Истоки часть 1

Старость не верит, что кому то чужая жизнь может быть интересна., и что можно воскресить, тех, кого уже давно нет.
Иногда, когда чужой человек пытается узнать о жизни членов вашей семьи, возникает вопрос. А для чего ему это нужно. Одним  ради интереса, другим, что бы что то вспомнить, третьим, что бы – написать  про это. Но чаше всего  родственники или просто молчат, или говорят что не в курсе.
Удивляться здесь нечему. Через все поколения в стране Россия прокатились большие грозы. Поэтому большинство людей – разумно осторожны  в беседах с посторонними.
В  станице  жила одна пожилая женщина. Говорили, что  муж ее погиб в первой конной, а сыны, двое в 43 – году подорвались на мине,  будучи партизанами. Каждый год, старики казаки, их несколько человек, приходят к ней с цветами.  Садятся за стол и  долго вспоминают. О чем, никто не знает. А на деле, муж погиб  в боях за Крым, отбивая атаки красных, а двое сынов - в 1943- ушли  вместе с немцами, и потерялись  на западе. Где , никто не знает.  Она же записывала в церкви на листок поминовения, какие то имена.  Но кто они такие. У кого из  ее сыновей были четыре дочери?
Большинство стариков, из тех, кто служили Царю и Отечеству, умирая многие  сокрушаются:   «Вот не дожил, может скоро  наши  оттуда вернутся, их там уже так мало осталось.»    А некоторые по сей день  записывают в поминальные листы  четырех дочерей и сына Николая II .

Начало


 То, что иноземного монголотатарского Ига на руси не было, уже, наверное, очевидный факт. С какой ненавистью описаны эти события. Приписываются им порой просто чудовищные злодеяния, самоотверженный героизм руси при освобождения от ига. Реально, при детальном изучении вопроса, все выглядит совершенно по иному. Золотая Орда это казачья орда, в которой существовала междуусобица. Рассмотрим  один из моментов истории того времени. Исторический факт, разгрома армии хана Сеид - Ахмеда который после стояния на Угре вернулся домой на зимовку на Дон. Этот период ознаменован как великое стояние и освобождение от Татаро - Монгольского ига. Зимовье хана Сеид - Ахмеда , находилось недалеко от устья Северского Донца, это  на месте сегодняшней станицы Мелиховской. Особенно обидным и трагическим, было то, что пока   Сеид - Ахмед с войском, стоял на Угре, его улус подвергся нападению одним из крымских беков.
Услышав то, что Сеид - Ахмед  вернулся от Угры, шибанский хан Ибак (Ибук) с пятнадцатью тысячами нукеров , на пару со своим свояком Мусой-мирза и Ямгурчу-мирзой 6 января 1481 года достигли улуса Сеид - Ахмеда. Ибак собственноручно убил в белом шатре Сеид - Ахмеда.
Ибак (Ибук) 5 дней оставался в Орде Сеид - Ахмеда .
В тот же год, Ибук отправил письмо Ивану III посла по имени Чумгур с вестью об убийстве его врага. Ибук - это Чингизид, потомок Чингизхана, возглавлявший 15000 нукеров (монгольскую гвардию) прекратил существование великой империи восточной Европы.  Ни один “монгольский” воин хана Сеид Ахмеда не поднялся против хана Ибука и нукеров. От этого положения выиграло только Московское государство. Еще в 1465 г. Московское княжество должно было быть атаковано Сеид Ахмедом. Но случилось то,что случилось. На берегах Дона решалась судьба Московского княжества. Хаджи Гирей, во главе крымского улуса стал на защиту московского княжества от золотоордынского хана. Ни одна из сторон не выиграла сражения. Но Москва опять избежала бедствия.
Шибаниды (Шайбаниды) — чингизиды, потомки Шибана, пятого сына Джучи от главной жены, брата Батыя (Бату).
После окончания западного похода, в 1241 Бату передал Шибану титул орлок(джихангир), главнокомандующего армией Монгольской империи. Когда во времена Великой замятни в улусе Джучи почти одновременно вымерли линии Орду Ичэна, старшего сына Джучи, правившая в Кок Орде, и линия Бату - верховных ханов улуса Джучи, Шибаниды остались единственными представителями законной линии потомков Джучи.
Претендуя на всё наследие улуса Джучи, Шибаниды вели непримиримую борьбу с Тугатимуридами,  потомками тринадцатого сына Джучи от наложницы Туга Тэмура, не имевшими прав на престол, однако утвердившимися в улусе Джучи, Большой Орде, Крымском, Казанском, Астраханском ханствах и в казахском ханстве Ак Орда.
Различные представители династии Шибанидов несколько раз захватывали престол улуса Джучи, однако удержаться на нем не смогли. Старшая линия Шибанидов захватила власть в Сибири, с перерывами царствуя до присоединения к России.
В России потомки последнего хана Сибири Али стали ханами последними Касимовскими. Их потомки носили титулы царевичей Касимовских и Сибирских (с 1718 князья Сибирские), по знатности превосходя все прочие титулованные роды России. Представители средней линии захватили власть в Кок Орде, свергнув Тугатимуридов, потомков Урус-хана, позднее основавших казахское ханство Ак Орда. В борьбу с ними вступили представители младшей линии Шибанидов, захватившие власть на части территории Кок Орды, и в 1511 завоевашие Хорезм, основав линию Хивинских ханов.
К средней линии Шибанидов относился основатель узбекской династии Шибанидов — Шейбанидов — Мухаммед Шейбани (1451—1510), сын Шахбудаг-султана, внук Абулхайра.
Кучум являлся потомком Шибана в 11-м поколении, прямым потомком первого хана Улуса Шибана Минг-Тимура (ум. после 1357) и Чингис-хана.
Его генеалогия следующая: Чингисхан — Джучи — Шибан — Бахадур — Джучи-Бука — Бадакул-оглан — Минг-Тимур — Бек-Кунды — Али-оглан — Хаджи-Мухаммад (хан Золотой Орды 1419-1423). – Махмудек-хан – Ибак-хан (Сайид Ибрахим-хан, сибирский хан 1464—1495 с ногайскими мурзами Мусой и Ямгурчи убил хана Большой Орды Ахмата) – Муртаза-хан (претендент на престол Сибири) – Кучум-хан ,)хан Сибири (Seber xan;, 1563—1598).

