Книга даров человеческих. 2 Разговор с ангелом

2. Разговор с ангелом.

Меня зовут Юна, мне пять  лет и мы недавно переехали из барака  в новый пятиэтажный дом. Наша квартира на четвертом этаже и у нас целых две комнаты. Я живу  с мамой и старшей сестрой Галей. Галя уже давно ходит в школу , сейчас она в шестом  классе и её часто нет дома – она учится, а потом идет гулять. Мама все время работает  - днем на стройке , управляет большой машиной, которая всегда должна крутиться, иначе там застынет что-то, вечером моет пол в соседней школе, а ночью шьет платья на заказ.
Я подолгу нахожусь дома одна, из садика пришлось меня забрать, я там всю дорогу болела.
Дома на кухне есть маленький шкафчик , полный тоненьких детских книг.  Мама научила меня читать, сказала, что в школу не возьмут, если я не научусь .  И вот теперь, каждый день, когда я остаюсь одна, обязательно  просыпаюсь до ухода из дома мамы и сестры, бегу на кухню, вытаскиваю из шкафчика стопки книжек , складываю их на кухонный стол, поближе к окну , потом сама залажу на этот стол и прячусь за шторой – всё, спасена!
Летом хорошо, рано  светает, а вот зимой. Зимой я подолгу сижу  у окна , смотрю на улицу, на огни окон соседних домов и на то как люди внизу идут по своим делам. Жду, когда станет светло, тогда я смогу начать читать.
Мама  говорит, что бояться нечего , однажды ночью она пошла со мной ,  зашла в страшную кладовку, закрыла дверь и осталась там внутри одна без света! Я стояла рядом с дверью, мама сказала : « Ну вот видишь, никто меня тут не трогает, никого нет».  Мне было так страшно, я бы ни за что не смогла повторить такое.
Когда мы жили в бараке, меня отпускали гулять , там все были знакомые, мы бегали одной ватагой за телегой старого Ваджи, или играли в царя горы, рассказывали истории, Витька сказал, что под кроватью живет чудовище и как только ты спускаешь ногу  , оно тебя схватит за эту ногу и утащит  в темноту.  Стало страшно вставать, и я каждый раз спрыгивала  подальше от края кровати и в разные стороны. Чудовище еще ни разу меня не поймало.
 Сейчас в новой квартире меня не отпускают гулять, потому что мы тут никого пока не знаем, а я еще маленькая. Но лучше бы меня отпускали на улицу, потому что дома полно всяких мест, где прячутся те самые чудовища  -   подглядывают за мной из большого платяного шкафа, думают, что я  не слышу, как скрипит тяжелая дверь, когда они ее приоткрывают, чтобы посмотреть, где я нахожусь. А еще они в зале за тяжелыми портьерами,  шевелятся там  и шепчутся между собой . Мама говорит, что шторы  колышет ветер, залетающий в открытую форточку. А я знаю, что никакой это не ветер – это главный у них злится, что не может поймать меня.  А еще в туалете кто-то живет и все время гудит  в большой трубе позади меня, так и норовит выскочить оттуда , и когда нужно повернуться дернуть за шнурок, то он недовольно шумит водой, кричит из высокого бака : « Я тебя съем! Я тебя съем!».  Мне кажется, что потоки воды хватают меня и несут по бурлящей реке , я захлебываюсь, барахтаюсь и вжух – выпрыгиваю в коридор и щелкаю задвижкой : « Что, съели?» Показываю язык и мчусь на кухню, там на табурет, на стол, за шторку – фух! Вот оно моё окно за которым спокойный мир и я отгорожена от зла своими книжками , шторой и все квартирные чудища жалобно скулят : « Юнааааа, вернииись,, иди к наааам!»  Шффф- бьется кто-то из трубы туалета за защелкой, скрипит дверцами старого шкафа : «Сейчассс , я здесь»,  и еще кто-то стонет за шторами в зале , надувает их как паруса : « Юнаааа, иди к нааааам!»
Начинается день, я читаю свои книжки, стопка большая, но она кончается и тогда я читаю их все опять . Некоторые интересные, некоторые странные . Странные слова, непонятные – Карельские сказки.  Карельские – это какие карие что ли? Вот одна история про парня и девушку , как злые силы и родители разлучали их , а парень всех победил и стали они с девушкой вместе жить и добра наживать. И как это «наживать» ? Говорят, что червяка на крючок наживают, когда   с удочкой ходят. А добро куда , тоже на крючок ? В общем , наживали они, наживали и родилась у них дочка –красавица, матери по пояс, отцу по калено. В этом месте сказки я всегда останавливалась и представляла  девушку маленькую и парня рядом высокого - превысокго , и как им хорошо было вместе, и добра они наживили много уже, и сарафан у девушки весь в узорах и каменьях расписных и у парня тоже рубашка расшитая самоцветами, штаны черные, да сапоги блестящие.  И вот как им хорошо, стало быть, вместе, что дочка –красавица, скоро вырастет и в своей сказке пойдет жить и тоже добра наживать.
