Мы не могли читать Гомера
«Мы не могли читать Гомера…»
Мысли о судьбах русской цивилизации - больное место в размышлениях многих выдающихся умов. В статье А.Потапенкова говорилось о катастрофическом пути развития России, о крупных исторических сломах в виде монгольского ига, смуты, церковного раскола, петровских реформ, революций и прочего. К этому списку я добавил бы еще одно судьбоносное событие: победы Александра Невского над шведами и тевтонами в 13 веке. Экспансия Запада на Русь имела подоплекой не только завоевание русских земель, но и религиозные цели, которые лелеял папский престол: окатоличивание православных «схизматиков». Храбрый и талантливый русский воитель разгромил захватчиков, отстоял духовную и церковную независимость Руси от Запада. Если бы не его победы, Россия, вероятно, стала бы католической страной…
Хорошо это или плохо? Не знаю. Но наверняка в наше истории уже не было бы Лжедмитрия и Смуты начала 17 века, не было огнепального раскольника Аввакума… Не было бы ломки через колено, которую проделал с Русью Петр Первый… Не было бы глубокого культурного раскола России и Запада в ХХ веке, не было бы «холодной войны» и катастрофического распада Советского Союза… Конечно, талантливый наш народ наверняка придумал бы на свою голову какие-нибудь иные напасти. Но несомненно, что Россия сейчас была бы органической частью объединенной Европы, а не болталась бы как тающая евразийская льдина между восточным и западным берегами... Конечно, это вольная фантазия «недисциплинированного ума», но тем не менее…
Но было, оказывается. еще одно событие, которое, возможно, и положило начало нашей «особости»… Оно связано с принятием христианства в десятом веке. Вот как его интерпретирует русский философ ХХ века Георгий Петрович Федотов (1886-1951), о котором большинство читателей вряд ли слыхивало. Мне это имя впервые встретилось в учебнике по истории русской философии, изданном в Кирове. В нем прочитал я статью Е.Ф.Владыкиной об этом незаурядном русском христианском мыслителе, культурологе, историке-медиевисте, эссеисте.
Вкратце биография его такова. Родился 1(13) октября 1886 г. в Саратове. Учился в Технологическом институте в Петербурге. За участие в митингах и в подпольных кружках был приговорен к ссылке. Вместо Сибири ему удалось уехать в Германию, где в 1906-1908 гг. учится в Берлинском и Йенском университетах. В 1925 году Федотов выехал в Германию, затем во Францию. Федотов стал одним из известных публицистов русского зарубежья. Участвовал в издании журнала «Новый град», вокруг которого группировались мать Мария, Николай Бердяев, Федор Степун, Марина Цветаева, Владимир Ильин, Борис Вышеславцев и др. В Парижском Богословском институте Федотов преподавал историю церкви, латинский язык, агиологию (учение о святости). После оккупации Франции нацистами эмигрировал в США. Им написано более 300 статей, литературных эссе ; произведений, в которых всегда присутствует образ России. Умер в 1951 году. Официальной советской философией и историей Федотов не был признан.
* * *
«Мы, современники революции, имеем <…> печальное преимущество – видеть дальше и зорче отцов, которые жили под кровлей старого, слишком уютного дома. Мы <…> вознесены на высоту, от которой дух захватывает. Может быть, высота креста, на который поднята Россия... Наивным будет отныне все, что писал о России XIX век, и наша история лежит перед нами, как целина, ждущая плуга. Что ни тема, то непочатые золотые россыпи» .
В статье «Лицо России» (1918) философ писал об оригинальной, неповторимой культуре Руси почти в чеховском духе (смотри рассказ «Студент»): «Падение, оскудение <…> нашей эпохи – только гримаса, на мгновение исказившая прекрасное лицо, если будущее сомкнется с прошлым в живую цепь». «Где лицо России?» ; вопрошает мыслитель. Лики России открываются ему в звуках Глинки и Римского-Корсакова, в поэмах Пушкина и в эпопеях Толстого; в сияющей новгородской иконе и в синих главах угличских церквей; в «Слове о полку Игореве» и в «Житии протопопа Аввакума»; в природной языческой мудрости славянской песни, сказки и обряда. И пышный блеск Киева, и воля Великого Новгорода и гений Петра – это лики России. Федотов не сомневается в исторической перспективе русской культуры: лицо России «везде вокруг нас, в настоящем и прошлом – скажем твердо: и в будущем».