Согласно генеалогии, дед Кучума - Хаджи-Мухаммад приходился: двоюродным внуком ханам Золотой Орды Пулад-Тимуру (ум. 1367) и Алибеку (ум. 1375); двоюродным племянником золотоордынским ханам Каганбеку и Араб-шаху; троюродным братом узбекскому хану Махмуду-Ходже бин Каганбеку; двоюродным дядей хивинскому хану (1446—1461) Мустафе; троюродным дядей узбекскому хану Абу-л-хайру; троюродным дедом узбекскому хану Джумадуку. В соответствии с «Избранными летописями из книги побед» (Таварих-и гузиде нусрат наме) у Хаджи-Мухаммада имелось три сына: Сайидек-хан, Махмудек-хан и Шиба-Гази.
Правнуком Сайидека являлся касимовский хан Шах-али II (ум. 1535).

 В свою очередь, детьми Махмудека были правитель Большой Орды и основатель Сибирского ханства хан Ибак, казанский хан Мамук и сибирский хан Агалак. Ибак-хан (Сайид Ибрахим-хан, Ивак, Упак, Айбак, тат. Айб;к хан, Иб;к) (ум. 1495) — сибирский хан (1464—1495) из династии Шибанидов.
С тех пор топоним Ибук встречается на Дону. Ибук - Городок Ибок или Стыдное Имя имел еще второе названия - Атаманский.
Судьбы всех казачьих станиц решались в этом городке. Городок находился на острове. И только в начале 19 века, потеряв своё  значение, перебрался вверх по Дону в бывшую столицу  первых казаков , ныне Мелиховскую.

