Связи. Часть третья

- Боюсь, я не знаю с чего начать, - призналась она, застенчиво улыбаясь.
- На Бродвее за столь продолжительную паузу тебя бы уже освистали, дорогая, - язвительно заметила миссис Моллиган.
- Позволь мне сказать несколько слов, Софи, - пришёл на выручку мистер Финч.
- Да, прошу тебя, Альберт, - леди Бэссингтон с благодарностью взглянула на него и села на диван.
 Миссис Моллиган раздраженно фыркнула, отметив теплоту, с которой эти двое обращались друг к другу. Тем временем Альберт Финч, по роду деятельности будучи блестящим оратором, обратился к присутствующим с краткой речью:
- Леди и джентльмены, - произнес он, - я имел честь познакомиться со всеми вами благодаря леди Бэссингтон, - мистер Финч учтиво поклонился в её сторону, - я горжусь тем, что нас с ней связывает давняя дружба, и хочу отметить, что именно усилиями леди Бэссингтон, её смелости и находчивости, которой я искренне восхищаюсь, представляется возможным воплотить в жизнь нашу задумку. Уверяю вас, господа, повод для того, чтобы мы все сегодня собрались под крышей этого особняка заслуживает серьёзного внимания! - заинтригованные таким вступлением все присутствующие недоуменно переглянулись.
- Друзья, над человечеством без преувеличения нависла угроза, - вновь произнес Альберт Финч после небольшой паузы, - имя этой угрозе - нацизм! - хорошо поставленный, отточенный на антифашистских митингах голос Альберта Финча звучал ровно, но в нем слышались стальные нотки. - Придя к власти в Германии, Гитлер начал распространять эту заразу по всему миру. Жертвами его агрессивной экспансии уже пали многие страны. Австрия, Чехословакия, совсем недавно Литва лишилась Мемеля! А Польша? Польша, которая  поддержала раздел Чехословакии, теперь сама вынуждена отбиваться от претензий Фюрера на Данциг! Руководство Германии под предлогом борьбы с коммунистической угрозой, - разгоряченный  мистер Финч всплеснул руками в красноречивом жесте, - и, не прибегая к прямой военной конфронтации, начало вводить силовую составляющую в свою внешнюю политику, заставляя нашу страну идти на уступки. Гитлер, без сомнения, готовит плацдарм для будущей войны!  Политика умиротворения, проводимая Великобританией, приведёт к катастрофе, кажется, Чемберлен это уже понял.  Гитлеровской Германии надо противостоять, с ней необходимо бороться! - сделав ударение на последних словах, мистер Финч умолк, затем достал из кармана носовой платок и вытер лоб. Воодушевленные и несколько ошарашенные столь пламенной речью постояльцы Бэссингтон-холла согласно закивали головами.
- Ну, старина, - протянул полковник Макдауэлл, - вы умеете прочищать мозги не хуже моего виски.
- Разрешите мне продолжить, - вновь произнёс Альберт Финч. - Как вам всем хорошо известно, я ушёл из политики. Я почувствовал, что больше ничего не смогу сделать для своей страны на этом поприще, голос здравомыслия сейчас слишком слаб в Великобритании. Но это вовсе не значит, что я перестану бороться! Да, я стар, мы все здесь не молоды, но я намерен бороться до конца, и призываю вас вместе со мной присоединиться к  борьбе с нацизмом!
- Да, но что мы можем? - воскликнул в недоумении доктор Тафт. - Какого рода борьбу вы нам предлагаете ?
 Мистер Финч взглянул на леди Бэссингтон,  она кивнула головой и встала.
- Позвольте мне все вам объяснить. - произнесла Леди Бэссингтон. Прежде всего, хочу сказать, что я полностью поддерживаю мистера Финча в его стремлении и убеждена в том, что нацизму необходимо противостоять. Я родилась и провела детство и большую часть юности в России, долгое время жила во Франции, потом уехала с супругом в Великобританию. Даже несмотря на то, что Россия стала совсем другой, - голос леди Бэссингтон дрогнул, - она остаётся моей Родиной и я не желаю, чтобы её коснулся нацизм, равно как я не желаю этой участи ни Великобритании, ни Франции. При упоминании Франции леди Бэссингтон едва заметно улыбнулась, затем решительно вскинув подбородок, она продолжила:
  - Я по-своему люблю Францию, люблю Париж. Когда я жила там прибывая на грани нищеты после свершившейся в России революции, в моей жизни появился человек, который протянул мне руку помощи и помог изменить мою жизнь. Человек, которому я многим обязана. Этот человек - мадемуазель Шанель. И причиной, по которой я попросилаа вас всех приехать сюда, в Бэссингтон-холл, отчасти является она - Коко Шанель.
 - Но, я не понимаю, причём здесь... - произнесла миссис  Моллиган чуть нахмурившись, но не успела закончить вопрос.
- Абвер проявляет интерес к персоне мадемуазель Шанель, - живо отозвался  мистер Финч, он стоял, облокотившись на каминную полку и задумчиво вглядывался в отблески огня.
 Собравшиеся снова удивлённо  переглянусь, а полковник Макдауэлл даже присвистнул от изумления.
- Почему? - с присущим ей хладнокровием и деловитостью спросила Дебра Уайтли.
