Проповеди Ворона. Кали-юга
Зло плодится в людских сердцах, в умах, очерняет души и выплёскивается в мир. Люди не отличают дурное от хорошего, имеющее истинную ценность от никчёмной безделушки. Всё становится едино, понятия подменяются, и хаос приходит в мир.
Известно, что время во вселенной делится на этапы — кальпы. Каждая кальпа делится на этапы поменьше — махаюги. Каждая махаюга, или великая юга, или чатуръюга, состоит из четырёх ещё меньших этапов — юг, и каждая последующая юга неизменно хуже предыдущей.
В течение каждой юги людская добродетель угасает примерно на четверть от той, что была в начале всей махаюги, и к концу четвёртого этапа — Кали-юги — и вовсе сходит на нет. И именно в этот момент, когда мир окончательно погрузится в хаос и тьму, когда люди потеряют человеческие качества и облик и станут сродни бесам, — именно в этот момент зазвучит музыка, что сотрясёт мир.
Когда люди падут и опустятся настолько, что ниже уже не пасть, владыка Шива устремит взор на распустившихся своих детей. Он встанет, оправится, закроет глаза… Нет, грозный его трезубец не будет использован для уничтожения этого мира. Трезубец — орудие войны, но сталкивать силу зла с силой разрушения — вряд ли поступок, достойный верховного божества. Потому он, безмятежный и сконцентрированный, не будет принимать яростный свой аспект и соответствующий ему атрибут. Напротив, обладающий секретом вселенской гармонии, он вернёт миру те позабытые вибрации, которые знавал он на заре бытия.
Медленно, словно и правда позабыты им эти движения, начнёт Натараджа свой танец — тандаву. Спокойный и плавный, как лепестки, опадающие с цветущих по весне деревьев. Но вот что-то неуловимо меняется, и танец становится быстрее. Спокойствие сменяется начинающей разгораться страстью. Что за страсть сжигает танцующего? Сложно смертным постичь её глубину, ибо многогранна её природа. Смешалось в ней многое из того, что известно нам самим — и страсть к жизни, и любовь к мужчине и женщине, и стремление к красоте и гармонии во всех аспектах жизни. Есть в этой страсти и то, чего не выразить словами, но то, что чувствует и знает и на что откликается самая сущность человека — его атман. Но не был бы этот танец поистине божественным, если бы лишь этим он и ограничивался. Также в тандаве присутствует и то, что не дано познать человеку ни умом, ни атманом. Именно это, непознанное и непознаваемое, и сотрясает саму ткань мироздания. Именно это проникает в каждую частицу — и наполняет их изначальной силой, утраченной ими за долгие годы прошедших юг. Именно это заставляет материю плавиться и распадаться на мельчайшие свои составляющие, разлетаться отдельными атомами на запредельные расстояния.
Длится танец, и словно бы не замечает увлечённый им Натараджа, что мир уже давно стёрт в пыль, и сложно узнать в нём былое его устройство. Но не был бы он тогда столь великим, ежели ограничился бы одним лишь разрушением. И потому продолжает Шива танцевать, но танец его снова изменился. И теперь послушная ему материя, впитавшая живительную его силу и твёрдую волю, напоённая изначальной вибрацией, начинает вновь собираться, образуя новый, доселе невиданный мир. Полон он красоты и гармонии, и великое счастье жить в этом мире. Добродетель руководит всем, и зло столь мало и неопытно, что лишь незаметные зёрна его разбросаны тут и там, столь неуверенные и слабые, что едва отличимы они от добра.
Но время пройдёт, и Сатья-юга сменится Трета-югой, Трета-юга — Двапара-югой. За Двапара-югой последует Кали-юга. Медленно, почти незаметно, вначале благополучный и цветущий мир под конец своего существования снова скатится в хаос и мрак. Знает ли об этом танцующий на рубеже двух махаюг? Несомненно. Зачем же тогда он танцует, ежели ему доподлинно известно, что разрушенный им и воссозданный заново мир вновь неизбежно погрузится во тьму? «Вы скажете, неисповедимы пути его, неисповедимы пути господни. Это не ответ. Ответ, оправдание — одно и то же и для людей, и для богов. Добро или зло, говорят мудрецы, какая разница, ведь оба они относительны. Согласитесь, но учтите и то, о чём мудрецы не говорят. Оправдание это — «красота». И проблема, стало быть, не в добре или зле, но в эстетике».°
Разрушая старый мир, лишённый добра и гармонии, разрушает Натараджа вместе с ним уродливое и асимметричное, подобное бесконтрольно растущей раковой опухоли. Стирая мир в пыль и расщепляя его на атомы, нарушает он сложившийся искажённый порядок и возвращает материю в нейтральное состояние. Напоив частицы изначальной вибрацией и сформировав мир заново, воссоздаёт он первозданную его красоту, чистую и ничем пока не замутнённую.
Таким образом, мы видим циклическую трансформацию от красивого и гармоничного к уродливому и болезненному.
Примечания:
° цитата из «Князя света» Р. Дж. Желязны (1967)
Свидетельство о публикации №218102401275