Почему город в Донской степи - Шахты?

 ОТКУДА НА ДОНСКОЙ ЗЕМЛЕ ГОРОД С ПОДЗЕМНЫМ НАЗВАНИЕМ, И КТО ЖИВЁТ ПОД ЗЕМЛЁЮ?

    Донецкий кряж тянется вдоль реки Северский Донец, где он широк и занимает практически Донецкую и Луганскую области нынешней, современной Новороссии. В Ростовской области России Кряж спускается до самого Дона более узкой частью. По названию бассейна рек Донец и Дон, его называют ещё Донбасс.
    С незапамятных времён земли эти населяли беглые люди разных национальностей. По существу, так же, как и в Северной Америке, эти беглые, свободолюбивые, вольные люди, образовывали новое население, новое племя - казаков.  Украинских - Запорожских и русских -Донских. Земли эти назывались Диким Полем! И с этих же пор были постоянные споры и стычки за земли на этой территории между ними. Даже в Российской империи, куда вошли все эти земли, споры не прекращались. А после революции 1917 года они разгорелись с новой силой.
    За полное владение Донбассом бились всегда и все правительства с обеих сторон: украинской и русской. Когда с оружием в руках, когда политически, когда экономически, но всегда!  И сейчас -тоже.
    Было время, когда  весь Донбасс забрала Украина. Но потом пришлось отдать. Вот что говорят об этом документы:
    "Особенный протест со стороны Украины вызывала передача Шахтинского округа. По оценке специалистов антрацит такого качества не встречался больше нигде в мире. Весь производственный план Донбасса строился на работе в этом районе. В довоенное время Шахтинский округ давал 30% выработки антрацита во всём Донецком бассейне."


    Так же издавна местные копали в этом Донецком кряже каменный уголь, благо чёрное золото выходило жилами на поверхность по берегам некоторых рек, текущих через кряж.

    В 1696 году двигалось через эти земли войско Петра-1 на завоевание турецкой крепости Азов. И, однажды, на привале принесли царю найденный в балке чёрный камень, который на солнце сверкал алмазными искрами. Пётр, который разбирался в минералах воскликнул:"Сей минерал если не нам, то нашим потомкам зело полезен будет!"
    Но период длительных воин России надолго отодвинула поиски залежей каменного угля на Дону.
   Петр I в ходе Северной войны (1700–1721) завоевал для России выход к Балтийскому морю. Присоединил к России западное побережье Каспийского моря.
   Для продолжения борьбы с Турцией требовался флот и гавань для него, так как Дон у Азова был мелководным для морских судов. После взятия Азова в июле 1696 году, Петр лично отправился осматривать побережье Азовского моря, и по подсказке казаков выбрал для будущей гавани приметный и пустынный мыс, издавна называвшийся Таган-Рогом.
 
  12 сентября 1698 года Пушкарский приказ постановил: "Пристани морского каравана судам…быть у Таганрога". Эта дата стала официальным днем основания города.
Таганрог - первый в истории России город, построенный по заранее разработанному плану (на основе указаний Петра), первый искусственный порт на открытом морском побережье и первая русская военно-морская база.


   Поэтому лишь в 1721 году рудознатец Григорий Григорьевич Капустин обнаружил уголь на речке Кундрючьей и доложил о находке царю. Царь издал именной указ о дальнейших поисках на Дону каменного угля.
    Г.Г. Капустин писал в своих отчётах:"С каменного уголья, взятого с казачьих городов и поселений, и в Туле, и в Москве пробы чинили. Делали кузнецы тем каменным угольем топоры и подковы новые, и они, кузнецы, то уголье похваляли и сказывали, что от него великий жар."

     Так на территории Войска Донского начались разработки каменного угля для промышленности страны. А по берегам реки Грушевка, ранее судоходной, а ныне трёхметровой ширины ручей "воробью по колено", начали плодиться поселения рудокопов.

     В начале 40-ых годов 19 века издаются новые правила о горном промысле в Области Войска Донского. Согласно им, "каждый из жителей Области Войска Донского мог разрабатывать уголь в одном месте до полного истощения запасов." 
С промышленников взималась пошлина в размере двух копеек с каждого добытого пуда угля в пользу казны Войска Донского.
     Чужих сюда не пускали. Никакие деньги и связи не могли допустить НЕ казака Войска Донского до угля.

