Купе 3

Купе №3
(комедия в одном действии)


Действующие лица:

Александра Епифанова – актриса
Ксения Лукошкина
Настя Перепелкина
Эмилия Александровна Гинзбург
Василий Петрович – проводник
Евгений Комаров – муж Епифановой

Поезд Гомель – Санкт-Петербург

Эпизод 1

 В купе входит проводник с двумя объемными чемоданами, расставляет их под нижней правой полкой. За ним входит Епифанова.

Проводник: Вы так рано приехали. У нас посадка обычно за полчаса до отправления. Но для вас, конечно, сделали исключение. Это сам Козловский вас провожал, да?
Епифанова: Да, он.
Проводник: И Жилин. И Константин Павлов. Я их узнал. Я ведь раз в месяц обязательно в театр хожу. Я живу в центре города, а у нас там и театры, и кинотеатр. Обязательно что-нибудь интересное показывают. Всегда есть, куда девушку сводить.
Епифанова: И недорого.
Проводник: Да! Какие зарплаты у нас, у железнодорожников! По ресторанам не находишься (смеётся).  Вот, всё расставил. Проходите, пожалуйста.
Епифанова: Спасибо. Вы очень любезны.
Проводник: Да что там! Когда такие люди! Вы уж простите, что отдельное купе вам не предоставили…
Епифанова: Да, начальник поезда мне уже всё объяснил. Сама виновата, что решила раньше уехать. Но у меня срочное дело в Питере, понимаете. А желающих посетить этот достославный город оказалось для меня неожиданно много.
Проводник: Да, народ так и кочует: туда да обратно. И откуда только грошы у людей?!
Епифанова: Грошы?
Проводник: Деньги то есть.
Епифанова: А, понятно.
Проводник: Располагайтесь. (собирается уходить)
Епифанова (останавливая его): У меня к вам, любезнейший, будет одна маленькая просьба.
Проводник: Да, конечно, всё что угодно.
Епифанова: Как я понимаю, кроме меня в купе будут еще другие пассажиры ехать…
Проводник: Все места в вагоне раскуплены.
Епифанова: А я всё-таки личность известная…
Проводник: А то! Столько фильмов про вас снято. Ой, то есть с вами снято, ну, где вы снимались!
Епифанова: Да-да, голубчик, не волнуйтесь так. Просто, раз уж мне от общения с попутчиками никуда не деться, мне бы не хотелось слишком назойливого внимания. Давайте мы им не скажем, что я это я.
Проводник: А кто же тогда? Они же вас враз узнают!
Епифанова: А у меня с собой костюм спортивный есть. Я переоденусь. И скажу, что просто похожа на актрису Епифанову. А вы, в случае чего, это подтвердите. Вы же мой паспорт видели: там и фамилия другая.
Проводник: Да, видел, честно говоря, я даже удивился: забавная такая фамилия. Это вы ловко придумали!
Епифанова: Так вы согласны?
Проводник: Тут даже говорить не о чем!
Епифанова (расплываясь в улыбке): Благодарю вас, любезнейший.
Проводник: Да няма за што. Я уже к вагону пойду. Скоро посадка начнётся. А вы как раз переодеться успеете.
Выходит.

Гул вокзального перрона. Епифанова уходит в противоположные кулисы переодеться. Возвращается. Устраивается на полке.

