Часть 2 Истоки

В России  наступали  Рождественские праздники 1913 года. После  окончания первого праздника  начинался с небольшим перерывом  вслед  за  наступлением  весны,  начинался  следующий. В конце февраля 1913  праздновали 300- летие дома  Романовых. Праздник растянулся, как это бывало в России до самой весны.
Не чувствуя приближающейся катастрофы, во всю гулял С-Петербург. Все здания , столбы и арки мостов  были украшены гирляндами и флажками. Все сановное  население  столицы , пребывало в праздном  настроении. Улицы  столицы были украшены портретами  всех царствовавших Романовых за 300 прошедших лет.
Село Тархань, не отставало от  страны в  смысле празднований, но здесь было все более скромно. Да и народа в селе к  началу 1913 года  было не так много. Большая часть населения , вынуждена была   уехать на заработки в другие  губернии. В деревне Тархань проживали служилые татары  Баткаевы, Васильевы,Вешняковы, Кудяковы, Михалёвы, Милушевы, Резановы и др.  Они издавна  проживали на этих землях, были тарханами и вотчинниками бортных ухожей.
В 1913 г. в 88 дворах проживали 533 человека, на которых приходилось 579  дес. земли, в т.ч. удобной – 554 десятины. 78 - домохозяев обрабатывали землю, при этом  восемь из них дополнительно арендовали 32 дес. пахотной земли и 24 десятины покосов. 10 дворов были бесхозными. В хозяйствах было 116 лошадей, 98 коровы и 217 овец. При этом в 47  домашних хозяйствах не было лошадей, а в 20 из них вообще не  было никакого скота. Также в 13 дворах занимались садоводством.
Крепостными  Тарханцы никогда не были, поэтому  примерно десять дворов, села  просто пустовали, там проживали престарелые родственники, а молодые  устраивались  в Крыму, те кто  не имел ни каких  возможностей устроиться  в Крыму или в России, уезжали в Среднюю – Азию, где  проживают и поныне, полностью ассимилировавшись  с местным населением.
Создав семью, Абдулла Кудяков с молодой женой Сахиб, переехал  на постоянное место жительства в Ялту. История Ялты начинается в VI—V веках до н. э., когда согласно археологическим данным на территории будущего города находились поселения древних тавров.  Впервые населённый пункт под именем Ялта был создан греками, в дальнейшем здесь жили византийцы и генуэзцы. После турецкого завоевания Ялта входила в состав Крымского ханства. Статус города Ялта получила в 1838 году в составе Российской империи. ( смотри Викопедия – История Ялты)
 В начале -  это был  небольшой аул - деревушка Ялта гнездится внизу амфитеатра, который, отступая от моря, понемногу подымается и переходит в крутую горную гряду, и кажется, что деревушка эта тихо соскользнула сюда откуда-то сверху. В низине раскинулись парки и сады знати, в густой зелени то там, то тут вдруг сверкнёт, словно яркий цветок, какой-нибудь дворец. Очень красивое место. Так в 1867 году писал Марк Твен. Невдалеке от селения Ялта, находилась резиденция Русских царей. Там  они отдыхали . Население  дореволюционной Ялты было небольшим. На окраине  , Абдулла и построил свой первый дом. В этом доме родились  его дети, Анфиса, Нуробек,   В 1910 родилась двойня Анифе и Омер. В документах на рождение  у всех четверых  записано село ТАРХАНЬ. Но это можно объяснить  проблемами послереволюционного периода в Крыму.По рассказам отца и его сестры,двойняшки, они родились в Ялте , 26 декабря\7 января 1910 года.

