Тяжелая профессия
В школах еще хуже. Представляете, каждый день поурочные планы писать нужно! Ну, не маразм ли? Кому они нужны, эти планы? Можно подумать, что по этим планам кто-нибудь работает! Ну, может быть, какая-нибудь плешивая бабулька из непотопляемых старперов и пишет эти планы по привычке, но нормальные учителя, я доподлинно знаю, просто скатывают эту дрянь из интернета или друг у друга, чтоб отмазаться от проверки. А проверки и прочие комиссии в школах – это святая святых, традиция, которая соблюдается неукоснительно и постоянно независимо от престижа и статуса школы.
Но самое невыносимое в школах - это необходимость каждый божий день сражаться с этими малолетними короедами, сопли им вытирать, да еще внушать всякое там «разумное, вечное». Где вы видели, чтобы теперь в школах разумное внедряли? Вечное – да, не спорю, наполняет школу от порога до крыши, и даже выше. Вечная и кровопролитная война и вечные поборы. Война в школе бывает чаще всего холодной. Воюют все, кому не лень: ученики между собой, учителя между собой, учителя с администрацией и наоборот, и, наконец, учителя вместе с администрацией воюют против учеников. Что касается поборов, то это особая тема. Сейчас не время её развивать.
В техникумах, понятное дело, следы цивилизации тоже присутствуют. Все-таки учебные заведения. Но у нас не гнобят преподов проверками, мы не сходим с ума от маловозрастных мерзавцев, на которых взглянуть косо лишний раз боишься. В конце концов, мы свободны от этих самых поурочных планов. Один раз в сентябре перекатал позапрошлогодний календарно-тематический план, поменяв в нем цифры, и живи весь год спокойно, делай на парах, что хочешь. Главное, чтоб количество часов выработать, да записи в журналах совпадали с темами в планах. Зато!..
Впрочем, о том, что такое техникум, я расскажу позже. Теперь, думаю, достаточно будет сказать, что работать в техникуме надежно, выгодно и удобно!
Я люблю работу. Не только в техникуме. Вообще. Работа меня увлекает, завораживает и бодрит. Я могу смотреть на неё часами. Я люблю наблюдать её со стороны и представлять результат, особенно, если тот, кто работает, вертится вокруг работы с усердием трудоголика и воображает при этом, что когда-нибудь выполнит её всю.
Мне смешно смотреть, как некоторые преподаватели суетятся, например, насчет посещаемости. Ах, караул, наступил конец света оттого, что к тебе на пару пришло всего полгруппы.
Катастрофа, землетрясение! Видите ли, из тех юных идиотов, которые все-таки притопали на пару, половина оказались не готовы к занятию.
Все! Побежала к классному руководителю, к заведующему отделением, к замдиректора.
Чего ты канителишься? Чего бегаешь? Чего беспокоишь зря людей?
Да ты радоваться должна, что они гуляют на твоей паре и от всей души благодарят тебя за то, что ты позволила им побывать на свободе. И куда они от тебя денутся, в конце концов? Никуда. На сессии все, как один, явятся пред светлые очи. Вот тогда и наступит твой звездный час. Все эти прогульщики, лодыри, больные и притворные – твои! Бери их тепленькими и делай с ними, что хочешь. Они тебе какие угодно бабки отвалят, лишь бы ты им зачет или экзамен поставила.
Лично я, вообще, не парюсь насчет посещаемости. Чего ради? Я сказала ребятам:
- Вы не хотите корячиться на последних парах? Какие дела? Я тоже не прочь домой пораньше свалить. Приходите всей толпой на большой перемене, отстреляемся – и все. Но только чтоб по коридорам ни один из вас во время моей пары не болтался. Кто проверять-то станет, если вы руководству глаза мозолить не будете?
Вообще, со студентами надо уметь договариваться. Это же просто, как дважды два. К примеру, во вторник у вас по расписанию всего две пары, причем, последние. Ну, не тащиться же через весь город по пробкам из-за этих несчастных пар. Тем более, что дома у вас накопились неотложные дела. В понедельник вы встречаетесь со старостами групп и неофициально объявляете им, что завтра вам предстоит быть на важном мероприятии, и потому их группам не следует являться на последнюю пару. Все! Вопрос решен.