- Возможно, - начал рассуждения мистер Финч, -  её считают ценным источником информации. Клиентки мадемуазель Шанель, все эти дамочки - жены могущественных людей и многие из них - он мгновение колебался, подбирая нужные слова, - весьма словоохотливы. Кроме того она обладает связями. Чем известнее человек, тем влиятельнее его связи. Я, как политик, как бывший политик, - уточнил Финч, - знаю, насколько важны связи.
- Ваши собственные связи нам ещё пригодятся, - подмигнула ему леди Бэссингтон и тут же торопливо добавила, - Коко, безусловно, очень талантлива, она по праву заслужила признание и славу.
- И, как следствие, внимание абвера, - с усмешкой произнёс полковник Макдауэлл и сделал глоток виски.
- Есть ещё одна вещь, которой я бы хотел с вами поделиться, - вновь заговорил мистер Финч. В Париже проживает некто Ганс Гюнтер фон Динклаге, так вот, по некоторым данным он является немецким шпионом.
- Это тот красивый говнюк, кажется, дипломат? - осведомилась миссис Моллиган.
- Да, - подтвердил мистер Финч, - некоторое время он занимал должность атташе при посольстве Германии на рю де Лилль. Он хорош собой, этакий элегантный повеса, великолепный игрок в поло, блестящий танцор, весьма обходителен с дамами. Друзья прозвали его Шпатц, то есть воробей, якобы за ту лёгкость, с которой он покоряет женские сердца. Так вот этот Шпатц, - сухо продолжил Финч, - в 1933 году заключил контракт с министерством пропаганды Третьего рейха под началом Геббельса. В его квартире на Марсовом поле...
  - ...В доме номер 41 по авеню Шарля Флоке, - перебила миссис Моллиган, - он однажды принялся восхвалять преимущества кинематографа Третьего рейха и поинтересовался моим мнением, видимо, рассчитывая на восторженные отклики с моей стороны! - она умолкла, слегка нахохлившись.
 В гостиной повисла напряженная пауза.
 Леди Бэссингтон, ошарашенная не меньше других подобным признанием, настороженно спросила: - Что же ты ему ответила, Маргарет?
 - Ну, как ты знаешь, дорогая, у меня ирландские корни, - миссис Моллиган распрямила плечи (стоит отметить, что упоминание ирландских корней служило своего рода и предостережением, и оправданием  разного рода экстравагантных выходок и приступов вспыльчивости миссис Моллиган) - я воспользовалась случаем и высказала все, что я думаю не только об их кинематографе, но и о нацисткой идеологии в целом, и о фюрере в частности! Никогда не забуду его физиономии при этом! - с победоносным видом заключила она.
 Вошедший чтобы забрать поднос с кофейными чашками Бобби, хихикнул.
- Миссис Моллиган, вы неподражаемы! - восторженно выдохнул доктор Тафт.
- Я знаю, - лениво отмахнулась миссис Моллиган.
- Но позвольте, - вновь подала голос дотошная Дебра Уайтли, - если даже это и правда, что этот молодой человек является шпионом, если даже абвер проявляет интерес к мадемуазель Шанель, то, что из этого следует?
- Мы должны ее защитить! - с пылом отозвалась леди Бэссингтон.
- Кого?
- Коко, разумеется! - воскликнула леди Бэссингтон.
- Ты уверена, Софи, что она нуждается в защите, тем более в нашей? - усомнилась миссис Моллиган.
- Конечно, уверена, я очень много об этом думала и делилась своими мыслями с мистером Финчем!
 Мистер Финч кивнул головой в подтверждение слов леди Бэссингтон.
- И от чего, по-твоему, или от кого мы должны защитить мадемуазель Шанель? -  в голосе миссис Моллиган звучала ирония.
- От вербовки. - отозвалась леди Бэссингтон. Недоумение снова отразилось на лицах присутствующих.
- Но, дорогая леди Бэссингтон, - вкрадчиво  обратился к ней доктор Тафт, стараясь уловить логическую нить, - что же мы можем сделать?
Леди Бэссингтон заметила явное недоверие, сквозившее во взглядах  друзей. Один лишь Альберт Финч излучал невозмутимое спокойствие, которое подействовало на неё ободряюще.
- Видите ли, - произнесла леди Бэссингтон, - как правильно отметил мистер Финч, связи порой имеют очень важное значение.
 Я отношусь ко всем вам с теплом и уважением и безмерно благодарна за то, что многие из вас сознательно решились на обман своих родственников - я имею в виду мою небольшую выдумку касательно так называемого дома престарелых под крышей Бэссингтон-холла, - она виновато улыбнулась, - но для того, чтобы собрать всех вас здесь, не афишируя факт давнего знакомства, требовался сколько-нибудь убедительный предлог.
- Мои так точно что-то заподозрили - невестка жутко пронырливая особа, - вставила миссис Моллиган, не скрывая досады.
- Так вот, друзья мои, - продолжила леди Бэссингтон, - не буду скрывать, что приглашая каждого из вас в этот особняк, я руководствовалась скорее здравым холодным расчетом, нежели личными симпатиями.
- Кто бы сомневался, - проворчала миссис Моллиган.
- Что вы имеете в виду леди Бэссингтон? - поинтересовался полковник Макдауэлл.
