Прихлопка

Сколько себя помню, в нашем доме всегда была какая-нибудь живность: кошки, собаки, хомячки. Правда, дом был небольшой, и собак держали во дворе в будках на цепи, а кошек и всякую мелочь — дома. “Собаки стерегут дом”, - так говорил дедушка. “А кошки, что делают?” - размышлял я. Вот серый кот по кличке Мишка валяется то на полу, то на диване. Ни одного мыша в жизни не поймал. Разгуливает по дому, как хозяин, а несчастный Пират, так зовут нашу собаку, сидит на улице. Несправедливо. Я очень хотел, чтобы Пират жил дома, но мама не разрешала, как я её не уговаривал.
     Но, в общем-то, рассказ мой не о Пирате, а совсем о другом.
     Однажды осенью, когда деревья почти сбросили свою разноцветную листву, мы с моим другом Васькой сидели на лавочке в нашем дворике и наблюдали за птицами. Особенно нам нравились синицы: жёлтенькие с чёрной шапочкой на голове и такого же цвета галстучком на груди. Они весело “твенькая” скакали по сваленным в углу двора брёвнам, выбирая из-под коры насекомых. Делать нам с Васькой, прямо скажем, было нечего, и наверное, поэтому в его голову пришла довольно странная мысль: “А что если поймать синицу?” Предложение меня заинтересовало. Птиц в нашем доме ещё не было. “Но как мы её поймаем?” - засомневался я.
     Васька пояснил “У моего старшего брата есть прихлопка”. На мой вопрос: “Что это?” Васька обстоятельно пояснил, что это такая небольшая клетка с откидывающейся вниз дверцей. Внутрь прихлопки бросают приманку: зёрна, для синиц кусочки сала. Птички садятся на жёрдочку, под их весом срабатывает стальная пружина, и дверца клетки захлопывается, и птица оказывается в западне. “В общем, - заключил Васька, - это такая мышеловка, только для птиц.”
      “Готовь семечки, только не жареные, чёрные, - скомандовал Васька, - а я побегу за прихлопкой”. Жил он недалеко. Вскоре мы уже настраивали нехитрый механизм для ловли птиц. Решили поставить прихлопку на брёвна, где синиц было больше всего.
       Спрятались за ещё сохранившую листья бузину и стали ждать. Синицы всё так же, весело посвистывая, прыгали по брёвнам, но в прихлопку не залетали. Посидев в засаде некоторое время, мы решили заняться чем-то поинтереснее и убежали на улицу. Там с друзьями затеяли игру в футбол. Играли долго: бегали, кричали, спорили. О прихлопке я вспомнил только, когда Ваську позвали домой обедать. Забежав во двор, сразу направился к брёвнам и увидел, что в нашу ловушку всё-таки попалась синичка. Бедная птаха билась о железные прутья, пытаясь вырваться. Увидев это, мне стало её очень жалко, я хотел сразу выпустить птичку на волю, но ведь нужно было показать её Ваське. И я решил занести синичку в дом и отпустить полетать  по комнатам. “ Ведь это лучше, чем в неволе,” - рассуждал я.
   В полной уверенности, что делаю благое дело,войдя в дом, я открыл дверцу прихлопки.  Синичка выпорхнула из клетки и в тот же момент из-за моей спины серой молнией метнулся кот Мишка. В доли секунды он сцапал птицу и выскочил в открытую форточку. Такой прыти от нашего ленивого кота я никак не ожидал и долго стоял  столбом посреди комнаты, а потом, опомнившись, заревел так, что, побросав все дела, сбежались все домочадцы. Разобравшись, в чем дело, дружно стали меня ругать и подоспевший друг Васька тоже. Почему-то кота никто не ругал, а дедушка произнес очень обидные для меня слова:”Внучек , ты должен знать, что кот-хищник, у него в голове инстинкт, - при этом он постучал по моему лбу согнутым пальцем,- а у тебя что?”
     После этого случая я никогда не ловил птиц и не держал их в клетках.


Рецензии