Девероизация знания. Семантический детектив. Ч. 1

Всякий предмет, действие, определение получает соответствующее нашей языковой системе наименование, которое является для человека одновременно единицей мышления и речи; без выраженных словами наименований (в устной или письменной форме) мы не могли бы различать и узнавать  элементы реальности, а следовательно - говорить и мыслить, познавать мир, развиваться.
 
Одно из самых востребованных и спорных – слово "вера", из-за его широкой распространенности (в диапазоне от бытовых перепетий до проявлений высокой духовности) и чрезвычайно неоднозначной трактовки.

«Вера и неверие являлись предметом исследования многих поколений теологов, философов, а в последнее время и психологов. Поскольку человек постоянно сталкивается с разнообразными ситуациями, требующими от него принятия решений, а полной информацией он, как правило, не располагает, то это вынуждает его либо верить… кому-либо или чему-либо, либо сомневаться, не верить, отвергать предложенное или случившееся» [Психологический словарь. Psychology.net.ru/dictionaries/psy.html]. 

Позиция автора данной работы такова: понятие веры, в том числе и религиозной веры,  определяется как принятие какой-либо информации в качестве истины,  без доказательств.  Это определение закреплено в ранних и современных толковых словарях и подтверждено практикой (критерием истины) многих столетий. В современном русском языке никакое иное понятие не имеет отношения к слову «вера», а слово «вера» не имеет отношения ни к какому другому понятию.

Приведем несколько соответствующих определений в хронологическом интервале 1935 – 2018 годы:
1. Вера – это убеждение в реальном существовании предметов религии… , а также в истинности того, что не доказано с несомненностью  [Толковый словарь русского языка / Под ред. Д.Н. Ушакова (выпуски с 1935 по 1940 годы)].
2. Принять на веру – признать истинным без доказательств. [Ожегов С.И. Словарь русского языка (выпуски 1952, 1960 годов)].
3. Веру можно определить как твердое убеждение в чем-то при отсутствии доказательств. Когда доказательства есть, никто не говорит о вере. Мы не говорим о вере, когда речь идет о том, что дважды два четыре или что Земля круглая. О вере мы говорим лишь в том случае, когда хотим подменить доказательство чувством [Бертран Рассел, годы жизни 1872-1970)].
4. Вера – убеждение, не подкрепленное никакими доказательствами… Всякая вера грешит самонадеянностью и отсутствием знания [Философский словарь. 2012].
5. Вера  – принятие каких-либо положений без теоретических и практических доказательств; противостоит знанию. [Краткий интернет-словарь философских терминов / nenuda.ru › краткий-словарь-философских-терминов.html [2018]

Таким образом,
«Если кто-то твердо верит в существование внеземных цивилизаций, то отсюда не вытекает, что они действительно есть» [Цитаты без указания конкретных источников приведены из популярных материалов по философии: учебников, статей, соответствующих разделов интернет-сайтов]. Именно на том основании, что вера бездоказательна и необоснованна по определению, ей противопоставляется знание: ЗНАНИЕ – это антоним ВЕРЫ, то есть слово с противоположным значением.

Знать и правильно использовать значения слов необходимо. Точность словоупотребления, выбора слова – главное условие для того, чтобы понимать собеседника и быть понятым. Правильно определенное значение слова в равной степени имеет отношение не только к устной или письменной речи, но и к мышлению, то есть: безграмотная речь – отражение дефективного мышления, а следовательно, это трудности существования в социуме.

Возможность качественно и результативно использовать словарный состав родного языка нам предоставляют словари, прежде всего толковые, «толкующие» значения слов. Анатоль Франс называл словарь книгой книг, а известный филолог, академик Измаил Иванович Срезневский (19 век) писал: «Словарь отечественного языка есть одна из самых необходимых настольных книг для всякого образованного человека».
 
Специально отобранные современные словари - лингвистический (современного русского литературного языка), философский и энциклопедический (для разностороннего подхода к определению значения слова) в данной работе и привлечены для уточнения границ современного семантического (смыслового) поля слова «вера». Критериями выбора словарей, для наиболее объективной представленности, были авторитет издания, современность и объем словарного состава, а также - разнообразие специализации. Отвечающие, по мнению автора, этим требованиям словари представлены ниже под цифрами 1, 2, 3:

1. Большой академический словарь русского языка (БАС): 3-е издание, в 30-ти томах. Общий словарный объем – 150 тысяч слов (всего в современном русском языке специалисты определяют около 500 000 слов). Интересующий нас том 2 (со словарной статьей «Вера») вышел из печати в  2005 году.

2. Современный философский словарь под общей редакцией доктора философских наук, профессора В.Е.Кемерова, 2004 год издания.

3. Философия. Энциклопедический словарь под редакцией доктора философских наук А.А. Ивина, год выхода в свет – 2006.

