Нужные и ненужные

Я пришел на работу и увидел у двери конторы плачущую пожилую женщину. Первое, что пришло мне в голову: «Старушке не завезли газ. Вот она и плачет, не дождавшись справедливости."
Как обслуживают потребителей, я хорошо знал, так как работал в той конторе слесарем по доставке баллонов с газом. Потребитель – под названием – клиент оплачивал стоимость газа, делал заявку в контору, и становился в очередь на получение «продукта». Очередь в социалистическом обществе была везде и во всем, и являлась основополагающей. А так как социализм был самым справедливым обществом, то и очередь была самая справедливая.Такой она была и в нашей конторе: машина для доставки газа вмещала 40 баллонов, а ведомость очередников выписывалась на 60 клиентов. Как по справедливости поделить 40 на 60 не знал никто, зато все знали, как делить «правильно».
Я получал ведомость,  шел подписывать к начальнику. Он внимательно читал список и ставил «галочки» возле некоторых фамилий. Потом ставил подпись и говорил: «Смотри, вот этим, где галочки в первую очередь завезешь газ. Это нам очень НУЖНЫЕ люди». После начальника шел к главбуху. Она тоже внимательно читала список, ставила галочки против фамилий нужных людей и подписывала ведомость. Потом шел к контролеру: та ставила галочки и подпись. Наконец я выходил в коридор, где меня уже ждали прочие сотрудники и просили за своих близких и знакомых. Так «справедливость» наполнялась конкретным содержанием: в первую очередь дать нужным людям, а что останется – ненужным.
«Значит, старушка не попала в список нужных людей и уже не одну неделю ждет – не дождется баллона с газом». Я подошел к ней и сказал: «Назовите свой адрес, и я сегодня завезу вам баллон с газом». Но она ответила, что газ у неё сетевой, и пришла совсем по другому вопросу.
- Скажите, что случилось и я помогу вам.
Но она только махнула рукой и поведала мне историю, по поводу которой так расстроилась.
Вчера утром хотела подогреть завтрак, а горелка на плите не загорается, я подумала, что отключили газ, и позвонила на 04. Приехала аварийная бригада, осмотрели газовые приборы и сказали: «Ты что же это, старая карга, вызываешь нас по таким пустякам?! У тебя же кран на стояке не открыт». Они открыли кран, зажгли горелку и сказали: «Вот как надо работать с газовыми приборами. Ты что совсем тупая?» Я пояснила, что пожилой человек и часто что-нибудь забываю, а они мне в ответ: «Ну, смотри, старая, если еще раз забудешь и нас вызовешь, мы тебе газ навсегда отключим. Вот из-за таких как ты- аварии случаются». Они уехали, а я весь день не могла успокоиться, ночь не спала, все думала: «Как же это так; ведь я всю жизнь проработала учительницей младших классов. Учила детей грамоте. Воспитывала; прививала доброту и уважение к старшим. Значит, все было напрасно и труд учителя никому не нужен?..» Утром решила пойти в контору и пожаловаться на нерадивых работников их начальнику.
- Так чего же вы стоите у порога и плачете? Пойдемте в контору, я проведу вас к начальнику.
- Не надо сынок, я уже была у него, потому и плачу. Ведь это мой бывший ученик – самый слабый за весь мой 40-летний стаж. Я жалела его и говорила: «Ну, куда ты, Павлуша, пойдешь работать после школы? Только коровам хвосты крутить. Ведь ты ни писать, ни читать, как следует, не научился». А теперь он сидит в кресле и смотрит на меня брезгливым взглядом, как будто перед ним та самая корова, которой надо закрутить её обгаженный хвост.
Я, сдерживая улыбку, посочувствовал старушке и сказал:" У нас в конторе не все такие, как Павлуша, а есть умные и воспитанные." Я был так молод и наивен: искренне верил, что это лишь частный случай, издержки времени, и скоро управлять производством будут образованные и воспитанные коммунистической моралью люди. Они не допустят социальной несправедливости, и не будет в нашем обществе плачущих старушек и одиноких стариков…
Прошло полвека. Теперь я уже старик. О равенстве, братстве и справедливости давно не думаю. Мечтаю лишь о покое и нормальном сне. Но ночью спать не дают комары, а днем контролеры. Это какое-то нашествие: солнце только встает, а у калитки кто-нибудь орет: «Хозяин, хозяин, контролер пришел!»
- Чего вам ребята? У меня все оплачено, вот квитанции.
- Проверка.
Вламываются в мое жилище и начинают искать «нарушения».
- О, дед, да у тебя тут столько нарушений: проекта нет, приборы старые, наверное, еще старее тебя. Вот тебе предписание – распишись. В месячный срок, чтобы все исправил и купил новые приборы. Не исполнишь – отключим тебя от потребления.
- Ребята, да как же я это все исправлю? Один проект- 25 тысяч стоит, да приборы- 50 тысяч, итого- 75 тысяч. А у меня пенсия- 9 тысяч, которой хватает только на коммуналку, да на супчик с «макарошками».
- А нас это не касается! Вот из-за таких как ты- аварии случаются.
Я не пошел никуда жаловаться, так как жизненный опыт меня научил: в какой кабинет не зайди; там сидит все тот же «Павлуша». Только теперь: с мобильником в руке, с ногами на столе и немым вопросом на челе; ты кто такой? Кто тебя звал? Как ты посмел без подношения ко мне явиться?!


Рецензии
Неучи сами работать не могут...
Поэтому пролезают в начальники!

Григорий Аванесов   11.01.2022 19:20     Заявить о нарушении
Увы, так оно и есть. Спасибо, Григорий, за отзыв.

Вячеслав Шириков   11.01.2022 19:14   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.