Godspell. Евангелие от хиппи. Современники

ЧАСТЬ ПЯТАЯ
Современники: от "Величайшей истории..." до "Петры". Келвэри Чэпел. Джизус мувмент. "Экспло-72". Рок-музыка "Агапе", Ларри Нормана. "Медленный поезд" и "Спасённый" Боба Дилана. "Иисус Христос Суперзвезда". "Томми"

***

"Пойте Ему новую песнь; пойте Ему стройно, с восклицанием!" (Пс. 32:3)

***

Сколько бы ни миновало времени с момента величайшего события истории человечества - Воскресения Господнего - всегда Евангельская история привлекает и будет привлекать внимание художников, не важно, в каком виде искусства: литературе ли, живописи, музыке, кино, архитектуре. За столетия Христовой эры накоплено громадное количество разнообразнейших произведений - талантливых и посредственных, штампованных на заказ или, наоборот, эпатирующих общественный вкус, заведомо провокационных, предлагающих взглянуть на Голгофский Крест под непривычным, может быть, неожиданным, углом. И Джотто, и столь поразивший Достоевского (и князя Мышкина) Гольбейн, и Караваджо, и Гойя, и поминаемый здесь Гауптман не менее - а может, и более - провокационны, чем, скажем, "Мастер и Маргарита" Булгакова или "Последнее искушение Христа" Скорцезе.

Воображение человека будоражит вековая загадка - какое у Него лицо, какой Он? От юного Пастыря в образе Орфея из катакомб Присциллы до Клиффа Кертиса (актер, сыгравший Иисуса в фильме 2016 года "Восставший"/Risen, маори по происхождению), от лика "Туринской плащаницы" до японского, китайского, чернокожего, индийского и даже индейского образа Спасителя художник ищет Его и изображает в силу своего таланта, а более того, своего происхождения, своего времени, и Лик Мессии столь же многообразен, сколь разнообразен художественный опыт сынов человеческих.

"Я не хочу разговаривать об Иисусе, - пели "Роллинг Стоунз", - я просто хочу увидеть Его лицо" [1].

В любом случае, каждое художественное обращение к личности Иисуса Назарянина - событие нерядовое. Слишком сложно, та что там - невозможно, воплотить еще раз однажды Воплощенного, и девять из десяти подобных попыток заканчиваются провалами, особенно в кинематографе, благодаря его наглядной прямолинейности. О Христе лучше всего говорить метафорами, не напрямую, как лучше всего на солнце смотреть, чтобы не ослепнуть. Потому-то во многих произведениях Господь находится где-то рядом, но непосредственно Самого Его не видно (вспомним, к примеру, повесть "Звездный скиталец" Джека Лондона) или образ Его редуцируется путем своеобразного отстранения (таков Иисус в Godspell, таков Он и в Superstar).

От самого момента своего появления кинематограф налетел на эту проблему, как корабль на риф, и пока кино оставалось "световыми картинками" для развлечения, пока не появились серьезные художники этих самых "картинок" и зритель, готовый воспринимать их как новое искусство, пока кино не освоило язык метафор скрытых символов, присущих литературе, музыке, до тех пор Иисус Христос на экране "не получался".

Не получался - но уже был! Кино не смогло обойти Христа, пройти мимо Него, даже на этапе развлекательного аттракциона! На самой заре кино-эпохи, в 1899 году (за три года до прорывного "Полёта на Луну"), появляется короткометражная лента Le Christ marchant sur les flots - "Христос шествует по водам", пару минут изображения, но зато для тех, кто собрался в кинозале в количестве заведомо большем, чем "двое или трое". Первый "настоящий", 44-минутный фильм об Иисусе - Vie et Passion du Christ ("Жизнь и страсти Христа") - выходит во Франции 1903 году, в том же году выходит и первая американская картина, "Пассия", то есть страсти Христовы. В дальнейшем Евангельская тема эксплуатировалась Голливудом весьма активно: до Второй мировой войны в прокат вышло около десятка масштабных "эпичных" библейских картин (Bible epic), в их числе знаменитый "Бен Гур" (1925), положивший начало череде римейков, и "Царь царей" (1927), по сей день считающийся шедевром американского кинематографа. Следующие годы отмечены в этом отношении грандиозным блокбастером "Самая великая из всех когда-либо рассказанных историй", выпущенным в 1965 году и собравшим именно такую кассу, на какую может претендовать фильм со столь пышным названием.

