Категорический императив Канта

        Кто управляет миром?: http://www.proza.ru/2018/10/22/1426

        2.4.2. Категорический императив Канта.

Следующее доказательство, приводимое Воландом, это то, которое выдвинул немецкий философ Иммануил Кант. Для понимания романа оно имеет особенное значение, ибо в таком понимании Бога, вероятно, заключался «символ веры» самого Булгакова. И через призму этого доказательства, на наш взгляд, необходимо оценивать главных героев романа. Но в начале несколько слов об этике Канта.

В этике он пытается отыскать априорные, сверхэмпирические основания нравственности. Это должен быть всеобщий принцип, закон для всех. Этика ориентируется на должное, на то, что человек должен делать, но долг в понимании Канта есть законодательство самого разума. Как строгий ученый, он говорит: есть факты существования разума, свободы и нравственности, и мы их должны исследовать. Существование же Бога и загробная жизнь нам неизвестны, и поэтому мы на них не можем основывать науку.

Существует долг, т.е. нравственный закон в нас, он не зависит от человека (совесть часто действует вопреки нам). То есть этот долг есть свойство самого разума, а не зависит от Бога. Другими словами, человек не поэтому морален, что верит в Бога, а потому верит в Бога, что это есть следствие присущей ему априори нравственности. Кант называет его категорическим императивом (обязательным повелением), и он звучит так: поступай так, чтобы причина, повод, побудивший тебя к данному поступку могли быть объявлены всеобщим нравственным законом. Мы можем не слушаться этого закона, звучащего в нас, но тогда совесть наша нам говорит, что мы поступаем нехорошо. Долг же велит нам собственное совершенство и чужое счастье. Воля святая – это когда долг и наша воля (желание) совпадают, а добродетель – это борьба со своими желаниями и помыслами за исполнение долга, - резюмирует Кант.
   
К постулату бытия Бога Кант приводит следующее рассуждение. Человек стремится к высшему благу – это аксиома. В нём соединяются добродетель (нравственный закон призывает к полному исполнению нравственного долга, чтобы дух и совесть были умиротворены) и счастье человека. Но добродетель в мире материальном далеко не всегда соответствует счастью. Они могут совпадать, лишь если предположить существование мира духовного, независимого от мира вещей, ибо тогда добродетель сама себе господин.

Отсюда Кант делает три вывода: 1) наличие у человека свободной, т.е. автономной воли: не может быть никакой нравственности, если у человека нет свободы воли; 2) бессмертие человеческой души: все желания человека должны соответствовать его долгу, для этого предполагается наличие духовного мира, где это соответствие может быть достигнуто, но лишь в бесконечном приближении. А так как высшее благо существует, то должна быть и святость воли, реализуемая в бесконечном приближении к нему. Следовательно, душа бесконечна (бессмертна).

И, наконец, 3) достижение счастья в бесконечной перспективе возможно лишь при условии бытия Бога, Существа всемогущего, Которое хочет и может установить такое соответствие между добродетелью и счастьем. Счастье есть такое существование человека, когда он живёт согласно своей воле. Следовательно, воля человека должна быть достойной счастья. Если же допустить, что Бога не существует, оказывается невозможным существование нравственности, так как Бог есть гарант разума и этики, а значит, и Творец этических законов .

Итак, принятие норм внутреннего автономного нравственного закона как заповедей Божиих, и есть, по Канту, суть религии – она отождествляется с моралью, а не с богообщением. В «религии» Канта никаких отношений к Богу быть не может, так как он трансцендентен, т.е. бесконечно запределен миру, и ничего достоверного о Нём неизвестно. Молитвы, таинства и обряды, следовательно, излишни. Возможно, здесь сказывается протестантизм Канта. По сути, бесцерковным был и Булгаков.

Об Откровении Кант говорил, что не нужно ни отрицать его возможности, ни оспаривать его необходимости, но считать его несущественным для религии. Ещё более интересно Кант говорил о чудесах: нравственных чудес допущено быть не может. Физические же чудеса возможны лишь в прошлом, а не в настоящем. По сути, взгляды Канта деистичны . Итак, «религия» без Церкви, Откровения и чудес – чистая «разумная» мораль. Возможно, в этом и было понимание веры большинством интеллигенции.

         Доказательства бытия... диавола: http://www.proza.ru/2018/10/23/1404


Рецензии