     Однако, с развитием на Азовском и Чёрном морях судоходства, требовалось больше топлива. Тогда в 1856 году правительство издало первые законы об утверждении частых компаний. И хлынули на эти земли хищники за добычей, за отводами земель. А за ними бродяги и бедняки, которые за копейки полезли в подземелья шахт, растущих, как грибы на деньги помещиков и буржуа.
     Рабочие поселения по реке Грушевке вокруг всё новых шахт разрастались, сливались вместе. Уже в 1860 году население их насчитывало 5,4 млн. жителей. По Европейским или Американским меркам это уже город. В России - просто большая деревня.
    В 1860-62 годах была проложена первая на Дону железная дорога "Грушевские шахты - станица Аксай", протяжённостью 63 версты. Грушевский уголь получил выход к Дону.
    Грушевский район в то время занимал первое место в добыче каменного угля.
В 1881 году Имперским Правительственным законом от 3 октября было сказано: "Горное Грушевское поселение считать...горным городом со всеми правами, присвоенными городам вообще".
Город получил пышное название - Александр-Грушевский, в честь царя-императора Александра-2.

      После революции 1917 года город шахтёров наотрез отказался носить царское имя и, в конце концов, 13 января 1924 года город переименовали в незатейливое имя - Шахты. Видимо фантазии на более благозвучное название для города у тогдашних чиновников не имелось. Лучше бы вернули исконное название -Грушевск. Ну да что теперь говорить.


     В годы  СССР  Был создан трест "Ростов-уголь".
     Как и сегодня в Новороссии, так и в Ростовской области уголь высокого качества. Не чета Кузбасскому, который против нашего-пыль! Для металлургических заводов нужен только антрацит.

     Через 100 лет от года своего образования, в 1967 году в городе ЕЖЕДНЕВНО  добывалось около 3 200 тонн антрацита, изготовлялось более 34 000 пар обуви, швейники выпускали продукции на 6 228 руб., 5 900 метров ткани вырабатывали ткачи льняной фабрики, выпускалось более 200 кубометров сборного железобетона, 99 тонн молочной продукции, 97,7 тонны мясопродуктов. И город продолжал развиваться дальше быстрыми темпами.
     Появился Шахтинский Научно-исследовательский и Проектно-конструкторский институты. "Дом техники", где собирались на обмен опытом межрайонные, межобластные и межрегиональные (из той же Украины или Кузбасса) специалисты различных  профессий, Институт повышения квалификации для работников угольной промышленности. Шахтинские учёные-угольщики создали немало новых высокоэффективных машин для выемки угля. Вырос крупнейший в Европе текстильный комбинат, запустили завод "Гидропривод". Построена фабрика по ремонту обуви, в которой лично я шила на заказ красивые сапожки. Все модели и лекала разрабатывали бывшие студенты Шахтинского технологического института.
    
     Город стал и студенческим городом, два крупных института, два техникума, четыре училища, дающие средне-специальное образование, среди них медицинское и музыкальное,  несколько музыкальных школ и две художественные, много профтехучилищ по разным специальностям.
     У каждой шахты свой Дворец культуры, с кинозалом с мягкими креслами где, кроме кино, ещё  проводятся концерты и смотры художественной самодеятельности. Занимаются в разных кружках и спортивных секциях дети и взрослые бесплатно. Там же профсоюзные библиотеки с объёмным хранилищем интересных книг.
    В городе построен Дворец спорта с бассейном и  манежем. Именно здесь возникла самая лучшая школа тяжелой атлетики, которая принесла городу Славу Города, как кузнеце Олимпийских чемпионов! Город наш занесён в Книгу Гиннеса, как город самого большого числа Олимпийских чемпионов на душу населения в мире! Шахтинская Школа созданная  заслуженным тренером СССР, победителем Олимпийских игр - Рудольфом Плюкфельдером славится и сейчас.Самый сильный человек планеты - чемпион 20-ых Олимпийских игр, Чемпион мира, Европы, СССР, который установил 54 рекорда, Заслуженный мастер спорта СССР Василий Алексеев- тоже наш, шахтинец! Сейчас его уже нет с нами, но слава его живёт и по ныне. О нашей лучшей школе  России много говорили накануне Игр в Сочи.

    В городе Две большие центральные  библиотеки: взрослая, им А.С. Пушкина, с полумиллионным книжным фондом и детская.
    В городе  уже около 400 000 жителей, 51 национальности! И все трудились общей семьей на благо города.
 Среди них и Герои Социалистического труда, и награждённые знаком "Шахтерская слава" 1-ой, 2-ой и 3- степени, Званием "Почётный шахтёр", "Заслуженный шахтёр, а также есть  "Заслуженные врачи РСФСР", "Заслуженные учителя РСФСР", Почётные граждане города. Перечислять фамилии - отдельные листы списков понадобятся...Но одну фамилию назову. Это герой соц труда, бригадир добычной бригады шахты "Майская"  М.П. Чих, которому при жизни поставили памятник в родном городе. 