Но можно ли назвать историю Иисуса из Назарета "пышной"? Пышен Христос на полотнах художника Семирадского - не идёт, а важно вышагивает, аки архиерей на службе, апостолы за ним шлейф несут.

Помнится, в самом конце восьмидесятых годов, когда на советском телевидении стало можно, а в скором времени и модно говорить о Боге, в Пасхальную ночь показывали один из таких фильмов - назидательно-официальных и натужно-помпезных (наутро был "воскресник" по вскапыванию газонов). Сгорающие от любопытства люди прилипли к экранам - что же за истину такую содержит так долго и упорно запрещавшееся учение? Многие были разочарованы, большинство просто никак не отозвалось на эту киноисторию. Один так и сказал мне: "Я старался понять, почему в этом фильме слушатели Христа с таким интересом внимают Нагорной проповеди, но так и не понял". Странно и непонятно звучат блаженства для уха мира сего, но и пересказывать их напрямую даже очень благодарно настроенной аудитории современных людей (а люди в Советском Союзе были в религиозном смысле более чем благодарной аудиторией), тем более, с экрана - пустой труд. Они и "с бумаги"-то прочитываются с трудом, а уж понимать их... "Вразуми меня и научусь заповедям Твоим", - есть такая молитва в православном служебнике, но фильмы вроде "Великой истории", увы, никак не вразумляют и ничему не научают, а только и разве что поучают.

Кажется, именно такая "пышность", назидательность, возвышение Сына Человеческого над сынами человеческими как "власть имеющего", "Царя царей" способствовала превращению Его образа в лакированное клише, ничего не говорящее ни уму, ни сердцу. Христос - просто символ, "освящающий" существующий порядок вещей, прежде всего, конечно, государство, царство кесаря как якобы проекцию Царства Небесного... Государство - библейский левиафан, сатана, на алтарь которого в одном только двадцатом веке принесено десятки миллионов душ. Христа, веру, Церковь необходимо было использовать "по назначению" - как смирительную рубашку, как бетонную тюремную стену, в конечном итоге, как оправдание преступлений против Христа же. На Христа попробовали надеть кандалы, используя имя Его для лицемерного "пояснения": мол, Бог благословляет убивать врагов, Бог благословляет войну, "с нами Бог - трепещите народы и покоряйтесь". Gott mit Uns - было выгравировано на пряжках солдатских ремней вермахта. "Князей наших сделай страхом для других народов", - вставил некий книжник в древнерусское "Слово о Законе и Благодати".