Эпизод 2
Входит Ксения (смущенная, румяная).
Ксения: Здравствуйте.
Епифанова: Доброго утречка.
Ксения устраивается: расставляет вещи, садится.
Ксения: Вы до самого Питера?
Епифанова: Ага.
Ксения: Долго ехать придётся.
Епифанова: Что ж делать.
Ксения: Как нам с проводником повезло, правда?
Епифанова: В каком смысле?
Ксения: Такой обходительный мужчина. Симпатичный. Улыбается. Приятно, когда тебе улыбаются. Просто так. Искренне. А не потому, что должны.
Епифанова: Может, у него настроение хорошее.
Ксения: Да, возможно. Но мне кажется, что он и сам человек хороший.
Епифанова (внимательно глядя на Ксению): Приглянулся вам?
Ксения (вся в своих мыслях): Мне? Да (опомнилась). Ой, нет. Что вы! Я не такая! Мне просто очень приятно было.
Епифанова: Что же он с вами такое сделал, что вы под таким впечатлением?
Ксения: Он поздоровался, посмотрел на меня внимательно так, улыбнулся, проверил билет, улыбнулся еще раз и сказал: «Приятно сопровождать в пути такую красивую женщину». И руку мне подал (сидит зачарованная).
Епифанова: Ага, понятно. Руку подал. А чемодан поднять не помог?
Ксения: Помог.
Епифанова: Молодец!
Ксения: Вот и я говорю. (встаёт, смотрится в зеркало, поправляет костюм и причёску)
Епифанова: Переодеваться будете? Могу выйти.
Ксения: Ой, нет. Спасибо. Я так поеду. Мне удобно.
Епифанова: Так помнёте!
Ксения: Ничего. Я аккуратно буду. Меня Ксюшей зовут. Давайте на «ты».
Епифанова: Давай! Я Саша.
Ксения: Очень  приятно.
Епифанова: Мне тоже. Первый раз в Питер едешь?
Ксения: Да нет. Бывала уже. Дело у меня там.

Эпизод 3
Появляется Настя с большими сумками.
Настя: Привет, девчат. Ух, еле донесла. Гостинцы везу. Весь вечер вчера паковала. За полночь легла, но, как говорится, кто поздно встаёт, того поезд не ждёт (смеётся). Ехать нам вместе далеко и долго. Давайте знакомиться. Меня Настей зовут.
Ксения: Здравствуйте. Я Ксения.
Епифанова: Саша. Очень приятно. Доброе утро.
Настя: Утро и, правда, доброе. Еще шести нет, а уже на ногах и почти на колёсах. День в пути, новые впечатления, новые знакомства – что может быть лучше?!
Ксения (задумчиво): Кому как.
Епифанова: У вас какое место?
Настя: Одиннадцатое.
Ксения: Ой, так я на вашем месте сижу (подскакивает).
Настя: Ничего. Не страшно. Давайте я сумки поставлю только, и сидите дальше на здоровье.
Эпизод 4
Входит Эмилия.

