Фантазий и утопий властелин

Загадочно мерцая в окулярах,
Плывёт сквозь тьму космических глубин
Оранжевый сосед земного шара,
Фантазий и утопий властелин -

Марс; миллионоверстным расстояньем
Уменьшен, в детский мячик превращён,
Плывёт, мерцает гаснущим сияньем
Закатных, нам неведомых времён.

Что кроется в его немых пустынях?
Какая жизнь, чтоб не сгореть дотла,
Каналов сеть - систему странных линий
От полюса к экватору сплела?

Кто дышит атмосферой разрежённой,
И, может быть, следит который век
За нашею планетою зелёной,
Где марсиан придумал человек?

Трёхногие гиганты страшной сказки,
Железные горбы багровой тьмы...
Уэллс их создал людям для острастки,
Пугая слишком смелые умы.

Нет, не затем мечта стремилась к свету
И сердце Циолковского влекла,
Чтоб вестницей войны послать ракету
Туда, где жизнь спасения ждала.

Не угадать и не назначить срока,
Но он настанет - этот день и час,
Когда мы встретим тех, кто издалёка,
Надежды не теряя, верил в нас.

Это стихотворение А. Коваленкова я помню наизусть с третьего класса – когда вычитала его в книге Б. А. Воронцова-Вельяминова «Очерки о Вселенной», запомнила, не учив специально, и… неожиданно получила за него пятерку по чтению.
Саму же Красную планету я до сих пор не видела в виде диска – не доводилось смотреть на нее в крупные инструменты. Но яркую красноватую звездочку, относительно быстро, в отличие от медлительных Юпитера и Сатурна, «путешествующую» по созвездиям – увидела впервые уже через несколько лет. А потом – видела при каждом следующем противостоянии, а иногда и между ними…

Марс – одна из пяти «блуждающих звезд», известных людям еще до изобретения телескопа. Свое название планета получила в честь римского бога войны – за красноватый цвет, сходный с цветом огня или крови. Оранжевый оттенок Марса легко бросается в глаза.

Этот тревожный и волнующий оттенок как будто помог планете постоянно приковывать к себе внимание людей. Так получается, что Марс все время играл особую роль для астрономов. Начну с того, что именно наблюдения этой планеты Тихо Браге и вычисления Кеплера на основе их, помогли установить, что орбиты всех планет являются не идеальными окружностями, а эллипсами.

Тихо Браге использовал для своих наблюдений еще угломерные инструменты – он умер в 1601 году, за 8 лет до того, как Галилей впервые посмотрел на небо через оптический прибор. Но Кеплер уже стал свидетелем рождения новой эпохи в астрономии – эпохи телескопических наблюдений. Новый инструмент постоянно совершенствовался (сам Кеплер стал автором одной из применяющихся доныне оптических схем). Сначала телескоп показал изумленным ученым горы на Луне, затем – фазы Венеры, подобные лунным фазам, спутники вокруг полосатого диска Юпитера, непонятные придатки по бокам диска Сатурна, которые потом, при рассмотрении в более совершенные инструменты, оказались кольцами…

Угловой диаметр диска Марса в среднем намного меньше, чем у Венеры, Юпитера и Сатурна. Однако его размеры, а значит, и количество видимых деталей на его поверхности, сильно меняются в зависимости от времени наблюдения.
Примерно раз в два года Земля и Марс оказываются по одну сторону от Солнца, на кратчайшем расстоянии друг от друга. Для земного наблюдателя в этот период Марс находится в противоположной стороне от Солнца, «противостоит» ему. Отсюда название этого события – противостояние. Противостояния бывают не только у Марса, но и у всех других внешних, то есть расположенных дальше от Солнца, чем Земля, планет: Юпитера, Сатурна, Урана, Нептуна. Но противостояния Марса выделяются тем, что они сильно различаются по условиям видимости планеты.