Князь Дашка Кудяков, темниковский татарин, находился в составе Первого ополчения под Москвой. На поместья в Темниковском и Арзамасском уездах «дана была грамота в полках из под Москвы», однако он погиб: «ево не стало на земской службе под Москвою в полках» [57]. В 1612 г. из Темникова Иван Бутурлин и князь Брюшей Еникеев прислали «в полки под Ростов» дозорные книги, и в августе 1612 г. от руководителей   Второго ополчения: от князя Дмитрия Пожарского, «от бояр и воевод» и «по Совету всей земли» 15-летнему сыну Сунчалею мурзе Дашкину была дана грамота, подтверждающая полученные отцовские поместья.Князь Дашка является родоначальником фамилии Дашкиных. В родословных, собранных монахами Саровского монастыря в начале XVIII века, князь Дашка Кудяков, показан потомком князя Акчуры Адашева .
Как оказалось, ДАШКИНЫ — татарский дворянский род, история которого ведёт свои корни от золотоордынского мурзы, т.е. князя Саид — Ахмета (в другой транскрипции Сеид — Ахмет). На основании капитальных трудов Института языка, литературы и истории Мордовской АССР, исследований историков и генеалогов известно, что от князя Саид-Ахмета  происходят многочисленные роды татарских мурз и князей. Начиная с 1298 года  все его потомки, считаясь природными татарскими князьями, носили княжеский титул. Род его был весьма многочисленным, и каждое ответвление принимало свою фамилию, сохраняя княжеский титул. А во второй половине XVI века начали складываться русские дворянские фамилии, стали закрепляться и фамилии татарских мурз. От рода Саид-Ахмета пошли князья Еникеевы, Тенгизовы, Акчурины, Дивеевы, Чанышевы, Дашкины и мн. др.С тех времён и начнём.
Все исторические ссылки взяты из книг
И.Р. Габдуллина «От служилых татар к татарскому дворянству»,
Саида мурзы князя Еникеева «Очерк истории татарского дворянства»,
С.В. Думина «Дворянские
роды Российской империи. Т.3. «Князья».
Следует отметить, что титул мурзы в Золотой Орде носили младшие представители княжеских родов, а также некоторые отличившиеся татары, пожалованные ханами в это достоинство. Татарские мурзы, поступавшие на русскую службу, также получали в документах титул князя. Департамент Герольдии России считал слово мурза соответствующим русскому титулу князь.
Так, из некоторых источников явствует, что князь Седиахмет – не отец, а дядя князя Акчуры, и княжил после отца Акчуры – Адаша, и по причине бездетности Седиахмета, княжение после него перешло к племяннику Акчуре. Один из сыновей Акчуры —  Кудаш, стал родоначальником фамилии Кудашевых. А сын Кудаша —  Кудяк (Худяк), был отцом Дашк;  — основателя фамилии Дашкиных. Родоначальник рода князь Дашк;  (неизвестно  – 1611гг.) «князь Кудяков», темниковский мурз;, жил во второй половине ХVI ; начале ХVII вв., был помещиком и вотчинником Темниковского и Арзамасского уездов и «за службы его жалован был поместным окладом четырьмястами четвертями и с крестьянами». В грамоте боярина и воеводы князя Д.М.Пожарского от 7 августа 1612 г. упоминаются Дашк; Кудяков  и его сын Сюнчалей, где они названы   князьями, а два других сына   Дашк; — мурзами.В последующих официальных московских документах все потомки князя Дашк; названы князьями. У правнуков Дашк; прозвание через отчество и дедичество их деда и отца становится фамилией.   Из документов известно, что Дашк;, его сын Сюнчалей (1596-неизвестно) были участниками  Первого ополчения под руководством  Минина и Пожарского 1611 -12 гг.
В это же время в Москве происходили интересные события. К сожалению закончившиеся гибелью  моего предка.
Из интернет источников   это  события смутного времени и  одной из ярких  действующих лиц  Мариной Мнишек.
Марина Мнишек – супруга Лжедмитрия I и первая иностранка, коронованная как русская царица. Одно из главных действующих лиц эпохи Смутного времени.
Смутное время – это целая эпоха, подарившая истории ряд ярчайших личностей. Одной из ее героинь стала дочь сандомирского воеводы Марина Мнишек, которая будучи коронованной на русский престол испытала большую любовь и годы тягостных скитаний.
Ее биографию можно сравнить с увлекательным романом, вот только финал его оказался весьма печальным. Уникальный образ авантюристки десятки раз обыгрывался кинематографистами и становился ключевой фигурой многих исторических романов.

Будущая супруга Лжедмитрия I родилась в 1588 году в селе Ляшки  Мурованные (современная территория Украины).
К сожалению, точная дата ее появления не известна. Мать девочки Ядвига была дочерью придворного служащего, а отец Ежи являлся воеводой и видным государственным деятелем Речи Посполитой. Помимо Марины, в семье воспитывалось еще восемь наследников.
Сто лет назад дворянская семья Мнишек считалась зажиточной, но к моменту рождения девочки финансовое положение существенно ухудшилось. Виной тому во многом были сомнительные дела Ежи, обладавшего авантюрным характером. Поговаривали, что воевода лично поставлял в спальню короля Сигизмунда Августа хорошеньких девушек для плотских утех. Потому среди шляхтичей Мнишек пользовался дурной репутацией, что негативно сказывалось на ведении торговых дел.

Баснословно богатыми родители Марины не были, однако семья жила вполне обеспеченно. Будущее дворянки вполне могло сложиться благополучно: происхождение и доходы родителей позволяли удачно выйти замуж.
Воспитание девушка получила суровое, так как росла среди монахинь-католичек.
Однако это не помешало ей открыть в себе талант манипулировать мужским полом, да так, что менялись судьбы целых государств.
Исследователи не перестают удивляться, как женщине с такой посредственной внешностью удавалось ловко управлять умами мужчин. От природы Марина не была красавицей: невысокая, чрезвычайно худая и чернявая, она никак не подходила под идеалы тех лет.
Шестнадцатилетняя Марина познакомилась с прибывшим в ее имение парнем, назвавшим себя Дмитрием, русским цесаревичем.
В Речи Посполитой началась суматоха: известие о выжившем сыне Иоанна Грозного полностью меняло политическую картину, ведь теперь наследник имеет полное право претендовать на престол. Известие о воскрешении цесаревича молниеносно докатилось до Белокаменной столицы.