Эмилия: Здравствуйте.
Следом пробегает проводник, заглядывая в купе.
Проводник:  Провожающие, покиньте вагон. Через пять минут отправление. (оглядывает купе) Все на месте! (улыбается) Устраивайтесь, барышни. (убегает дальше)
Эмилия: Приятно, когда тебя барышней называют, а не женщиной. (осматривает купе, всматриваясь в номера мест). У меня билет на 12-ое место. Это, я полагаю, здесь. Указывает на верхнюю полку справа.
Епифанова: Да садитесь пока ко мне. Потом разберемся.
Эмилия: Благодарю. Но я несколько смущена и не решаюсь. Вы же Александра Епифанова, как я понимаю.
(все изумленно и пристально смотрят на Епифанову)
Епифанова: Похожа, да? Я знаю. Меня многие за неё принимают. Это так приятно: быть похожей на кого-то очень известного, но при этом талантливого. Кого многие любят. На Ангелу Меркель я бы не хотела быть похожей (смеется).
Настя: Ой, вы и, правда, так похожи! Я сразу подумала, что мне ваше лицо знакомо, только не успела вспомнить, откуда. А вы точно не она? Или она всё-таки? Я как раз вчера на спектакле была. И Епифанова там играла. Это точно вы!!! Признавайтесь!
Епифанова: Да хотите паспорт покажу? Не Епифанова я! Я ж не договорила! Похожей быть приятно, а объяснять каждый раз, что я не она, – как-то не очень. Давайте мы с вами сразу договоримся, что она это она, а я это я, и будем дальше ехать спокойно.
Ксения: А и, правда. Я тоже вчера на этом спектакле была. Мне, конечно, не очень хорошо было видно с балкона. Но Епифанову я близко только в кино видела, и не узнала в вас актрису…
Епифанова: Да не актриса я. Можешь на «ты»
 Ксения: …но мне кажется, что актрисам такого уровня отдельное купе выделяют или с другими актерами сажают, а не с простыми обывателями. Так что я Саше верю. Забавно, что тебя тоже Александрой зовут.
Епифанова: Не то слово! Такие в жизни совпадения бывают, что даже не верится! Мы с ней еще и ровесницы! Хорошо, что не однофамилицы (смеётся). Угораздило же моих родителей меня тоже Сашкой назвать, а?!
Эмилия: Я вижу, вы все здесь уже знакомы. Разрешите тогда и мне представиться. Эмилия Александровна Гинзбург. Музыкальный работник. Служу в филармонии. Очень люблю театр. Ценю высокое искусство. Огорчена и раздосадована, что вы, Александра, не та, за кого я вас приняла…
Епифанова: Да чему тут огорчаться?!
Эмилия (садится): Но я рада, что можно стряхнуть с себя оцепенение и не проводить предстоящие 17 часов дороги в смущении перед вами.
Епифанова: Вот! (хлопает Эмилию по плечу) И я этому очень рада!
Эмилия: А вас, девушки, как зовут?
Настя: Я Настя. Анастасия Дмитриевна Перепелкина. В школе работаю. Учителем русского. Недавно заместителем директора стала. По воспитательной работе. Наконец-то! Теперь такого в школе наворочу! Такие празднования и концерты им устрою – на весь город греметь будем! А то в рамках школьного драмкружка мне очень тесно.
Ксения: А меня Ксенией зовут. Ксения Лукошкина я. Предприниматель. Начинающий. И невеста. Уже успешного предпринимателя. Я тоже театр люблю. И рада, что мы все здесь собрались такие неординарные.
Епифанова: Да, девчата! Вы уж точно того, неординарные. Ну, и я в своем роде тоже! (слышен голос проводника: «Приготовьте ваши билеты) Потом расскажу.

Эпизод 5
Все готовят билеты для предъявления.
Входит проводник. Лучезарно всем улыбается. Подмигивает Ксении.

Проводник: Ваши билетики, дамы.
Все протягивают ему билеты.
Эмилия (глядя на бэйдж проводника): А скажите… Василий Петрович… может быть, вы знаете… Когда приезжие актеры к нам в город приезжают, им отдельные купе или вагон предоставляются?
Проводник: Это же не от железной дороги  зависит. А от организаторов гастролей. Но часто да, приобретаются билеты на весь вагон, если труппа большая, или купе выкупается, если кто-то хочет, чтобы его не беспокоили. На завтра, кстати, я слышал, на наш поезд выкуплен целый вагон для приезжих артистов. Но завтра не моя смена, к сожалению. Так что я даже посмотреть на них не смогу.
Эмилия: Да-да-да, сегодня как раз заканчиваются гастроли Петербуржского театра драмы у нас в Гомеле.
Проводник: Видимо, это для них. Вы меня простите, барышни, мне еще остальные  билеты проверить надо. Приятной дороги! Скоро чай и кофе вам предложу. Ознакомьтесь с нашим ассортиментом. Прейскурант на столе.
(Выходит)