По Е.П.Савельеву, в XVII в. споры между отдельными лицами разбирали круги в городках, но недовольная сторона могла обжаловать решение в Главное войско. Собиравшийся там Войсковой круг являлся последней инстанцией, и он же рассматривал споры между городками [Савельев, 1990, с. 332]. «В мае, – писал В.Д.Сухоруков о XVIII в., – Главное войско рассматривало Дела станиц. Для сего атаман со всеми старшинами... выходил за город на возвышенные места, кои не потоплялись бывающими в сем месяце разливами Дона, и, разбив лагерь, творили суд» [Сухорукое, 1824, с. 276-277]. Самый ранний из известных на сегодня перечней донских казачьих городков, обнаруженный А.А.Зиминым в Собрании Московской духовной академии и опубликованный в 1959 г., носит заглавие «Роспись от Воронежа Доном-рекою до Азова до Чёрного моря, сколько верст и казачьих городков и сколько по Дону всех казаков, кои живут в городкех» [Зимин, 1959]. Мы датируем этот документ концом XVI в. – очевидно, 1593 г. [Королёв, 1993, с. 240-246 ].
Третьим снизу поселением роспись показывает Черкасский городок, предпоследним, в 3 верстах ниже Черкасского, Монастырский городок, и самым нижним, в 5 верстах от Монастырского (и, следовательно, в 8 верстах от Черкасского), городок со странным названием «Стыдное Имя». О нём даётся следующая информация:

«Казачьи городки судимы все тут, и атаман и есаул, и дьяки тут бывают. От Стыдново до Азова 50 вёрст Доном - рекою, а степью 25 вёрст». О Монастырском сказано, что в нём «съезжаются казаки изо всех городков, часовня тут, попов по 10 и больши и дьяконы. А съехався, живут до Петрова дни (29 июня. – В.К.), потом [разъезжаются по городком» [Зимин, 1959, с. 229]. Следовательно, во время составления росписи центром Войска Донского являлся городок Стыдное Имя (Ибак)– там находилась войсковая администрация во главе с войсковым атаманом и рассматривались дела городков. Вместе с тем Монастырский представлял собой церковный центр Войска и место сбора казаков. Войсковые круги, однако, проводились не в Монастырском, а в "Стыдном Имени", поскольку дела городков мог разбирать только высший орган казачьей власти. Таким образом, источник обрисовал контуры известного в донской истории «Главного войска», которое объединяло несколько городков, располагавшихся поблизости друг от друга.
На картах голландцев Гесселя Герритса (1614 г.) и Исаака Массы (1633 г.) отражавших, однако, ситуацию 1598-1605 гг. [Кордт, 1910, № 44, 45; Кордт, 1889, № 29, 30], а также в произведениях других западноевропейских картографов, по-видимому, заимствовавших у первых конкретные сведения, опять появляются новые названия самых нижних казачьих городков: на месте Монастырского стоит Красный Яр, а на месте Стыдного Имени (Самого Нижнего) – Атаманский городок. Топонимы Стыдное Имя, Самый Нижний, да, собственно, и Атаманский отличаются от обычных названий городков и производят впечатление искусственности и выдуманности. Отсюда возникла задача понять причины появления и смысл необычных названий. Используемая литература: Ярлыки и битики ханов Золотой Орды, Крыма и Туркстана в архиве музея дворца Топканы. Агдес Нигмет Курат. 2014г.
После  разгрома Сеид Ахмеда  часть  казаков этого улуса, перебралась  на Мещеру и обосновалось там.