Дворянская дочь поразила Лжедмитрия в самое сердце. Сама же девушка отнеслась к потенциальному престолонаследнику довольно холодно.
Во-первых, она не интересовалась политикой, а во-вторых, внешность влюбленного юноши была крайне непривлекательной.  По сохранившимся свидетельствам, «царевич» при маленьком росте имел слишком коренастую фигуру, руки  его были разной длины, а голову украшали рыжие волосы и нос «картошкой».
 Даже выйдя за Лжедмитрия замуж, Мнишек никогда не писала ему трогательных писем, как это делают супруги в разлуке.
Под влиянием монахов Марина все же проявила к юноше благосклонность. В планах католиков было внедрение своей веры на территорию Русского государства.
На стороне священнослужителей выступили шляхтичи и сам король Сигизмунд.
У Ежи Мнишека были свои планы на этот союз: он выдвинул условие, что дочь должна быть непременно коронована и поставлена во главу Новгорода и Пскова. При этом за Мариной сохранялась бы католическая вера, а в случае провала Дмитрия она могла с ним развестись и выйти замуж за другого. Условия были приняты, и вскоре состоялась свадебная церемония. Когда Лжедмитрий взошел на престол, в Москву прибыл помпезный кортеж его молодой супруги. Весной 1606 года польскую дворянку короновали, и это стало первым случаем возведения на престол иностранки.
Столичные жители невзлюбили полячку, как за невзрачную внешность, так и за гонор. Неприязнь обывателей вызывало и то, что правительница отказывалась носить традиционную российскую одежду, облачаясь в привычные польские наряды. Но главной причиной нелюбви подданных к Марине стала ее безумная страсть к роскоши. В записках тосканского посла сказано, что на одной только голове Мнишек было столько драгоценностей, сколько он не видел ни у одной царицы. Придворная жизнь, о которой с детства мечтала полячка, теперь оказалась реальностью. Мнишек с головой ушла в развлечения, с утра до ночи устраивала пышные приемы и танцевала на балах.
Но беззаботная жизнь резко закончилась: уже через несколько дней поднялся мощный бунт, зачинщиками которого стали недовольные вторжением чужеземцев граждане. Мятежные стрельцы ворвались во дворец, убили Лжедмитрия, но Мнишек смогла скрыться от преследователей.
Позже девушку вместе с отцом поймали и отправили в Ярославль. Некоторое время они провели в ссылке, после чего были милостиво отпущены домой. По пути на родину кортеж с экс-царицей атаковал отряд второго Лжедмитрия по кличке Тушинский вор. Самозванец захватил Марину и заставил признать в нем супруга. По мнению многих историков, амбициозная полячка пошла на этот сговор совершенно добровольно, желая вернуть заветный престол. Их тайное венчание состоялось 5 сентября 1606 года, после чего Мнишек несколько месяцев прожила в Тушино. В письмах Папе Римскому и королю Сигизмунду женщина постоянно жаловалась на нового мужа. Жизнь стала невыносимой после его побега в 1609 году, когда Марина стала всерьез опасаться за свою жизнь. Переодевшись в гусарскую форму и взяв с собой одну лишь служанку и отряд донских казаков, полячка совершила побег к старосте Сапеге. После взятия Калуги русскими войсками беглянка смогла воссоединиться с супругом для дальнейших действий по захвату престола.
В 1610-м Тушинского вора убили свои же соратники, и Мнишек снова овдовела. Женщина, которая была так близка к русскому престолу, теперь была вынуждена скитаться по городам России, прося помощи у совершенно противоположных сил. Третьим мужем несостоявшейся царицы стал Иван Заруцкий, в союзе с которым родился сын Ваня. Кто на самом деле являлся отцом мальчика доподлинно неизвестно, однако Марина поспешила провозгласить его наследником русского трона.
Этой афере увенчаться успехом суждено не было. Путешествие польской дворянки по просторам Руси завершилось в 1614 году, когда она вместе с ребенком попала в руки московских стрельцов. В то время к коронации готовили Михаила Романова, и ребенок официально коронованной Мнишек был как нельзя не кстати. Мальчика выкрали у спящей матери и казнили на глазах многотысячной толпы.
В Коломенском кремле есть круглая башня, которая именуется «Маринкиной башней».
Премьера постановки «Борис Годунов» состоялась в 1870-м на сцене Мариинского театра. Образ Марины Мнишек впервые представила актриса Елена Струйская.
По роману «Борис Годунов» снято несколько кинокартин. Одной из самых известных стала экранизация Бориса Небиеридзе 1987 года, когда в знаменитую полячку перевоплотилась артистка Ирина Малышева. Еще одна яркая работа увидела свет в 2011 году – это был фильм Владимира Мирзоева с Агнией Дитковските в главной роли.
Смерть Марины породила массу легенд. По одной из них, умирающая Мнишек прокляла династию Романовых, и предсказала каждому ее члену насильственную смерть. Многие склонны верить в эту версию, ведь исторически сложилось именно так.
Другая легенда менее правдоподобная, но красивая. Поговаривали, что, находясь в заключении в Коломенской башне, полячка могла покидать ее стены, когда захочется. Женщина перевоплощалась в птицу и улетала через окно. А стражникам строго-настрого запретили смотреть заключенной в глаза, так как после одного только взгляда в нее легко влюбиться и навсегда потерять разум.
Коломенский кремль хранит поверье, что дух убиенной до сих пор живет в его стенах. Многие посетители подтверждают, что постоянно чувствуют на себе чей-то пронзительный взгляд. У влюбленных же к Марине Мнишек свой интерес: считается, что, если попросить у царевны помощи, она обязательно пришлет ее в виде большого и светлого чувства. Особенно популярна эта легенда среди тех, кто страдает от безответной любви.

