Ошибка Эльзы Ралл. Детективная история
К 50-летию выхода на экран.
* * *
-Представляешь, что я вчера услышал от профессора Ключникова, буквально с порога?
-«Подите вон, молодой человек, я занят и не даю интервью разным проходимцам»?
-Не угадал. Хотя ты и предупреждал, что от Фёдора Ключникова вполне возможно услышать ещё и не такое, но только со мной он был предельно вежлив — наверное, помогла рекомендация. И наша беседа прошла очень культурно. Милейший человек! Эрудирован и обходителен в высшей степени. А его секретарша...
-А-а, секретарша? Так бы и сказал сразу, а то: милейший, эрудированный! Погоди, погоди... Секретарша? Эльза Ралл?
-Ты что, знаешь её?
-Погоди-ка... О,чёрт! Значит, она уже вернулась из Риверсайда? Вот оно что... Это меняет дело... Не думал, что она так быстро там управится... Это точно была она? Опиши — как выглядит?
-Да как-как... Эффектная особа! Честно скажу: не будь у меня столь важного общения с профессором, взял бы её в оборот...
-Ну-ну... Если это действительно она, то лучше молись, как бы это она не взяла тебя в оборот.
-А что? Что ты знаешь?
-Не скажу. Но лучшее, что я могу здесь тебе посоветовать как коллеге, чьё душевное равновесие и кошелёк дороги для меня в свете будущих совместных проектов: если ещё раз встретишь Эльзу Ралл, то держись от неё подальше.
-Заинтриговал...
-Это точно была она? Как выглядит? Есть у неё красный браслет на руке?
-Есть... Большой браслет, очень заметный.
-Это она... Чёрт! Чёрт! Вот что: сдаётся, что наш проект под угрозой... Переиграть Эльзу ещё не удавалось никому. Так, в любом случае надо действовать быстро. Когда теперь к Ключникову? Он же тебя пригласил?
-Да. Мы с ним поговорили — всё, как ты советовал, и начерно обсудили проект...
-О, боже! А Эльза, Эльза Ралл - слышала разговор? Скажи, что её с вами не было! Ведь не было, да?
-Была. Но не бойся, она ничего не записывала. Нельзя быть таким подозрительным! Мы сидели в креслах, пили кофе, а она - у окна, за своим столиком, и лишь изредка делала пометки в блокноте: ведь у профессора — ты сам говорил - всё расписано буквально по минутам?
-Говорил, говорил... В блокноте! Как же, очень нужно: под красным браслетом у неё диктофон. Это только один, а другой в... Ладно, короче: что было дальше?
-Ключников, как ты и предполагал, очень заинтересовался нашим проектом - прямо впился в твои наброски, и согласился помочь. Но, со своей стороны, поставил условие: если мы действительно хотим серьёзной консультации, то завтра же, ровно к двенадцати, должны принести ему вот эту информацию — дал мне список, вот, смотри - и тогда через неделю он нас ждёт, и мы получим полный отчёт. Но если до завтра не успеем, то можем больше вообще не приходить. Вот это, по-моему, странно — если учесть, что нас ему рекомендовали аж из твоего Музтеха.
-Он там преподавал какое-то время, вёл факультатив. Да, более, чем странно...
-Кто может успеть до завтра? У нас только разрозненные черновики...
-А ты ничего не напутал? Почему такая спешка? Что он ещё сказал?
-Он было начал что-то прикидывать, а тут как раз Эльза ему и подсказала, по срокам. Профессор тогда кивнул, и ещё обмолвился — что, мол, да, у него же важное дело: вроде какое-то расследование и какой-то важный заказчик.
-Вот оно что... Ну что ж, поздравляю: не иначе, у нас появились конкуренты. И даже примерно представляю, кто... Марти Вульф! Выплыл, и, конечно, мечтает снова раскрутиться! Ах, Эльза, хитрая лиса... Да, теперь наш проект спасёт только наша быстрота, потому что через неделю о нём можно будет смело забыть — всё достанется тому самому заказчику.
-Ты серьёзно? Вот и ходи после этого на консультации!
-Кто же мог знать, что ты встретишься там с самой Эльзой Ралл! Впрочем, что это я... Ведь у них там, за кулисами, всегда шла хитрая тройная игра! А мы с тобой - со стороны... лёгкая добыча для профессионалов киноиндустрии. Но, думаю, что Ключников здесь ни причём. Всё-таки я у него учился, и знаю старика — честный, и профессионал, каких мало. А они его, между прочим, в своё время очень незаслуженно задвинули. И ещё с глумлением.