Первый же словарь, БАС, вызвал максимальное разочарование. Ниже представлено его определение слова «вера»:

ВЕРА, ы, ж.
1. Твердая убежденность в осуществлении чего-либо, уверенность в исполнении ожидаемого.  Вера во что-либо.
2. Уверенность в положительных качествах, достоинствах и т.п. кого-либо. Вера в кого-, во что-либо. Вера в себя, в свои силы. Уверенность в своих силах, способностях, возможностях.
3. Убежденность в реальном существовании Бога (или чего-либо сверхъестественного, фантастического, связанного с ним) как основа мировоззрения и психологии религиозного человека

Четырежды понятие «вера» определяется тождественным и однокоренным словами -  «вера» и «уверенность» (1 и 2 пункты), что просто не имеет права быть - а тем более в лингвистическом (языковом) словаре,- потому что это тавтология (объяснение через объясняемое: "масло масленое", а "вера – это вера"), которая ничего не проясняет.

Пункт 3 представленной выше словарной статьи, хотя и более содержательный, к сожалению, дает определение только одного, хотя и очень важного аспекта понятия "вера" - религиозного.

Что ж, одна из трех выбранных точек опоры заявленного семантического расследования - лингвистический словарь - не оправдала надежд. Однако функция веры в нашей жизни в любых ситуациях настолько однозначна, что достаточно нескольких простых примеров для понимания, по крайней мере, того, что вера и знание – органические антиподы и ни при каких условиях не могут оказаться в одной словарной статье (если это не словарь антонимов), не противореча здравому смыслу. 

Например: 

- Моя ВЕРА в ценность материалов выбранного словаря для доклада не подтвердилась.  Но теперь я ЗНАЮ, что этот словарь не содержит нужной мне в данный момент информации.

- Синоптики объявили прогноз.  Я поверила и надела плащ. Дождя не было весь день. Теперь я знаю, что синоптики могут ошибаться.

- Соседка сообщила, что в ближайший магазин привезли дешевые продукты. Я ПОВЕРИЛА и отправилась за покупками. В результате я сэкономила приятную сумму денег. Теперь я ЗНАЮ, что соседка не солгала.

- Экзамен был назначен на среду. Я пришла вовремя, я ПОВЕРИЛА расписанию. Оказалось, преподаватель заболел, и экзамен перенесли на другой день. Теперь я ЗНАЮ, что расписание экзаменов лучше уточнить накануне.

И так далее. Любая вера (повседневная, бытовая, религиозная, духовная, вера во что угодно… в России, в Америке, в Индии…) – все это всегда и везде означает только одно: отсутствие знания. 

Срок жизни ВЕРЫ – до  мгновения появления ЗНАНИЯ. Тютелька в тютельку.
 
При появлении знания ВЕРА превращается в НИЧТО.


Рецензии
Мир сему Дому и группе достойнейших и многомудрых блогеров!

Дерзну предложить автору, да продлит Аллах ее годы, свое скромное видение вопроса.

Возможно, было бы достаточным и непротиворечивым следующее определение:
ВЕРА - это психическое отношение субъекта к непознанному или не существующему сейчас предмету/событию, характеризующееся убежденностью в его существовании/наступлении в будущем.
Контекст ВЕРЫ всегда положителен - "ВЕРЮ В...", поскольку любой отрицательный контекст равнозначен отрицанию самой ВЕРЫ - "НЕ ВЕРЮ В...".

Если ВЕРА может прекращаться путем трансформации в ЗНАНИЕ или путем получения отрицающего ЗНАНИЯ, то это не делает ее ни антиподом, ни семантическим антонимом ЗНАНИЯ.Последнее в свою очередь подтверждает или опровергает предшествующую ему ВЕРУ.

С наилучшими пожеланиями.))

Алексей Львович   21.11.2018 15:41     Заявить о нарушении
Спасибо за рецензию - принять в качестве истины не могу, но подумать кое о чем интересно. Успехов, с уважением

Ирина Леонидова   05.12.2018 13:09   Заявить о нарушении
Весь 3-й абзац-цитата спекулятивен, что и характерно для людей называющих себя психологами.
В этой психологической замахрятине заметна манипуляция, поскольку сталкиваясь "с разнообразными ситуациями" человек, как правило, не руководствуется ВЕРОЙ (которая в реальности значительно более фундаментальна и по своей глубинной природе злокачественна) и, тем более, какой-то эфемерной "не верой", а житейскими и повседневными - полаганием, предположением, чутьём и т.д. Или действует механически, наобум, сохраняя инерцию движущегося объекта (не дотягивающего до субъекта).
Коротко говоря, 99...%% случаев житейского поведения к ВЕРЕ и неверию никакого отношения не имеют.

Леонид Платонов   28.07.2019 05:29   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.