Рейс длиною в жизнь стр. 30
ПРИБАЛТИКА. КАВКАЗ. ЧЕРНОБЫЛЬ
А через месяц, после возвращения из сказочного странствия,
в стране произошло событие, ставшее началом последующих ка-
тастроф и печальных событий. Событий, связанных непосред-
ственно со мной и моей работой.
26-го апреля 1986-го на Чернобыльской атомной электростан-
ции, расположенной на территории Украинской ССР, произошёл
взрыв четвёртого энергоблока, в результате которого, в окружаю-
щую среду было выброшено большое количество радиоактивных
веществ.
Собираясь в начале июня в Москву, чтобы по приказу МПС
мы и не предполагали, что очень близко окажемся к месту ката-
строфы. И будем иметь некоторую причастность к людям, эваку-
ированным из зоны взрыва реактора.
Но, это произойдёт не сразу, а спустя месяц, после изнури-
тельных поездок в столицу Латвии – Ригу.
После прибытия в Москву, наш поезд был осажен на станцию
Перово. И… о нас забыли. Вынужденные каникулы длились це-
лую неделю.
Ежедневно я ездила в Москву, в министерство, где умоляла
отправить нас куда-нибудь. Видимо, моя надоедливость стала
уже не выносима для начальника отдела вагонного хозяйства. В
очередное моё посещение меня спросили: «Куда бы вы хотели по-
ехать? На что я незамедлительно ответила: «В Прибалтику». Про-
ехав все Среднеазиатские, Кавказские республики, Белоруссию и
Украину, я считала, что мой багаж странствий ещё не достаточно
полон. В нём не хватало трёх прибалтийских республик – Латвии,
Литвы и Эстонии.
На моё воззвание отправить нас в Прибалтику, мне ответили,
что подумают, как это можно воплотить в действительность. А
уже через день, дежурная по станции Перово, по громкой свя-
зи, пригласила к себе в кабинет, где на телефонной линии меня
ожидал собеседник. Мне предложили вариант, при котором наш
состав поезда должен быть расформирован по два и три вагона,
чтобы в дальнейшем войти в составы поездов, отправляющихся в
Ригу, прицепными вагонами.
Недолго подумав, я дала согласия на столь неожиданный экс-
перимент.
В течение трёх дней я провожала прицепные вагоны с Риж-
ского вокзала, затем со штабным вагоном выехала сама в Ригу.
Моим заместителем, в такую необычную командировку, отпра-
вился друг, Фёдор Воронин. Федя был для меня незаменим. А
если учесть ещё и то, что Фёдор отлично готовил, то кто, как не
он, должен был стать моим заместителем?
В Рижском депо меня приняли как долгожданного гостя. Для
того чтобы я могла в Риге осуществлять контроль над прибываю-
щими вагонами, меня поселили в вагоне-общежитии на террито-
рии депо. И начались мои мытарства между Ригой и Москвой. Я
не просто встречала – провожала в рейс свои прицепные вагоны,
но и совершала внезапные проверки по станциям Великие Луки,
Ржев, Резекне. Приезжая в Москву, я с удовольствием отсыпалась,
обстирывалась у Ирины Николаевны Высокинской, пианистки, с
которой познакомилась зимой. И каждый раз, приезжая в Москву,
я с упорством добивалась сбора всех своих вагонов в единый со-
став поезда.
Спустя месяц, состав сформировали и выделили свободный
летний график, где прибытие в Москву значилось в 22 часа, а от-
правление в 24 часа. Прибытие поезда в Ригу в час ночи, а отправ-
ление в 6 утра.
Я думаю, мои читатели догадались, что купить продукты про-
водникам и мне, в том числе, не было никакой возможности. Ра-
ботающих круглосуточно магазинов ещё не существовало.
Как мы выживали тогда, вспомнить страшно. Банка кильки
на троих, завалявшаяся в чемодане у Розы Добровольской, или
корка засохшей буханки хлеба, оставленной сердобольными пас-
сажирами, как спасательный круг, давали надежду на выживание.
Опостылела Рига всем проводникам. А я искала для них слова
утешения. Уговаривала потерпеть. Говорила пророческие слова:
«Представьте, что Прибалтика выйдет из состава СССР и каждая
республика станет отдельным государством. Вам уже никогда не
удастся свободно приехать в Ригу. Латвия будет заграницей. И вы
будете благодарить судьбу, что бывали здесь». И это случилось
буквально через несколько лет…
Как-то раз, прибыв в Москву, после проверки состава дозиме-
тром, так как путь пролегал в близости с Украиной, ко мне подо-
шёл представитель МПС. Он предложил моей бригаде изменить
маршрут следования и начать вывозить людей из Чернобыльской
зоны. При этом сказал, что к окладу проводника, равняющемуся
в те годы 80 рублям, нам оплатят по 500 рублей дополнительно,
за месяц работы.
Посоветовавшись с проводниками, мы решили отказаться от
такого заманчивого предложения, так как риск быть заражённы-
ми был сильно велик.
продолжение следует
Свидетельство о публикации №218102300529