Торговля в древней Казани

Торговля в древней Казани.
Письменных источников рассказывающих о том, какие, и где существовали в ханской Казани рынки очень мало, поэтому посмотрим, что известно на этот счет в настоящее время. Хорошо всем известный Казанский летописец на этот счет пишет, что в Казани существовало три торговых точки. Первым торговым центром был так называемый гостиный остров на реке Волга, на который летом приплывали иноземные купцы желавшие торговать в Казани. Он пишет, что на территории самого города существовал круглогодичный рынок, а за его стенами сезонный базар, работавший только летом когда в Казань приплывали иноземные купцы. Кроме этого летописец перечисляет, какие монеты использовались на Казанском торгу. Он говорит, что кроме Русских, Турецких и Арабских монет которых всегда не хватало, при расчетах активно использовались Куньи меха, тоже являющиеся обычным платежным средством на Казанском торгу. И это пожалуй единственные прямые свидетельства о торговых точках в древней Казани. Но в тексте Казанского летописца можно найти еще несколько косвенных свидетельств, которые тоже могут помочь больше узнать о торговле на территории древнего города. Точно таким же косвенным свидетельством может служить фрагмент книги Татарского писателя Рафаэля Мустафина написавшего книгу Тайна озера Кабан. Поэтому объединив все прямые, и косвенные свидетельства попробуем представить, как могла выглядеть торговля в ханский период на территории Казани? Меньше всего сведений имеется насчет гостиного острова на реке Волга. Здесь вероятнее всего приставали торговые суда иноземных купцов приплывших в Казань, и стояли до тех пор пока хозяин не получит у местных властей разрешения вести торговлю, и не арендует для этого на местном рынке подходящую торговую точку, а так же жилье в городе для себя и своих служащих. На этом острове обычная торговля видимо не велась, разве что богатые Казанские купцы могли закупать здесь большие оптовые партии привезенного для продажи товара. В настоящий момент после постройки на реке одноименной плотины и образования Куйбышевского водохранилища над поверхностью воды осталась видна только небольшая часть этого острова. Если на реке Волга осталась хотя бы вершина острова, то о рынке на территории города нет вообще никаких сведений, известно только, что он располагался на вершине холма свободном от построек, на котором в настоящее время построена древняя часть Казани. Еще в древности эта часть города после завоевания Русским войском была застроена домами, поэтому каких либо следов древнего рынка вообще не осталось. Вероятнее всего он располагался в том месте, где сейчас находится улица Кремлевская, ранее называвшаяся Воскресенской, начинавшаяся от центрального входа в Казанский кремль. Этот рынок видимо обслуживал только повседневные нужды города, так как здесь продавались только товары в виде продовольствия, одежды, и домашней утвари, произведенной местными ремесленниками. Ведь во все времена существования древнего государства  было запрещено даже просто вводить внутрь города Русских пленных. Вот как об этом событии пишет Казанский летописец. (Не могли ведь Казанцы многие Русских у себя держать мужского пола, не Омусульманеных держать, разве жен и детей малых, да не наполнится Русь в Казани). 1. Конечно, на этом рынке могли продаваться и товары привезенные в город заморскими купцами, купленные у них на гостином острове местными богатеями. Но в основном этот круглогодичный торг, был видимо рассчитан на повседневные нужды местного населения. Об этом имеется еще одно косвенное подтверждение, оставленное Казанским летописцем. Так при упоминании устройства подкопов он пишет, что (этот подкоп Русские воины копали от поганого озера, под угловую башню Татарской крепости). 2. Возникает вопрос, почему на противоположной стороне холма, на котором располагался рынок одно из целой цепочки озер служивших естественной защитой Татарской крепости называлось поганым? Напрашивается только один ответ, видимо вода в этом озере, по какой то причине была сильно грязной и непригодной для питья. Такое могло произойти, только если предположить, что это озеро находилось недалеко от рынка и около него располагались загоны для скота пригнанного сюда для продажи. Здесь видимо скотину поили и купали перед отправкой на рынок, а возможно и производили разделку туш, если предполагалось торговать не живым товаром а например мясом. Даже определить примерно, где могло  располагаться это поганое озеро в настоящее время достаточно просто, ведь здесь в кремлевском холме все еще видно, где произошел мощный взрыв разрушивший стену Татарской крепости. Зная, что вдоль цепочки озер за холмом в древности был район где жила только Татарская знать, то можно предположить, что и загоны для скота около поганого озера использовались ими для содержания животных пригнанных на продажу из принадлежащих им деревень. Место расположения третьего сезонного рынка за стенами города сохранилось лучше других. Здесь хорошо сохранилась широкая низина на которой прежде располагался торг. Речь конечно же идет о площади Габдулы Тукая которую горожане чаще называют кольцо. Хорошо сохранился спуск на площадь Тукая бывший прежде видимо дорогой ведущей сперва к рынку а затем к укрепленным стенам города. Теперь эта улица упирающаяся в площадь Тукая называется Бутлерова. Здесь четко просматривается еще в древности прорытый в холме крутой спуск, заметно для наблюдателя сворачивающий  вправо а затем выходящий на площадь где в древности и располагался рынок. 