Время в моем детстве тянулось медленно, особенно зимой, долго приходилось ждать рассвета, потом шел длинный- предлинный день, а вечером приходила мама и часто сердилась. Днем приходила  сестра , мы кушали, потом она опять убегала на улицу. Я думала, что там, на улице, где спокойно ходят все эти люди, где по утрам и вечерам горят фонари, куда рвется гулять сестра – там спокойно, нет чудовищ, только есть дети, с ними можно играть и кататься на санках. А я все время одна сижу в страшной квартире и прячусь с книжками за шторой . Дверь в квартиру закрывали на верхний и нижний замок, и если верхний можно было просто повернуть, то для нижнего нужен был специальный ключ.
Однажды я  вдруг поняла – вот ведь дом напротив, такой же как наш и видно, что расстояния между окнами этажей совсем маленькие, и значит я смогу спуститься  с 4 этажа  на улицу. Тогда я оделась как положено, зима ведь : теплые штанишки, носки, валеночки,  кофту, застегнула круглую серую шапочку под подбородком, зимнее пальто на все пуговицы, руки  в варежки, которые болтались на резинке внутри пальто и отправилась гулять. Я залезла на кухне на стол, встала на стопку книжек, подтянулась  и вылезла в форточку ногами вперед, встала на карниз со стороны улицы, осмотрелась и поняла, что спуститься не смогу, очень высоко.  На другом доме не высоко, а тут высоко.  По крайней мере с улицы было не так страшно, как в квартире  и люди вокруг ходят. Через какое-то время стало холодно и я попыталась залезть обратно, но не получилось.
Внизу под окнами собралась толпа  соседей, женщины встали в круг, вытянули руки и кричали мне : « Юна прыгай, мы тебя поймаем!»  Я подумала, что вечером мама придет с работы , увидит меня на окне и сильно расстроится, что мне здорово попадет, а тетеньки внизу  взрослые же, раз кричат «прыгай, мы поймаем», значит знают, что так надо. Я уже хотела прыгнуть, но тут кто-то рядом  тихо сказал мне : « Не прыгай» . Я повернула голову и увидела как одно из чудовищ , которых я так боялось, вылезло из квартиры и село рядом со мной на карниз. Только оно было совсем не страшное, какое-то маленькое, размером с собаку, слегка лохматое и очень грустное.
Я почему-то не испугалась, наоборот было его жалко, оно дрожало , за спиной висели маленькие крылья  и голова так печально опущена вниз.
Я спросила : « Ты кто? Ты чудовище из шкафа или из-за шторы?» Он поднял голову , распахнул огромные темно-синие глаза и грустно ответил : « Нет, я из другого места».  Я спросила : «А что ты тут делаешь? Почему ты без пальто и валенок, тебе же холодно?»  Он опустил голову еще ниже и сказал : « У меня нет пальто, мне не положено». Я сказала : « Вот когда мы вернемся в квартиру, я отдам тебе мое старое пальто, я его больше не ношу, мне маленькое , а тебе подойдет» . Он опять повернулся ко мне и глаза его слегка засияли .
Мне казалось, что прошла одна минута, но на улице уже стемнело, зажглись фонари, снизу опять кричали : « Юна прыгай!» Мой собеседник куда-то исчез, а на дороге вдруг появился отец, он крикнул мне : « Юна, не прыгай, я сейчас».  Папа жил отдельно от нас, у него не было ключей от квартиры, поэтому он прошел к соседке сверху и  с её балкона спустился на наш , разбил стекло, зашел в квартиру и втащил меня через форточку обратно.
По квартире ходил отец и какие-то соседи, подметали стекло с пола, заделывали чем-то  разбитое окно, внизу шумела толпа и послышались  женские  истеричные крики  : «  Сууукааааа!!! Ребенок чуть не убилсяяяяяяяя!»  Я поняла, что это мама идет с работы  и мне захотелось забиться в самый страшный темный шкаф, лишь бы не встречаться с ней сейчас. Но я знала, что это бесполезно – мама вытащит меня из любого шкафа.
Мама плакала и била меня, плакала и била, бельевой палкой, которой перемешивают белье в бачке при кипячении . Потом зашвырнула в темный туалет  и закрыла защелку. Я тогда в первый раз в жизни не боялась никаких чудовищ. Лежала на холодном полу  ,  страшная труба почему-то молчала и никто не протягивал ко мне в темноте мохнатые руки. Было слышно как ругается и плачет мама, как тихо словно мышь сидит где-то в спальне моя сестра .
Утром мама выпустила меня из туалета, взяла на руки, поднесла к окну и сказала : « Ну посмотри, дом стоит далеко, поэтому кажется, что расстояния между этажами маленькие, а на самом деле тут очень высоко. Поняла ? Больше не будешь вылазить в форточку?»  Я ответила : « Поняла, больше не буду вылазить  в форточку, я теперь с балкона на балкон буду спускаться, как папа» Не знаю, зачем я это сказала, потому что ни на какие балконы я больше не собиралась, мне просто хотелось ей так сказать. Думала, что сейчас она опять начнет меня бить, но она заплакала и отпустила меня.
  Страшный до того момента туалет, перестал быть страшным, а холодный пол за ночь унял боль .
Пройдет шестнадцать лет и моя старшая сестра , уже врач  к тому моменту, в этом туалете  вытащит из петли тело нашей матери, будет делать ей искусственное дыхание, массаж сердца и кричать, кричать, пока не прибегут соседи и не оттащат её , потому что все слишком поздно и бесполезно.
Мелькнул в голове мой серый собеседник с окна. Почему ты не спас её ? Он не ответил. Он не вышел из тени на её зов.
 


Рецензии