Чуть более недели на Московском престоле блистала польская красавица Марина Мнишек (Maryna Mniszch;wna). Жена Дмитрия Ивановича (Лжедмитрия I, а затем и Лжедмитрия II), она, похоже, навсегда останется яркой, но неоднозначной фигурой в истории Польши и России. Неоднозначной, тем более, что период её короткого царствования пришёлся на самое дискуссионное время во всей историографии – на Смутное время.
Смутным оно оказалось не только для Руси, но и для пятнадцатилетней дочери Ежи Мнишека – воеводы сандомирского, имевшего не только шляхетское происхождение, но и большие финансовые проблемы. Появившийся в жизни её отца незнакомец, согласно источникам, воспылал к ней любовью и обещал семье, в случае если Марина станет его женой, выплату долгов. Да что уж долгов – обещал миллион польских злотых, земли Северщины и Смоленщины, а самой Марине земли Пскова и Новгорода. Этим человеком и был Лжедмитрий I. Остаётся загадкой, как и многие вопросы в истории, откуда у самозванца (которого за настоящего своего сына, а значит, и за правомочного наследника русского престола, публично признала мать – вдова Ивана Грозного – Мария Фёдоровна Нагая) было столько уверенности в исполнении своих обещаний, но их с отцом Марины 26 мая 1604 года он скрепил договором. По-видимому, Дмитрий был действительно влюблён в Марину, поскольку брак этот под любым углом зрения не сулил ему никаких выгод. Более того, он подтолкнул его к краху. Став 21 июля 1605 года царём Дмитрием Ивановичем, Лжедмитрий ждал Марину к себе в объятия.
Судьбу Марины Мнишек трудно назвать простой. 3 мая 1606 года она в сопровождении отца прибыла в Москву. Будучи уже обручёнными рer procura в Кракове, Дмитрию и Марине оставалось связать свой союз на московской земле по православному обряду. С момента её венчания в Успенском соборе Кремля до момента трагического поворота событий прошло всего девять дней, большинство из которых продолжалось празднование их свадьбы. Как это ни удивительно, но одним из факторов, «подливших масло в огонь» недовольства окружения царя, послужила вилка, привезённая Мариной с собой из Польши. Молодожёны на свадебном пиру использовали предмет, совершенно незнакомый тогда на Руси, где принято было кушать всё ложкой. Вилка, без которой сегодня мы не можем представить себе сервировку даже простейшего стола европейца, повергла бояр в смущение. Они также заметили, что царица, как ранее и её супруг, не посещают бани. В то время это было сродни ереси. На Руси все ходили в баню. Эти факты только упрочили сомнения придворных в том, что царь ненастоящий. В итоге в Москве развернулись события, которые до сих пор являются предметом пристального изучения историков и их же споров. Лжедмитрий был убит 17 мая, тело его было выставлено на всеобщее поругание.
Марине удалось спастись и бежать. В этом же году Василий Шуйский помещает всех Мнишеков в Ярославле, чтобы затем отправить Марину к отцу в Польшу, с тем, чтобы она не называлась царицей Руси. По пути она была перехвачена и отправлена под Москву в Тушино. Здесь начинается новый виток Дмитриады. Марина становится женой Лжедмитрия II, в котором признаёт своего чудом выжившего мужа Лжедмитрия I. После бегства Лжедмитрия II в 1609 году из Тушино она какое-то время предпринимала попытки справиться с многочисленным войском мужа, в котором к тому моменту уже царило брожение. Начинается финальный этап борьбы Мнишек за московский престол. В какой-то момент взамен его ей было предложено ограничиться Гродно, но гордость не позволила ей согласиться. В 1610 Лжедмитрий II был убит, и с новым фаворитом и защитником Иваном Заруцким и сыном Иваном Дмитриевичем они находились неподалёку от Москвы. После неудачно организованного Мариной Мнишек покушения на Пожарского ей пришлось спасаться от приближающегося ополчения, но она была поймана и доставлена в Москву в 1614 году. Её трёхлетнего сына Ивана повесили на стене Кремля боровшиеся за власть Романовы, Заруцкого посадили на кол. О судьбе самой царицы Марины Мнишек русские послы сообщили польскому правительству, что мол «умерла с тоски по своей воле». Хотя, учитывая политическую обстановку и опасность, которую она представляла для предложенной Земским Собором на царствование семьи Романовых, есть основания полагать, что умерла Мнишек не совсем по своей воле. Источники предлагают нам несколько версий об исходе жизни Мнишек. По одной – она была убита, по другой – умерла в заточении в башне Коломенского кремля. Двадцатигранная Круглая башня, в которой, по преданию, провела в темнице свои последние дни Марина, до сих пор носит неофициальное имя – Маринкина башня. Есть и более сказочная версия - будто красавица Марина обратилась сорокой и выпорхнула в одну из бойниц Круглой башни.
В 1614 году польская авантюристка Марина Мнишек произнесла фразу, которая стала пророческой для истории дома Романовых. Это ужасное предсказание висело над династией более 300 лет. И отдать последний «кровавый долг» судьбе пришлось семье Николая II. Более 100 лет прошло с расстрела царской семьи.

