Часть 2 Истоки

В России  наступали  Рождественские праздники 1913 года. После  окончания первого праздника  начинался с небольшим перерывом  вслед  за  наступлением  весны,  начинался  следующий. В конце февраля 1913  праздновали 300- летие дома  Романовых. Праздник растянулся, как это бывало в России до самой весны.
Не чувствуя приближающейся катастрофы, во всю гулял С-Петербург. Все здания , столбы и арки мостов  были украшены гирляндами и флажками. Все сановное  население  столицы , пребывало в праздном  настроении. Улицы  столицы были украшены портретами  всех царствовавших Романовых за 300 прошедших лет.
Село Тархань, не отставало от  страны в  смысле празднований, но здесь было все более скромно. Да и народа в селе к  началу 1913 года  было не так много. Большая часть населения , вынуждена была   уехать на заработки в другие  губернии. В деревне Тархань проживали служилые татары  Баткаевы, Васильевы,Вешняковы, Кудяковы, Михалёвы, Милушевы, Резановы и др.  Они издавна  проживали на этих землях, были тарханами и вотчинниками бортных ухожей.
В 1913 г. в 88 дворах проживали 533 человека, на которых приходилось 579  дес. земли, в т.ч. удобной – 554 десятины. 78 - домохозяев обрабатывали землю, при этом  восемь из них дополнительно арендовали 32 дес. пахотной земли и 24 десятины покосов. 10 дворов были бесхозными. В хозяйствах было 116 лошадей, 98 коровы и 217 овец. При этом в 47  домашних хозяйствах не было лошадей, а в 20 из них вообще не  было никакого скота. Также в 13 дворах занимались садоводством.
Крепостными  Тарханцы никогда не были, поэтому  примерно десять дворов, села  просто пустовали, там проживали престарелые родственники, а молодые  устраивались  в Крыму, те кто  не имел ни каких  возможностей устроиться  в Крыму или в России, уезжали в Среднюю – Азию, где  проживают и поныне, полностью ассимилировавшись  с местным населением.
Создав семью, Абдулла Кудяков с молодой женой Сахиб, переехал  на постоянное место жительства в Ялту. История Ялты начинается в VI—V веках до н. э., когда согласно археологическим данным на территории будущего города находились поселения древних тавров.  Впервые населённый пункт под именем Ялта был создан греками, в дальнейшем здесь жили византийцы и генуэзцы. После турецкого завоевания Ялта входила в состав Крымского ханства. Статус города Ялта получила в 1838 году в составе Российской империи. ( смотри Викопедия – История Ялты)
 В начале -  это был  небольшой аул - деревушка Ялта гнездится внизу амфитеатра, который, отступая от моря, понемногу подымается и переходит в крутую горную гряду, и кажется, что деревушка эта тихо соскользнула сюда откуда-то сверху. В низине раскинулись парки и сады знати, в густой зелени то там, то тут вдруг сверкнёт, словно яркий цветок, какой-нибудь дворец. Очень красивое место. Так в 1867 году писал Марк Твен. Невдалеке от селения Ялта, находилась резиденция Русских царей. Там  они отдыхали . Население  дореволюционной Ялты было небольшим. На окраине  , Абдулла и построил свой первый дом. В этом доме родились  его дети, Анфиса, Нуробек,   В 1910 родилась двойня Анифе и Омер. В документах на рождение  у всех четверых  записано село ТАРХАНЬ. Но это можно объяснить  проблемами послереволюционного периода в Крыму.