-Как это?
-А так: пригласили его однажды на престижный международный кинофорум, в самый-самый президиум. Он, помнится, даже и свой доклад тогда готовил: ведь известный теоретик, просто так отсиживаться в жюри ему претило. Торжественно проводили, приехал, почётно встретили, разместили — всё, как всегда. И вот — открытие. Уровень просто вселенский — присутствуют какие-то правительственные чиновники, министры, чуть ли даже не президент той страны. Режим, охрана, пропуска... Короче - всё, что обычно бывает на таких мероприятиях. И вот Ключников подъезжает, идёт под вспышками камер, улыбается, и тут ему — стоп! Вы кто будете? Он — пропуск, документы. А ему: в списках вас нет. Он: я в президиуме! А ему: и в президиуме вас нет. Он: я с докладом! А ему: в списках докладчиков вас нет, и доклада вашего тоже нет. Покиньте помещение и не мешайте проходу приглашённых. Вернулся домой — а на кафедре его тоже нет, в диссертационном совете нет, в киноакадемии нет... Вот так расправились. Потом, конечно, времена не раз переменялись — восстановили, признали и прочее, но такое, наверное, не забывается.
-Да, история поучительная.
-Поэтому я почти уверен, что он специально проговорился о заказчике. Наверное, ты ему понравился — явно не из киношной братии, а задаёшь такие вопросы. Профессионалы это ценят. А он один из лучших.
-А мне показалось, что я понравился ей, Эльзе: знаешь, было заметно, как она внимательно смотрела. А я где-то читал, что если девушка смотрит вам в глаза...
-Господи! Сказали же: забудь, и держись подальше!
-Но она и вправду так на меня смотрела, так смотрела, что я...
-Не обольщайся: просто она определяла, нет ли у тебя диктофона и не из киношной ли ты братии... не «кинолог» ли — так профессор именует киноведов.
-А я-то думал...
-Вокалист на эстраде тоже думал, что это он сам так здорово поёт, но тут ему отключили фонограмму... Да если бы ты показался ей засланным «кинологом», то...
-Что?
-Ничего... Ты же не «кинолог»?
-Нет, конечно. Какое там! Кинопроизводство для меня загадка, а уж метатекст, скрытый смысл, конспирология второго плана... Но они нужны нам для следующих проектов, потому что нынче велик спрос на разгадки кинотайн двадцатого века. И что нам теперь делать?
-Консультироваться у профессора Ключникова на их условиях.
-Шутишь?
-Не парься. Я тебя втравил в эту игру, мне и выкручиваться. Ничего, мы тоже сыграем. А с Эльзой у меня давние счёты... Но на этот раз пощады не будет!
-Уж не из-за неё ли ты лишился студии? Тогда многое становится понятно... Что ты задумал?
-Пока займёмся делом, которое начали. Где тот перечень вопросов, что дал тебе профессор?
-Вообще-то его принесла Эльза.
-Вот как, Эльза? Это может быть важно! Давай-ка по-порядку: вы встаёте, он протягивает тебе распечатку, вы идёте к дверям...
-Припоминаю, что это было несколько иначе: мы встаём, он протягивает распечатку, я беру, но Эльза перехватывает и говорит, что положит её для меня в защитный канцелярский файл... Ты бы видел, как она посмотрела мне прямо в глаза... а движения её были так точны и грациозны, что...
-…что ты застыл на месте, и вернулся к реальности только когда профессор уже вёл тебя под руку через холл, приговаривая, какая умница его секретарша и как сам он любит визиты продвинутых молодых людей, интересующихся необычными закадровыми явлениями киноэкрана, особенно если эти молодые люди не принадлежат к профессиональной киноведческой тусовке, а также...
-Ну ладно, ладно... Хватит уже, довольно!
-Но ведь так и было, я не прав?
-Почти... Дело в том, что когда мы уже почти дошли до дверей, где-то сзади зазвонил телефон. Я обернулся, и увидел Эльзу с папкой в руке. Она выпорхнула из секретарской, взяла трубку, что-то коротко ответила, затем окликнула профессора. Он извинился и пошёл к телефону, а Эльза проводила меня в прихожую и вручила папку с той распечаткой. Мило улыбаясь, между прочим. Вот папка.