Но жизнь - река, а не стоячая лужа, не болото, а поток, всё время меняющийся, и порядок вещей, установленный людоморами, установлен не навечно. Вечен только Бог, Который говорит: Но се - творю всё новое и пришло время петь новую песнь, петь "с воклицанием". Познаете истину - истина сделает вас свободными! Напор новой музыки стал одним из опознавательных знаков смены времён, рок-н-ролл символизировал разрыв с человеческими догмами прежних эпох, среди объектов критики новой культуры (или, как ее вскоре окрестили "контркультуры", подчеркивая её бунтарское, противоречивое начало), совершенно логично оказалась и религия, и Церковь. Абсолютно симметричен был и ответ: Церковь моментально заклеймила рок-музыку как "демоническое", "сатанинское" явление, призванное увести юные души от Бога истинного к ложным кумирам, как пагубу мира сего, один из дьявольских соблазнов. В грядущем раскрепощении духа и плоти церковный истеблишмент не увидел ничего, кроме угрозы своим материальным интересам. Появление исполнителей, прямо или косвенно отвергающих Бога и переходящих на сторону Его врага, подтверждало такую позицию, но, вместе с тем, отвечало спросу и ожиданиям публики. Уже в эпоху психоделии появились песни, наполненные сатанинской символикой и образами (например, альбом группы Ten Years After 1969 года Stonedhenge или безумная музыка 13th Floor Elevator), ведущие рок-группы интересовались либо демоническими учениями (как, например, Led Zeppelin, поклонники черного мага Алистера Кроули - его же портрет имеется и на обложке битловского "Сержанта Пеппера"), либо восточными культами (духовной "Индией" первыми заразились The Beatles, громадное количество групп за ними последовало, вспомним хотя бы наполненный буддистскими образами альбом Shine On Brightly группы Procol Harum), двусмысленно словесно заигрывали с сатаной (альбом Beggars Banquet "Роллинг Стоунз" открывается хитом Sympathy for the Devil, их единственная психоделическая работа носит название Their Satanic Majesties Request/"Их сатанинские величества повелевают" [2]).

Знаменитый рок-мюзикл Hair ("Волосы") 1967 года, выдержавший множество постановок и экранизацию, провозглашал приход "эры Водолея" (Aquarius) - в эзотерических оккультных учениях эта эра приходит на смену "эре Рыб", христианской эпохе (Рыба - символ Христа).

В конце шестидесятых появляется и собственно "сатанинский", "черный" рок, самым ярким представителем которого была группа "Чёрный шабаш" (Black Sabbath), её лидер "Оззи" Осборн долгое время практиковал это направление. Тем же отличался и другой гранд хард-рока Ронни Падавона, известный под амбициозным псевдонимом "Дио" - "Бог" (умер от рака в 2010 году). Десятки групп "хеви-метал", которые числят Black Sabbath и Дио в числе своих предтеч, зашли намного дальше, уже не до игрового, эпатажного, а до самого откровенного, искреннего сатанизма (можно упомянуть группу King Diamond, прочих нет нужды перечислять). В 1996 году рокер Брайан Уорнер, выступающий под псевдонимом "Мерлин Мэнсон", изготовил альбом "Антихрист суперзвезда", как бы пародируя знаменитый мюзикл. Примеры можно умножать, это лишь верхушка айсберга целой индустрии, сознательно взращивающей и культивирующей спрос на подобного рода вещи.

Кому поставить на счет их популярность? Только ли сатанистам? Только ли безбожным дельцам, готовым нажиться на чем угодно, лишь бы оно продавалось? А может быть, и официальная Церковь разделит ответственность за души, погубленные таким вот нелепым образом, души, которые фальш, лицемерие, окаменелость, мертвечина традиционных конфессий оттолкнула от Бога Живого, от Христа?
Бог никогда не оставит детей Своих. Время хиппи стало и временем нового христианского Возрождения - ревайвла, начавшегося в том же самом Сан-Франциско, даже в том же пресловутом квартале Хейт-Эшбери, где уже в 1967 году, году "Лета Любви", спонтанно началась "уличная проповедь" Евангелия, в скором времени получившая наименование "Движение Иисуса" (Jesus Movement), к его молодым активистам прилепилась кличка Jesus freaks (фрики, то есть чудаки или юродивые в Иисусе, Иисусовы дурачки [3]), соответственно появилась и разновидность музыки - Jesus Music. Что, разве возможно нести Благую Весть посредством, в том числе, рок-музыки? Почему бы нет? Если традиционная проповедь "не работает", не пора ли использовать иные инструменты - например, электрогитары и ударную установку?

Да, что плохого в том, чтобы играть блюзовые аккорды?
Если я не прав, скажите мне прямо в лицо,
Зачем отдавать дьяволу всю хорошую музыку?!

Эта строчка из хита Ларри Нормана стала своего рода девизом всего христианского рока шестидесятых-семидесятых годов.

