Памяти фантавра

Когда из нашего мира уходит фантаст, мне кажется, что он не умирает, а просто уходит, улетает на звездолете или на драконе в мир своих героев, своих грез, в мир, созданный его воображением, чтобы навечно и незримо поселиться там.
Ушел в свой фантастический, в свой параллельный мир еще один из фантавров, крымчанин Сергей Могилевцев.
Мы познакомились в начале восьмидесятых годов прошлого века дома у Светланы Ягуповой, как раз когда она собирала нашумевший в свое время коллективный сборник «Фантавры».
Русоволосый, с мягкой светлой бородкой, плотный, румяный, как говорится, кровь с молоком, доброжелательный, живой и улыбчивый молодой человек с готовностью выслушивал предложения Светланы о поправках в его тексты, иногда возражал, но мягко, особенно не спорил.
Потом мы вместе долго прогуливались по вечернему городу, разговаривая о ситуации в мире советской (тогда еще) фантастики, о Стругацких, об издательстве «Молодая гвардия».
Его первые рассказы уже появились в московских ежегодных альманахах «Фантастика», что в то время для крымской провинции казалось признаком непререкаемого успеха, но никакой заносчивости с его стороны я не заметил.
С тех пор мы временами пересекались, то в Симферополе, то в Алуште, где он жил и работал. Говорили, как все и как всегда, о жизни, о литературе.
Увы, все мы большую часть молодости и зрелости прожили в смутное и муторное время разрухи, падения нравов, подлости политиков, жлобства нуворишей и невежества парвеню, в эпоху массового оглупления читателей, одичания книгоиздателей и умирания книготорговли.
Сергею, в поисках своего творческого уголка, пришлось после развала СССР поколесить по просторам России. В эти годы его произведения публиковались в газетах, известных журналах, в сборниках России. Несколько его текстов переведены за рубежом.
Талантливым писателям приходилось наскребать по сусекам денег, чтобы мизерными тиражами издавать свои рукописи, наряду с бездарными графоманами, у которых порой оказывалось больше денег, чем у профессиональных литераторов.
Особенно тяжко пришлось российским по духу и языку писателям, оказавшимся за пределами России, в частности в Крыму.
Тем не менее Сергею удалось издать немало своих книг. В том числе романы «100 дней», «Лобное место», «Ловушка для пилигрима», «Вечный жид», несколько сборников рассказов и сказок, пьесы.
Вернувшись в Алушту, Сергей занимается проблемами экологии и правозащитной деятельностью. При этом личные проблемы и трагедии он всегда переносил стойко и сдержанно.
У Сергея был собственный, утвердившийся взгляд на мир. Наверное, это сказалось, когда он захворал и решил, что лучше всех вылечит себя сам. Увы, безжалостная действительность доказала, что тут он был не прав.
Российская, русская фантастика потеряла одного из своих верных приверженцев, очень талантливого человека.
Будем читать его книги — это будет лучшая и самая долгая, светлая память о писателе Сергее Могилевцеве.

Олег Азарьев,
член СП России, зам, председателя
Крымского регионального отделения СП России.

Для фэнзина "Фанданго".


Рецензии