В 1628 году царь Михаил Федорович Романов, под давлением православной церкви, своим указом запретил мусульманам владеть крепостными крестьянами. С этого времени началась массовая конфискация поместий и крепостных у князей и мурз, не принявших крещение. При этом  игнорировались прежние  заслуги перед государством и царями прежними.  Далее последовали и другие подобные указы.
3 ноября 1713 г. грянул Указ Петра. По этому указу «басурманам магометанской веры, за которыми есть поместья и вотчины» с крестьянами православной веры, требовалось креститься в течение полугода. Поместья мурз, не принявших  крещение в установленный срок, подлежали конфискации. Часть служилых татарских мурз приняли крещение и влились в состав русского дворянства. Среди их потомков — Кутузов, Карамзин, Менделеев, Тургенев, Куприн, Дашков и многие другие известные русские фамилии. Но большее число мурз остались верными своему вероисповеданию — исламу. Их лишили службы, всяких льгот, имущества, а позже и земель. Часть уже теперь , бывших Мурз-Князей. стали искать новых земель. Но те кто остались, нашли себе дело. Были они и солдатами, и заводы  строили. Работали на тех заводах, в основном такие же некрещенные татары. Власть - такой вариант устраивал. Конечно  заводы те, нельзя сравнивать по площади и  объёмам производства с нынешними. Скорее всего - они были просто мастерскими которые выпускали какую то продукцию. Другие родственники, занимались реализацией . Предки моих Кудяковых, не приняли крещения. Они занимались ткачеством . Другие родственники Кудяковы возили  материал в Казань и Рязань. Там сбывали  торговым людям. Тем и жили и налоги платили царю. Что бы возить товар, нужны были кони и повозки. какая то часть Кудяковых имела доход от постройки телег и даже карет. Дед Абдулла живший  1863-1944, занимался  именно этим промыслом. Из Тархани он вынужден был уехать. Цех который принадлежал братьям Кудяковым,  разорился. Все братья покинули Тархань. Но это  только о моей ветви Кудяковых. Остальные ветви, остались жить  в тех же местах, возможно перебравшись в соседние поселки и города. Но Абдулла и несколько его братьев, ушли в Крым. Там был заработок  чабана. За год  чабан получал приличный доход. и  Абдулла смог купить дом  в тогдашней Ялте. Дед Абдулла, сколько мог работал чабаном. Но когда силы иссякли, это уже после крымского землетрясения, Купив дом в Симферополе, занялся  изготовлением карет и извозом по территории Крыма. До 1944 , семья  проживала в Симферополе , Нижняя Госпитальная 52.После депортации , никто из нашей семьи не жил в Крыму. Абдулла Кудяков , умер в зиму 1944. Бабушка - Сахиб Гафуровна Енгалычева  в 1949-  10 февраля в Острогожске Воронежской области, там она и похоронена.
•  К — характеризует личностей выносливых, принципиальных. Легкость, способность быстро браться за любые дела и получать новые знания. Люди с этой буквой в имени умеют хранить чужие тайны. Девиз по жизни: все или ничего. Выносливость и твердость духа. Излишняя конкретика и отсутствие полутонов.
•  У — богатое воображение, знак великодушия. Эти люди сопереживают окружающим. Хранят секреты, стремятся достичь духовного совершенства. Отсутствие чувства меры. Направленность внутрь себя, слабое взаимодействие с обществом.
•  Д — приступая к работе, хорошо обдумывают последовательность. Основной ориентир — семья. Занимаются благотворительностью. Капризны. Имеют скрытые экстрасенсорные способности. «Работа на публику», нежелание внутреннего развития, основной акцент люди, имеющие в имени такую букву, делают на кратковременном положительном впечатлении со стороны общественности.
•  Я — достижение желаемой цели, обладают чувством собственного достоинства, добиваются любви и признания окружающих. Умственные способности. Умение обернуть ситуацию в свою сторону. Лидерство и активность.
•  К — характеризует личностей выносливых, принципиальных. Легкость, способность быстро браться за любые дела и получать новые знания. Люди с этой буквой в имени умеют хранить чужие тайны. Девиз по жизни: все или ничего. Выносливость и твердость духа. Излишняя конкретика и отсутствие полутонов.
•  О — стремятся к самопознанию, способны испытывать сильные чувства. Желают постичь своё истинное предназначение. Желание совершенствоваться и совершенствовать мир. Высокая интуиция, правильно распоряжаются деньгами. Стремление к совершенству. Переменчивость настроения от восторга к унынию.
•  В — умение сходиться с людьми, простота в общении, реализм; творческая личность, стремится к единению с природой. В жизни человека очень много зависит именно от его решений.