Ксения (беря в руки прейскурант): Какой он всё-таки обходительный!
Настя: Кто? Проводник наш?
Эмилия: Приятный мужчина. И ведет себя корректно. Как и полагается проводнику поезда.
Ксения: Неужели он вам не понравился?!
Эмилия: А почему он должен мне нравится или не нравится? Он работник железной дороги. Его задача обеспечить нам комфортный проезд. И при этом не быть назойливым. С этим он справляется.
Ксения: А мне он очень понравился.
Настя: Мне тоже. Нормальный мужик! Побольше бы таких в школу! А то ни дверь тебе не придержат, ни тяжелое перенести не помогут сами, пока не попросишь. А этот сразу мне помог сумки  в вагон затащить, и в купе бы занес, да у него пассажиров много было. А я привычная, и сама справилась неплохо.
Епифанова: Да, мне он тоже помог. И улыбался. Приятный такой товарищ.
Ксения: Да? Может, он тоже тебя за актрису известную принял, вот и улыбался?
Епифанова: Думаешь, мог спутать? Ну да, я ж не в трениках сразу пришла. Я нормально так оделась, прилично. Это я здесь уже переоделась, чтоб удобней ехать было. А сразу да, можно было перепутать. Я с утра не поленилась, прическу навела. Чего б ему мне не улыбнуться?
Настя: Он и мне улыбался. Что с того?
Эмилия: Да, улыбка у него приятная. Он меня ею приветствовал.
Ксения: Да? Значит он со всеми так? А я уж было подумала…
Епифанова: Что понравилась ему? Так правильно подумала! Почему бы тебе ему не понравиться?! Ты ж не актриса какая-нибудь, со званием, перед которой нужно что-то строить из себя и быть обходительным.
Ксения: А и, правда. Да я часто мужчинам нравлюсь. Мне мой жених так и говорит: «Ксеничка, ты так прекрасна, что все мужчины головы сворачивают, вслед тебе глядя, а я горжусь, что ты им всем предпочла меня».
Эмилия: Как красиво ваш жених изъясняться умеет. Прям как в романе. Мне кажется, я подобные фразы только в романах читала.
Ксения: Кто-то романы читает, а кто-то ими живет.
Эмилия: О, вы правы, деточка! Вы правы! У меня было столько романов! Одних браков официальных шесть. Не исключено, что и седьмой будет. Я сейчас свободна. Сердце мое открыто. Предрассудками не отягощена. Кстати, нужно к нашему Василию Петровичу приглядеться получше. Интересный он всё-таки мужчина.
Епифанова: А ничего, что Ксюха на него глаз уже положила?
Эмилия: Разве? Я что-то на нём ничьих глаз не заметила.

Ксения обижается и выходит из купе в коридор.

