядится, подкрасится, ей больше сорока пяти не дашь. А свекровь выглядит как старуха. Да и не ходят они никуда вдвоем со свекром. Тот по воскресеньям надевает костюм, шляпу, и отправляется гулять один. А жена чистит, моет, готовит, кур кормит. Некогда ей наряжаться. Я посмотрела на все это и такая тоска меня взяла. Думаю, вот какое будущее меня ждет.
- Может, вы преувеличиваете, Машенька? Все-таки, ваш муж современный молодой человек.
- Я тоже на это надеялась, Ольга Ивановна. Но, как только мы в этот дом треклятый переехали, он сильно изменился.
Недавно я решила одежду перестирать. У них в доме горячей воды нет, надо сначала в большой бак воды налить. Потом его поставить на плиту. А когда вода нагреется, вылить весь этот бак в машинку. И я после завтрака попросила мужа помочь мне. Тяжело ведь. Так они все с таким осуждением смотрели на меня. А я не пойму, что я сделала не так. Оказалось, у них не принято, чтобы муж помогал жене. Дома он должен отдыхать. В карты играть, телевизор смотреть или дремать. А жене отдыхать не положено. Представляете, Ольга Ивановна, всю тяжелую работу жена должна в одиночку делать. Вот почему свекровь так постарела рано. И меня это же ждет.
- Машенька, вам поговорить с мужем надо. Может, квартиру поактивнее поискать.
- Он очень изменился. Когда я ему напоминаю его предсвадебные обещания, он злится, кричать начинает. Даже просто поговорить не удается. И вообще, оказалось, мы настолько разные. Я привыкла перед сном умываться, зубы чистить. А они считают, что я слишком много воды сливаю. У них принято мыться раз в неделю, в бане.
И вообще, не умею я жить в таком доме. Так неудобно. И душно очень. Печку натопят и нельзя даже форточку открыть. Тепло надо беречь. А я так не привыкла. Всегда с открытой форточкой спала. Вот и мучаюсь.
- Да, понимаю вас, Машенька. Городскому жителю жить в деревне нелегко.
- Что мне делать, Ольга Ивановна? Посоветуйте что-нибудь.
- Маша, а сами вы что думаете? Вам чего хочется?
- Честно говоря, больше всего хочется проснуться и обнаружить, что это все только дурной сон.
- Так, может быть, вы не того человека себе в мужья выбрали, Машенька?
- Я иногда тоже об этом думаю. Но, как дойду до этого места, мне страшно становится. Что ж теперь, разводиться, уезжать?
- Может и разводиться. Детей у вас пока нет. Вас легко разведут.
- Позор какой, Олечка Ивановна! Люди-то что скажут?!
- Люди разные. Всех не переслушаешь. Жизнь должна радовать, а не тоску нагонять. Подумайте об этом, Маша. Вы молодая, красивая. встретите еще своего человека. Чтобы не лямку тянуть, как на каторге, а в радости, в любви жить.
Они дошли до остановки, где Ольга обычно выходила. Остановились возле продуктового магазина. На витрине сияла разноцветными огнями новогодняя елка. На двери висел красочный плакат "С наступающим Новым 1981-м годом !
- Вот и пришли, Ольга Ивановна, - с сожалением проговорила Маша. - Вам теперь домой. А мне дальше. Спасибо вам.
- За что же, Машенька?
- Просто выслушали меня, по-доброму со мной поговорили. Мне легче стало.
- Ну, вот и хорошо. До свиданья, Машенька.
Свидетельство о публикации №218102300104
Валерий Столыпин 23.10.2018 06:27 Заявить о нарушении
Ирина Полонская 23.10.2018 10:18 Заявить о нарушении