Князь Дашка Кудяков, темниковский татарин, находился в составе Первого ополчения под Москвой. На поместья в Темниковском и Арзамасском уездах «дана была грамота в полках из под Москвы», однако он погиб: «ево не стало на земской службе под Москвою в полках» [57]. В 1612 г. из Темникова Иван Бутурлин и князь Брюшей Еникеев прислали «в полки под Ростов» дозорные книги, и в августе 1612 г. от руководителей   Второго ополчения: от князя Дмитрия Пожарского, «от бояр и воевод» и «по Совету всей земли» 15-летнему сыну Сунчалею мурзе Дашкину была дана грамота, подтверждающая полученные отцовские поместья.Князь Дашка является родоначальником фамилии Дашкиных. В родословных, собранных монахами Саровского монастыря в начале XVIII века, князь Дашка Кудяков, показан потомком князя Акчуры Адашева .
Как оказалось, ДАШКИНЫ — татарский дворянский род, история которого ведёт свои корни от золотоордынского мурзы, т.е. князя Саид — Ахмета (в другой транскрипции Сеид — Ахмет). На основании капитальных трудов Института языка, литературы и истории Мордовской АССР, исследований историков и генеалогов известно, что от князя Саид-Ахмета  происходят многочисленные роды татарских мурз и князей. Начиная с 1298 года  все его потомки, считаясь природными татарскими князьями, носили княжеский титул. Род его был весьма многочисленным, и каждое ответвление принимало свою фамилию, сохраняя княжеский титул. А во второй половине XVI века начали складываться русские дворянские фамилии, стали закрепляться и фамилии татарских мурз. От рода Саид-Ахмета пошли князья Еникеевы, Тенгизовы, Акчурины, Дивеевы, Чанышевы, Дашкины и мн. др.С тех времён и начнём.
Все исторические ссылки взяты из книг
И.Р. Габдуллина «От служилых татар к татарскому дворянству»,
Саида мурзы князя Еникеева «Очерк истории татарского дворянства»,
С.В. Думина «Дворянские
роды Российской империи. Т.3. «Князья».
Следует отметить, что титул мурзы в Золотой Орде носили младшие представители княжеских родов, а также некоторые отличившиеся татары, пожалованные ханами в это достоинство. Татарские мурзы, поступавшие на русскую службу, также получали в документах титул князя. Департамент Герольдии России считал слово мурза соответствующим русскому титулу князь.
Так, из некоторых источников явствует, что князь Седиахмет – не отец, а дядя князя Акчуры, и княжил после отца Акчуры – Адаша, и по причине бездетности Седиахмета, княжение после него перешло к племяннику Акчуре. Один из сыновей Акчуры —  Кудаш, стал родоначальником фамилии Кудашевых. А сын Кудаша —  Кудяк (Худяк), был отцом Дашк;  — основателя фамилии Дашкиных. Родоначальник рода князь Дашк;  (неизвестно  – 1611гг.) «князь Кудяков», темниковский мурз;, жил во второй половине ХVI ; начале ХVII вв., был помещиком и вотчинником Темниковского и Арзамасского уездов и «за службы его жалован был поместным окладом четырьмястами четвертями и с крестьянами». В грамоте боярина и воеводы князя Д.М.Пожарского от 7 августа 1612 г. упоминаются Дашк; Кудяков  и его сын Сюнчалей, где они названы   князьями, а два других сына   Дашк; — мурзами.В последующих официальных московских документах все потомки князя Дашк; названы князьями. У правнуков Дашк; прозвание через отчество и дедичество их деда и отца становится фамилией.   Из документов известно, что Дашк;, его сын Сюнчалей (1596-неизвестно) были участниками  Первого ополчения под руководством  Минина и Пожарского 1611 -12 гг.
В 1628 году царь Михаил Федорович Романов, под давлением православной церкви, своим указом запретил мусульманам владеть крепостными крестьянами. С этого времени началась массовая конфискация поместий и крепостных у князей и мурз, не принявших крещение. При этом  игнорировались прежние  заслуги перед государством и царями прежними.  Далее последовали и другие подобные указы.
3 ноября 1713 г. грянул Указ Петра. По этому указу «басурманам магометанской веры, за которыми есть поместья и вотчины» с крестьянами православной веры, требовалось креститься в течение полугода. Поместья мурз, не принявших  крещение в установленный срок, подлежали конфискации. Часть служилых татарских мурз приняли крещение и влились в состав русского дворянства. Среди их потомков — Кутузов, Карамзин, Менделеев, Тургенев, Куприн, Дашков и многие другие известные русские фамилии. Но большее число мурз остались верными своему вероисповеданию — исламу. Их лишили службы, всяких льгот, имущества, а позже и земель. Часть уже теперь , бывших Мурз-Князей. стали искать новых земель. Но те кто остались, нашли себе дело. Были они и солдатами, и заводы  строили. Работали на тех заводах, в основном такие же некрещенные татары. Власть - такой вариант устраивал. Конечно  заводы те, нельзя сравнивать по площади и  объёмам производства с нынешними. Скорее всего - они были просто мастерскими которые выпускали какую то продукцию. Другие родственники, занимались реализацией . Предки моих Кудяковых, не приняли крещения. Они занимались ткачеством . Другие родственники Кудяковы возили  материал в Казань и Рязань. Там сбывали  торговым людям. Тем и жили и налоги платили царю. Что бы возить товар, нужны были кони и повозки. какая то часть Кудяковых имела доход от постройки телег и даже карет. Дед Абдулла живший  1863-1944, занимался  именно этим промыслом. Из Тархани он вынужден был уехать. Цех который принадлежал братьям Кудяковым,  разорился. Все братья покинули Тархань. Но это  только о моей ветви Кудяковых. Остальные ветви, остались жить  в тех же местах, возможно перебравшись в соседние поселки и города. Но Абдулла и несколько его братьев, ушли в Крым. Там был заработок  чабана. За год  чабан получал приличный доход. и  Абдулла смог купить дом  в тогдашней Ялте. Дед Абдулла, сколько мог работал чабаном. Но когда силы иссякли, это уже после крымского землетрясения, Купив дом в Симферополе, занялся  изготовлением карет и извозом по территории Крыма. До 1944 , семья  проживала в Симферополе , Нижняя Госпитальная 56, ныне - это дом 6.После депортации , никто из нашей семьи не жил в Крыму. Абдулла Кудяков , умер в зиму 1944. Бабушка - Сахиб Гафуровна Енгалычева  в 1949 10 февраля в Острогожске Воронежской области, там она и похоронена.


Рецензии