А кем еще я мог стать?
Дело в том, что сначала Симеон получил свой удел внутри колена Иуды (поэтому в И.Нав.19:1-9 указаны только предназначенные Симеону города, но не границы его удела). И на некоторых картах удел колена Симеона рисуют в виде кружочка внутри кружка Иуды. Ведь захватывали землю они вместе (Суд.1:3,17). А потом они рассеялись в пределах колена Иуды. И потому на других картах вы этого колена не найдете.
(Чтобы было понятнее, представьте, в каком случае Беларуси было бы легче сохранять суверенитет – если бы она находилась рядом с Россией или внутри нее?)
Я считаю, что это произошло по двум причинам. Первая, ближайшая – в непослушании Иуды и Симеона прямому указанию Господа в Суд.1:2: «И сказал Господь: Иуда пойдет; вот, Я предаю землю в руки его». Не было сказано, что Иуда должен идти вместе с Симеоном. От этого непослушания свои результаты пожали представители обоих колен.
Другая причина, более отдаленная во времени, но не менее очевидная, записана в Быт.49:7: «проклят гнев их, ибо жесток, и ярость их, ибо свирепа; разделю их в Иакове и рассею их в Израиле». Это Иаков сказал о Симеоне и Левии. И буквально это с Симеоном и произошло – он был разделен и рассеян в Израиле. Вот сила закона сеяния и жатвы и вот сила отцовских слов.
Я собираю иллюстрации не только к закону сеяния и жатвы, но и к его нарушениям. И парадоксальным образом эта история (или параллельная ей) входит в обе подборки. Сейчас объясню, но сначала напишу о вопросе, который услышал сегодня на разборе.
Спросили: неужели все так жестко предопределено? Вот Симеон повел себя неправильно, вот папа сказал о нем такие слова – и что теперь детям и потомкам постоянно это пожинать? Они ведь не виноваты. Равно как не виноваты сегодняшние дети неблагополучных родителей. Другими словами, справедливо ли это, когда «отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина» (Иер.31:29)?
Чудесный в своей ребромпоставленности вопрос, и как же здорово, что библейский ответ на него лежит совсем рядом с историей Симеона.
Ровно тот же проступок, что Симеон, совершил Левий. Ровно тот же приговор, что услышал от отца Симеон, услышал и Левий. На Симеоне слова отца исполнились – его колено рассеялось сначала в пределах колена Иуды, а потом и в Израиле (интересно, что во 2Пар.15:9 и 34:6 сыны Семиона названы вместе с коленами Северного царства, хотя города они изначально получили на юге).
А на Левии? Тоже исполнились, да не так! Да, колено Левия рассеялось в Израиле, но это произошло в рамках священства и служения. Они не получили своего удела как отдельное колено, но неоднократно было сказано, что их удел – Господь и что их братья должны заботиться о них материально.
На Симеоне слова отца исполнились в проклятие, а на Левии – в благословение. От чего же зависит эта разница? Я когда-то (по моим меркам давно – задолго до свадьбы) изучал этот вопрос и нашел такой поворотный пункт: когда Моисей сходил с горы со скрижалями и увидел золотого тельца, он разбил скрижали и бросил клич: «Кто Господень – ко мне» (Исх.32:26). На клич этот откликнулись потомки Левия. Они встали на сторону Моисея и Господа и совершили дальше определенный суд.
Малахия говорит о завете Левия (Мал.2:4,8), я не знаю, в каком именно случае этот завет был заключен – в описанной истории с золотым тельцом или у Левия был какой-то личный завет с Господом.
Так или иначе, но вырисовывается такая картина: Симеон и его потомки опустили руки – мол суд о нас уже высказан, судьба предопределена, ничего не изменишь, такие уж мы есть. Судьба... А Левий и его потомки, когда возник вопрос о самоидентификации, встали на сторону Господа.
Это как в той истории про двух родных братьев из неблагополучной семьи, где отец был пьяницей. Один из них стал преступником, и когда в суде его спросили о мотивах и причинах преступления, он ответил: «Ну, а кем еще я мог стать – отец обо мне не заботился, начальных условий для того, чтобы как-то устроиться в жизни, у меня не было…» В зале суда присутствовал его родной брат, к нему потом подошел журналист с подобным вопросом: мол, вот вашего брата судят, а вы успешный человек, как же вы всего этого достигли? На что тот отвечал: «Ну, а кем еще я мог стать – отец обо мне не заботился, начальных условий для того, чтобы как-то устроиться в жизни, у меня не было…» Один принял ограничения как приговор, другой – как стимул к развитию.
И вот что интересно: слова отца буквально исполнились на обоих. И Симеон, и Левий были рассеяны в Израиле. Т.е. действительно – слова и поступки отцов во многом предопределяют канву, рельеф, форму, какие-то внешние очертания нашей жизни. Но чем эта форма будет наполнена – определяем мы. Симеон выбрал наполнение проклятием, Левий – благословением.
Какой же важный это вывод для душепопечения: нет жесткой предопределенности (о предопределении с Божьей стороны – отдельный разговор, не пишу сейчас об этом богословском вопросе). Да, исходные данные, рамочные условия твоей биографии жестко заданы, но чем они будут наполнены – определять тебе. Бог назначил «предопределенные времена и пределы обитанию» (Дн.17:26), но не наполнение этих времен и пределов.