3. В этом месте, на дороге наверное стояли сборщики дани, которые собирали деньги в ханскую казну с приехавших в город. Далее дорога видимо пересекала рыночную площадь и входила в ворота города немного правее современной улицы Баумана называвшейся прежде Проломной, так как она начиналась от одного из проломов в стене ханской крепости. Ворота ведущие в древнюю  Казань располагались вероятно недалеко от площади Тукая, где сейчас находится улица Профсоюзная идущая через старый город к кремлю. Если пройти немного от площади Тукая на север по улице Пушкина, то во дворах домов здесь стоящих можно найти окончание холма на котором стоял древний город. Видно, что еще в древности край этого холма намеренно выровняли а отвесную стенку на которой стояла крепостная стена города укрепили кирпичом. 4. Таким образом самый богатый торг в древней Казани располагался в широкой низине немного севернее современной площади Тукая в том месте где сейчас находится улица Пушкина. Это подтверждается и еще одним косвенным фактом. Так в своей книге Тайна озера Кабан Татарский писатель Рафаэль Мустафин пишет (когда велись работы по подготовке строительной площадки под гостиницу Татарстан, в земле образовался провал. Когда рабочие заглянули внутрь, то обнаружили под землей длинный подвал  выложенный  из  камня.  У  дальней  стены  подвала  они нашли остатки печи). 5. Далее писатель говорит, (он очень внимательно просмотрел все планы старого города, после чего понял, каменного строительства в этой части Казани никогда в прошлом не было. Поэтому он пришел к выводу, что обнаруженное помещение является участком подземного хода, с помощью которого из города к озеру Кабан скрытно выносилась ханская казна). 6. Далее, в своей книге он пишет, (немного раньше этого случая, ближе к озеру было найдено еще одно подземное помещение, правда построено оно было уже из бревен). 7. Все сказанное выше позволяет сделать вывод, что как раз на этом рынке можно было купить не только восточные пряности, сладости, заморские ткани и украшения но при необходимости приобрести себе и раба. На это указывает характер обнаруженного рабочими подземелья оборудованного печью в котором видимо и содержался живой товар. Следует напомнить, что подвал, о котором пишет Мустафин  в  своей книге, располагался примерно в ста метрах от спускающейся в низину улицы Бутлерова и находился практически рядом с древним рынком. Вот, что можно узнать о торговле на этом рынке живым товаром у Казанского летописца, (А кто же не захотел веры принять, и тех как скот всех толпами перевязанных держали на торгу, продавая иноземцам поганым). 8. Но здесь, по словам Казанского летописца не только торговали рабами но у ворот при въезде в город ежедневно казнили десятки ослабленных, больных, или строптивых невольников содержать которых дальше было не выгодно. И это как он пишет было любимым развлечением горожан приходивших смотреть, как умирают посаженные на кол люди. Можно предположить, что казни над невольниками совершали те же Русские принявшие Ислам и согласившиеся служить своему хозяину. Таким образом, местный торговец получал сразу несколько выгод. Избавлялся от необходимости кормить, и охранять порченный товар. Запугивал оставшихся в живых невольников. И еще сильнее привязывал к себе согласившегося ему служить пленника, так как оставшиеся сидеть в заключении невольники после проведения показательной казни дико ненавидели своего бывшего соотечественника. Не отсюда ли на Руси появились истории об огнедышащем змее Горыныче, ведь оставшимся в живых пленникам, чтобы окончательно их запугать наверняка внушали, что трупы казненных отвезут на Зилантову то есть змеиную гору где их пожрет огнедышащий дракон. Да и упоминание в Русских былинах, что пленников враги держат в пещерах Змиевых тоже наверное появилось в связи с Казанским ханством. Находка подземного помещения с остатками печи рядом с древним рынком подтверждает и это предположение. Как же могли использоваться Русские пленные, сидевшие под землей около Казани? Их наверняка использовали при разгрузке или загрузке купеческих судов приставших к берегу на озере Кабан. Да и земляные работы, которых в районе рынка видимо было много, тоже производились с их участием. В этом случае хозяин живого товара имел выгоду даже если не получал за это плату, ведь пока его рабы трудились на стороне их кормил тот кто использовал.               
                Использованные материалы.
1. Перевод автором фрагмента книги Васильева Ф. Т. 1902 год. О зачатии и взятии царства Казанского Московским царем Иоанном Васильевичем.
2. Перевод автором фрагмента книги Васильева Ф. Т. 1902 год. О зачатии и взятии царства Казанского Московским царем Иоанном Васильевичем.
3. Улица Бутлерова, фото автора.
4. Улица Пушкина, фото автора.
5. Книга: Рафаэля Мустафина Тайна озера Кабан.
6. Книга: Рафаэля Мустафина Тайна озера Кабан.
7. Книга: Рафаэля Мустафина Тайна озера Кабан.
8. Перевод автором фрагмента книги Васильева Ф. Т. 1902 год. О зачатии и взятии царства Казанского Московским царем Иоанном Васильевичем.


         


Рецензии