Краткие сведения о поэтах и мудрецах востока

                Р У Д А К И (860-942)



Абу Абдаллах Джафар Рудаки  один из главных зачинателей персидско-таджикской поэзии родился в селе Панджрут (Таджикистан). Высшей славы и известности достиг при дворе саманидских правителей Бухары, но в конце жизни попал в немилость и вынужден был вернуться в родной кишлак. Поэтическое наследие его насчитывает 130 тысяч двустишей,  но до наших дней дошло немногим более 1000 бейтов. В своём творчестве Рудаки  широко использовал различные поэтические жанры — касыды, газели, рубаи и другие. Для его поэзии  характерен ярко выраженный гуманизм, лаконичность и простота стиля.


                ФИРДОУСИ (940-1020)


Фирдоуси Абулькасим,  персидско-таджикский поэт, автор гениальной эпопеи «Шахнаме», в которой запечатлены сказания иранского героического эпоса.  Поэма включает в себя около 55 тысяч двустишей (бейтов). В ней  отражены не столько взгляды феодальной знати, сколько чаянния  тружеников и простых людей с их наивной верой в справедливого царя. Поэма оказала влияние  на литературу не только Востока, но и Запада. Произведения Фердоуси были призывом к иранским народам объединится ради отражения опасности вторжения иноземных захватчиков. Автор также лирических стихов и поэмы на Библейские сюжеты «Юсуф и Зюлейка».
               



                НАСИР   ХОСРОВ  (1004-1072)


Насир Хосров Муин  родился в Кабадиане (Таджикистан). Является  автором  многочисленныхфилософских  трактатов, прозаических и поэтических произведений, в которых выступал страстным защитником интересов  крестьян и ремесленников, не принимая и резко критикуя антинародную политику сельджукидских правителей Средней Азии и религиозные постулаты официального ислама.



                ОМАР  ХАЙАМ (1048-1123)


Настоящее имя Гиясаддин Абу-ль-Фатх Омар ибн Ибрахим — поэт, математик, философ и астроном родился в Нишапуре (ныне территория Ирана). Широкую известность сначала получил как автор математических  трудов, в дальнейшем создал ряд работ в различных областях науки, не потерявших своё значение и поныне. Создатель философского трактата №О всеобщности бытия» и других.Возглавлял астрономическую обсерваторию в Исфахане. Как поэт всемирно прославился четверостишиями- рубаи, доведя этот сложный поэтический жанр, содержащий  глубокий философский смысл и социальный подтекст до высшего совершенства.


                НИЗАМИ (1141-1209)


Низами Гянджеви Абу Мухаммед Ильяс азербайджанский поэт и мыслитель почти всю свою жизнь прожил в Ганджи, что в нынешнем Азербайджане. Он отказался пойти на службу к шаху, и жил вдали от его дворцов, по его признанию, в бедноте. Писал Низами на фарси, оставив большое поэтическое наследие. Основное богатство в нём составляет его «Хамсе» ("Пятерица») куда входят философская поэма «Сокровищница тайн», «Семь красавиц» и историческая поэма «Искандер-наме»(Книга об Александре Македонском), романтические поэмы «Хосров и Ширин», «Лейли и Меджун».   «Хамсу» пользовалось широкой известностью среди народов Востока, так что многие поэты стали впоследствии создавать свои «Хамсе». Только на  фарси было написано более сорока «Хамсе». Небольшое количество газелей, кытьа, рубаи и других стихов Низами свидетельствует, что и в малой лирической форме  он был большим мастером.



                РУМИ (1207-1273)


Руми Джалалетддин ибн Бахтатддин персидский поэт  суфий.  Жил в Канье (Малая Азия)
в 1244 году под влиянием суфия Шамсиддина предался дервишским радениям. После чего создал «Диван Шамса Табрези» собрание экстатических экспромтов , в которых духовно воплотился в погибшего наставника и друга. Далее была создана шеститомная «Поэма о сути всего сущего», «Масневи»  собрание притч, руководство для членов основанного Руми суфийского ордена моулови. Свои сложные теоретические философские положения в поэие «Маснави» Руми иллюстрировал притчами, баснями, рассказамии анекдотами , многие из которых перекликались с широко известными в народе, что сделало эту поэму энциклопедией народной жизни.


                ХАКАНИ (1121-1199)


Афададдин  Хакани — поэт Азербайджана, писавший на персидском языке. Наряду с Анвари считается величайшим мастером касыды. В творчестве Хакани значительное место занимают философские мотивы. Для понимания сложных образов его стихов необходимо основательное знакомство со средневековой схоластической наукой.