-  Вы все в своё время  добились блестящих успехов в тех профессиях, которые избрали для себя. Каждый из вас был неоспоримым авторитетом в своём деле. Когда уважаемый мистер Финч впервые поделился со мной информацией по поводу возможных планов абвера в отношении мадемузель Шанель, я с ужасом  поняла - влияние Третьего рейха растет день ото дня, раз уж им вздумалось втянуть в свои грязные игры французского модельера с мировой известностью. Нацистская Германия обрастает связями и для того, чтобы хоть как-то ей противостоять необходимо будет тоже задействовать связи! Большие связи, причем, в различных отраслях человеческой деятельности. И именно этим принципом мы  с Альбертом руководствовались при выборе людей, которые могут помочь нам своими старыми связями - ведь каждый из вас  в недавнем прошлом являлся ярким представителем той или иной сферы влияния.
 К примеру - наша блистательная Маргарет Моллиган, безусловно, олицетворяет собой мир кино! Её головокружительной кинокарьере может позавидовать любая современная актриса, фильмы с её участием...
- Вспомнил! -  торжествующий вопль полковника  Макдауэлла прервал речь леди Бэссингтон. - Ах, я старый осел! - он хлопнул себя ладонью по лбу и резко обернулся в сторону миссис Моллиган, - вы же та самая Маргарет Моллиган! Крошка Молли! Это же вы играли в том фильме, как бишь его, " последняя любовь капитана", а та сцена на ночном пляже, - полковник Макдауэлл присвистнул, - ваша фигурка была что надо!
 Миссис Моллиган хотела  примерить маску ложной скромности,  но обрушившийся на неё красноречивый поток комплиментов заставил бывшую кинодиву покраснеть от удовольствия. Доктор Тафт бросил на полковника ревностный взгляд. Но Макдауэлл этого не заметил, он с самозабвением продолжил делиться своими воспоминаниями:
 - Ребята из нашего полка сходили по вам с ума, каждый хранил у себя открытку с вашим изображением! А бедняга Диллан даже написал вам письмо с предложением руки и сердца.
- Ах, боже мой, этих писем было так много, - самодовольно промурлыкала Маргарет Моллиган.
 Она пребывала в не меньшем восторге, чем сам полковник Макдауэлл. Было очевидно, что список почитателей её таланта пополнился в лице этого темпераментного вояки-шотландца, заставив потесниться преданного доктора Тафта.
 Когда эмоции полковника немного поутихли, леди Бэссингтон продолжила свою мысль:
 - Любезный доктор, - она с сочувствием посмотрела на Тафта, который выглядел несчастным - его по-прежнему одолевали муки ревности, - насколько мне известно, совсем недавно оставил свою выдающуюся врачебную практику и, соответственно, представляет отрасль медицины.
- Кажется, я начинаю понимать ход вашей мысли, леди Бэссингтон, - учтиво отозвался доктор Тафт.
- Я знала, что могу на вас рассчитывать, доктор! - улыбнулась ему леди Бэссингтон.
    Затем  она обратилась к Макдауэллу:
- Рассчитываю я и на доблестного полковника!
- О да, тут вы не прогадали, кое-какие связи в армии у меня остались. - полковник Макдауэлл лукаво прищурился.
- Далее наша дорогая мисс Уайтли! - воодушевленно провозгласила леди Бэссингтон.
 Дебра Уайтли при упоминании своего имени вздрогнула, очнувшись от размышлений.
- Мисс Уайтли, господа, является талантливейшим химиком!
- Ой, ну что вы, вовсе нет, - смущённо запротестовала мисс Уайтли.
- Хочу заметить, что мисс Уайтли работала долгое время в лаборатории парфюмерного дома Шанель, где должность главного парфюмера занимает Эрнест Бо. Эрнест по происхождению француз, но он родился и вырос в России, говорят, его дедушка был солдатом наполеоновской армии и попал в плен под Москвой, а после освобождения из плена так остался жить в России. Одно я знаю наверняка - Бо трудился в парфюмерной доме "A. Rallet & Co", который в свою очередь являлся поставщиком императорского двора. В 1812-ом году в честь годовщины Бородинского сражения он создал аромат " Букет Наполеона". Я помню этот запах, - в голосе леди Бэссингтон послышалась ностальгическая нотка.
- После революции Эрнест, как и многие из нас, эмигрировал во Францию и именно ему Коко обязана появлением пятого номера, аромата, который без преувеличения свел с ума весь мир. Шанель хотела создать "запах женщины" - Бо его создал! - с гордостью добавила леди Бэссингтон.
 Затем она обратилась к мисс Уайтли:
 - Кажется,  Эрнест впервые использовал в парфюмерии какие-то синтетические компоненты?
 - Альдегиды, - уточнила мисс Уайтли, поправляя свои очки, - все же это не совсем так. Надо признать, что самым первым альдегидным ароматом был Reve D'or, созданный в 1905 году, а парфюмер Поль Парке ещё в 1882 году... - речь Дебры Уайтли, ступившей на излюбленную стезю, угрожала приобрести масштабы лекции, но, к счастью, она во время осеклась и поспешно вернулась к обсуждению своего кумира:
 - Месье Бо - он гений! - восторженно выдохнула мисс Уайтли, - он создал шедевр!   
