49. На суде осудись, осуди себя и дерзай, чадо!

Псалмы - это послания. Они становятся посланиями для тех, кто в них нуждается и их принимает.

Послание 49.

"Бог Богов, Господь возглаголал и призывает землю, от восхода солнца до запада.
С Сиона, который есть верх красоты, является Бог,
грядет Бог наш, и не в безмолвии: пред Ним огонь поядающий, и вокруг Его сильная буря."

«Приходит Бог наш и не будет молчать, огонь пожирает народы пред Ним, а вокруг Него неистово» – так переводится первоначальный древнееврейский текст.

«Это слышен голос Судьи, призывающего предстать перед Его судом. Судья грядет с Сиона в сияющем облаке славы, Он говорит о грехах людей, Он больше не будет терпеть беззакония, а заставит услышать о Своем суде тех, кто не прислушивался к Его закону. Он нисходит с огнём и великой бурей, Его явление будет очень пугающим, и грешники, пораженные видом огня поядающего, испугаются своих грехов» – такие толкования чаще всего встречаются на эти стихи.

Но когда в пустыне давался закон Израилю, «Господь пришёл от Синая, открылся им от Сеира, воссиял от горы Фарана и шёл со тьмами святых; одесную Его огонь закона» (Вт. 33:2).

А в псалме говорится, что Он явился с Сиона, в святости и силе. Потому что на Сионе утвердилось Его святое святых, и об этом свидетельствовали пророки (Ис. 2:3; Мих. 4:2). По Писанию, Израиль должен прийти на гору Сион для получения духовного наставления, – и именно это же утверждает Евангелие.

Почему даже в простом смысле описанного образа не истолковать первые строки псалма так: Бог пришёл, чтобы обвинить Израиль в лицемерии и явить Евангелие, заменяющее все людские законнические постановления. Он не идёт карать за нарушение закона и не несёт новый закон, но приходит, чтобы дать внутреннее, духовное значение Своего замысла относительно человека. Он позаботится, послав Сына Своего, чтобы по всему миру была распространена та весть, которая не была возвещена, чтобы и язычникам быть сонаследниками (Еф. 3:5-6), и чтобы разделяющая стена церемониального закона была разрушена.

«…огонь пожирает народы пред Ним, а вокруг Него неистово» – на духовном «языке корней» это означает, что духовная сила Господа (огонь) пожирает низшие эгоистические свойства (народы), и это, конечно же, вызывает разгул страстей и неистовство.

"Он призывает свыше небо и землю, судить народ Свой:"

Моисей часто призывал небо и землю свидетельствовать против Израиля, так же делали и пророки. На этом основании часто даются такие толкования: «Справедливость суда будет оценена и одобрена небесами и землёй».
Но разве не видно противоречия в таком толковании?
«Небеса» – это высшие, духовные свойства, а «земля» – это место разгула материальных, эгоистических свойств.
«Сион» – это духовное пространство, где сосредоточены высшие свойства, в первых строках так и говорится, что он «есть верх красоты».
«Синай» – это символ осознания зла и получения права выбора между добром и злом.
А в духовном значении это состояние, которое люди достигают после осознания зла, исходящего из ненависти и эгоистического разделения, – они решают соединиться друг с другом выше своего эгоизма. Между ними – гора ненависти, а они должны подняться над ней.

С Синаем связан определяющий образ Завета с Господом и получения заповедей – «программы» исправления. Программа включает все основные законы, главный из которых – «возлюби ближнего, как себя».
Творец говорит с народом из горящей горы, символизирующей огромный пылающий эгоизм. Он повелевает им преодолеть этот эгоизм в соединении с Ним, высечь скрижали Завета и вырезать на живой плоти десять заповедей – десять свойств, в которых они будут сливаться с Ним. Тогда их каменное сердце превратится в живое – это будет процесс постижения любви.
Весь народ стоит под горой, люди ещё неспособны подняться на неё. Гора перед ними олицетворяет огромную ненависть, разделяющую их, но они ещё не полностью осознают её. Поэтому на гору восходит только Моисей – духовное ощущение, вложенное в людей Создателем.
Оно, это ощущение-побуждение говорит человеку: если не пожелаешь восходить за мной, то станешь хуже животного. И человек пусть даже из чувства эгоизма, из чувства собственной гордости не может согласиться с этим. Поэтому он поневоле движется через ненависть к любви.

Это наша жизнь. Маленького человека пугает ненависть. Представь, что ты живёшь в месте, где все люто ненавидят друг друга. Ты боишься выйти из дома, открыть окно, чувствуешь со всех сторон флюиды ненависти.
То же самое ощущают люди, «стоящие у горы Синай» – но не наше ли это нынешнее состояние?! Это состояние и подлежит суду.

"«соберите ко Мне святых Моих, вступивших в завет со Мною при жертве»."