Хотя христианские музыканты пробовали свои силы на этом поле и раньше (например, группы Love Song и The All Saved Freak Band), именно Ларри Норману удалось записать и выпустить первый по-настоящему "роковый" и христианский альбом одновременно - это был Upon This Rock ("На этом камне" - слова Христа о Церкви; rock в английском языке это и "скала", "камень", что позволяло Ларри каламбурить: Jesus is the Rock that doesn't roll - "Иисус - это Камень, который не укатится"), его называли "христианский Сержант Пеппер". Когда "ливерпульская четверка" распалась, Норман вспомнил фразу Леннона "сегодня "Битлз" популярнее Иисуса Христа": "Сегодня Христос - Суперзвезда (намек на выход рок-оперы "Иисус Христос Суперзвезда" в 1970 году), и кто же сегодня популярнее?" Консервативные конгрегации, как и во времена прежних "ревайвлов", клеймили "новомодные введения" как духовный компромисс с миром и даже как "духовную порнографию", "беззаконное соединение нечестивой опоры мира сего со Христом"; характерно, что в 1969 году Upon This Rock был отвергнут христианскими магазинами в США, тем не менее, христианский рок - музыка Иисуса - быстро обрел свою аудиторию.
"Христианам-хиппи из «Часовни на Голгофе» с самого начала нравился любой вид «христианского» рока. Чак Джирард из группы Love Song говорит: "Мы были в восторге, когда увидели и услышали альбом Ларри Нормана Upon This Rock". Им нравилось любое направление христианского рока, но... даже мягкие формы рока в основном отвергались церквями в те годы" (Дейви Клауд. Часовня на Голгофе и музыка «Маранафа»). В том же 1969 году калифорнийская группа "Агапе" уже играла импровизационный хард-рок в духе Джими Хендрикса, нимало не смущаясь кажущимся "несоответствием формы и содержания" - ломовым музыкальным напором и текстами о радости в Иисусе, спасении, отвержении греха и благодати. Их дебютный альбом так и назывался: "Евангельский тяжелый рок" или, если хотите, "Божья нерушимая скала" (Gospel Hard Rock)

Центром притяжения Движения Иисуса стала ничем до того не примечательная баптистская церковь Calvary Chapel (Часовня на Голгофе) в калифорнийском городке Коста-Меса. Её пастор Чак Смит радикально сменил курс, проповедуя спасение для бунтарски настроенной молодежи, сегодня это направление называют общим словом "неопятидесятничество". "Самое парадоксальное, что Смит вовсе не был любителем хиппи. Напротив, его всегда раздражали «их грязные волосы и дранная одежда. Но он был служителем Божьим и считал, что все люди нуждаются в спасении, а хиппи — в особенности. К тому же он прекрасно понимал, что сделать из них добропорядочных граждан ему не удастся, а нравоучениями он их только оттолкнет от церкви" (История одного пробуждения среди молодёжи. EASY RIDER. 1994, по материалам журнала Charisma). Впоследствии Calvary Chapel вновь вернулась к более традиционному евангелизму, но тогда, в самом конце шестидесятых, она стала настоящим оплотом христианского ривайвала, так что многие поговаривали, что Движение Иисуса здесь и организовано. Харизматическим лидером общины стал колоритнейший Лонни Фрисби, "проповедник-хиппи", внешне напоминавший иконописного Иисуса - с длинными прямыми волосами и бородой, как тут было не поверить, что "Христос тоже был хиппи"!

"Фрисби со своими каштановыми волосами, длинной потрёпанной бородой, в запыленной одежде, с запахом марихуаны и отблеском недавних галлюцинаций от дозы ЛСД появился из ниоткуда… прямо на пороге Чака Смита" (* Матт Кокер, Orange County Weekly, март 2005 г.). Чак Смит, поддавшись его обаянию, крестил огромное число хиппи, исповедовавших Христа. Многих из них Фрисби «привёл к Господу». По большей части принимая молодых людей без всяких условий даже на христианские богослужения – с длинными волосами, с нескромной одеждой, рок-н-роллом, либеральным мышлением, «Часовня на Голгофе» пережила бурный рост и из маленькой общины превратилась в мегацерковь и далее в крупное объединение церквей" *(Дейви Клауд).