 Внезапное волнение, охватившее старую деву, которая беспомощно взмахивала руками в попытке описать весь масштаб гениальности Эрнеста Бо, вызвало у всех присутствующих снисходительную улыбку.
 - У него выдающийся талант! - кудахтала мисс Уайтли, прижав ладони к груди.
 - И, по-видимому, выдающейся нос, - не удержался от иронии полковник Макдауэлл.
 Мисс Уайтли застыла на мгновение, затем впилась в полковника негодующим взглядом. Это взгляд предрекал ему участь чужеземца опрометчиво, прервавшего обряд языческого идолопоклонства.
 - Что касается мадемуазель Шанель, - в голосе Дебры Уайтли неожиданно проявились стальные нотки, - я всегда считала её взбалмошной и капризной особой, зацикленной только на собственной выгоде!
 - Но, дорогая Дебра... - попыталась возразить леди Бэссингтон.
 - Шанель хищница! Она добилась успеха только благодаря мужчинам, которые ее окружают! И у меня нет ни малейшего желания проявлять какое-либо участие к судьбе этой дамы. Тем более, защищать от какой-то мифической угрозы, - мисс Уайтли преобразилась. Её огромные очки сползли на кончик носа, но старая дева не придала этому никакого значения - она распрямила плечи и выглядела весьма воинственно.
 - Ревность - подумала миссис Моллиган, безошибочно определив причину глубокой неприязни, - мисс Уайтли отчаянно ревновала своего кумира к мадемуазель Шанель.
 - Я согласен с мисс Уайтли, - внезапно раздался голос доктора Тафта. Все взгляды тотчас обратились к нему.
 - При всем уважении к вам, леди Бэссингтон, - продолжил доктор Тафт, - но так ли велика угроза, о которой вы говорите?
 - Вы не допускаете возможность вербовки? - с дрожью в голосе произнесла леди Бэссингтон.
 - Напротив, вполне допускаю.
 - Но вы не видите в этом никакой опасности, доктор? - вмешался мистер Финч.
 - Нет, не вижу,- подтвердил доктор Тафт, обернувшись к мистеру Финчу, - я вижу куда большую опасность в распространении коммунизма, - добавил он с вызовом.
 - Вы, вероятно, ярый сторонник консерваторов? - усмехнулся мистер Финч, - и тоже считаете, что с Гитлером необходимо договариваться?
 Доктор явно колебался с ответом.
 - Вы считаете, что мы должны идти на уступки фюреру в надежде на то, что он остановит Сталина, - заключил мистер Финч.
 Его голос звучал ровно, в нем не было ни тени эмоций.
 Доктор Тафт прекрасно знал эту  беспристрастную интонацию, он сам не раз её употреблял, когда обсуждал диагнозы пациентов на медицинских консилиумах.    Доктор Тафт внезапно осознал, что ему только что диагностировали заболевание. От этого он пришёл в негодование.
 - Идеология коммунистов... - запальчиво начал было доктор Тафт.
 - О, конечно, - сухо перебил его мистер Финч. - нацистская идеология куда лучше, особенно в вопросе  "расовой гигиены".
 - Кажется, в Бэссингтон-холле одна из лучших оружейных комнат в графстве, - неожиданно вмешался полковник Макдауэлл в благородном стремлении как-то разрядить обстановку, - джентльмены, я готов ознакомить вас с дуэльным кодексом!
 Его попытка не увенчалась успехом.
 Если мистер Финч и сохранял видимое спокойствие, то доктор Тафт, напротив, кипел от бешенства. Будучи по натуре человеком робким, в те редкие минуты, когда он выходил из себя, Джонатан Тафт начисто утрачивал способность к самоконтролю. Закаленный в словесных баталиях мистер Финч готовился дать отпор, но доктор Тафт внезапно сменил тактику и обрушился с яростной критикой на леди Бэссингтон:
 - А ваша позиция, леди Бэссингтон, меня просто изумляет! Что заставило вас довериться коммунисту?! - доктор Тафт в обличительном жесте указал на мистера Финча.
 - Мистер Финч мой друг, - с достоинством произнесла леди Бэссингтон.
 - И вы ему доверяете? Доверяете приверженцу большевистского строя?
 Большевики разрушили вашу жизнь, погубили множество родных и близких вам людей, из-за них вы оказались в изгнании без гроша в кармане, как и тысячи ваших соотечественников! И после этого всего вы называние своим другом пособника "красной чумы"? - разгореченный доктор Тафт не стеснялся в выражениях.
 - Вот вам и тихоня доктор, - проворчала миссис Моллиган.
 Снова повисла напряженная пауза. Затем леди Бэссингтон медленно заговорила:
 - Вы правы, доктор Тафт, - произнесла она, - большевики принесли мне и моим близким немало горя, они разрушили наш мир, и я их искренне за это презираю. Мало того, я  уверена, что большевисткий режим есть зло и мистеру Финчу хорошо известна моя точка зрения, - леди Бэссингтон бросила взгляд в сторону мистера Финча. Тот кивнул.
 - Но это вовсе не значит, -  продолжила леди Бэссингтон, - это вовсе не значит, что я желаю своей Родине ещё большего зла. Доктор Тафт, нацизм это абсолютное зло, несущее погибель миру! - её голос звучал решительно и твёрдо.
 - Позвольте полюбопытствовать, леди Бэссингтон, какой вред нацисты причинили лично вам? -  с саркастической улыбкой осведомился доктор Тафт.
 Леди Бэссингтон внимательно посмотрела на него:
