Жили-были инструкции Сказка для пунктуальных

Жили-были те, которые…

Из цикла «Порядок вещей»

Девять сказок с претензией на оригинальность некоторых вещей

***

Сказка 7

***

Жили-были инструкции. Они жили повсюду, выползали изо всех щелей, появлялись на свет во множестве и великолепии там, где без них не обойтись, а также и там, где в них вовсе не нуждались. Странно, ведь – по определению – сами по себе они существовать не могли, а только в приложении к чему-то или кому-то... Не так уж и странно. Век бюрократии расплодил целые кланы чиновников, оправдывающих собственную деятельность требованиями времени и подчинивших себя точному исполнению руководящих инструкций. Вот инструкции обнаглели и вылезли на первую строчку в рейтинге популярности директивных документов общества. Товарное производство – основа экономики капитализма. Правда, на первых порах инструкции по использованию товаров и предметов потребления ещё худо-бедно мирились с вторичным образом своего существования, но постепенно, разрастаясь в количестве и всё возвышаясь в некоем качестве, они коллегиально решили, что на свете их важнее нет. И это – не преувеличение.

С некоторых пор инструкции и рекомендации перестали ощущать себя дополнением к товарам и предметам согласно привычному порядку вещей, а возомнили себя первостепенными: наименований и разновидностей предлагаемых товаров становилось всё больше и больше, количество инструкций не уступало им.

Дело дошло до того, что без инструкции товар – не товар.

Товары, предметы потребления и услуги изнемогали, ощущая жёсткую зависимость от своих же инструкций. Волны взаимных возмущений переходили в стойкий антагонизм. Отказ от инструкции (там, где она не требовалась вообще) был чреват наказанием. Отсюда – и разочарования, граничащие с кризисом. В первую очередь пострадали самые популярные товары, часто используемые и успешно поднимающиеся вверх по шкале потребительских характеристик. Объяснение такое: нет инструкции – нет рекламы, нет спроса.

Несправедливо! Дальше – больше.

Лёгким конфликтом дело не обошлось, и в один прекрасный день товары были просто вынуждены самопроизвольно высыпать на Площадь протеста для разрешения насущных вопросов своего бытия в материальном мире материальной природы вещей – необходимо незамедлительно заявить о проблеме обществу потребителей, тому самому обществу, для которого товары и производятся. Но инструкции сумели опередить толпу невезучих товаров, их законопослушных потребителей, обмануть охрану, контролирующую подходы к площади, и оказаться первыми на страже вопроса. Они во всей красе предстали перед возмущёнными противниками.

– Внимание! Всё внимание – ко мне. Ничего и никого из представителей класса товаров слушать не желаю. Все слушают меня. Мы, инструкции – самые главные факторы успеха в бизнесе, его движущие силы. Потребители – расплывчатое понятие, им без нас не прожить, – заявила неизвестно откуда взявшаяся Главная инструкция, уверенно восходя па пьедестал, воздвигнутый в центре площади и предназначенный вовсе не для неё. – Без наших распоряжений и предписаний в мире начнётся полная неразбериха, наступит хаос, движение замрёт. Я – Королева инструкций, королева этого мира.

– Да-да, наши указания – это приказы нашей Королевы, подлежащие обязательному исполнению, – льстиво зашелестели верноподданные инструкции, заполонившие всю Площадь протеста. Угрожая изумлённым товарам, они принялись вытеснять их в прилегающие к площади улочки.

Товары, однако, не хотели смиренно уступать своё законное место собственным инструкциям, которые ещё недавно и помыслить себе не могли такой дерзости. Возмущение первосортных товаров, теряющих свой товарный вид в неожиданной потасовке, привело лишь к тому, что они же и были грубо отброшены к всё разрастающейся свалке несертифицированных вещей, возникшей спонтанно вблизи площади.

– Как это возможно допустить, чтобы какие-то инструкции были важнее и нужнее товаров, к которым они приложены?! – возмутились самые солидные товары, необратимо изгнанные со своих законных позиций.

– Кто смеет мне перечить? – возмутилась Королева инструкций, поднимаясь над площадью в полный рост, сверкая массивной короной. – Моя власть безгранична, моя позиция прочна, моя корона мне принадлежит по праву. Кто может сказать то же самое о товарах, неосторожно выпущенных в мир под диктовку потребностей и прогресса? Каждому товару – своя неповторимая инструкция, управляющая его применением. Без инструкций все товары – ничто. Их просто нет, они не существуют!

