Текучесть постоянства

       Мир неизменен?
       Утверждение о неизменности мира справедливо в том, что, во-первых, другого нет и быть не может; во-вторых, что он не изменяется принципиально, как бы не менялись мнения о нем; в-третьих, мир  принципиально не изменяется за небольшой период времени (например, за время наблюдения за ним в течение десятилетий, нескольких поколений людей).
       Для сравнения. Возраст Вселенной – около 14 млрд. лет; Солнца – более 4,57 млрд. лет, Земля  – 4,55 млрд. лет. Человечество более или менее отчетливо "помнит" себя всего несколько тысячелетий (0,00000Х млрд лет).
Как растущее дерево или гусеница, ставшая бабочкой, или трансформировавшийся в лягушку головастик остаются все теми же организмами, хотя и с измененными физическими параметрами, так и мир, как бы он не менялся, останется все тем же миром. Пусть он содержит сколь угодно "параллелей", "временных петель", "уровней", "изнанок" и других названных и неназванных своих проявлений и форм, он все равно вмещает их все. В том числе, и выдуманные, существующие лишь в сознании людей.
       Однако меняться мир не прекращает ни на мгновение.
       Все его изменения, какими бы революционными, глобальными, радикальными они ни были, находятся в рамках этого относительно неизменного мира, являются внутренними по отношению к нему. О том, что он меняется, свидетельствует наука; искусство тоже отражает изменчивость мира и само по себе является проявлением его изменчивости. Религиозные тексты также содержат сведения о том, что мир не всегда был таким, каким его наблюдает современный человек. Хотя и все научные отрасли, любое из искусств, любая религиозная системы отражают все тот же мир, являются результатом развития, порождением все того же мира.
       Мир не становится иным миром, в зависимости от мнения о нем человека. Но нельзя сказать, что он абсолютно не изменяется от этого; даже если речь идет об одном единственном субъекте – не теологе, не художнике, не ученом, а, например, каменотесе, санитаре или пенсионерке. Точнее, мир меняется ровно настолько и лишь в том, насколько и как поменялось мнение этого человека. То есть, мир меняется в своей определенной части; части очень малой, если задуматься о невообразимо пространной Вселенной; или, например (на чем настаивают очень многие люди), о  никак не измеримом в принципе идеальном начале, идеальной субстанции бытия, сверхприродной причине всего.
       Однако и тогда он меняется; вероятно, даже в случаев, когда у человека вообще нет свободы выбора, а все его устремления, действия, жизненные повороты проявляются и осуществляются в строгом соответствии с чьим-то раз и навсегда утвержденным планом.
       Впрочем, и в самой сложной ситуации выбор, а значит и частичка свободы у человека есть.
       Вряд ли будет слишком примитивным простое соотнесение одного человека, его сознание со всем человечеством, с Земным Шаром (для нас это не просто планета, и, уж, конечно, не просто шар далеко не идеальной формы), на котором, помимо человека находят возможность существовать и воспроизводить свой способ существования миллионы типов живых организмов. А Земля, как известно, не единственная планета Солнечной системы (одной из многих миллиардов в одной лишь нашей галактике – Млечном пути); планета средних размеров даже среди объектов, удерживаемых в сфере своего притяжения и "влияния" Солнцем. Притом, что наше Солнце – звезда скорее маленькая (даже не средняя по массе, хотя есть светила и меньшей массы, меньшего диаметра и т.д.), не слишком яркая, не слишком горячая (его температура 5500°С, а бывают звезды "разогретые", как утверждают учёные, до 15000 °С, и даже более 20000 °С).
       Проще говоря, если что-то и может человек в мире изменить, так это свое представление о нем, свое отношение к нему. Так или иначе, он может изменить себя.
       Впрочем, и это важно. Изменение собственных взглядов на мир может быть довольно несложным опытом, локальным знанием, а может оказаться подвигом (по сложности реализации, усилиям, цене решения), может стать и революцией, если "перевернет" представление о действительности, существенно изменит качество, глубину, объем понимания реальности десятками, сотнями людей; а потом их будут тысячи и миллионы...
       Таким образом, изменить себя – это немало. И главное – меняя себя, мы меняем мир. Сделав себя хоть в чем-нибудь лучше, мы и мир меняем к лучшему.
Есть только важный вопрос: что есть лучшее?
Поиск ответов на подобные вопрос – обязанность и обреченность человека.

       Таков, вероятно, наш мир, который остается неизменным, по крайней мере, в каждый момент времени, в каждой фазе своего непрерывного становления, если такую фазу и момент можно определить для всего, без исключения, мироздания.
Опыт показывает, что сравнительно небольшую Землю изменить можно (например, ее атмосферу). И это, действительно, происходит. Правда, пока эти изменения – возникшие вследствие агрессивной непродуманной человеческой активности – не на пользу самому человечеству и земной природе, которая ничего человеку не должна и ни в чем перед Вселенной не провинилась.


Рецензии