Тому, кто первый

      …А сам он, тот который также был младой? Что изменилось в нём? Он стал мудрее? А может, понял, как ошибся. И скорбел, что потерял, искал, да не нашёл?
И вновь взглянула на него.
      Так смотрят, сожалея. Но о чём? Несбывшемся? Или быть может с осознанием потери? Скорбя или ликуя исподволь? Что так свела судьба, а может вовсе, презирая? За то, что бросил, не пришёл?
      За что, порой любя, сердца скрепляя, обида женщины ей застилает взор? И в миг, когда должно быть, смерти ожидая, она глядит … пусть даже мягко, но в укор. В том силы для себя черпая, она, однако, может быть, на сердце раны встречей открывая, и исподволь познаёт горечь многих позабывшихся обид: не понял, изменил, покинул, пренебрёг? Как можно всеми нам известными словами то описать? Что гложет…, может ныне уж нет так…, нет, не болит, а только болью отдаёт после тревожных снов, когда он вновь пришёл или покинул, а может, звал, или отринул руку…? Как знать, какие мысли оживают в сердце тех, кто вдруг устав в пути, споткнулся неожиданно негаданною встречей.
      Было ль сожаленье? О былом? Потерянном? Казалось, близком и родном? О том, кто до сих пор, пусть редко, но во снах тревожит…? Сумбурно всё? Все мысли – кавардак. А вспышка чувств? Какая гамма, будто молния сожгла, а может сильный взрыв настиг. А сожалеть-то есть о чём? Ведь много думала, гадала. А что бы? …если бы…? а может? …а кабы? Порою даже признавалася себе, что хорошо, что так тогда расстались. Что он не видел боли, хмурых дней её пустых, когда сама себя не узнавая, старела в миг и на года. Но… нужно было встать. И так она вставала, сквозь боль души, к победам и всем тем, кто оставался рядом, даже и не зная, с чего скорбит она – та, что всех мудрей, что знает всё, и проведёт тропой над пропастью, петляя, сквозь бури и морозы, град камней и буреломы.
      …Нет, как бы ныне не металася душа, со временем сомнения все отпали. Всё очень хорошо сложилося тогда, когда ушёл и покорились ему дали. А первая любовь? Усмешка на губах. Кому нужна? Была ли это проба чувства? Игра расчётливой души?
А может так, любовь как чувство умирает? Он виноват? Её вина? Иль стоит так принять: виновны оба? Чужое слово? Или злая воля повела? Сомненье грызло душу? Иль гордыня виновата? Ах, молодость, характеры, весна… Весна в душе, ведь долго было чувство – так сразу не отринуть. Года два, иль три она мечтала. Летать любя, и полюбивши – обожая. За ним бежать, непонятой брести ему вослед иль пресмыкаться, молить о жизни былых чувств? …Кто виноват? …Что делать ныне стало? Ответить как? Пытливый взгляд отринуть? И гордо усмехнуться: «…Вам какое дело? Ведь не было Вам дела до меня все эти годы. Долгие, и даже чувствами они седы. Года без Вас… Какое дело Вам…»
      – Ты счастлива? Скажи мне, не лукавя.
      – Я счастлива? Не знаю что сказать. Я не жила те несколько годов, когда ушёл ты. Думала – то пытка. Была ли счастлива с другим? Который мне терзал не только тело, – душу? Был мне противен он, и ненавистен, но всё же тот, кому должна была служить, отринув чувства? Поневоле? Нет, в эти годы я, наверно, не жила. И только страх пришёл на смену забытью. Лишь ненависть и страх. Да недоверье к чувствам. Но… пусто место не бывает. И против воли ныне полюбила я. Кого? Порок там состязался с добротой, участие клонило злобу вниз, уродство победило красоту, и робость сердца покорилась силе духа. Но ныне я – виновна в его боли. Я предала. И буду до скончанья дней жалеть о том. Его я… предала действительно впервые. Не ты был первым. Первым – стать ему назначено судьбой. А ты…? Лишь тот, я о кого споткнулась. Споткнулась, падая, ругая этот мир. Не зная и не ведая о том, что если вдруг заходит солнце, – ночь темна. Но будет ей конец. А за ночною мглой – всегда восходит солнце. …И взойдёт оно, согреет, снова осветит… мне путь, укажет истинные тени. Не только на Пути, а даже здесь, во мне. Не упрекнёт. Лишь только…, только нет мне силы без него глядеть на этот мир, дышать и жить, ходить и даже молвить слово. Когда на небе тучи. Холод обдаёт…


С уважением к читателям: представлены цитаты из романа "Эха: СЛЕД ВСЛЕД". (Три истории от Ангела-Хранителя. История третья)


Рецензии