Настоящим локомотивом музыки Иисуса стал бэнд Petra, ставший наиболее известным и "долгоживущим" исполнителем христианского рока. Стартовав в 1972, они прогремели с хитом God Gave Rock n' Roll To You ("Бог даровал тебе рок-н-ролл")[4] и продолжили свою музыкальную карьеру до 2010-х годов, выпустив череду первоклассных и интересных, хотя и неравноценных, альбомов. История этой группы и анализ ее творчества требуют отдельного большого исследования, точно так же, как рок-оперы "Иисус Христос Суперзвезда", "Томми" и рассматриваемый здесь Godspell.

Особенно значительным по профессиональному уровню и смысловому наполнению, конечно же, является грандиозный мюзикл Jesus Christ Superstar, составивший целое событие не только в рок-музыке, но и вообще в музыкальной культуре человечества. Разбор этого произведения выходит за рамки нашей книги как по причине своей масштабности, так и потому, что оно хорошо знакомо отечественному слушателю (в отличие от Godspell), к тому же, ему посвящено множество статей и публикаций, переведенных на русский язык.

Проникновение этого альбома за "железный занавес" значило очень много. Население Советского Союза не имело практически никакого доступа к  информации о христианстве, религиозная жизнь была редуцирована до голых ритуалов в стенах православных храмов, да и то полузапретных, а для молодежи даже как бы и неприличных. И, подобно тому, как музыка "Битлз" была для советского человека своего рода вентиляционным каналом, позволявшим подышать хотя бы немного воздухом свободного мира, так и "Джизус Крайст Суперстар" стал вентиляционным ходом для глотка религиозной свободы. "Очень многое в то время для меня психологически значила рок-опера "Иисус Христос – Суперзвезда", - свидетельствует известный православный публицист диякон Андрей Кураев. - Я не понимал, о чем там поют, но сам факт, что это не только бабушек может интересовать, но рокеров, современную молодежь и западную культуру, там, кажется, есть чем поинтересоваться даже мне, такому умному и современному. То есть для меня это было снятие определенного табу, что за эти красные флажки можно зайти" (Андрей Кураев. https://www.svoboda.org/a/27686948.html)
Отметим, що "Суперзвезда" - фактически ровесник Godspell, производная от Zeitgheist шестидесятых, духовное дитя Движения Иисуса.

В другом ярком произведении эпохи, рок-опере Tommy (альбом группы The Who 1969 года, экранизация 1975 года), главный герой точно так же, как "апостолы" Godspell, идёт на разрыв с "мертвым" социумом (в её образах: слепым и глухим), точно так же ревелятивно - под воздействием совершенно иррационального толчка извне. Герои Godspell получают видение Иоанна Крестителя в самых невероятных и неподходящих для этого дела обстоятельствах; Томми пьяная мать сталкивает с высокого этажа - разбивая громадное стекло, он "выпадает" из мира (это буквально понятый drop out Тимоти Лири) - от удара получает способность видеть, слышать, двигаться (освобождается). Одна из акций Томми в качестве вновь рожденного (евангельский образ) - "крещение" матери: он демонстративно смывает морской водой с её лица косметику - символ мирской лжи, лицемерия и рабства. Хотя рок-опера Tommy не о Христе [5] (а может быть, и о Христе), она буквально пронизана евангельскими аллюзиями, символами, параллелями и намёками - как, впрочем, и многие другие произведения эпохи. Сам Томми - безусловно "Иисусоподобный" персонаж, собирательный образ молодежи, которая как бы жертвует собой для спасения и очищения мира от зла, идущего от взрослых. Фильм Tommy открывается сценой, в которой отец главного героя стоит на вершине горы на фоне заката, тогда как заканчивается фильм фигурой сына - Томми - на той же вершине, который стоит, раскинув руки в позе распятого Христа на фоне восходящего солнца.