Сначала Он будет судить святых Израиля, вступивших в завет с Ним при жертве (скреплённом кровью жертвоприношений на горе Хорив – Исх. 24:3-8).
Почему? Потому что отвергает служение тех, кто приносит лишь жертву, кто остановился на внешней стороне богослужений?
Но те святые искренне вступили в завет с Богом, чтобы быть Его народом.
И Он их не судит – Он собирает их и как бы «подводит черту» завету жертвы.
Вскоре только через жертву Христа (прообразом которой были все законнические жертвы и благодаря чему они имели ценность) люди смогут вступить в завет с Богом и быть приняты Им. Сыном Божьим будет принесено искупление за нарушение старого завета, чтобы получить право вступить в Новый завет.
 
"И небеса провозгласят правду Его, ибо судия сей есть Бог. "

В отличие от синодального перевода Теилим говорит о сём как о уже соверившемся: «И возвестили небеса справедливость Его, ибо Бог – судья Он. Сэла!».
Заметим: правду Его возвестили небеса. Это бесспорно, и кто может отрицать то, что небеса возвещают? Ибо судия сей есть Бог, и Он не может причинить зла ни одному из Своих творений. Будет ли Бог несправедлив, когда изъявляет гнев? Никак! Ибо иначе как Богу судить мир (Рим. 3:5-6)?

"«Слушай, народ Мой, Я буду говорить; Израиль! Я буду свидетельствовать против тебя: Я Бог, твой Бог."

«Я предостерегу тебя. Бог, Бог твой Я!» - так непосредственно переводится с еврейского текста.
То есть цель суда – это предостережение! Разве может свидетельствовать сам судья? Творец против своего творения?!

"Не за жертвы твои Я буду укорять тебя; всесожжения твои всегда предо Мною;"

Бог даёт понять, что Израиль не искуплен жертвами, которые приносит Ему. Принося всесожжения по завету, они думали, что этим полностью выполняют свои обязательства перед Всевышним. Загружая жертвенник животными, люди оставались равнодушны к Господу, не чувствовали любви и благодарности в сердце своём.
Они даже решили, что жертвы послужат попустительством для их похотей, искупят их пренебрежение более важными принципами закона. Они даже начинали считать, что Бог обязан им за многочисленные жертвы, принесённые на Его алтарь.
И поэтому Господь определяет:

"не приму тельца из дома твоего, ни козлов из дворов твоих,
ибо Мои все звери в лесу, и скот на тысяче гор,
знаю всех птиц на горах, и животные на полях предо Мною.
Если бы Я взалкал, то не сказал бы тебе, ибо Моя вселенная и всё, что наполняет её.
Ем ли Я мясо волов и пью ли кровь козлов?"

Творцу нет никакой пользы от их жертвоприношений. Абсурдно предполагать, что они могли добавить славы Богу; или вообразить, что Господь радуется крови животных и запаху горелого мяса. Бог через пророков уже говорил, что их жертвы не только неприемлемы для Него, но и омерзительны, так как они продолжают жить в грехе.

Он учредил жертвоприношение, чтобы оно служило прообразом той великой Жертвы, которую при полноте времён должен был принести на кресте Его Сын во искупление греха, во утверждение эпохи действия Духа.

"Принеси в жертву Богу хвалу и воздай Всевышнему обеты твои,
и призови Меня в день скорби; Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня»."

Что же тогда надо Богу от Его народа? В простом смысле – три вещи: благодарность, исполнение обетов любви и преданности, исповедание с молитвой. Чтобы мы признавали Его участие в наших путях, полагались на Его мудрость и милость, полностью отдавали себя в Его руки. Молитвой поддерживали общение с Богом, неизменно приходя к Нему.

Но следует отметить, что «потребности Бога» – это только наше понимание, а по существу Господу не надо от нас ничего, Он только реализует своё свойство любви. ЭТО НУЖНО НАМ, чтобы открыть свою душу свету, чтобы дух наполнял её.

"Грешнику же говорит Бог: «что ты проповедуешь уставы Мои и берёшь завет Мой в уста твои,
а сам ненавидишь наставление Моё и слова Мои бросаешь за себя?
когда видишь вора, сходишься с ним, и с прелюбодеями сообщаешься;
уста твои открываешь на злословие, и язык твой сплетает коварство;"
 
 Еврейский перевод вместо «коварство» даёт более широкий смысл – «сплетает обман».
Одна ложь порождает другую, а одно мошенничество тянет за собой другое, чтобы покрыть первое.

"сидишь и говоришь на брата твоего, на сына матери твоей клевещешь;"

«Сидишь» означает бездействие, и значит, что сам не делаешь ничего, но говоришь на брата твоего, словно ты выше и важнее его, в то время как он – такой же, как и ты, равный во всём тебе, ибо он – сын матери твоей.
Если клевещешь – так ты прикрываешь своё бездействие ложью, порождая новую ложь.