Королева росла и ширилась, увеличиваясь в размерах, демонстрируя могущество и уверенность в себе. Рядовые инструкции угодливо поддакивали, взирая на свою госпожу снизу вверх, возглашая приветствия и одобрения в её адрес.

– Господин канцлер, приведите несколько убедительных примеров, подтверждающих сказанное, – Королева изящным жестом повелела сановитому чиновнику произнести санкционированные речи. Тот, сгибаясь под тяжестью доверенной ему миссии, но сияя от гордости всеми скрепками и печатями, немедленно приблизился к повелительнице, затем произнёс громко и отчётливо:

– Двух мнений быть не может. Каждый отдельный и частный случай – подтверждение общего правила. Пример маленький: разве можно почистить ботинки гуталином, если к гуталину не приложена соответствующая инструкция? Конечно, нельзя! Пример средний: разве можно ездить на автомобиле, не изучив инструкцию по управлению данным видом транспорта? Конечно, нельзя! Пример большой: разве можно управлять государством, игнорируя правоустанавливающие документы и инструкции? Конечно, нельзя!

Королева инструкций одобрительно кивала короной вслед за каждым примером, приводимым канцлером. На площади наступило замешательство. Ботинки, гуталин и автомобили, попавшие в зону внимания Королевы инструкций и услышавшие нелестные характеристики, принялись было роптать и захотели вырваться из общей свалки нужных и ненужных вещей, чтобы приблизиться к своим обвинителям и... Но их тут же попридержали другие товары, кивая на свою родную, Товарную конституцию, буквально «выросшую из-под земли», прорвавшуюся сквозь товарные ряды и моментально возведённую в ранг  якобы неприкосновенной руководящей фигуры. Уж она-то расставит всё по местам! Не тут-то было… Королева инструкций неласковым взглядом пронизала насквозь Товарную конституцию, которая при этом словно споткнулась, натолкнувшись на невидимую стенку.

– Милейшая, – обратилась Королева к Конституции, – Вам ли не соглашаться с Новым порядком вещей, установленным свыше?

– Мне ли…? – удивилась Конституция, робко отступая назад и озираясь вокруг, как будто не узнавая никого и ничего. Вдруг очнулась и уверено заявила: – Установленный заново порядок вещей – закон для меня и всех нас!

Ошеломлённые товары переглянулись с обескураженными потребителями, дружно охнули и сникли окончательно.

– «Золотой миллиард товаров» – вот цель справедливого и разумного миропорядка! – выкрикнула Товарная конституция, угодливо поглядывая на Королеву инструкций. – Мы все обязаны соблюдать установленные нормы, поэтому…

– Что за чушь! – грозно перебила её Королева инструкций. – «Золотой миллиард инструкций» – так стоит вопрос выживания товаров. Лишние товары, не подкреплённые инструкциями, никому не нужны. Это – фальшивые товары.

Незадачливые товары ещё не успели привыкнуть к тому, что их считают второсортными, изгоями, не способными выполнять свои функции, если их существование не засвидетельствовано инструкциями. Но теперь они окончательно поняли: мир перевернулся на сто восемьдесят градусов, а такой мир не в состоянии оценить настоящие характеристики вещей.

Обман и фальсификация – вот новые принципы нового мира.

Выходит, путь товарам один – на чёрный рынок или к контрабандистам.

– Конечно, лишние товары, товары-подделки, нежелательны, но в оптимальном варианте… «Золотой миллиард инструкций» должен соответствовать «Золотому миллиарду товаров», – примирительно произнесла Товарная конституция, надеясь на милость Королевы инструкций. И напрасно.

– Пререкаться со мной бесполезно. Только вчера состоялось заседание Конгресса потребительского рынка, на котором была принята «Декларация независимости инструкций», так что судите сами: я, при всех моих безграничных правах и полномочиях, ничего не выдумываю, а точно следую законам рынка, – с гордостью произнесла Королева инструкций.

…Рядовые инструкции, услышав сказанное Королевой, возликовали: пришла их власть! Посрамлённые товары группами и поодиночке покидали Площадь протеста, соседние бульвары и улочки, отправились восвояси. Озадаченные потребители, занимавшие позиции сторонних наблюдателей, последовали за ними… На площади воцарилась тишина.

Дальше протестовать было некому.

Товары исчезли. Остались только инструкции…         

Февраль 2015 г.


Рецензии
Однажды, так и случится: товары исчезнут, а инструкции останутся!
Уже доходит до абсурда - инструкции пишутся ради инструкций!

С пожеланиями творческого вдохновения:
Екатерина

Екатерина Тюшина   17.03.2023 05:04     Заявить о нарушении