Село Тархань, затерялось среди  густых лесов. Народ  в селе  еще с 14 века занимался  валкой леса, бортничеством,  разводили овец, коров. Были в Тархани сады. Вызревали в тех садах яблоки, смородина, крыжовник. На выкорчеванных  участках  выращивали картофель, правда немного, из зерновых  была рожь, горох, просо.  У реки пасли скот. По преданию, село досталось князю Енгалычеву,  за  взятие Казани. Но  жили  в селе  и до 1557 года.  По положению  Российской Империи, все люди,  жившие в селе, были на постоянной воинской службе. При первом  призыве  Государя, войско было готово к выступлению.  По словам летописцев, население  села преимущественно было Татарским. Но после  нашествия Лжедмитрия, в селе оказались пленные Поляки и даже Немцы. Жили с местным населением  дружно. В старых документах Петровского времени, читал, что Полякам и Немцам предлагали выехать на родину, но те отказались,  сославшись на то, что им и здесь хорошо. Ни кто не тыкал на происхождение, так как  в большинстве своем  все живущие были Мурзами. Но и не заносились. Согласно данным исторических источников, большая часть татарских мурз вышла из Темниковской Мещеры. В генеалогическом отношении они делятся на две группы: монгольского (мурзы Золотой Орды и государств, образовавшихся после ее распада) и инородческого (мурзы народов Среднего Поволжья) происхождения.
По золотоордынской традиции титул «мурза» (аналог русского «князь») принадлежал исключительно потомкам Чингисхана и ставился после имени собственного. В системе феодальных титулов тюрко-монгольского мира статус настоящих мурз (т. е. чингизидов) был наивысшим. Даже такие могущественные правители, как Мамай и Тимур (Тамерлан), не могли претендовать на ханский титул, не будучи чингисидами.
В 1552 году 10-тысячное войско Еникея Темниковского участвовало в завоевании Казанского ханства, и часть мишарей осталась на завоеванной территории для контроля над местными татарами.
Мишари также активно участвовали в конце 16 века в завоевании Сибирского ханства. Часть мишарей и русскоязычной мещёры (которая тоже участвовала в этом завоевании) остались в Сибири, часть осела на Урале и в Приуралье, часть вернулась на свою территорию.
 По сути, жизнь села  ни чем не отличалась от жизни  казачьих станиц Дона. Тем более что  по предкам своим ранее проживали, где то  между Доном и Астраханью и  имел  некоторое отношение к  организации  служб на Дону. А служб  там было многое множество.  Это и почта и транзит товаров, перевозка людей, организация  станиц по правому берегу, контроль и назначение  атаманов на местах, снабжение казаков  оружием, а порой и продовольствием. В то время мануфактур  еще не было, поэтому на Дон   завозили  и ткани. Кожу здесь умели выделывать сами, и  меняли на  то, что не могли произвести.
Дома в селе, как и все остальные постройки, были деревянные. Это ведь только при Петре I стали из Тархани поставлять корабельный лес в Воронеж. В начале XVIII в. ситуация начала меняться. В 1712 г. Петр I упразднил поместные войска и стал создавать русскую армию по западному образцу. Татарам, как особому виду войск, в этой армии места не было. Поэтому татарские подразделения ликвидировались, а сами князья, мурзы и служилые татары начали утрачивать свое положение.
13 ноября 1713 г. последовал указ Петра I: «Басурманам магометанской веры, за которыми есть поместья и в тех поместьях за ними крестьяне православной христианской веры, чтобы крестились конечно в полгода, а если крестится, теми поместьями со крестьянами владеть по-прежнему».
Крестившиеся быстро ассимилировались и уже в следующем поколении стали вполне русскими князьями и дворянами.  Сохранившие прежнюю веру лишились своих поместий, переселились из Темникова в деревни.
Указом Петра I татарские мурзы и служилые татары были мобилизованы на рубку и вывозку корабельных лесов для строительства флота, правда, освобождены от платежа подушной подати.