Фамилия Кудяков состоит из 7 букв. Семь букв в фамилии – это люди канона. Они безоговорочно принимают внушенные в процессе воспитания правила и искренне верят в то, что их неукоснительное соблюдение – единственно возможный путь к счастью. Поэтому часто проявляют упрямство и нетерпимость даже в тех случаях, когда это никак логически не обосновано. Проанализировав значение каждой буквы в фамилии Кудяков можно понять ее суть и скрытое значение.

Большинство фамилий, в том числе и фамилия Кудяков, произошло от отчеств (по крестильному или мирскому имени одного из предков), прозвищ (по роду деятельности, месту происхождения или какой-то другой особенности предка) или других родовых имён. Русские фамилии чаще всего имеют суффиксы -ов/-ев. Это самое распространенное окончание, присоединялось, если основа заканчивалась на согласный звук. Фамилия Кудяков могла быть образована по имени деда, прозвища отца, дела семьи или профессии. Подобную этимологию имеет большинство русских фамилий. Так проще стало обозначать семьи одного корня. В русской традиции женщины при вступлении в брак принимают фамилию мужа. Кроме того, женщина может сохранить свою девичью фамилию либо принять двойную фамилию с написанием фамилии мужа и своей девичьей фамилии через дефис. Дети обычно принимают фамилию отца — Кудяков, однако, по желанию родителей или если женщина не состоит в браке, могут принимать фамилию матери. Фамилия Кудяков в 92% случаев имеет Татарское  происхождение, и в 8% случаев приходит из языков народов России. В любом случае фамилия Кудяков образована от имени, прозвища, рода занятий или места жительства дальнего предка человека по мужской линии.

Фамилия является основным элементом, связывающим человека со вселенной и окружающим миром. Она определяет его судьбу, основные черты характера и наиболее значимые события. Внутри фамилии Кудяков скрывается опыт, накопленный предыдущими поколениями и предками. По нумерологии фамилии Кудяков можно определить жизненный путь рода, семейное благополучие, достоинства, недостатки и характер носителя фамилии. Число фамилии Кудяков в нумерологии — 3.

Люди с фамилией Кудяков — творческие натуры, увлеченные собственными идеями. Они стремятся развивать свой внутренний мир, и нацелены на успешное завершение начатого дела. Обладатели фамилии Кудяков не терпят разгильдяйства и строго придерживаются установленных сроков. Они великолепно владеют разговорной речью и обладают талантом увещевания. Как правило, таким личностям не страшны небольшие трудности: они успешно преодолевают их без особых усилий.
С масштабными проблемами дела обстоят хуже, а потому носители фамилии Кудяков активно пользуются помощью ближайших соратников. Они умело адаптируются в новом коллективе и легко заводят полезные знакомства. Это люди с оптимистическими взглядами на жизнь: в каждой ситуации они находят позитивную сторону и извлекают нужные уроки. С ними приятно работать: все возложенные обязанности будут выполнены в соответствии с запланированными сроками.

На жизненном человека с фамилией Кудяков встретится немалое количество проблем. Судьба не слишком благосклонна к этим людям, а потому посылает массу испытаний. Носителям фамилии Кудяков следует приготовиться к суровой борьбе, которая может привести как к успеху, так и поражению. Это прирожденные бойцы, способные совершать невероятные поступки. Там, где другие видят проблемы, обладатели фамилии Кудяков находят новые возможности.


Построить семью с фамилией Кудяков легко, преданные семьянины, влюбленные в свою половину и родных детей. Практически все, что делают носители фамилии Кудяков – ради семьи. Они способны принести родному дому материальное благополучие и защиту от всевозможных проблем. Все, что они требуют взамен – спокойную атмосферу, уют и тепло домашнего очага. Носители фамилии Кудяков не способны на измену и сохраняют верность выбранному человеку на протяжении всей своей жизни. Сторонние связи любимой половины простить не смогут, и будут помнить об этом событии все последующие годы.
"Предки наши были природные князья, мурзы и служилые татары, а не ясашные крестьяне..., выехали... в давних годах ...из Золотой Орды".

В XVII веке фамилия Кудяков относилась в основном к темниковским служилым татарам, выходцам из Золотой орды, прибывшими на Атемарскую засечную черту (современная Мордовия) для охраны границ государства Российского. Используя архивные данные, например Метрические книги, хранящиеся в архиве г. Саранска, появилась возможность частично установить фамилии жителей Атемара, к которым отосились и Кудяковы. Поскольку острог Атемарский имел исключительно военное значение, то и жители его, до определенного времени - все были служилыми людьми, несшими службу государю и кормившихся с выделенной им земли и денежного оклада. В первых церковных метрических книгах жители острога Атемара записывались как ''пахотные салдаты'', которые поселялись правительством в ХVI – ХVII вв. на засечных чертах южных и юго-восточных рубежей государства с целью охраны от набегов кочевников. Предки рода Кудяковых несли пограничную службу вдоль засечных линий, охраняли посольские пути, были служилыми татарами, выходцами из Татарской аристократии. Древние представители рода Кудяковых именовались Мурзами-это высший слой татарского дворянства. На службу эту брали рослых, здоровых людей, что досталось по наследству многим потомкам. Служилые татары — этносословная группа татарского населения в Московском княжестве, Русском Царстве и Российской Империи в XIV - XVIII вв. Первоначально формировались из представителей татарской феодальной знати, перешедших на русскую службу из Золотой Орды и татарских ханств. Служилые татар сохраняли свою национальную систему деления и подчинялись своим ханам, мурзам и бекам (князьям) даже будучи подчиняясь государств Русскому. Например Кудяковы упоминаются в документе Атемарские десятни 1669 -1670: “Полковые жъ мурзы и Татаровя, которые служатъ по Саранску, съ отцовскихъ поместныхъ земель, не верстанные: …15.Кулмаметко Кудяковъ”.)
 