Так что у меня лично проблем с посещаемостью никогда не было, и нет. Я договариваюсь со студентами, они договариваются со мной. Приходит ко мне в преподавательскую какой-нибудь гонец и спрашивает: будет ли завтра занятие? Если руководство отсутствует, или занято своими неотложными делами, я разрешаю группе назавтра отдохнуть. Одним занятием больше, одним меньше… Кому надо? В журнале ведь записываю все, честь по чести.
Работать в сфере образования, я считаю, следует неторопливо, без всякой суеты и волнений. Государство учителям за что выслугу и два месяца отпуска отвалило? Правильно, за вредность на производстве. Работа у нас нервная и тяжелая. Нас беречь следует и оплачивать соответственно наш тяжелый труд. А на местах всякие чиновники и администраторы загружают нас безразмерно бестолковыми обязанностями и пустыми делами: планы, отчеты, журналы, ведомости. Еще классным руководством загрузят и мероприятиями. А платят за все копейки. И что остается делать бедному учителю? Естественно, самому беспокоиться о себе. По принципу: «спасение утопающих – дело рук самих утопающих». Вот и приходится крутиться, чтобы на плаву оставаться. То есть работать тихо, спокойно, начальству на глаза поменьше показываться, в лидеры не высовываться. Главное, чтоб в бумагах было все тип-топ: все записано, списано, итоги подведены, критерии подсчитаны.
Чем лучше умеешь ладить с руководством, тем выше критерии. Критерии – это деньги. А руководство – это такая головная боль! И вот тут я хочу сказать родному техникуму огромное спасибо за то, что наше руководство совершенно не мешает простому преподавателю работать так, как он хочет. У нас совсем не нужно что-то конкретное делать. В нужное время ты должен оказаться в нужном месте, чтоб все видели: ты там был или ты мог там быть. И всё! Пиши в отчете, что тебе приходит на ум.
Правда, есть среди руководителей сущие враги народа. Чего им надо, не понимаю! Скажем, я не понимаю такую подлую манеру некоторых руководителей будить человека по телефону. Вот вы мирно покоитесь у себя дома в постели, спите сном ангела, и вдруг у вас под ухом верещит ваш собственный телефон:
-Ирина Борисовна! Вы, вероятно, забыли, что у вас сейчас вторая пара?
На фиг мне эта вторая пара! У меня голова раскалывается от ночного бдения. У меня, может, ночью судьба решалась на личном фронте. Может, мы с моим бой-френдом перебрали слегка чего-нибудь. И я не знаю, что в сию минуту делать: придумывать очередную болезнь или срочно срываться на работу? Но противный телефон достает ехидным вопросом:
-Так вы будете сегодня на работе?
-Я очень плохо себя чувствую, - спросонья бормочу я.
Я нисколько не кривлю душой: состояние у меня действительно истерическое. Разве это не понятно?
Но надо заметить, что чаще всего я все-таки приезжаю на третью или, скажем, на четвертую пару. И что? Мне все равно приходится выслушивать целую лекцию насчет моей нравственности.
Покорнейше благодарю! Со своей нравственностью я сама как-нибудь справлюсь. И не надо меня воспитывать! Я только одного воспитателя в своей жизни понимаю: моего папашку. Давно еще, когда я училась, он любил говорить, что не ошибается только тот, кто не работает. Так вот, я никогда не ошибаюсь.
И свою работу я хорошо знаю. У меня, между прочим, «неудов» и «незачетов» вообще никогда не бывает. Так что своими показателями я поднимаю престиж родного учебного заведения.
Во! Явилась горгона медузовна, язва сибирская! Сейчас начнет базарить, что мои студенты в зале болтаются без преподавателя.
- Да знаю, знаю!
И что, нельзя зайти в преподавательскую? Видите, журнал заполняю.
Какие сорок пять минут? Да всего на пять минут присела. Чего? Стекло разбили? Где? Ну, и какие дела? Да не стоит так волноваться: не у вас же в доме разбили.
Ой, да ладно, иду уже, иду! Отдохнуть уж нельзя по-человечески…
Свидетельство о публикации №218102300111