Тяжелая профессия

              Я преподаватель. В техникуме. Для преподавания и преподавателей  техникум в тысячу раз лучше вуза и в десять тысяч раз лучше школы. В вузах из-за этих проклятых часов такая грызня идет между преподавателями – просто ужас! Подсиживают друг друга свои же коллеги до умопомрачения. Вечные склоки, сплетни, скандалы! К тому же, постоянно надо подтверждать свою профпригодность: то научные работы  строчи, то диссертации, чтобы степень заработать…  Нет, вуз – это не по мне!
              В школах еще хуже. Представляете, каждый день поурочные планы писать нужно! Ну, не маразм ли? Кому они нужны, эти планы? Можно подумать, что по этим планам кто-нибудь работает! Ну, может быть, какая-нибудь плешивая бабулька из непотопляемых старперов и пишет эти планы по привычке, но нормальные учителя, я доподлинно знаю, просто скатывают эту дрянь из интернета или друг у друга, чтоб отмазаться от проверки. А проверки и прочие  комиссии в школах – это святая святых, традиция, которая соблюдается неукоснительно и постоянно независимо от престижа и статуса школы.
              Но самое невыносимое в школах  - это необходимость каждый божий день сражаться  с этими малолетними короедами, сопли им вытирать, да еще внушать всякое там «разумное, вечное». Где вы видели, чтобы теперь в школах разумное внедряли? Вечное – да, не спорю, наполняет  школу   от порога до крыши, и даже выше. Вечная и кровопролитная  война и вечные поборы. Война в школе бывает чаще всего холодной. Воюют все, кому не лень: ученики между собой,  учителя между собой, учителя с администрацией и наоборот, и,  наконец, учителя вместе с администрацией воюют против учеников. Что касается поборов, то это особая тема. Сейчас не время её развивать. 
              В техникумах, понятное дело, следы цивилизации тоже присутствуют. Все-таки учебные заведения. Но  у нас не гнобят преподов проверками, мы не сходим с ума от маловозрастных  мерзавцев, на которых взглянуть косо лишний раз боишься. В конце концов, мы свободны от этих самых поурочных планов. Один раз в сентябре перекатал позапрошлогодний календарно-тематический план, поменяв в нем цифры, и живи весь год спокойно, делай на парах, что хочешь. Главное, чтоб количество часов выработать, да записи в журналах совпадали с темами в планах. Зато!..
Впрочем, о том, что такое техникум, я расскажу позже. Теперь, думаю, достаточно будет сказать, что работать в техникуме надежно, выгодно и удобно!
              Я люблю работу. Не только в техникуме. Вообще. Работа меня увлекает, завораживает и бодрит. Я могу смотреть на неё часами.  Я люблю наблюдать её  со стороны и представлять  результат, особенно, если  тот, кто работает,  вертится вокруг работы с усердием трудоголика и воображает при этом, что когда-нибудь выполнит её всю.
              Мне смешно смотреть, как некоторые преподаватели суетятся, например,  насчет посещаемости. Ах, караул, наступил конец света оттого, что к тебе на пару пришло всего полгруппы.
              Катастрофа, землетрясение! Видите ли, из тех юных идиотов, которые все-таки притопали на пару, половина оказались не готовы к занятию.
Все! Побежала к классному руководителю, к заведующему отделением, к замдиректора.
              Чего ты канителишься? Чего бегаешь? Чего беспокоишь зря людей?
Да ты радоваться должна, что они гуляют на твоей паре  и от всей души благодарят тебя за то, что ты позволила им побывать  на свободе. И куда они от тебя денутся, в конце концов? Никуда. На сессии все, как один, явятся пред  светлые очи. Вот тогда и наступит твой звездный час. Все эти прогульщики, лодыри, больные и притворные  – твои! Бери их тепленькими и делай с ними, что хочешь. Они тебе какие угодно бабки отвалят, лишь бы ты им зачет или экзамен поставила.
              Лично я, вообще, не парюсь насчет посещаемости. Чего ради? Я сказала ребятам:
              - Вы не хотите корячиться на последних парах? Какие дела? Я тоже не прочь домой пораньше свалить. Приходите всей толпой на большой перемене, отстреляемся – и все. Но только чтоб по коридорам ни один из вас во время моей пары не болтался. Кто проверять-то станет, если вы руководству глаза мозолить не будете?