 - Как вам известно, мой супруг лорд Бэссингтон погиб год назад 
 - Софи, вовсе не обязательно... - встревожено перебил её мистер Финч.
 - Нет, Альберт, все в порядке уверяю тебя, - отозвалась леди Бэссингтон.
 - Но ведь это был несчастный случай, -  пробормотал полковник Макдауэлл, припоминая подробности газетной шумихи, - кажется, лорд Бэссингтон решил почистить револьвер и тот случайно выстрелил...
 - Выстрел не был случайным, мой муж совершил самоубийство.
 Гостиная наполнилась возгласами удивления. Неожиданное признание леди Бэссингтон ошеломило всех присутствующих. Дворецкий даже рискнул предложить дамам шерри, чтобы помочь унять волнение.
 Потрясенный доктор Тафт уставился на леди Бэссингтон:
 - Что же подтолкнуло вашего супруга к подобному шагу?  - что- то в её взгляде заставило доктора насторожиться.
 -  После начала массовых репрессий детские дома в советах стремительно пополнились. Подробностей крайне мало, но из крохотных обрывков информации дошедшей до нас, эмигрантов, я поняла в каких ужасных условиях содержаться дети репрессированных - дети врагов народа, так их теперь называют - с грустной иронией произнесла леди Бэссингтон. С того момента я не находила себе места, мне безумно хотелось как-то помочь этим бедным детям, хоть немного облегчить их участь - в некотором роде мы с ними друзья по несчастью. В конце концов, я поделилась своими переживаниями со своим мужем, к моему удивлению, он также как и я воспринял эту проблему близко к сердцу и даже выразил готовность оказать помощь этим детям.Я склонна предполагать, что смерть нашего собственного ребёнка подтолкнула моего мужа к подобному решению, ведь в самом начале супружеской жизни нас постигло горе - мы потеряли сына Уильяма, когда ему не было и года. Так или иначе, благодаря большому влиянию  моего супруга и моим старым связям, сохранившимся ещё со времён российской империи, нам удалось осуществить доставку помощи в  несколько десятков детских домов. Мы стремились обеспечить сирот нормальным питанием, а также одеждой и медикаментами. Я знаю, лорд Бэссингтон регулярно выделял на эти цели немалые средства, но в детали он меня не посвящал, желая оградить от возможных последствий. Ведь это был риск, колоссальный риск.
 - Но я никак не могу взять в толк?.. - доктор Тафт изумлённо пожал плечами.
 - Так продолжалось несколько лет, - неторопливо продолжила леди Бэссингтон, - но потом наши опасения сбылись - кое-кому из правящих кругов Англии стало известно о благотворительной деятельности моего супруга. Грандиозный скандал, лишение места в палате лордов, обвинение в государственной измене - широкая огласка могла обернуться для моего мужа всем чем угодно, учитывая враждебную позицию властей Англии в отношении советов.
 Какого же было наше удивление, когда вместо всего того ужаса, к которому мы готовились, лорду Бэссингтону предложили, своего рода, сделку. По сути, ему выдвинули жесткое требование, разумеется, в обмен на молчание. Отныне он должен был осуществлять финансовую поддержку нацистского режима в Германии, причём, на постоянной основе. Мой муж был очень богатым человеком, однако он питал крайнее отвращение к идеям Гитлера. Он отказался.
 Затем началось самое страшное - лорда Бэссингтона начали шантажировать и угрожать. Угрозы были самые разные, вплоть до обвинения в шпионаже в пользу Советского Союза. Его хотели вынудить инвестировать в немецкую экономику и поэтому задействовались самые изощренные методы. Давление усиливалось день ото дня. А когда ему намекнули, что в шпионаже могут обвинить и меня, так как я являюсь русской эмигранткой, - голос леди Бэссингтон дрогнул, - Ричард не выдержал. По- видимому, он посчитал самоубийство единственным выходом из сложившейся ситуации.
 Мой муж застрелился, чтобы уберечь меня от опасности.
 При взгляде на леди Бэссингтон миссис Моллиган припомнила их самую первую встречу,  когда ее - неподражаемую Маргарет Моллиган, звезду немого кино,  любопытство и желание взглянуть на предлагаемые к продаже драгоценности привело  на окраину Парижа в скромное жилище одной из "русских принцесс" - именно так во Франции, с легкой руки Коко Шанель, прозвали всех высокородных эмигранток из российской империи.
 Её поразило, с какой простотой и, одновременно, с каким достоинством держала себя Софья Серебрянская. Какую удивительную силу духа демонстрировала  юная княжна, в свои годы уже успевшая познать множество горестей и лишений, но не сломленная, не обозлившаяся на судьбу, продолжавшая смотреть на мир с надеждой и любовью. Актриса тогда задумалась: какого именно человека выберет себе в мужья эта удивительная "русская принцесса"? И сейчас, спустя много лет, выслушав шокирующее признание своей, теперь уже подруги, Маргарет Моллиган пришла к выводу, что только такого человека, как лорд Бэссингтон она и могла выбрать. Человека, сумевшего отдать за неё свою жизнь.