Между двумя противостояниями проходит примерно два года и два месяца. Следовательно, каждый раз они приходятся на разные даты и планеты встречаются в разных участках своих орбит. А орбиты (вспомним еще раз Кеплера!) - это эллипсы, в одном из фокусов которых находится Солнце. Но эллипс земной орбиты почти не отличается от окружности, а вот марсианская – вытянута больше, и расстояние Марса от Солнца довольно сильно отличается в афелии (самой далекой точке орбиты) и перигелии (самой близкой). Поэтому, когда противостояние случается в январе-марте, вблизи марсианского афелия – то расстояние между планетами достаточно велико, около 100 млн. км. А вот если противостояние случается летом и ранней осенью, примерно с конца июля по конец сентября – тогда Марс расположен вблизи перигелия своей орбиты, и от Земли его отделяют 56-50 млн.км. Такие тесные сближения происходят раз в 15 или 17 лет. Астрономы назвали их Великими противостояниями Марса.

Естественно, угловой размер диска Марса в эти периоды максимален. Поэтому на протяжении четырех столетий, прошедших с изобретения телескопа, астрономы ждали Великих противостояний с нетерпением. Ведь именно тогда появлялся шанс получше разглядеть белые марсианские полярные шапки, которые, как казалось очевидным, состоят из замерзшей воды, как и земные полярные льды, темные пятна «морей» на фоне более светлых «материков» - а есть ли в этих «морях» вода? Правда, отметим, что часто именно в периоды Великих противостояний никаких деталей разглядеть не удавалось – Марс как будто покрывался желтой пеленой… Теперь мы знаем, что как раз в период прохождения перигелия нагретые воздушные потоки в марсианской атмосфере поднимают в небо огромные массы песка, создавая пылевые бури, которые могут принять глобальный масштаб и окутать всю планету…

Шло время. С середины XIX века началась революция в телескопостроении – телескопы становятся все более крупными. И конечно же, наблюдатели планет стремятся выжать все возможное из своих инструментов и своего зрения. В астрономию уже приходят фотографические методы, но в описании мельчайших, едва уловимых деталей ученые все еще больше доверяют зорким глазам знаменитых астрономов-наблюдателей.
Одним из них был итальянец Джованни Скиапарелли. Именно он во время Великого противостояния 1877 года сделал заявление, которое на многие десятилетия окутало Красную планету ореолом загадок и ожиданий – то радужных, то пугающих.
Вообще, противостояние 1877 года было знаменательным в истории изучения Марса. Тогда были открыты, в частности, спутники Марса – крошечные Фобос и Деймос. Их обнаружил американский астроном Асаф Холл.

Ну, а Скиапарелли заявил, что различает на диске Красной планеты тончайшую сеть из прямых темных линий, соединяющих марсианские «моря»… Впервые о них заговорили еще в 1862 году другие наблюдатели - Анджело Секки, У. Доус и Э.Голден. Но Скиапарелли описал их подробнее, и Марс в 1877 году был ближе к Земле, а значит, и детали на нем видны были лучше…

Скиапарелли назвал эти линии итальянским словом «canali», которое обозначает любые протоки (как естественного, так и искусственного происхождения), и может переводиться на английский как «channels», «canals» или «grooves». При переводе его работ на английский использовалось слово «canals», употребляемое в английском языке для обозначения каналов искусственного происхождения. Такой неточный перевод привёл к распространению заблуждения, что Скиапарелли якобы заявил об открытии им искусственных сооружений на Марсе. Появилось предположение о существовании гигантской ирригационной системы, поставляющей воду с полюсов в засушливые районы…

С тех пор начался повышенный интерес и ученых, и широкой публики к Марсу, который продолжается и в наши дни, хотя акценты уже расставлены в других местах. Тогда же – многие люди всерьез заговорили о разумной жизни на этой планете. Сторонниками этой теории были и популяризаторы астрономии – Камилл Фламмарион, Персиваль Ловелл – чьи книги выходили большими тиражами и пользовались огромной популярностью.