Эпизод 6

Настя: Зачем вы с ней так? Мне, может, Василий Петрович тоже понравился. И улыбался хорошо. Но у меня муж и дети. И проводники меня не волнуют. А для девочки, может, это шанс в жизни?
Эмилия: Зачем ей, предпринимателю, этот железнодорожный шанс? У неё жених есть.
Настя: А, может, она сомневается на счет жениха. Когда по-настоящему любишь, на других не заглядываешься. Вдруг ей эта встреча с проводником поможет понять, что с женихом этим у нее и не любовь вовсе.
Епифанова: А вы считаете, что в брак вступать всегда нужно по любви, да?
Настя: Да. И не по романтической влюбленности или страсти, которые быстро проходят, а по любви, проверенной временем, расстоянием, трудностями.
Эмилия: Пока будешь проверять, жить некогда будет.
Епифанова: Думаю, лучше сразу уверенным быть, что с нужным человеком в семейную жизнь идешь, чем потом маяться или разводиться. Я с Настей согласна.
Эмилия: А я нет. Я придерживаюсь мнения, что во всем, и особенно в браке, должен присутствовать трезвый расчет.
Епифанова: Так вы что-то не так рассчитали? Шесть раз замуж ходили, а потом оттуда выходили.
Эмилия: Нет, я каждый раз всё правильно рассчитывала…
Епифанова: Я вот тоже в своей жизни столько раз всё на что-то рассчитывала-рассчитывала, а получала дырку от бублика.
Входит Ксения, услышавшая последнюю фразу.
Ксения: Это потому, что ты простая женщина, а была бы актрисой, как Епифанова эта, так всё бы у тебя сложилось иначе.
Настя: А актеры не люди что ли?
Ксения (Эмилии): Садитесь на свое место, а я здесь устроюсь.
Эмилия: Благодарю. Актеры, конечно, тоже люди. Но я согласна с Ксенией: у них всё иначе. У них жизнь – это страсти. Интриги!
Епифанова: Расследования (улыбается), разоблачения – веселуха!
Настя: Откуда нам знать?
Эмилия: Я всякого у нас в филармонии повидала. Да и друзья у меня есть из театральных кругов. Я столько о жизни этих звезд кино и актеров театра наслушалась. Не приведи Господи.
Настя: Может, вы просто завидуете?
Эмилия: Чему? Безудержной страсти? Успеху у мужчин? Головокружительной карьере? Признанию зрителей? У меня всё это было. Меня и сейчас узнают. Знающие люди. Так чему завидовать? Кочевой гастрольной жизни? Гостиничной еде и номерам с тараканами? Хм. А сцена! Это же сплошные сквозняки!
Епифанова: Завидовать нечему! Это точно! То в холод в одной сорочке, то в жару в телогрейке. Им же еще роли приходится учить – по несколько страниц текста. Грим часами накладывать, носить на лице, потом снимать. Кожа не дышит. А главное, любой может не только судить о твоей работе, но и разглагольствовать о твоей жизни.
Эмилия: Да, именно! (обращаясь ко всем) Вы же все видели вчера «Идиота» на нашей сцене!
Епифанова: Это вы о ком, простите?
Эмилия: Это я о спектакле гастрольном. Вчера в театре давали «Идиота». По роману Достоевского. Фёдора Михайловича! И ваша распрекрасная Епифанова играла в этом спектакле. Знаете кого?
Епифанова: Кого же?
Эмилия: Ни за что не угадаете! Думаете генеральшу Епанчину?
Епифанова: Не знаю такую!
Эмилия: Роман прочтите! Она по возрасту как раз на неё подходит! Так нет же - она играла Настасью Филипповну.
Епифанова: А это кто?
Эмилия: Главная героиня! Молодая женщина!
Епифанова: А, да-да, припоминаю.
Настя: Епифанова прекрасно выглядит!
Эмилия: Вот! И все видели вчера это безобразие!
Епифанова: Нет! Я, к величайшему сожалению, этого не видела! Я в другом месте была.
Эмилия: Так мы вам сейчас расскажем про ту, на кого вы так похожи. Вы вообще когда-нибудь на ее спектаклях были? Видели её на сцене?
Епифанова: Как-то не довелось.
Эмилия: Как же так можно?! Иметь такое феноменальное сходство и даже на спектакле у неё не побывать!
Епифанова: Так дорого! Она же в Санкт-Петербурге, а я в Гомеле. Там билеты дорогущие, плюс дорога, плюс проживание! Дороговатое удовольствие.
Настя: Так почему вчера не сходили? Раз она в Гомель приехала.
Епифанова: Я хотела. Я была там. Рядом. Недалеко. На работе. Но задержалась. Не успела. Не попала. Пропустила. Не увидела.
Настя: Обидно.
Епифанова: Мне тоже. Очень.
Ксения (Эмилии): А вам что, пьеса не понравилась?
Эмилия: Во-первых, нет такой пьесы – «Идиот». Есть роман. И они попытались поставить спектакль по мотивам романа. По мотивам! Это ключевое слово! А в Достоевском нет ничего лишнего. Как можно было так вольно обращаться с текстом?!
Настя: Всё они прекрасно сделали. Слог Достоевского для современного человека тяжел и непонятен. Они оставили самые значимые места без изменений, но многое упростили. Я сожалела, что не привела учеников на этот спектакль. Мы как раз этот роман скоро на внеклассном чтении проходить будем. Понимаете – «проходить»?! И фильм смотреть я их заставить не могу, а спектакль они бы осилили и многое поняли, основное усвоили. Было бы о чем с ними потом на уроке поговорить.
Ксения: О чем, собственно, здесь говорить? Падшая женщина, а её все так любят! Хотят её. Даже жениться на ней хотят. Сами. Никого волоком тащить не надо. Слетаются на неё, как мухи на… А что в ней такого, собственно?
Епифанова: Я вспомнила! Она роковая женщина. Я читала когда-то.
Эмилия: Именно! Роковая! А Епифанова ваша разве роковая?
Настя: Вполне! И в роли этой, и в жизни!
Эмилия: Жизнь её сейчас брать не будем. Еще успеем об этом поговорить. А на сцене! Вы только посмотрите на неё! Располнела!
Настя: Во времена Достоевского полнота была признаком  хорошего здоровья.
Эмилия (не слушая её): Корсет грудь задрал ей под самый подбородок. Глазами так зыркает, что не только Рогожин с Ганькой со стульев падают, но и мужики в зале ерзать начинают. Один Мышкин на неё спокойно реагировал. Наверное, потому что с потенцией у него того, девственно всё и незнакомо ему.
Настя: Так вы опять завидуете! Вы правы! Огненная она женщина! И Настасья Филипповна, и Епифанова! Муж мой так и сказал: «Огонь-баба!».
Ксения: И вы не заревновали?
Настя: Ревновать? К кому? К актрисе? Если бы он сейчас здесь с нами ехал,  а на месте Сашеньки была бы настоящая Епифанова, и он за ней приударять стал или улыбаться, как наш проводник, я бы, может, и забеспокоилась. А в зрительном зале сидя, волноваться не о чем.