 - Как видите, - леди Бэссингтон вновь обратилась к доктору Тафту, - у меня имеется и личный мотив для глубокой неприязни к нацистскому режиму.
 Доктор Тафт выглядел потрясенным не меньше остальных. Он растерянно пробормотал:
 - Леди Бэссингтон, простите меня, я и представить себе не мог...
 - Любезный доктор, я рассказала вам правду вовсе не для того, чтобы смутить вас. Я хотела продемонстрировать на своём примере  насколько велика грядущая угроза, ведь я потеряла любимого человека, столкнувшись с нацизмом лишь косвенно. А что же будет, если человечество, и прежде всего моя Родина, столкнется  лицом к лицу с этим злом?
 Вы знаете, что фюрер вот уже несколько лет твердит о необходимости уничтожения народов, проживающих на территории бывшей Российской империи?
 Да, возможно, здесь и сейчас опасность кажется незначительной, но уверяю вас, если Гитлера не остановить, его безумные планы обернуться трагедией для миллионов людей по всему миру.
 - Но, позвольте, мне кажется невероятной  мысль о том, что кто- то из нашего истеблишмента был настолько заинтересован в финансировании нацистского режима, что ради этого решился на прямой шантаж вашего супруга? - не унимался доктор Тафт.

 - А почему нет? - вмешался мистер Финч, - Безудержное желание английских властей взрастить силу, способную противостоять большевикам, может толкнуть отдельных его представителей на преступление подобного рода. К тому же, поступок лорда Бэссингтона - я имею в виду его благородный, хотя и необдуманный порыв помочь детям репрессированных в советском союзе...