                ХАФИЗ (1325-1390)

Настоящее имя Шамседдин Мохаммед — родился в Ширазе. Автор многочисленных газелей, пользующихся огромной популярностью и любовью среди персоязычных народов. Ряд его поэтических произведений стал народными песнями. Газели Хафизаотличает  совершенство формы, чистота и возвышенность лирики. Многие  его произведения проникнуты гедонистическими и бунтарскими мотивами, обличённые в форму суфийских поучений.





                НАВОИ (1401-1501)


Навои Нозамаддин Мир Алишер — узбекский  поэт , мыслитель, государственный деятель.
Писал стихи на тюркском языке и фарси. Жил в Герате. Был  визирем султана Хусейна Байка-
ры. Покровительствовал учёным, людям искусства. Многогранно его наследие: : лирические стихи собраны автором в четыре сборника — дивана. Вершина его поэтического творчества «Пятерица», состоящая из поэм «Смятение праведных», «Лейли и Меджун»,
«Фархад и Ширин», «Семь планет», «Искандерова стена». Оказал влияние на развитие узбекской и  других тюркских литератур.


                СААДИ (1203-1292)



Родился в Ширазе, более двадцати лет странствовал дервишем по восточным странам,
результатом чего явились книги «Бустан» и «Гулистан», которых он рассказал о жизни простого народа -декхан, торговцев, ремесленников. В лирике, посланиях-поучениях поднимал сложные религиозные,философские и этические вопросы. Всемирно известны его газели, т.ч. Любовный цикл «Тарджибанд». Эти книги принесли ему всемирную известность, как поборника прав угнетённых и обездоленных.

               
                АМИР  ХОСРОВ ДЕХЛЕВИ (1253-1325)


Родился в Индиит. Пятиали, тюркского происхождения. Родители перебрались в Индию, спасаясь от татаро-мангольского нашествия ещё до его рождения.Амир Хосров оставил грядущим поколениям огромное литературное наследие. Достаточно сказать, что его перу принадлежит десять довольно объёмистых поэм, пять из которых составляют прославленную «Пятерицу»(Хамсе»). Также внушительно по обьёму лирика Амира Хасрова. Разнообразны по жанру лирические произведения поэтав пяти сборниках(«Диванах») Это касыды философского содержания, рубаи, тарджибанды,кэта. Главное же место в его творчестве представляют газели. Их насчитывается до  двух тысяч. Амир Хосров также был выдающимся музыкантом. Многие газели были переложены на музыку и пользовались большой популярностью в Индии, причём их поют до сих пор без всякого изменения текста.
В своих газелях Хосров достиг совершенства за счёт варьирования поэтических образов, метра и мелодичности.Хосров верен своему идеалу , применяя суфийскую образность в качестве средства для возвеличивания человека независимо от его религиозных воззрений.Писал Хосров на персидском, урду,и индийском языках.Дошли до нас его литературоведческие и исторические труды.

                КАМОЛ (ок.1400 гг)

Камол Худжанти (настоящее имя Каолоддин ибн Масуд) родился в Ходженте (Таджикистан),
впоследствии жил и умер в Тебризе(Иранский Азербайджан). В историю персидско-таджикской литературы вошёл по приемуществу как автор газелей, в которых воспевал любовь, верностьи дружбу. В поэзии Камола особенно ощутимы традиции народной песни, а мотивы протеста отражали бунтарский характер мировоззрения самого автора.


                ХАФИЗ ХОРЕЗМИ (14-15 век)


Хафиз Хорезми  , замечательный узбекский поэт, создавший стихи на родном языке и являвшийся современником знаменитого Хафиза  Ширази. Стал известен лишь недавно.В хранилище музея Саларджанг в г. Хайдарабаде (Индия) были нгайдены 8122 рукописи.Только 27 из них были написаны на тюркском языке.Рукопись под инвентарным номером №4298 оказалось сборником стихотворений(«Дивана» доселе неизвестного узбекского поэта Хафиза из Хорезма. Хафиз Хорезми, как  и персидско-таджикский поэт Хафиз, большую часть жизни прожил в Ширазе. Рукопись «Дивана» содержит 586 страниц, в том числе -1052 газели, 12 рубаи,31 кытьа, 9 касыд и др. формы стихосложения — всего 18632 бейта. Стихи Хафиза Хорезми воспевают человеческое счастье, стремление человека к свободе.Народность — отличительная черта поэзии Хафиза Хорезми.