Начало семидесятых стало кульминационной точкой, апофеозом Движения Иисуса. В феврале 1971 года журнал Look опубликовал материал, в котором оно объявлялось "чем-то намного большим", чем просто местный калифорнийский феномен (в США Калифорния - место, где материализуются самые экзотические и удивительные верования и культы, есть даже поговорка: "Ни одна религия не исчезает полностью - она просто переезжает в Калифорнию). Статья подтолкнула лавину материалов в прессе, телевизионных дискуссий, фильмов, конфессиональных размышлений, которые анализировали различные аспекты нового ревайвла. Крещения в океанских волнах, экспрессивные молитвенные собрания, длинноволосые евангелисты на улицах, рок-музыканты, открыто исповедующие и проповедующие со сцены Христа, моментально появились в ведущих американских изданиях Time, Newsweek, Life, Rolling Stone, U.S. News & World Report. В том же году "Люди Иисуса" были провозглашены религиозным событием года и заняли третье место в "событиях года" рядом с такими феноменами эпохи как хиппи, йиппи, диггеры, студенческие радикалы, феминистки, "Черные пантеры" - кстати, символ Движения Иисуса дублировал символ "Пантер", поднятый кверху сжатый кулак, только у детей Христовых указательный палец указывал на небо (этот жест намного позднее был присвоен исламскими фундаменталистами).

В июне 1972 года состоялся масштабный фестиваль Движения под открытым небом в Далласе, Техас - Explo'72. Проповеди чередовались с выступлениями христианских рок-команд, а присутствие здесь таких крупных фигур евангелизма как, например, Билли Грэм, свидетельствовало об определенном признании ревайвла консервативной частью американских протестантов, а присутствие католиков - и об определенной "экуменичности" происходящего. Христианские исполнители Love Song, Ларри Норман, Randy Matthews, The Archers, Children of the Day, Джонни Кэш, Kris Kristofferson привлекли около 200 тысяч слушателей, которых журнал Newsweek определил как "воинствующих христиан", и что позволило назвать событие "христианским Вудстоком".

Таков фон - бекграунд - на котором появляется Godspell.

Но было и другое - традиция духовной музыки, которая никуда не пропадала, и к Христу обращались рок-музыканты вполне коммерческие, достигшие звездного статуса. "Король" рок-н-ролла Элвис Пресли записал несколько альбомов с песнями, посвященными Богу, особенно удачным получился He Touched Me ("Он коснулся меня") 1972 года - хитом альбома стала знаменитая старинная песня Amazing Grace ("Удивительная благодать"), здесь содержаться и каверы известных госпелов. Христианские песни записывали и такие мега-звёзды 50-х, как Литтл Ричард и Пэт Бун (сыграл главную роль в фильме "Нож и крест" о проповеди среди малолетних уголовников [6]), Клифф Ричард (лидер британского бэнда The Shadows, оказавшего, на минуточку, влияние на "Битлз"; с конца семидесятых годов полностью посвятивший себя служению Господу), разбивая таким образом стереотип рок-н-ролльного хулигана-громилы.

Иной раз люди никак не поймут:
Что хороший парень делает в рок-н-ролльном бенде? - пел по этому поводу Ларри Норман.