К территории, где сложился мишарский этнос, имели отношение последовательно Тюркский и Хазарский каганаты, Волжская Булгария, Золотая Орда (улус Мукши), Большая Орда, Темниковское княжество, Русское государство.
 
Если смотреть еще глубже, то история рода Кудяковых, как и история других старинных татарских служилых родов, начинается в седой степи "Дешт-и-Кипчак", т.е. в "Золотой Орде". Но могучая Золотая Орда, распавшись на враждующие улусы, погибла в междоусобной борьбе. В 1502 г. после кровопролитной войны с Крымским ханством Золотой Орды, или, как она уже в то время называлась, Большой Орды, не стало. Мурзы, оставшиеся в опустошенной степи, вынуждены были искать себе пристанища на Руси. Так, очевидно, и предки мурз Кудяковых оказываются на службе у русских царей.
"...Имеется ряд источников XVIII в., указывающих на происхождение служилых татар, к которым относились первые Кудяковы, оказавшиеся на территории Мордовии еще в 17 веке. Например, из наказов служилых татар, подготовленных ими для Екатерининской комиссии видно следующее. Служилые мурзы Казанского уезда сообщают: "...Предки наши природные Золотой Орды и старинные казанские..." Служилые мурзы и татары Свияжского уезда отмечают: "...Предки наши природные Золотой Орды Ахтубы". Депутат от служилых татар и мурз Пензенской провинции  А.Еникеев подчеркивает:
"Предки наши были природные князья, мурзы и служилые татары, а не ясашные крестьяне..., выехали... в давних годах ...из Золотой Орды".
Служилые мурзы и татары Пензенского и Саранского уездов заявляют: "...роду нашего предки... выехали... из Золотой Орды, что ныне именуется Ахтуба".
Аналогичная идея находит отражение и в других документах XVIII в.
Так, в "Прошении мишарских депутатов" за 1794 г. из Уфимской провинции, высказывается такое мнение: "Мещерятский наш народ... переселившись из Золотой Орды...". Надо отметить, что осознание своей былой связи с "Золотой Ордой" у мишарей оказалось настолько прочным, что даже в начале ХХ в. известному татарскому историку и этнографу Г.Н.Ахмарову удалось записать среди них предания, отмечающие это обстоятельство.
Итак, применительно к сословию служилых татар можно говорить о том, что их историческое сознание - один из важнейших элементов идентичности - концентрировалось на "Золотой Орде", а не на "Булгаре".
Представители этой группы не только возводили своих предков к определенным татарским государствам золотоордынского и позднезолотоордынского периодов как
 к источнику, давшему начало сословию "служилых татар", но и подчеркивали преемственность поколений от "предков" к "дедам" и "отцам", утверждая, что все звенья этой линии принадлежали к сословию служилых князей, мурз и татар (отмечу, что достаточно часто эти утверждения основывались на жалованных грамотах и генеалогиях). Несомненно, конкретизированное таким образом самосознание, имевшее этносословный оттенок, являлось не новым и обладало значительной устойчивостью. Поэтому, вряд ли можно отрицать существование у волго-уральских татар, во всяком случае, у служилой их части, особого "татарского" этносословного самосознания, основывающегося на исторической памяти о принадлежности предков к "Золотой Орде" и к последующим татарским ханствам."

Появление мишарей Кудяковых в Пензенской и Рязанской Губерниях:

Существует распространённое мнение что село Тархан было родовым гнездом рода Кудяковых.
Тархань (тат. Тархан) — некогда известное татарское село. Расположилось оно на живописном берегу Цны.
Название села восходит ко временам золотоордынского времени.
Тарханы-крупные воины, наделяемые землей и не платившие за нее налогов. Большинство населения было татарским. Интересно в "метрических книгах" села Тархан, начиная с 1870-х годов большинство населения уже имели фамилию Кудяков.
Интересно что первое известное упоминание в селе Тархан братьев Кудяковых относится аж к 1585/86 году! Жители Тархан являлись непосредственными потомками феодальной знати и князьями. Предполагается что именно из данного села представители фамилии Кудяков переселились в другие села Пензенской губернии, такие как Татарские Юнки и многие другие близлежащие деревни, а также в некоторые села Рязанской губернии.