 При  Екатерине II госзаказ на поставки леса, еще  существовал, а уже при Павле I , о  корабельном лесе стали забывать. Да и сам процесс строительства при  последних Романовых переместился в крупные города  ближе к Москве и Питеру. А лес, лес все равно  покупали, но уже не в таких количествах.  Ведь корабли  теперь строили из металла, лес же шел, только на палубные и каютные постройки. Положение татарских мурз продолжало ухудшаться и после Петра I. Времена, когда они были единственными, кто противостоял степнякам, прошли. Татарские мурзы были приписаны к сословию казенных крестьян и в дальнейшем обложены тяжелой подушной податью. Лишь по единоличному распоряжению Екатерины II был подготовлен указ о восстановлении татарских мурз в благородном дворянском состоянии.
Но к этому времени татарские мурзы остались без земли. Они были вынуждены, переселятся в другие регионы. Те, кто крестился в православие, сделали карьеру, и стали  могущественными  представителями  Российского дворянства.  Почти все дворяне России  имели  свои Татарские корни. Но в то время об этом  не принято было упоминать.
Человек, как и дерево, имеет корни. Он — звено в цепи множества  поколений. Это хорошо понимают ныне здравствующие, поэтому в конце ХХ века  многие взялись за генеалогию.
Ранняя генеалогия нам  практически недоступна. Ведь на территории нынешней России проживали  несколько сотен, а может  и тысяч кланов. О  происхождении России  мало что известно. В основном это  предположения. Россия это  следствие исторического процесса над множеством  людей с совершенно различными ДНК. До России  на юге  существовало мощное государство Кипчаков. Но оно состояло из  нескольких сотен народностей. Как  принято сейчас говорить КЛАНОВ. По Волге  от нынешнего Пермского края жили Булгары. Уже тогда существовала письменность. Но в 631 году н.э. хан Альцек (Альциок; Алзек;  Алцек), попытался завоевать  Аварское царство. Конечно, у него ничего не вышло. Он был разбит и укрылся со своим народом и войском в Баварии. Его приютил король Франков Дагоберт I. Но отдал тайный приказ  войску вырезать  всех Булгар. Было убито 9000 человек. Недавно в Италии поставили  памятник  этому  самому Альцеку. Так что на территории России  кроме Русичей, Булгар, Кипчаков и Татар, а еще раньше Меотидов, накопилось   огромное количество  особей неродственного происхождения.                А если Вы жили в коммунальной квартире с одним туалетом и кухней, то наверно  представляете, почему у нас в России  все время происходили бунты и революции.  Удержать такое количество людей мог только очень  одаренный  руководитель. Но человеку свойственно пресыщение, в том числе и властью. Романовы - тому пример. Дальше не буду продолжать. Об этом уже много сказано. Ну, а что же Россия?  Россия ушла от Киева и построила свое государство. Цементирующим стержнем этого государства   была  Христианская вера. Почему? 
К тому времени  Византию уже разрушили Турки.  Великое государство похожее на Рим с его пацификом Папой Римским - пало. В последствии Россия  стала преемницей Византии. Религия была взята  Россией, но в последний момент –  это уже в  царствование   15  -  летнего Ивана IV, пока еще не Грозного, эта мысль  была принята как спасительная.  Христианство  объединило  Москву и  соседние села в  довольно мощную  структуру. Базисом для формирования  государства, была та же идея что и у Чингисхана.  Вертикальное  непререкаемое  подчинение. Обычный солдат - гражданин подчинялся  своему  начальнику. Начальник  верхнему. Самый  высокий – подчинялся Хану Москвы Ивану IV, а Иван Васильевич только Всевышнему. Вся цепочка  напрямую  несла ответственность перед Всевышним. При этом допускалось, что граждане могут исповедовать не только Христианство, но и любую иную религиозную концессию. Ведь Бог  един на небесах !!!  Главное было подчинение вышестоящей власти и единому руководителю  БОГУ. Наверно поэтому при Петре  принуждали к  единобожию. К тому времени  Мусульмане  мира, уже объединились.  Россия  вела войны с Турцией.
Сегодня у России  примерно такая же  ситуация. Все границы обложены НАТО. Бывшие союзники – превратились в  ярых врагов, налицо  старый вирус   разделения на мелкие княжества. Это  действительно болезнь. Потому что у  какой - то группы людей возникла иллюзия что они станут хозяевами того  малого государства которое захватили. Но, увы и ах… как это уже было и с нами и с Европой, придет некто  с государственной  установкой   Ивана N, и маленькое государство станет большим и великим. Так уже бывало много раз  с Россией, думаю, что и в этот раз история повторится снова. Но нужно терпение и холодный ум руководителя.


Рецензии