На протяжении последних десятилетий двадцатого века христианская рок-музыка явила множество замечательных работ - безусловно, не равноценных и, само собой, не равнозначных: здесь львиную долю составляют неопротестантские "группы прославления", бэнды, не-христианские в том смысле, что поют не только о Христе, но и многом другом (можно упомянуть поздних The Byrds с их хитом Jesus Is Just Alright [7], группу Guardian или популярную в восьмидесятые глэм-метал группу Stryper), также команды сугубо христианские (вроде RezBand или WhiteCross), гранды рока, такие как Пит Тауншенд (ex The Who), Мик Фарнер (ex Grand Funk Railroad), Рик Уэйкман (ex Yes), Род Стюарт (ex Jeff Beck Group) и так далее - существует масса примеров удачного сочетания очень хорошей музыки с христианскими текстами. Есть и спорадичные хиты, такие как, скажем, Spirit In the Sky Нормана Гринбаума, получивший огромную популярность и перепетый добрым десятком исполнителей подчас в совершенно невообразимых музыкальных интерпретациях, или известный хит Easy Livin' одного из хедлайнеров хард-рока начала семидесятых, группы Uriah Heep.

Отдельным феноменом, потрясшим шоу-бизнес на рубеже 70-80-х годов, стало "новообращение" иконы западной контркультуры Боба Дилана, внезапно провозгласившего себя "новорожденным" христианином и соответственно записавшего два очень мощных альбома с христианским контентом: Slow Train Coming (1979, "Медленный поезд подходит" - смысловой намёк на "железнодорожные" госпел вроде известной песни People Get Ready: люди, будьте готовы к приходу Господа), в пост-совке альбом был переиздан без одного трека на виниле в 1992 году, и Saved (1980, "Спасённый") - ударную дозу христианской "агитации и пропаганды" в бескомпромиссном драйвовом исполнении. Учитывая тот факт, что Дилан имел (и отчасти имеет по сей день) многомиллионную аудиторию поклонников по всему миру, такой оверштаг мэтра потряс истеблишмент и публику, но, само собой, был быстро абсорбирован индустрией масс-культа. В дальнейшем Дилан не обращался непосредственно к христианской теме, но тематика эта никуда из его творчества не делась, что дает некоторым авторам право утверждать, что он остается твёрдым христианином, несмотря на то, что сам он никак этот момент не комментирует [8].

В наши дни так называемая CCM, Christian Comtemporary Music, никого в свободном мире, кажется, давно не удивляет [9]. Баталии вокруг "нечестивого рок-н-ролла", когда невиннейшие песни Ларри Нормана клеймились как "духовная порнография", давно остались в прошлом: по всей видимости, им теперь удивляются даже сами неистовые защитники "христианской морали", понятой как система тотальных табу. Новые стили популярной музыки время от времени порождают новых христиан, несущих Слово Божье посредством иного музыкального языка - не только рока, который во многом воспринимается сегодня как архаика или как ностальгия, но и таких направлений как хип-хоп, рэп (к примеру, яркое явление 90-х, христианская команда DC Talk позиционировала себя как "хип/хоп-рэп-рок группа"), эклектичные стили нулевых и десятых годов века двадцать первого, терминология которых еще не сформировалась. Да что говорить о музыке христианской, если уже вполне официально существуют мусульманские "метал-группы"! Неужели пал и этот бастион консерватизма?

Что касается бывшего СССР, то здесь в силу исторически-культурной и конфессиональной "ортодоксальной" специфики, христианскую поп-музыку воспринимают крайне настороженно, а в последние годы российской "заморозки" так и вообще - враждебно (как пример можно привести регулярные запреты, которым подвергаются то тут, то там популярные по сей день театральные постановки рок-оперы "Иисус Христос Суперзвезда"), что, соответственно, отражается как на количестве, так и на качестве контента. Неопротестантские "группы прославления" за редчайшим исключением (можно вспомнить разве что петербуржца Дмитрия Шлетгауэра) представляют собой в музыкальном плане крайне плачевное зрелище, как, впрочем, и весь так называемый "русский рок". Но не будем продолжать - в конце концов, о вкусах не спорят, а нас интересует в данном случае не столько форма, сколько содержание.

________________________________________________________

[1] I don't want to talk about Jesus, I just wanna see His face, - трек из альбома Exile On Main Street 1972 года.

[2] Справедливости ради отметим, что это заглавие изначально было пародией на текст в британском паспорте Her Britannic Majesty requests and requires... ("Её Величество Британская королева просит и требует...") - здесь впору перекинуть мостик к эпохальному номеру Sex Pistols "God Save the Queen" десятилетие спустя.