Эпизод 7

Заходит проводник.

Проводник: Девушки, что будем? Чай, кофе, печенье, вафли, шоколад?
Епифанова: Легок на помине! А мы как раз о вас говорили.
Проводник: В самом деле?
Епифанова: Конечно! Вы нам всем здесь очень понравились.
Ксения: Что ты такое говоришь?
Епифанова: Правду говорю. На железной дороге такие приятные обходительные мужчины нечасто встречаются.
Эмилия: Это верно.
Проводник: С такими милыми дамами легко быть приятным и обходительным. Уж вы мне поверьте: пассажиры разные бывают. Но сегодня мне невероятно повезло (выразительно смотрит на Епифанову)
Настя: Ааа, вы тоже приняли Сашеньку за известную актрису?
Проводник: Тоже?
Эмилия: Да, мы все так сначала подумали.
Епифанова: Ну, не все, Эмилия, а только вы.
Проводник: И, тем не менее, мне повезло. Вот в прошлую мою смену у меня в вагоне духовой оркестр ехал. И мы два часа не могли разместить их  с инструментами. Альты, тромбоны, валторна. Ехать долго. Люди отдохнуть, поспать хотят. А кому-то репетировать приспичило. Я-то музыку люблю. И живое исполнение тоже. Но когда духовые инструменты из разных купе начинают соревноваться между собой в громкости – это, я вам скажу, то еще испытание! А сегодня вагон тихий, спокойный, без кричащих детей, лающих собак, матерящихся футболистов. А ваше купе – это отдельная песня: о прекрасных дамах.
Ксения: Как приятно!
Проводник: …которым я рад предложить выпить что-нибудь горячее и перекусить. Пока вагон-ресторан не открыли.
Епифанова: Вы нас обворожили, Василий Петрович. Придется вам почаще к нам заглядывать.
Проводник: Буду только рад!
Епифанова: А пока мне кофе, пожалуйста, двойной, без сахара. И шоколад.
Настя: Да, мы вам очень рады. Мне чай. Зеленый с лимоном. И печенье.
Эмилия: Спасибо. Мне пока ничего не надо. Если что, я подойду. Расскажете мне о ваших интересных поездках.
Проводник: Буду рад.
Епифанова: Лучше к нам заходите – нам всем будет интересно послушать.
Ксения: Да! Вот именно! А мне тоже чай. Пожалуйста. И печенье. И вафли. И шоколад! А можно я вам помогу?
Проводник: Если хотите (улыбается).
Выходят вместе.
Эмилия: Надо бы и мне все-таки чая попить (встаёт, прихорашивается, намеревается выйти).
Настя (не пуская Эмилию): Сидите уже! Пусть пообщаются. Без вас. Найдете себе для седьмого брака кого-нибудь другого.
Эмилия: Зачем кого-нибудь, когда вот оно само по вагону ходит.
Епифанова: Вы же говорили, что он только работник железной дороги и должен обеспечить нам комфорт. Неужели передумали?
Эмилия: Еще не решила. Вот и хочу с ним поближе познакомиться.
Епифанова: Поближе познакомиться к нему уже Ксюха пошла. Вы что ж табунами к нему ходить будете? Лучше б не отпускали его: сразу выяснили все анкетные данные – здесь, на месте! А там уже приняли решение, годится он вам в мужья или нет. Произвели расчёт, так сказать.
Эмилия: А это дельная мысль!
Настя (Эмилии): Да она шутит. Зачем он вам? Он же вас моложе.
Эмилия: И что? Актрисам разным не зазорно быть старше мужей. А я что, хуже? Даже я лучше во сто раз.
Епифанова: Я смотрю, некоторым актрисам за вами не угнаться. Когда ж вы успели шесть раз замужем побывать?
Эмилия: Что, молодо выгляжу? Да. Мне есть, чем гордиться. И замуж выйти не сложно. Войти, так сказать, в эти врата рая или ада. Кому уж как повезет. А вот без потерь из него выйти бывает трудновато. И удавалось это не всегда. Но я вам сейчас своих секретов выдавать не буду. Подожду, когда Ксения вернется.
Епифанова: Пойду схожу за ней.
(выходит)