Наример в "метрической книге" от 1911 года деревни Татарские Юнки упоминается брак, который показывает, что Кудяковы в разных сёлах губернии вполне могли быть выходцами из Тархана. Документ показывает, что приглашенные на свадьбу Кудяковых в деревню Татарские Юнки были Кудяковы из деревни Тархан.
Другим примером вышеупомянутой теории может служить документ о разделении от 1826 года.
Л 23 документа от 1826 года:
..."Л.23
Копия
1826 года августа 12 дня в Краснослободском уездном суде в журнале записано
Сей уездной суд имея разсуждение по делу производящемуся в сем суде о разделении здешней округи деревни Татарских Юнок татарам из числа 606 - го на 445 душам в деревнях Юнках Рахманпе засецком в пустошах и Дзекова и Девлякаева на число оных душ земли со всеми угодьи о том, что как по планам в оных дачах значутся взладельцами помещики.... подпорутчик князь Иван Енгалычев...".
Князь Гафур Енгалычев-мурза знатного шацкого рода имел поместье и крестьян в Тарханах. Очевидно что представители дворянского рода Енгалычевых из Тархан владели землями и в Татарских Юнках.

Досконально известно, что татары в *Татарских Юнках появились только во 2-й половине XVII века. После опроса татар близлежащих деревень Шуструй и Богдановки («Шукстров тож») в 1665 г., выяснилось наличие лишней земли в «даче» Бегиша князь Еникеева в «в бегишевом кругу и ободу».
Для 40 человек Темниковских татар-мишарей «рейтарского строю верстанных и неверстанных, беспоместных и малопоместных» тут были отмерены «под усадьбы дворовые места и животинный выпуск». Среди этих татар встречаются представители таких известных фамилий татарской знати как Кудяковы, Агишевы, Торпищевы и др.

* В Торбеевском районе, у небольшой речушки Юнки, стоит старинное село Тат-Юнки. Татарские Юнки - тат., село в Торбеевском районе. В "Списке населенных мест Пензенской губернии" (1869) Татарские Юнки - село казенное из 191 двора Краснослободского уезда Пензенской губ. В 1929 г., во время образования Средне-Волжского края стало входить в Мордовский автономный округ края, а в 1936 г. - уже в Мордовскую АССР.
Название-гидроним: населенный пункт возник на речке Юнки (Ювня). Гидроним Юнки (Ювня) восходит к прамордовскому юнге "овраг с водой", "река". O финно-угорском происхождении гидронима пишет и профессор И. С. Галкин; "Юнга - название двух рек - Большой и Малой Юнги, впадающих в р. Волгу на территории Горномарийского района Марийской АССР. На материале современного марийского языка это название нельзя объяснить. Оно очень древнее, видимо, финно-угорского периода, со значением "вода" (см. И, С. Галкин. "Тайны марийской топонимики", Иошкар-Ола, Маркиз, 1985).

Итак, подходя к истории субъэтноса татар-мишарей ( о названии "мишар" , котор. приклеилось к мишарям относительно недавно,всего последние сто лет , еще будем писать) мы плавно подошли к описанию воинской прослойки служилых татар Касимовского ханства:
«мещерякский наш народ прежде других иноверцов по собственному своему желанию, переселившись из Золотой Орды в Россию ещё в 7001 (1493) г., за верныя и беспорочныя предков наших российскому скипетру службы как при взятье Казани (в 1552 году), так и при других многих тогдашнего времени случаях, жалованны были в разных местах на нагорной стороне реки Волги поместными дачами и для поселения их выгодными землями и угодьими». Впоследствии на этой территории — на правом берегу Волги — были основаны города Пенза, Симбирск и многие другие. Среди сел «Мишары» Мордовии находится деревня «Татарские Юнки», а также большинство близлежащих к ней деревень, таких как «Шуструй», «Нижняя и Верхняя Богдановка» и многие другие деревни. Моя Родина - «Мишарские территории», говорят местные жители этих деревень. Местные татары - это 100-процентные "Мишари".
Исходя из вышеизложенного, можно сделать ввод что Кудяковы (Худяковы) - это татарские мурзы из татар-мишарей. В Пензенской губернии находятся родовые села мурз Кудяковых.
Чередование К/Х характерно для мишарей - одни говорят Катын, другие Хатын и т.д.

Формирование мишарей:

Хотя сейчас мишарские населенные пункты расположены по всему Поволжью, Приуралью и есть даже за Уралом, первоначальный ареал формирования мишарей, как этноса – это достаточно компактная территория – улус Мокши, часть Золотой Орды, которая на момент начала 14 века состояла из 14 улусов.

Этнографы полагают, что основной этап формирования мишарей из разных племен и народов происходил именно в первой половине 14 века. Это совпадает по времени с принятием ислама в качестве государственной религии Золотой Орды. В этот период хан Узбек перенес свою ставку в улус Мокши и сделал город Мокши столицей огромного государства – Золотой Орды. К моменту провозглашения ислама в качестве государственной религии, к 1313 году, здесь, в городе Мокши и в поместьях, расположенных в его окрестностях, собрались лучшие мусульманские умы со всей Золотой Орды – богословы, ученые, поэты, архитекторы, строители, ремесленники, инженеры. Особенности текстов таких видных золотоордынских поэтов, как Кутб и Сайфи Сараи, позволяют филологам утверждать, что они были мишарями. Мокши был одним из самых благоустроенных городов того времени – здесь были не только мечети, но и общественные бани с бассейнами, канализация, водопровод, отопление по системе канов (дымопроводящих каналов в полу и стенах жилищ) и т.д.


Рецензии