    "Ростов-уголь" не только добыча угля, это вся инфраструктура угольной промышленности. И на него же ложилась забота о здоровье горняков. Сотни здравниц для горняков на Азовском и Чёрном морях, в горах Кавказа. Ещё больше обычных пансионатов там же.
    В самых красивых местах на Дону у каждой шахты своя база отдыха для семей горняков, замечательный санаторий в станице Мелиховская на Дону, куда просились посетители из Москвы и Питера. Пионерские лагеря на море, на Дону, на реке Кундрючьей,где природа великолепная. И всё это для горняков бесплатно,  для членов их семей за 30% стоимости путёвки.
    В городе Специализированный Противосиликозный диспансер для оздоровления горняков (ныне передан МЧС под названием Центр профпатологии), у каждой шахты был свой профилакторий, где в амбулаторном порядке можно и лечиться и питаться. И всё это в эпоху перестройки  - коту под хвост!
    Кстати, в 80-ые годы 20 века стали проводить рекультивацию земель.Сколько было затрачено средств и сил, чтобы на терриконниках в городе выросли деревья. Сейчас, глядя на некоторые, подумаешь, что это природные холмы с лесом на них. Однако в последнее время в коммерческих целях разбирают  терриконники. Зола из них понадобилась на кирпичных заводах, которые  работают не по ГОСТУ. Какой получается у них кирпич, сказать не могу, но выращенные леса на рукотворных горах исчезают.


    
     До перестройки М. Горбачёва и далее правления Б. Ельцина город стал крупнейшим промышленным и культурным центром Ростовской области.  Две городские обувные фабрики ежедневно выпускали уже 43 тысячи пар обуви. Причём, одна из них - "Модельной обуви" работала на экспорт, и наши туфли и сапожки можно было купить в Чехии и Германии, в Польше и Болгарии. И всё это тоже - коту под хвост!

     Работал крупнейший в Европе хлопчатобумажный комбинат, теперь в нём  работает только одна фабрика. Так же пустуют и потихоньку разваливаются цеха других заводов и фабрик.

    Шахтинский Авиаремзавод имел контракты на ремонт самолётов из Польши, Болгарии, других стран. Сейчас этого нет.Да и своих самолётов стало мало. Раньше сельхоз авиация работала в поте лица своего. Теперь её не стало. Бипланы из Шахтинского аэропорта перевозили пассажиров по области  и между областями. Сейчас -тоже не существует.

     Шахтинский керамический комбинат уцелел, но сейчас из всего ассортимента он выпускает только керамическую отделочную плитку. Она пользуется спросом. Хоть где-то остались рабочие места... Обветшали и почти развалились бывшие Дворцы культуры.

     Город стал потребителем, есть где потратить деньги, да негде заработать.
Самые большие заработки в своё время были у шахтёров. Но если в Новороссии добывается меньше угля из-за военных действий, то у нас без войны, наехали московские миссионеры, выкупили шахты и стали их одну за другой банкротить и закрывать.
    

      И вот при закрытии шахт, стали отключать мощные насосы, которые откачивают шахтные воды. И по частному сектору, расположенному по  берегу реки Грушевки прокатился ряд смертей... Спустится хозяин в свой подвал за купоркой ли, или за другими запасами и не появляется в доме. За ним спускается другой, посмотреть, в чём дело... и тоже нет его. Зовут соседей, вместе заглянут в погреб, а там труп, или сразу два... Вскрытие показало, что подземные воды, проникая в ходы шахт, расположенных близко к реке выдавливают газ в погреба и подвалы, который несёт смерть. Пришлось срочно на закрытых шахтах запускать насосы. На время, пока жители засыплют свои погреба.

     Муж моей сотрудницы, по профессии горный мастер, взялся на время присмотреть за работой наносов. Ему надо было прийти, отпереть все нужные двери, запустить насос, и после окончания его работы всё проверить, отключить и тщательно запереть все двери, чтобы вездесущие мальчишки, охотники до приключений, не забрались в опасную зону.
     Но изо дня в день, приходя в насосную станцию,он видел распахнутые двери в проходы шахты.
    Сменили замки и запоры, но утром двери на распашку. Сергей стал замечать на себе чужой пронзительный взгляд в спину, или в затылок. Обернётся - никого нет. Из-за шума насосов звук не услышишь, а вот взгляд в упор его донимал. Он уже никак не мог дождаться конца месяца, чтобы уйти из шахты, от этого пронзительного взгляда, от которого волосы вставали дыбом.