Ну, и попутно еще одна-две мысли. Симеон и Левий были людьми жестокими. Когда они находились вместе, действовали сообща, получалась «гремучая смесь». Таких смутьянов надо было, во-первых, разделить (т.е. поселить в разных местах), во-вторых, рассеять (т.е. даже члены одного колена жили отдельно друг от друга). (Мне вспоминается история семьи Овечкиных, образовавших ансамбль «Семь Симеонов», печальная иллюстрация буйства и жестокости, погуглите, кому интересно и у кого есть время).
Кстати, обратите внимание: жестокие сыновья у Иакова родились в период нелюбви к Лии, посмотрите историю о том, как давались имена первым четырем сыновьям. «От сего наречено ему имя: Левий» (Быт.29:34). Первым двум сыновьям имена Лия давала сама («нарекла ему имя» в стихах 32 и 33). Иаков был настолько равнодушен к Лии, что не интересовался этим вопросом? Про третьего сына формулировка меняется: «наречено ему имя». Возможно, здесь отношения Иакова и Лии наладились, имя они давали совместно.
Сыновья, зачатые и родившиеся в период нелюбви Иакова к Лии – грубы, свирепы и жестоки, см. об этом Быт.49:3-7 (про импульсивность и бурный характер Рувима я здесь не писал, это уже на отдельную заметку тянет). Неизвестно, изменилось ли отношение Иакова к Лии до момента зачатия Левия или только к моменту его рождения, но по судьбе Левия мне кажется более вероятным второе. Он жесток, как и Симеон, но в отличие от Симеона смог позже направить свою природную жесткость в русло служения Богу – делом левитов стало среди прочего регулярное заклание (убийство) жертвенных животных, а началось подчинение природы Левия Богу с убийства непокорных евреев (история с золотым тельцом). Иуда наверняка зачат и родился после того, как Иаков полюбил Лию, он совсем не такой, как первые трое.
На самом деле, люди с такими качествами, как у Симеона и Левия, в народе нужны, но в разделенном и рассеянном виде. Если они будут вместе или если они придут к власти целой партией, обществу грозят постоянные конфликты и силовое разрешение споров.
Однако по одиночке или группками они способны приносить немалую пользу. У них есть ценное качество – смелость идти наперекор, даже навстречу явной опасности.
Например, так сделал отец Моисея (Исх.2:1), а он был из колена Левия (пишу сейчас бегом, не могу вспомнить имени). После приказа фараона уничтожать еврейских мальчиков, когда евреи стали разводиться, чтобы не рожать детей, и уклоняться от интимной связи с женами (есть об этом интересный пассаж в Песни Песней, правда, разглядел я его с помощью раввинской экзегезы), будущий отец Моисея пошел и у всех на глазах женился на Иохаведе. Так мог поступить потомок Левия. Это способность идти одному против всех.
Потомки Симеона тоже были способны идти на глазах у всех вопреки установившемуся порядку. Но из записанных в Писании историй мне сейчас приходит на ум только отрицательное. Во время блудодеяния народа в Ситтиме с дочерями Моава особо наглым зачинщиком был Зимри, сын Салу, начальник поколения Симеонова (Чис.25:6,14).
Кстати, вот еще причина, по которой колено Симеона получило удел внутри другого колена, а не где-то отдельно: на момент распределения уделов это было самое маленькое по численности колено. Однако при первом исчислении это колено находилось на третьем месте по численности. Как раз во время наказания за блудодеяние в Ситтиме численность этого колена приблизительно на половину и уменьшилась (Чис.1:23; 25:9; 26:14).
Хотя нет, вот нашлась история, где храбрость Симеона и способность идти вопреки мэйнстриму упомянута в положительном ключе: «из сыновей Симеоновых, людей храбрых, в войске было семь тысяч и сто» (1Пар.12:25). Это из перечня тех, кто пришли в Хеврон воцарить Давида над Израилем еще во время царствования Саула.
Сейчас старшие дети у меня учатся в школе в разные смены плюс ходят еще на разные дополнительные занятия. Раньше же, когда я уезжал в город по делам, я часто брал с собой кого-то из них, стараясь делать так, чтобы жене дома было легче в мое отсутствие. Я тогда учитывал, какой ребенок как себя с кем ведет. Рассредоточишь, «рассеешь» определенных детей – и мир будет как в машине, так и дома. В общем, принцип этот применим в самых разных сферах: Симеон и Левий должны быть разделены.
Но основной посыл моей заметки, конечно, не в этом. А в том, что нет жесткого детерменизма, ну, или скажем иначе: да, детерменизм есть, и у каждой причины имеется соответствующее следствие, но ты можешь привнести в унаследованный от семьи и окружения набор причин дополнительные веские факторы и тем самым изменить следствия в своей жизни. Путь Левия говорит о том, чем можно изменить наполнение своей жизни – ясным заявлением о своей приверженности Господу и вступлением в личные отношения с Ним.
24.10.2018
Свидетельство о публикации №218102400129