Вид на Витебский вокзал

Вид на Витебский вокзал из окна аудитории Женского корпуса.

1958 или 1959 год. Вокзал ремонтировался. Весь в лесах. За вокзалом видно совсем недавно построенное здание метрополитена (остановка "Витебский вокзал"). Напротив вокзала (за кадром) — здание Военно-медицинского музея. Характерен вид Загородного проспекта: практически нет легковых машин — одни трамваи, троллейбусы, автобусы...

Сколько раз ходили мы строем по Загородному проспекту! То в бассейн в пять утра, то в это же время на репетиции Первомайской демонстрации на Дворцовую площадь. По нему, тем же четким строем, возвращались мы после корабельной практики на "Комсомольце" в 1955 году, и после боевых тралений в Таллине — в 1956 году. И сколько раз мы просто гуляли здесь в увольнении, отдыхали в скверике у Военно-медицинского музея, любовались чарующими закатами с мостика через Введенский канал. Как мне хотелось изобразить эту красоту — в акварели и в масле. И я долго созерцал ее, в непрерывно меняющихся оттенках и красках... Как у Куинджи явно не получалось. Зато однажды получилось попасться патрулю, незаметно приближающемуся ко мне с тыла.

Слышу сзади: "Товарищ курсант!" Оборачиваюсь — патруль! Капитан-лейтенант с двумя юными помощниками.
— Почему честь не отдаете?!
— Виноват, товарищ капитан-лейтенант, на красоту засмотрелся, ... зарисовать хочется...
 — Засмотрелся, говорите, ... созерцаете...?
 — Так точно, товарищ капитан-лейтенант.
 — Ну, тогда пойдемте со мной...
Ну, думаю, в очередной раз попался! Сейчас посадит в комендантскую машину и в комендатуру отправит... Пошел за ним по направлению к парку... Медленно, не торопясь. Иду сзади... Может, рвануть, думаю, до Рузовки - они меня не догонят... Да, вроде бы, стыдно на старших курсах от патрулей бегать. Дошли до сквера, приблизились к музею. Машин никаких поблизости нет. Встали.
 — Ну, как, насмотрелись сегодня?
 — Смотреть бесконечно можно, только изобразить не могу, таланта не хватает.
 — Так работать надо, товарищ курсант! Много работать!.. И быть внимательнее на проспектах!.. С противоположной стороны помощник коменданта ходит. Ему не советую на глаза показаться... Так что вперёд, в казарму!.. И желаю успехов в творчестве!
 — Есть, товарищ капитан-лейтенант!.. И я помчался на Рузовку, ибо увольнение моё заканчивалось, и надо было успеть к вечерней поверке.

Успел. Комендатуру по дороге не встретил. А потом долго раздумывал о произошедшем со мной вечернем инциденте. Почему он отпустил меня? Вправе был задержать за невнимательность... И даже документы не потребовал! Видимо, хорошо знал все негативные последствия для курсантов подобных задержек... Это комендатура всех подряд вылавливает, — план по задержанию выполняет... А может, он был тоже к красоте неравнодушен, и тоже занимался художественным творчеством? В таком случае легко понять друг друга... Вообще-то я всегда старался гулять по городу в гражданской одежде...


Рецензии