     Во время работы в шахте всегда случались непредвиденные ситуации. Бывали и производственные травмы и трагедии. Хорошие деньги за даром не платят.
Бывали  и смерти по глупости. Приведу два примера.
     Первый случай. Студенты горного техникума, будущие специалисты по энергетике, пришли на практику. Их повели на экскурсию под землю, посмотреть в работе  то, с чем им придётся иметь дело.
     Сопровождающий инженер, показывая на электрокабели вдоль стен (кстати, как в метро),говорит о таком большом напряжении в них, что не смотря на защитную оболочку, они очень горячие. И девушка-студентка тут же дотрагивается до них... Вряд ли она ощутила температуру кабеля, потому что тут же упала мёртвой. После этого случая студентам всё показывали "на пальцах".
      Второй случай. Рабочих от клети и до рабочего места, также и обратно, доставляют под землёй на элекропоездах, сидя в открытых вагончиках. Потом пешком. Нескольким горячим головам не хотелось ждать, и они решили доехать в пустой вагонетке. Поезд из пустых вагонеток - порожняк едет своим путём, на котором  периодически появляются над вагонетками поперечины из туго натянутых тросов для крепления. В этот  раз ребята заговорились и забыли во время пригнуть головы. У сидящего спиной голову снесло...


      Но бывают и ужасные трагедии со множеством пострадавших: взрывы, обвалы, обрушения кровли, сильное подтопление, да мало ли причин оставить свою жизнь под землёй!
      Кому-то повезёт, и он самостоятельно выйдет живым из передряги. Но чаще приезжает ВГСЧ - всероссийская (была всесоюзная) горноспасательная служба, и специально обученные люди спускались в шахту спасать рабочих... Бывало, в таких ситуациях гибли и спасатели.
    После поднятия раненых  занимались поднятием трупов. И вот бывало: все завалы расчистили, все трупы подняли, а одного не могут найти. Да так и не находили...

    Мне рассказывали, что такой случай произошёл в далёком 1967 году. После сильного обвала его расчистили. Достали раненых и трупы,но не могли найти рабочего по фамилии Шубин...
 А спустя годы стали видеть в проходах шахты бледный мерцающий огонёк на каске  неясной фигуры горняка. Вначале думали, кто-то заблудился. Звали, кричали, но фигура неспешно шла своим путём.
     Потом горняки стали побаиваться этой фигуры. Но когда шли гурьбой, то шутили над тем, кто отставал: " Поторопись, не то Шубин за задницу схватит,"


      Последний на моей памяти крупный обвал  на Новошахтинской шахте. Достали всех, кроме одного. Его так и не нашли... Его жена, заливаясь слезами всем рассказывала, что накануне он купался в душе и снял с себя нательный крестик, который никогда не снимал. Наутро он перед сменой забыл его надеть. Совпадение или нет, но только всех достали, а он остался в неизвестности.
      
    Никто не знает, сколько таких, затерявшихся в межвременье, и в межмирье. Но то, что в глубинах шахт кто-то находится - это факт!

    Кстати, горняки зачастую приносили домой после работы куски антрацита, где на сияющей плоской стороне был отчётливый отпечаток папоротника, или обломок ветки дерева, или неизвестного крупного  панцирного насекомого. Почти в каждом дворе частного сектора хранились  такие обломки. Дожди и таявший снег вымывали из них черную пыль и ими можно было играть детям. Встречались отпечатки каких-о инструментов, частей непонятных аппаратов.  Наука в 20-ом веке подобными вещами не интересовалась, да и шахтёры не все столь любопытны, чтобы тащить домой тяжёлый камень с невиданными отпечатками.
    Однако в 21-ом веке ситуация изменилась. Стали открыто говорить и показывать различные артефакты человеческой цивилизации в миллионы лет. Надо сказать, что в это время сами шахты далеко шагнули  под землёй от города Шахты. Например, шахты Садкинская и  Западная, были в 20 и более километрах, и смену туда возили автобусом не под землёй, а по земле. Уже в 21-ом веке на шахте Западная в пласте угля, возрастом в 300 мил. лет, открылся чёткий отпечаток  колеса со спицами и втулкой. Хотя официальная наука утверждает, что колесо изобрели в Месопотамии шесть тыс.лет назад. Опечаток был заснят и отправлен на исследование. В этой же шахте находили отпечатки огромных змей, похожих на крылатых ящеров.
    Но, когда наши чиновники от науки раскачались для серьёзных исследований, пришёл 2003 год. Шахту Западную, как и сотни других, закрыли. Оборудование демонтировали и вывезли, а шахту с древними пластами затопили. Всё. В который раз скрыта древняя история человечества...

    Я люблю этот город и о нём моё стихотрворение.

            В тысяче вёрст от столицы,
            В степи, где ковыль колосится,
            Вольготно лежит средь полей
            Город свободных людей.

            В нём время течёт не спеша,
            Как в небе плывут облака,
            Как воды несёт Дон-река,
            И как человек - года.

            Всё в этом городе есть:
            Любовь, красота и честь.
            Но есть в его уголках
            Тревога, несчастье и страх.

            Также, как и в стране,
            В нашей донской земле
            Есть плюсы свои и минусы,
            Есть развитие и разрухи вирусы.

            Но верю я в счастье жителей,
            Трудом  и уменьем  добытое.
            Пусть город считает столетия
            Для нашего долголетия.

      
      
      

   


   


Рецензии