Для чего ходить строем?

   Это вопрос не только про армию. Например, мой сын на сообщение, что нам нельзя теперь причащаться в церквях Константинопольской Патриархии, сказал:
   Хотите ходить строем – ходите!
 – Вопрос этот не простой, так я и ответил. А про себя задумался. А сын тут ещё добавил: От решения Патриарха Кирилла афонские святыни ведь не перестанут быть святынями!
 – Это правда. И, всё-таки, мы не должны перед ними теперь причащаться! Почему?

   Так почему же нужно ходить строем? – Думаю, для того, чтобы ощущать себя армией. Или, по крайней мере – боевой единицей.
   И в церкви перед людьми та же цель, только важнее и глубже! – В церкви люди не стоят по отдельности – каждый сам по себе. Они стоят все вместе и сообща молятся Богу. В этом и есть смысл их пребывания в церкви. Потому что Христос пришёл объединить людей. И собранные вместе люди, участвующие в церковных Таинствах, приобретают совершенно новое качество. – Они становятся Телом Христовым.

   Это духовное качество, на первый взгляд, необъяснимо. – Что такое Тело Христово? – Символ? – Непонятно! Люди же, всё равно, живут отдельно! – Если это не фантазия и не обман, то, как это качество проявляется в жизни?
 – Оно проявляется вполне реально и ощутимо. – Живущие в разных местах христиане, в разное время, совершают очень похожие поступки. Их реакции в сходных обстоятельствах совершенно одинаковы на протяжении веков и тысячелетий. То есть, Христианство – это общность, объединяющая людей независимо от времени и пространства. – Это духовная общность! И эта общность творит Историю. Эта общность и есть – Тело Христово!

   Ну, а возвращаясь к нынешней ситуации, мы говорим: Мы все разные. Но в церкви люди живут сообща. – Вместе молятся, вместе думают, вместе чувствуют. Христиане СОЧУВСТВУЮТ друг другу. – Это, пожалуй, первое, что они ощущают в церкви. А потом уже приходят и другие духовные переживания и мысли. – Мы одно целое, мы ощущаем себя Церковью в каждом приходе. И, следуя этой логике, мы и действуем. – По-моему ситуация вполне понятная?

Октябрь 2018.


Рецензии