              Вообще, со студентами надо уметь договариваться. Это же просто, как дважды два. К примеру, во вторник у вас по расписанию всего две пары, причем, последние. Ну, не тащиться же через весь город по пробкам из-за этих несчастных   пар. Тем более, что дома у вас накопились неотложные дела. В понедельник вы встречаетесь со старостами групп и неофициально объявляете им, что завтра  вам предстоит быть на важном мероприятии, и потому их группам  не следует являться на последнюю  пару. Все! Вопрос решен.
              Так что у меня лично проблем с посещаемостью никогда не было, и нет. Я договариваюсь со студентами, они договариваются со мной. Приходит ко мне в преподавательскую какой-нибудь гонец и спрашивает: будет ли завтра занятие? Если руководство отсутствует, или занято своими неотложными делами, я разрешаю группе назавтра  отдохнуть. Одним занятием больше, одним меньше… Кому надо? В журнале ведь  записываю все, честь по чести.
              Работать в сфере образования, я считаю, следует неторопливо, без всякой суеты и волнений. Государство учителям за что  выслугу и два месяца отпуска отвалило? Правильно, за вредность на производстве. Работа у нас нервная и тяжелая. Нас беречь следует и оплачивать соответственно наш тяжелый труд. А на местах всякие чиновники и администраторы загружают нас безразмерно бестолковыми обязанностями и пустыми делами: планы, отчеты, журналы, ведомости. Еще классным руководством загрузят и мероприятиями. А платят за все копейки. И что остается делать бедному учителю? Естественно, самому беспокоиться  о себе. По принципу: «спасение утопающих – дело рук самих утопающих». Вот и приходится крутиться, чтобы на плаву оставаться. То есть работать тихо, спокойно, начальству на глаза поменьше показываться, в лидеры не высовываться. Главное, чтоб в бумагах было все тип-топ: все записано, списано, итоги подведены, критерии подсчитаны.
                Чем лучше умеешь ладить с руководством, тем выше критерии.  Критерии – это деньги. А руководство – это такая головная боль! И вот тут я хочу сказать родному техникуму огромное спасибо за то, что наше руководство совершенно не мешает простому преподавателю работать так, как он хочет. У нас совсем не нужно  что-то конкретное делать.  В нужное время ты должен оказаться в нужном месте, чтоб все видели: ты там был или  ты мог там  быть. И всё! Пиши в отчете, что тебе приходит на ум.
                Правда, есть среди руководителей сущие враги народа. Чего им надо,  не понимаю! Скажем, я не понимаю такую подлую манеру некоторых руководителей будить человека по телефону. Вот вы мирно покоитесь у себя дома  в постели, спите сном ангела, и вдруг у вас под ухом верещит ваш собственный  телефон:
                -Ирина Борисовна! Вы, вероятно, забыли, что у вас сейчас вторая пара?
                На фиг мне эта вторая пара! У меня голова раскалывается от ночного бдения. У меня, может, ночью судьба решалась на личном фронте. Может, мы с моим бой-френдом перебрали слегка чего-нибудь. И я не знаю, что в сию минуту  делать: придумывать очередную болезнь или срочно срываться на работу? Но противный телефон достает ехидным вопросом:
               -Так вы будете сегодня на работе?
               -Я очень плохо себя чувствую, - спросонья бормочу я.
 Я нисколько не кривлю душой: состояние у меня действительно истерическое. Разве это не понятно?
               Но надо заметить, что чаще всего  я все-таки приезжаю на третью или, скажем, на четвертую пару. И что? Мне  все равно приходится выслушивать целую лекцию насчет моей нравственности.
               Покорнейше благодарю! Со своей нравственностью я сама как-нибудь справлюсь. И не надо меня воспитывать! Я только одного воспитателя в своей жизни понимаю: моего папашку. Давно еще, когда я училась, он любил говорить, что не ошибается только тот, кто не работает.  Так вот, я никогда не ошибаюсь.
              И свою работу я хорошо знаю.   У меня, между прочим, «неудов» и «незачетов» вообще никогда не бывает. Так что    своими показателями  я  поднимаю  престиж  родного учебного заведения.
              Во! Явилась горгона медузовна, язва сибирская! Сейчас начнет базарить, что мои студенты в зале болтаются без преподавателя.
              - Да знаю, знаю!
              И что, нельзя зайти в преподавательскую? Видите, журнал заполняю.
Какие сорок пять минут? Да всего на пять минут присела.  Чего? Стекло разбили? Где? Ну, и какие дела?  Да не стоит так волноваться: не у вас же в доме разбили.
Ой, да ладно, иду уже, иду! Отдохнуть уж  нельзя по-человечески…


 


Рецензии