"ты это делал, и Я молчал; ты подумал, что Я такой же, как ты. Изобличу тебя и представлю пред глаза твои грехи твои. "

Бог не наказывает сразу же, «по факту», Он вообще не наказывает в том недалёком смысле, который общепринят у людей.
Господь всегда дает время и возможность покаяться, но грешник в отключающей ум самости решает, что Бог такой же, как он.
Но «ты это делал» – факт  очевиден, и Бог, и твоя совесть это знают. Эта «запись» доказательств будет изобличать тебя. Ты не желал видеть собственных грехов, не позволял своей совести напоминать о них, и бросал за спину все слова наставлений духа, не хотел их слышать.

"Уразумейте это, забывающие Бога, дабы Я не восхитил, – и не будет избавляющего."

О каком восхищении говорит синодальный перевод? Многочисленные толкователи почему-то говорят, что тут Бог терпеливо предупреждает забывающих Его, и пугает полным забвением – смертью.

Между тем в той же синодальной трактовке библейских событий слово «восхитил» имеет значение «быть взятым, захваченным» (от «похитил, хищник») и не связывается с умерщвлением.
В прямом переводе с греческого текста Писаний – схожее значение «хватать, похищать, захватывать» с коннотацией внезапности этого, а в переводе Международного библейского общества – «унесён», «поднят».

Возможно, переводчик решил указать на смысл, имеющий важное значение – восхищение Церкви перед Вторым пришествием  Иисуса Христа (1Фес. 4:16-17; Ин. 14:1-4; 1Кор. 15:51-52), которое произойдёт тайно и внезапно, «во мгновение ока», и это будет время благословения для верующих. А после чего начинаются дни Великой Скорби для всех остальных.
Однако для времени написания псалмов это было бы пророчеством.
 
А вот перевод с древнееврейского текста псалмов такой: «Поймите же это, забывающие Б-га, а то терзать буду, и никто не спасёт».

Тот, кто знает Бога, но не повинуется Ему, вскоре забывает о Нём.
Тот, кто забывает Бога, не будет прав по отношению к себе, не сможет реально оценить себя, а значит неминуемо сойдёт с пути спасения через исправление себя на путь страданий, – и будет терзаем.

Есть два пути: помнить Бога и сознательно участвовать в Его программе творения, или быть понукаемым, медленно и с болью продвигаться в том же направлении, но получая удары и толчки.

"Кто приносит в жертву хвалу, тот чтит Меня, и кто наблюдает за путём своим, тому явлю Я спасение Божие»."

«Итак будем через Него непрестанно приносить Богу жертву хвалы, то есть плод уст, прославляющих имя Его» (Евр. 13:15).
Я с радостью что-то сделаю, что-то отдам тому, кого люблю или уважаю, – это заложено в человеке. И ещё больше человека обрадует возможность сделать для того, кого считает великим.
Ощущение величия Творца рождается в нас при приближении к Нему, по мере восприятия исходящего от Него света. Свет – Его абстрактная форма, а материальной формы Он не может иметь. Затем мы начинаем ощущать такую Его форму, как Любовь. То есть форма Творца определяется формой важности, которую мы способны Ему придать. Суть же Его для нас непознаваема.

Хвала становится жертвой, когда она возносится к Всевышнему потому, что Он выше всего, что человеку важно, что для него определяющее. Хвала посредством прославления Бога означает, что мы почитаем Его, выражаем восхищение Им.

Хвала переводит фокус жизни с себя на Бога.
Хвала - это сознательный выбор, акт нашей воли и одновременно – выражение нашей любви и веры.

Однако недостаточно возносить хвалу – необходимо следить за своим путём.

Цель Творца – духовно насладить человека (именно духовно), а основная цель человека – насладиться Богом. Тот, кто наблюдает за путём своим, увидит спасение Божие.

Отмечаем, что наблюдение за своим путём является единственным верным способом обрести спасение.

А толчком к этому и будет суд, который вершит Господь – суд для познания человеком своей сути. Одновременно с этим суд – это мощное, направленное из духовного мира побуждение к выбору между добром и злом, между свойствами духа и свойствами материи.

Не может человек исправиться «на раз-два», сразу после объявления ему заповедей или после даже очень убедительных увещеваний. Это – длительный процесс. Сила добра раскрывается при единственном условии: когда человек страстно захочет её раскрытия, это станет его потребностью.

Мы созданы за счёт злой силы – эгоизма. Высшая сила создала нас противоположными себе – злыми эгоистами, думающими лишь о самом себе и не способными подумать о других. Эгоизм – наша природа, это определяющее, изначально данное нам свойство.
Если человек не исправит себя, нечего ждать от него ничего доброго. Если он и делает что-то для другого, то лишь потому, что рассчитывает получить от этого какую-то выгоду для себя. В такой форме он может быть якобы «добрым», но это не добро к ближнему, а хитрое использование этого ближнего. А каждый всегда думает только о добре для себя – собственном благе.

А наш путь – это исправление свойств эгоизма на высшие свойства – отдачи и любви. С этого момента Творцом открывается возможность подняться над этой жизнью, над своей природой, над своим жалким и даже опасным состоянием, над вечной враждой, над мимолетной жизнью, полной страданий и проблем. Дерзай, чадо!


Рецензии