[3] Английское слово freak (фрик) может быть переведено и как "юродивый". Конкретно значение этого церковно-славянского слова передается по-английски как "глупец Христа ради", хотя "юродивый" по-русски имеет и ругательный оттенок - "дурак", "сумасшедший"; у этого слова одинаковая этимология со словом "урод", имеющим уже однозначно негативное смысловое значение. Английское freak жёстче и грубее, чем "юродивый", оно ближе как раз русскому "урод", "придурок", "козёл" (как оскорбление), но не настолько грубое, как они. Поскольку этому слову сложно дать адекватный перевод, я оставил просто "фрик": Jesus Freaks - "Фрики во Иисусе", хотя в своей статье на украинском языке "Придурки за Ісуса" использовал другой вариант.

[4] Авторы этой песни и первые исполнители - музыканты группы Argent, но известность она получила именно в виде кавера группы Petra, выпущенного на альбоме Come And Join Us 1977 года.

[5] Главный автор рок-оперы "Томми" Питер Таушенд пришел к идее её создания под влиянием проповеди индийского мистика Махер Баба, объявившего себя "аватарой" Господа Бога на земле. На группу The Who Махер Баба оказал приблизительно такое же влияние, как гуру Махариши на The Beatles.

[6] The Cross and the Switchblade, "Крест и выкидной нож" (чаще переводят просто "Крест и нож") фильм, вышедший в 1970 году с мощным христианским месседжем, основанный на реальных событиях, описанных за десять лет до того проповедником Дэвидом Вилкерсоном в книге с таким же названием. Её герой, молодой провинциальный пастор, случайно попадает в центр войны молодёжных банд в трущобах Нью-Йорка и решает привести этих молодых преступников к Иисусу Христу. Главную роль в фильме сыграл звезда американской эстрады 1950-60-х годов Пэт Бун. Фильм имел очень большую аудиторию: его просмотрело более 50 миллионов зрителей в 150 странах, он был дублирован на тридцать языков.

[7] Авторами Jesus Is Just Alright (Иисус - это попросту классно) является американская группа The Doobie Brothers, но хитом эта песня, как часто бывает, стала в исполнении The Byrds в 1970 году. Новое дыхание этому номеру придала христианская хип-хоп группа DC Talk, выпустившая в начале 90-х кавер под названием Jesus Is Still Alright (Иисус - это всё еще классно!).

[8] О христианстве Дилана после 80-х годов см., например, Dylan: “Well, I am a true believer”

[9] Обращение в христианство, точнее, возвращение к Христу, характерно для многих публичных персон последних десятилетий. Если говорить об англоязычной музыке, то можно вспомнить не только всемирно известных Боба Дилана, Элвиса Пресли, Литтл Ричарда, но и Глорию Гейнор (исполнительницу модного диско-хита семидесятых I Will Survive), Лу Гремма (лидера группы Foreingner), Нико Макбрайана (ударника хеви-метал группы Iron Maiden), гитариста хеви-метал группы Metallica, а позже лидера группы Megadeath Дейва Мастейна (выросший в семье "свидетелей Иеговы", Мастейн впоследствии практиковал, по его словам "черную магию" и "сатанизм", тем не менее, пришел к Христу и теперь не только открыто заявляет о своей вере, но и категорически отказывается выступать на одной сцене с группами антихристианских направлений). Самый известный исполнитель музыки рэгги в мире, Боб Марли, незадолго до смерти бросил "растафарианство" и принял крещение в Эфиопской православной церкви. Можно упомянуть и "шок-рокера" Элис Купер, который заявляет о своем христианстве; на вопрос, как можно совмещать "рок-бунтарство" с христианством, он ответил, что "пить пиво легко, разнести свой номер в отеле тоже легко, а вот быть христианином — это трудное испытание: это и есть настоящее бунтарство".


Рецензии