 - Это я виновата! - воскликнула леди Бэссингтон, - я толкнула своего мужа на этот  безумный шаг.

 - Не вини себя, Софи. Ты всего лишь проявила сострадание. Так или иначе, - продолжил мистер Финч, - но поступок лорда, я это знаю не понаслышке, вызвал ярость среди политической элиты нашей страны. Однако же, широкая огласка данного инцидента была крайне невыгодна для властей, она могла вызвать нежелательные волнения в обществе.

 - Даже в этом случае заподозрить лорда Бэссингтона в симпатии к советам крайне сложно. Ведь, в сущности, он оказывал помощь детям репрессированных, то есть пострадавшим от сталинского режима, - задумчиво произнёс полковник Макдауэлл.

 - В наше время повсюду мерещится шпионаж. К тому же, о всемогуществе советской разведки ходят легенды. - отозвался мистер Финч.
  Доктор Тафт пристально посмотрел на него.

 - В одном я совершенно убеждена, - заговорила леди Бэссингтон, вновь обращаясь ко всем присутствующим, - Гитлер не стремится к освобождению моей страны от власти большевиков, он стремится к полному её уничтожению.

 "И этому убеждению в немалой степени поспособствовал мистер Финч" - подумал доктор Тафт.

  - Я говорю моя страна, - продолжила леди Бэссингтон, - потому что Россия была, есть и будет моей Родиной, вне зависимости от того, какой там сейчас установлен режим. Могу ли я желать такой участи своей Родине? Конечно же, нет.
 После смерти Ричарда горе ослепило меня,  я впала в уныние, мне самой не хотелось жить - так продолжалось до тех пор, пока однажды Альберт не сообщил мне о планах абвера в отношении Шанель. И когда я это услышала, то буд-то бы очнулась от оцепенения, я вдруг осознала, что  необходимо начать бороться! Нельзя просто сидеть сложа руки и спокойно наблюдать за тем, как это чудовище день ото дня окутывает своими щупальцами весь мир, губит и калечит судьбы близких тебе людей!
 Что касается мадемуазель Шанель, - леди Бэссингтон внезапно обратилась к Дебре Уайтли, - то в ближайшее время я собираюсь предупредить её обо всем, что мне известно. И рассчитываю именно на вашу помощь, мисс Уайтли, для начала мне нужно будет встретиться с Эрнестом Бо. Прошло много лет и просто так заявиться к Коко с подобным заявлением я не могу, она наверняка сочтет меня сумасшедшей. Я прошу вас, мисс Уайтли, отбросить личную неприязнь, вопрос слишком серьёзный. К тому же, я уверена, что ваша самоотверженность восхитит месье Бо! - как и рассчитывала леди Бэссингтон последний ее аргумент возымел должный эффект. Мисс Уайтли мгновенно просияла. Суровую непреклонность на ее лице  сменила  непоколебимая готовность действовать. Она решительно закивала головой.
 - Теперь мне понятно, для чего ты пригласила мисс Уайтли, - задумчиво произнесла мисс Моллиган, - но, ради всего святого, объясни, зачем ты позвала всех остальных: мистера Финча, полковника Макдауэлла, доктора Тафта и меня? Какую роль во всей этой истории ты нам отвела? - актриса бросила пытливый взгляд на подругу.

 - С вашей помощью мы с Альбертом планируем создать под крышей Бэссингтон-холла нечто вроде антифашистского клуба. - призналась леди Бэссингтон, переведя взгляд на мистера Финча.

 - Именно так, - подтвердил её слова мистер Финч, - видите ли, по моему глубокому убеждению, британскому союзу фашистов, детищу небеизвестного сэра Освальда Мосли, осталось совсем недолго - рано или поздно его запретят.
 Но лидеры Союза сейчас пытаются возродить интерес англичан к своему объединению, поэтому они стали уделять особое внимание вопросам международной политики, в частности, они выступают за предоставление свободы действий Германии в центральной и восточной Европе. Да, союз утратил свою прежнюю силу после ряда чудовищных провокаций, вспомните к примеру антисемитскую кампанию и битву на Кейбл-стрит, но в нынешней обстановке любая пропаганда подобного рода крайне опасна.

 - Ближе к делу, старина, чего конкретно вы от нас хотите? - нетерпеливо пробасил полковник Макдауэлл.

 - Моя задумка заключается в следующем, - продолжил мистер Финч, - я намерен развернуть масштабную антифашистскую пропаганду среди жителей Дербишира. Леди Бэссингтон, без сомнения, является авторитетной личностью для местного населения, а регулярно проводимые ею благотворительные вечера и базары пользуются широкой популярностью. Так вот, друзья мои, в ближайшее время я собираюсь выступить с небольшой речью на одном из таких вечеров, чтобы ознакомить публику с реальным положением вещей: подробно рассказать о том,  почему политика умиротворения Чемберлена рано или поздно приведёт к войне, почему нельзя доверять словам Освальда Мосли, а главное, почему ни в коем случае нельзя идти на поводу у Гитлера.
 Но к политическим деятелям, пусть даже бывшим, в повседневной жизни всегда относятся с настороженностью и недоверием, очень часто нас считают прохвостами с хорошо подвешенными языками, тем более, интриги мирового закулисья обычно скучны и мало понятны для простых людей. Поэтому, помимо своих ораторских способностей в этом вопросе, я надеюсь на вас всех, я рассчитываю, что каждый из вас поддержит меня и так же, как я, публично выскажет свое отношение к режимам Муссолини и Гитлера. Мало того, в дальнейшем я буду просить вас задействовать те самые связи, о которых сегодня уже упоминала Софи.
 Я не сомневаюсь в том, что среди ваших старых знакомых и бывших коллег есть люди с твердыми антифашистскими позициями. Было бы чудесно, если кто-нибудь из них  присоединился к нашей борьбе и тоже выступил на одном из вечеров в Бэссингтон- холле. Но для начала мы сами должны будем приложить кое-какие усилия.
 Только представьте, дорогой полковник, - он обернулся к полковнику  Макдауэллу, - если вы, храбрейший из храбрецов, человек, который неоднократно подвергавший свою жизнь опасности на полях
первой мировой войны, человек, заслуживший почет и уважение, обрушитесь с мощной критикой в адрес нацисткой Германии, поделитесь своим мнением о том, к чему может привести заигрывание Чемберлена с фюрером...
 Заметив, что полковник Макдауэлл в сомнении чешет затылок, мистер Финч уточнил:
 - У вас же есть мнение на этот счет, не так ли ?
 - Э-э-э...
 - Ну же, полковник, смелее, - подбодрил его мистер Финч.
 -  И оно не отличимо от вашего, но понимаете, старина, я всегда робел перед большой аудиторией слушателей. Каждый раз начинаю заикаться, выгляжу нелепо и забываю слова.  Вот если бы в частном разговоре, за стаканчиком виски, чтобы можно было ввернуть крепкое словечко для убедительности, - полковник Макдауэлл с надеждой посмотрел на мистера Финча.
 - Предоставляю вам карт-бланш, главное, чтобы ваши слова оказали нужный эффект. - с улыбкой отозвался тот.
 - О, в таком случае можете на меня рассчитывать! - оживился полковник Макдауэлл.
 - Кажется, запасов виски полковника хватит не на одну сотню бесед, - едко заметила Дебора Уайтли.