Появилось и бесчисленное количество фантастических романов, в которых фигурировали марсиане. Кто знает, куда бы пошло развитие техники, скоро ли появились ракеты и космические корабли, если бы создатели этих приборов не зачитывались в детстве «Войной миров» Уэллса или «Аэлитой» Алексея Толстого? Кстати, это об уэллсовском романе идет речь в стихах Коваленкова. Марсиане в «Войне миров» действительно страшные. Но было и много образов дружелюбных марсиан – от прекрасных принцесс вроде Аэлиты, до «классово правильных граждан» в социалистическом духе…

Но в то время, как фантасты вовсю творили, у астрономов с каналами все было не просто. Разные наблюдатели по-разному видели их рисунок. На фотографиях он и вовсе был неразличим… Однако до конца 50-х годов XX века сетку каналов продолжали рисовать на картах Марса.

А дальше…. к Красной планете отправились первые рукотворные посланцы с Земли. И первые же снимки жестоко ударили по всем романтическим фантазиям. Безжизненная пустыня, испещренная кратерами. Разреженная – да так, что и не снилось Коваленкову – атмосфера, в которой вода кипит почти при нуле градусов по Цельсию, и значит, в жидком виде существовать просто не может… И – никаких следов каналов.
До конца так и не понятно, что же видели многочисленные наблюдатели. Скорее всего, они попались на какой-то обман зрения. Есть даже предположение, что иллюзию каналов создавало «отражение» сосудов глазного дна. Одно ясно: это была именно иллюзия.

Впрочем, поклонники конспирологических теорий могут утверждать, что хитрые марсиане сами все уничтожили, завидев земные корабли!

Однако, оставив шутки, приведем другой пример, как ненадежен оказался даже зоркий глаз наблюдателя, когда ему надо разглядеть что-то на пределе своих возможностей. Тот же Скиапарелли, изучавший, помимо Марса, Меркурий и Венеру, на основе наблюдения пятен на их поверхности сделал вывод, что обе этих планеты повернуты к Солнцу всегда одной и той же стороной, как Луна к Земле. Опять же, только с помощью космических аппаратов, было доказано, что это не так…

И все же, Марс нисколько не потерял своего обаяния. Среди всех других миров, несмотря на холод в минус 100 градусов по Цельсию, несмотря на разреженную атмосферу, давление которой у поверхности равно земному на высоте 30-50 км – этот мир относительно более гостеприимен, чем пышущие 400-градусным жаром Меркурий и Венера. Долететь до него тоже легче, чем до того же Меркурия, которому сильно мешает близость Солнца, которое «перетягивает» к себе тела, летящие в этом направлении.

Исследования Красной планеты с начала космической эры ведутся практически в постоянном режиме. Сейчас на поверхности Марса работают два марсохода, а вокруг него обращаются несколько искусственных спутников – самая большая постоянная «группировка» вокруг какой-либо планеты, не считая Земли.

Мы можем сказать, что в настоящее время знаем поверхность Марса лучше, чем поверхность нашей собственной планеты. Ведь огромная часть Земли покрыта океанами, лесами, скрывающих геологические особенности даже от спутниковой съемки. На Марсе же ничто не скрывает их от камер космических аппаратов. Наилучшее разрешение камер, установленных на искусственных спутниках Марса, позволяет разглядеть на его поверхности детали размером всего 30 сантиметров!
Отдельного внимания достойны судьбы марсианских самоходных аппаратов. К настоящему моменту по Красной планете проехали колеса четырех марсоходов, два из которых работают и по сей день.

Попытки отправить к Марсу технику, способную передвигаться по его поверхности, предпринимались еще в начале 70-х гг. В 1971 году советские межпланетные станции «Марс-2» и «Марс-3» доставили к планете два идентичных марсохода. Но «Марс-2» разбился при спуске, а «Марс-3» совершил мягкую посадку, но связь с ним оборвалась спустя 14 секунд после нее…

Наконец, в 1997 году на Марс совершила успешную посадку станция NASA «Марс Пасфайндер», несшая на борту марсоход, называвшийся «Соджорнер» - дословно «Проезжий». Весил он 10 кг, а по размеру его можно было сравнить с большой игрушечной машинкой (максимальная длина - 65 см, высота - 30 см.) Каждое из 6 колес диаметром 13 см. могло вращаться независимо от других.