Его выдающаяся работа «Святые Древней Руси», появившаяся почти сразу после смерти последнего старца уже разгромленной Оптиной пустыни, воскрешает религиозный опыт Святой Руси. «Новая Россия, вооруженная <…> аппаратом западной науки, прошла равнодушно мимо самой темы «Святой Руси», не заметив, что развитием этой темы в конце концов определяется судьба России» .
Духовным стержнем любой культуры он считал религию. Утрата этого стержня ведет к потере нравственных ориентиров, к социальной дезорганизации, накалу разрушительных страстей, подрыву национального единения. В толще веков сокрыты корни будущих расколов и катастроф. Что же открылось Федотову в этой толще?
Принятие христианства, перевод Библии с греческого языка на славянский имел далеко идущие культурно-исторические последствия. «Русский народ глубже принял в себя и вернее сохранил образ Христа, чем всякий другой народ». Близкая мысль ; Христос с русским народом “уроднился”; была выражена В.В. Розановым.
В то же время «… славянский язык церкви, облегчая задачу христианизации народа, не дает возникнуть отчужденной от него греческой (латинской) интеллигенции. Да, но какою ценой? Ценой отрыва от классической традиции». Великолепный Киев XI-XII веков создавался на византийской почве, однако, «за расцветом религиозной и материальной культуры нельзя проглядеть основного ущерба: научная, философская, литературная традиция Греции отсутствует».
По мнению Федорова, совершился разрыв славянской речи с вселенской мыслью. Переводы наводнили древнерусскую письменность, в переводах отбирались церковные проповеди, жития святых, аскетика - все остальное считалось «неполезной литературой». Мы не могли «читать Гомера, философствовать с Платоном, вернуться вместе с греческой христианской мыслью к самым истокам эллинского духа и получить как дар <…> научную традицию древности». Россия оказалась чужда Логоса, получив «в дар одну книгу, величайшую из книг <...> открытую всем. Но зато эта книга должна была остаться единственной. В грязном и бедном Париже ХП века гремели битвы схоластиков, рождался университет, – в «золотом» Киеве, сиявшем мозаиками своих храмов, ; ничего, кроме подвига печерских иноков, слагавших летописи и патерики…».
Добавлю от себя, что в жанровом отношении древняя русская литература оказалась намного беднее западной: у нас не культивировалась поэзия, фактически отсутствовала любовная лирика, жанры легенды, романа и др. До 18 века отсутствовал театр. Не было, как справедливо указал Федотов, науки (медицинской, химической, астрономической, математической и прочая, и прочая…). Поразительный факт: именно в России сохранился полный текст «Илиады» Одиссея. Величайший памятник литературы лежал втуне, никому не ведомый. Ученый немец обнаружил список в древлехранилище, украл и увез в Германию.
Размышляя над необозримыми последствиями этого факта, Федотов обращает внимание и на то, что «по сию пору наш научный, особенно философский язык, несмотря на обилие иностранных терминов, лишен некоторых основных слов, без которых невозможно отвлеченное мышление...» .
История повторилась в начале и 18, 20-го столетия. Культура, начинавшаяся с перевода, печально констатирует Федотов, при Петре снова повторяет этот путь... «И как в начале русской письменности, так и в наши дни русская научная мысль питается преимущественно переводами, упрощенными компиляциями, популярной брошюрой. Тысячелетний умственный сон не прошел даром».
Свидетельство о публикации №218102300290
Статья на интересную для меня тему.
Анализ и синтез крупных исторических событий в истории России дело трудное, не всегда благодарное, имеющее широкую область толкований, но очень важное, прежде всего, для понимания того, что происходит в России сегодня, как избежать смут, катастроф, революционных потрясений и церковных расколов в будущем. История не терпит сослагательного наклонения, но изучение и анализ творческого наследия русских философов и религиозных мыслителей, таких как Федотов Г.П., Свт. Игнатий Брянчанинов и Святоотеческие наставления Оптинских старцев, - позволит не наступать на одни и те же грабли дважды.
Спасибо.
С искренним уважением,
Георгий Качаев 23.10.2018 12:49 Заявить о нарушении
Геннадий Шалюгин 31.10.2018 08:35 Заявить о нарушении