 Эрнест Бо был отмщён. Полковник Макдауэлл, в свою очередь, без промедления отвесил в сторону мисс Уайтли церемониальный поклон, отдав должное её проницательности.
 Этот своеобразный обмен любезностями позволил, наконец, разрядить обстановку - все дружно рассмеялись, даже хмурившейся доктор Тафт на мгновение улыбнулся.
 - А вы что скажете, миссис Моллиган? - обратился мистер Финч к актрисе, когда эмоции немного улеглись.
 - О, можете на меня положиться, мистер Финч, - великодушно отозвалась миссис Моллиган, - во- первых, у меня ирландские корни, во-вторых, я обожаю разного рода авантюры, в-третьих,  ведь это замечательная возможность продемонстрировать свои актерские способности - роль безжалостной обличительницы! - в глазах бывшей кинодивы промелькнул озорной огонек,  - Будьте спокойны, эти засранцы, я имею ввиду фашистов, получат от меня сполна. Мне есть что рассказать, например, о нравах чернорубашечников, у меня была крохотная вилла в Италии, в Римини, потом я её продала - стало тошнить от портретов дуче на каждом шагу. Так вот я бы могла поделиться опытом от общения с приспешниками Муссолини, - она брезгливо повела плечами, - каждый вечер я буду выходить к людям и вдохновлять их на борьбу!  - воодушевленно заключила миссис Моллиган. Мысленно актриса уже примеряла на себя новый образ.
 - Браво, миссис Моллиган! - произнёс мистер Финч.
 - И, конечно же, я бы могла раздавать автографы всем желающим - добавила  она.
 
Леди Бэссингтон отвернулась к окну, чтобы скрыть невольную улыбку.

 - Не стану лукавить, особую миссию я возлагал на доктора Тафта, - воспользовавшись моментом, как бы невзначай, пробормотал мистер Финч, заметив с каким восторженным трепетом тот вновь уставился на миссис Моллиган.
 Доктор, в эту минуту, и впрямь, всем своим обликом походил на преданного спаниеля, но слова мистера Финча заставили его опомниться.
 - И в чем, по-вашему, должна заключаться моя миссия? - нехотя  осведомился он.
 - Насколько мне известно, в молодости вы увлекались генетикой, участвовали в экспериментах и даже посветили этой теме несколько научных трудов? - задал встречный вопрос мистер Финч.
 - Да, это так.
 - Скажите, смогли бы вы как генетик опровергнуть расовую теорию Гитлера?
 - Думаю,это не составило бы особого труда, - без колебаний ответил доктор Тафт.
 - Любезный доктор, - вмешалась леди Бэссингтон, - как вы смотрите на то, чтобы провести в Бэссингтон- холле несколько лекций на эту тему?

 Доктор Тафт на мгновение опешил.
 - Лекции здесь? - неуверенно промямлил он, - но для кого я буду их читать, да к тому же я не уверен, что сохранил свои ораторские способности...
 - Вот и проверите свои силы, а уж аудиторией я вас обеспечу, - живо отозвался мистер Финч.
 
Доктор продолжал растерянно озираться по сторонам, не зная, что и сказать.
 - Соглашайтесь, Джонатан, - неожиданно раздался властный голос миссис Моллиган, которая решила снизойти  к своему самому верному, но внезапно оробевшему почитателю с вразумляющей речью, посчитав это своим долгом.
 -  А чтобы подогревать интерес публики, - деловито продолжила актриса, - вы бы могли время от времени делиться забавными подробностями из вашей обширной практики. Например, всех до сих пор волнует, что же стало причиной столь кислого выражения лица леди Грэнжвер на том памятном приёме  в Букингемском дворце: разлив желчи или же интрижка её мужа.
 - Ты неисправима, Маргарет, - вздохнула леди Бэссингтон.
 - Я должен подумать, - наконец произнёс доктор Тафт.
 - Разумеется, - леди Бэссингтон поднялась с кресла и вышла на середину комнаты, - и это касается не только доктора Тафта, дорогие мои.
  В заключение нашего вечера я прошу всех вас как следует обдумать наше с мистером Финчем предложение, тщательно взвесить все за и против.
 Возможно, это не самая лучшая затея, возможно, у нас и вовсе ничего не выйдет.
 Поэтому, если в ближайшее время кто-то из вас захочет покинуть Бэссингтон-холл, я безоговорочно приму этот выбор, но я буду искренне благодарна тому из вас, кто решит остаться и попытаться, хотя бы попытаться что-то сделать.
 Подумайте, я прошу вас, подумайте...


Рецензии