Марсианские солнечные сутки, для которых есть свое название - «сол» - длятся на 40 минут дольше, чем день Земли. Марсоход был рассчитан на 7-сольную миссию, с возможностью расширения до 30 сол. Несмотря на это, он работал в течение 83 сол, до того момента, как спускаемая станция «Пасфайндер», действовавшая в качестве ретранслятора, не вышла из строя (после чего «Соджорнер» потерял возможность общаться непосредственно с Землёй, несмотря на то, что он находился в рабочем состоянии). Место его последней остановки до сих пор неизвестно. Всего «Соджорнер» преодолел дистанцию примерно в 100 метров до потери связи.

Спустя шесть с половиной лет, в январе 2004 года, на Красную планету высадился «десант» из двух марсоходов-близнецов все того же NASA – «Спирит» (в переводе «Дух») и «Оппортьюнити» («Благоприятная возможность»). В субботу 17 февраля 2018 года Солнце взошло над марсианским "Оппортьюнити" в 5000-й раз, бросив свои лучи на панели батарей робота-геолога размером с машинку для гольфа, который продолжает делать открытия на Марсе.

Первоначальная миссия «Оппортьюнити» была рассчитана на 90 солов. NASA не ожидало, что марсоход переживет марсианскую зиму. Однако и сейчас этот посланец Земли активно работает – в самые суровые месяцы своей восьмой марсианской зимы (и 15-й зимы на Земле).

Марсоход «Спирит», близнец «Оппортьюнити», прибывший на Марс тремя неделями раньше, тоже был рассчитан на срок в 90 солов. Однако он проработал на поверхности Марса до 2010 года, также многократно превысив планируемый срок эксплуатации.

«Оппортьюнити» преодолел более 45 километров от места посадки до его нынешнего местоположения, Долины Настойчивости, проходящей через вал ударного кратера Индевор. Это сделало его рекордсменом по пробегу на поверхности другого небесного тела (на втором месте – советский «Луноход-2» проехавший по Луне 39 километров еще в 1973 году). Ровер передал на Землю около 225000 изображений, которые быстро публикуются в Интернете. На их основе исследователи делают все новые открытия.
Наконец, 6 августа 2012 года на Марс прибыл марсоход «Кьюриосити» - «Любопытство». Это еще более крупный (масса 899 кг) и еще более оснащенный технически агрегат. Он тоже многократно превысил планируемый срок эксплуатации и остается в строю по сей день - шестой год подряд.

Благодаря всем аппаратам, работающим на поверхности Марса и орбите вокруг него, мы знаем о том, что Марс - удивительно интересный мир, с богатым геологическим прошлым. Когда-то на нем существовала гидросфера: текли реки, имелся океан в северном полушарии. Климат в прошлом тоже был теплее, а атмосфера - плотнее…
Так есть ли (или была ли) жизнь на Марсе? Ученые спорят до сих пор. И загадочная находка – окаменелости, похожие на земных бактерий, найденные в метеорите марсианского происхождения – пока еще не имеют однозначного истолкования. Не понятны причины зафиксированных «Кьюриосити» выбросов метана в атмосферу Марса. Они могут быть следами жизнедеятельности микроорганизмов, но могут происходить и в результате небиологических (вулканических) процессов…

Пусть наземные наблюдения в нашу космическую эпоху уже не представляют для нас такой ценности, и Великие противостояния уже не так важны для астрономов. Но очередное из них случится 27 июля этого года. На небе снова взойдет красноватый Марс, который будет в эти дни ярче, чем Юпитер. Правда, 27 июля приходится на полнолуние, и наша соседка, сияющая на небе неподалеку от Красной планеты, могла бы слегка помешать нам. Но по счастливейшему совпадению, в этот день произойдет другое астрономическое явление – полное лунное затмение, причем оно тоже будет далеко не рядовым, а самым продолжительным в XXI веке – полная фаза будет длиться 1 час 42 минуты, а вместе с частными фазами теневое затмение продлится 3 часа 54 минуты. Одним словом, если повезет с погодой и будет открыта южная сторона неба – нас ждет удивительная ночь! Давайте в век технологий не терять чувства романтики!

Оригинал: http://www.serann.ru/node/11822


Рецензии