-Так, давай, что тут... Так, так... Ну и ну! Что за чушь: всего-навсего стандартный перечень вопросов из плана написания эссе или короткой рецензии для киновидеохостинга... Сценарий, режиссёр, актёрский состав, съёмочная бригада, кое-что о местах съёмок, премьера, отзывы в прессе, номинации, фестиваль... На профессора, извините, явно не тянет - уровень дипломника или, максимум, стажёра! Герман, что это такое?
-Я же рассказываю — Эльза вручила мне эту самую папку с этой самой распечаткой! А что, что тебя не устраивает?
-Да эта информация и так всем известна — пятьдесят же лет фильму! Уж за пол-века киноведы... то есть — сорри, «кинологи» - изучили его вдоль и поперёк.
-Вот и отлично! Нам лишь осталось заглянуть в Википедию, да на пару-тройку киноведческих ресурсов — и всё, дело в шляпе! Мы успеваем!
-Всё не так просто: на это-то она и рассчитывает. Чтобы мы успели. Эльза подменила вопросник, пока ты витал в облаках и воображал невесть что... У неё с этим заказчиком будет целая неделя, чтобы из нашего проекта сделать свой. И после уже не подкопаешься, а ещё — сам окажешься плагиатором. Кстати, да — именно так я лишился студии.
-Серьёзный народ... Но ведь у нас у самих пока только одни вопросы - как же они смогут сделать из них проект?
-Правильно заданный вопрос — это девяносто процентов успеха. А у нас все вопросы такие, что...
-Это да, это подтверждаю: профессор так и впился в черновик проекта! Какое коварство! Выходит, он действовал с ними заодно...
-Не думаю. Там у всех свои интересы. Профессор просто вынужден в чём-то подыгрывать — положение обязывает.
-Но тогда он и нам может подыграть?
-Не исключено. Не просто же так он проговорился тебе про важного заказчика... Заказчика на наш проект! Ключников не мог не принять тебя при такой рекомендации, но при этом решил отделаться серьёзным профессиональным вопросником, чтобы мы закопались и сами отстали. Ведь если мы продолжим общение с ним, а наш проект заведомо украдут, то претензии будут именно к нему. А уж они-то позаботятся, чтобы всё указывало на профессора. Он это, видимо, понимает, и решил сразу устраниться из этого скользкого дела. Но Эльза его переиграла: вместо профессиональных и заведомо неразрешимых вопросов подсунула примитивный студенческий тест, чтобы ты уж точно пришёл бы завтра. А телефонный звонок был точно рассчитан: отвлекающий манёвр. И звонил, скорее всего, сам «важный заказчик» - такие вещи не доверяют простым исполнителям. Эльза чертовски хитра и осторожна.
-Но тогда зачем нужен мой завтрашний визит? Они и так уже узнали многое о содержании нашего проекта.
-Многое, да не всё. А чтобы узнать всё... чтобы узнать действительно всё, и даже больше... будет...
-Ну и?.. Что будет? Что будет, чтобы узнать действительно всё?
-Что будет? Скорее — не будет.
-Чего?
-Не чего, а кого: профессора. Профессора Ключникова дома не будет. Понял? Сто процентов, что его пригласят... что его уже пригласили! Даже знаю, куда - на завтрашнюю эпохальную премьеру во Дворец Кино. Смотри — вот реклама. И начало как раз в двенадцать часов! Да, точно: в двенадцать открытие... Чтобы уж с гарантией.
-Ого... Слушай, она, конечно, красотка, но я в такие игры не играю...
-А, проняло? А я играю... Значит, так: ты едешь во Дворец Кино и ловишь там профессора. Говоришь, что забыл вопросник в такси, и просишь повторить. Он не откажет. Ещё и проведёт тебя с собой в красную ложу для мэтров, попадёшь в новости. Нам такая реклама не помешает! Кстати, и фильм посмотришь — мы и свою рецензию тут же и опубликуем. Воспользуемся предоставившейся возможностью!
-А ты?
-А что я? Наведаюсь в высотку на Котельниках. К профессору Ключникову, забыл? К двенадцати, как было условлено. Наверное, и консьерж предупреждён, что завтра в двенадцать к профессору будет посетитель. Да и посетителя, я уверен, ждут с нетерпением... Вопросы, ответы... Герман, ты не видел, где мой шокер? Надо бы поставить на зарядку...
Свидетельство о публикации №218102301330