                БАБУР (1483-1530)


Бабур Захиреддин Мухаммед, основатель государства Великих Моголов, потомок Тимура.
Первоначально правитель удела в Средней Азии, затем в Кабуле.В 1526-27 завоевал большую часть северной Индии. Границы государства Бабура простирались от Кабула до Бенгалии. Один из крупных представителей узбекской литературы 16 века. Его сложный жизненный путь завоевателя, правителя и философа нашёл своё отражение в богатом литературном и научном наследие автора. Особое место среди его произведений занимает его знаменитое Бабур-наме (Книга Бабура) 2Бабур-наме»  признанный образец узбекской классической прозы.Это своего рода мемуары военно-начальника , правителя, летописца — бесценный вклад  для современных историков, этнографов,филологов, географов и представителей естественных наук.Переведён на многие языки народов мира. Кроме того, за свою недолгую жизнь Бабур создал поэтические произведения» Мубаййан» (Комментированное) и «Рисолан
волидия» («Трактат родительский», им разработано новое письмо  под названием «Хатти Бабурий». Он внёс большой вклад своими трактатами и изучением системы стихосложения, музыки и военного искусства.Справедливость, по мнению Бабура, основное достоинство Человека, его высшее назначение.Следуя традиции, Бабур в своём творчестве ставит на первый план воспевание достомнств настоящего  человека. Он призывает ценить интересы простых людей.


                ФИЗУЛИ (1494-1556)


Физули Мухаммед Сулейман оглы , азербайджанский поэт-лирик. Родился в городе Карбела в Ираке,  который входил тогда в азербайджанское государство. Владел арабским и персидскими языками. Автор трёх сборников газелей, касыд, рубаи. Также политической сатиры «Книга жалоб», философского трактата»Восхождение убеждений» и других философских произведений. Вершина творчества -лирико-эпическая поэма «Лейли и Меджун». Несмотря на традиционность сюжета, Физули создал свою оригинальную поэму.Творчество Физули- вершина вершина азербайджанской классической литературы.




                ДЖАМИ (1414-1492)


Джами Абдурахман Нураддин Абдурахман ибн Ахмад, персидский и таджикской поэт,
философ и суфий, родился в Герате. Им создана знаменитая «Семирица»- семь поэм,самые известные из них «Лейли и Меджун» и «Юсуф и Зулейха», по мотивам народных сказаний, три лирических дивана (1470-91), проникнутые мистическими идеями.



                БЕДИЛЬ (1644-1720)



Поэт, прозаик, фидософ; родился в Азимабаде (ныне территория Индии). Будучи воспитан на традициях  персидско-таджикской поэзии, писал на фарсии оставил огромное поэтическое
наследие,  прозу и философские  труды. Его поэтическое творчество , особенно газели, а также индийский стиль,или «бедилизм», оказали заметное влияние на всё развитие таджикской классической поэзии. Бедиль активно выступал за объединение народов Индии и активно боролся против классовой несправедливости и кастовой обособленности.



                УВАЙСИ (первая половина 19 века)


Джахан-Атын Увайси- поэтесса, принадлежащая к классикам узбекской литературы.Автор
 дивана лирических стихов и нескольких дастанов. Родилась в Маргилане, жила затем в Коканде. В творчестве Увайси прославляется любовь, верность, красота природы. В её стихах  преобладают печаль и страдания любящей женщины  от неразделённой любви.Для творчества Увайси характерны газели.Известно, что Увайси долгое время учительствовала, причём обучала учеников по собственной методике.Творчество Увайси является достоянием народов Востока, а также интересно тем, что она одна из малочисленного числа женщин своего времени сумела дойти в поэзии до совершенства благодаря искренности своих чувств.
Поэтому она современна и сегодня.




                ФУРКАТ (1856-1909)


Закириджан Халммхаммед, писавший под поэтическим псевдонимом Фуркат, родился в Коканде в семье мелкого торгоца ремесленника. Тяжёлое материальное положение вынудила его оставить медресе и работать приказчиком. Одновременно он занимается творчеством. В 1889 году Фуркат переезжает в Ташкент  учится в медресе. В Ташкенте им написан ряд произведений в стихотворной форме,популяризующих науку и просвещение среди узбекского народа. В 1891 году он отправляется в пктешествие.Он побывал в Турции, Греции, Болгарии,Египте.Некоторое время живёт в Мекке, далее отправляется в Индию и Китай.Фуркат пишет статьи, направленные против колониального гнёта, прославляет  борьбу трудового народа против угнетателей.  Последние годы жизни Фуркат прожил в Яркенде, где и скончался в 1909 году.
Стихи  поэта переведены на многие языки мира.


               


Рецензии
Все, что вы пишете, и даже более подробно можно найти, и даже поподробнее и поинтереснее, как в Вики, так и в любом учебнике по литературе. Между восточная литература: ее тематика, методы, жанры -- так до сих пор и остаются terra incognita русской литературы, по крайней мере, той, что доступна каждому, кто проявить любопытство в этой области. Вот так написать поинтереснее и поподробнее для "простого" читателя слабо?

Владимир Дмитриевич Соколов   01.12.2023 07:49     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.