Экономические уязвимости современного общества

Способность к самоорганизации и самообеспечению – есть главное условие нормальной жизнедеятельности любого общества, любого организма, любой экосистемы. Всё что, так или иначе, снижает эту способность, ставит под угрозу не только дальнейшее развитие, но и само существование системы.

Природные системы и организмы устроены таким образом, что сохраняют способность к самовосстановлению даже при больших повреждениях. Эволюция поддерживает только наиболее устойчивые и энергетически эффективные системы.

Социально-экономические системы, создаваемые людьми, тоже являются способом самоорганизации и самообеспечения общества. Но в отличие от природных систем они крайне уязвимы.

Как ни странно, наиболее уязвимы именно самые развитые и цивилизованные экономики. Они, подобно карточным домикам, готовы рухнуть, если вытащить хоть одну карту. Кризис одного крупного предприятия или финансового института запускает цепную реакцию, ведущую к глобальному экономическому кризису, к общему падению биржи. А энергетический или транспортный коллапс способен полностью парализовать жизнь общества.

Почему так происходит и как этого избежать?

Когда целью организации или общества в целом является экономический рост, главным критерием успешного развития становится прибыль, а главным стимулом – конкуренция. Проблемы безопасности и устойчивости развития отодвигаются на задний план.

В современной экономике целью любого предприятия является рост прибыли. Приведу для наглядности пример. Буквально вчера мне предложили удаленную работу в интернете. Предложение очень заманчивое: не нужно ходить на работу каждый день, быть привязанным к месту проживания. Мне стало интересно, в чем же заключается работа, и из чего образуется прибыль?

Мне прислали более подробную инструкцию. Если убрать из неё всю внешнюю, отвлекающую мишуру, типа личного роста, обучения, проведения тренингов, благотворительных акций, формирования команды и т.д., то главной задачей является увеличение количества потребителей данной конкретной организации. Не буду называть имени этой организации, их сейчас довольно много, использующих сетевой маркетинг, и между ними идет конкуренция.

Становясь «партнером» этой компании, вы покупаете всю продукцию только у неё и предлагаете всем своим знакомым. Та же бытовая химия, косметика, товары повседневного спроса, только по заметно более высокой цене, чем в магазине. Собственно, эта разница в цене и идет на оплату бонусов и всяческих вознаграждений «партнерам».

Вся эта армия ПОТРЕБИТЕЛЕЙ (а не партнеров, на самом деле) ничего не производит, не участвует в управлении организацией, а разрастается как раковая опухоль. При этом она полностью зависима от производителей и настоящих организаторов, которые могут находиться в другом государстве и даже на другом континенте.

«Ну и что в этом плохого?» - спросите вы. «Люди получают реальные деньги, чем-то заняты и при этом обеспечивают себя сами». А проблема в том, что такая система очень уязвима и энергетически неэффективна. Она вынуждена постоянно стимулировать свой рост. Остановка роста равносильна смерти.

Цель захватить как можно большую аудиторию потребителей, произвести и продать как можно больше товара, сама по себе неразумна. И именно она создает главные экономические уязвимости современного общества:

1. Ресурсная. Рост производства возможен только за счет природных ресурсов, которые имеют предел.

2. Экологическая. Растущие отходы производства и потребления накапливаются и загрязняют окружающую природу. Человеческая деятельность приводит к разрушению природного баланса.

3. Структурная. Экономическая структура, основанная на конкуренции и безудержном росте, неустойчива, избыточна, энергетически неэффективна и социально опасна.

4. Нравственная. Экономическая деятельность, основанная на искусственном стимулировании роста и конкуренции, не приносит нормальному человеку чувства удовлетворения и гармонии. Вместо этого она создает ощущение бессмысленности и тщетности бытия.

Как устранить все эти уязвимости? Какой должна быть цель экономической деятельности в здоровом, гармоничном обществе?

Ответы дает сама природа. Эволюция создает максимально самодостаточные, самоподобные структуры. А значит, и экономическая деятельность должна быть организована таким образом, чтобы на любом уровне способствовать самодостаточности жизнедеятельности. Иными словами, не должно быть такого, чтобы одни (люди, социальные группы или государства) были целиком и полностью зависимы от других.

Например, если город не способен обеспечить себя продуктами питания, то он полностью зависит от деревни. Если государство не имеет своих источников энергии, то оно полностью зависит от поставляемых энергоносителей. И разрушение таких связей смертельно опасно.

Задача экономики – создать такую инфраструктуру, в которой подобных уязвимостей минимум.

Каждый человек, каждая семья, каждое сообщество должно быть в состоянии обеспечить свои базовые, жизненные потребности, и создавать такие условия, которые способствуют реализации этих задач.

Под жизненными потребностями имеются в виду, в первую очередь, нормальная природная среда, способная обеспечить потребности в воде, пище, температурном режиме. А также социальная и образовательная среда, способствующая творческой самореализации личности, личному развитию и максимально осознанному отношению к жизни.

Целью такой экономики является не количество произведенных и реализованных материальных ценностей, а качество жизни на всех уровнях самоорганизации – начиная с личного и заканчивая системным. 

И если бы в основе сетевого маркетинга была именно такая цель, то она позволила бы решить все проблемы современного общества.


Рецензии