Эпизод 8

Ксения и проводник общаются в коридоре. К ним подходит Епифанова.

Ксения: Вы так думаете? (хихикает)
Проводник: Убеждён!
Ксения: Ой, спасибо больше! Мне никто никогда таких слов не говорил! (замечает подошедшую Епифанову) Вернее, конечно, мне это много раз говорили, но всё равно каждый раз приятно это слышать.
Епифанова: Я смотрю у вас тут всё в порядке (улыбается). А мы волновались за вас, Ксения. Особенно Эмилия волновалась. Так и рвалась прийти и нарушить ваше уединение. Что-то рассказать вам хотела. Очень. И вас, Василий Петрович, расспросить о чем-то намеревается. Вы уж не откажите.
Проводник: Разумеется.
Ксения: Да у нас тут всё в порядке. И без Эмилии. (смущенно улыбается). Я пойду за деньгами схожу и сразу вернусь. (уходит в купе)
Проводник: Вы сейчас на себя слишком были похожи, на себя настоящую.
Епифанова: Да? Разве?
Проводник (смущаясь): У вас осанка меняется и тон голоса.
Епифанова: Вы наблюдательны, Василий Петрович. Спасибо.
Проводник: Она вернётся сейчас. Давайте разговаривать как простые люди.
Епифанова: Давай! Приглянулась тебе наша Ксюха?
Проводник: Ксюша? Хорошая девушка! Я бы её в театр сводил.
Епифанова: Почему именно в театр? Почему не в ресторан? Ааа, дорого?!
Проводник: И это тоже. Но в театр с девушками ходить приятно и полезно даже.
Епифанова: Меня как актрису это радует. Что вы театр любите. Но в чём полезность-то? Полезно для здоровья или для души?
Проводник: Для общего представления о человеке. Иногда уже с первого посещения театра многое можно понять.
Епифанова: Что, например?
Проводник: Вот вы сказали, что я наблюдательный.
Епифанова: Так.
Проводник: И я наблюдаю, как девушка себя ведет, как на происходящее на сцене реагирует.
Епифанова: Интересно.
Проводник: Да. В жизни ведь разное бывает. Пока человека узнаешь. А на сцене за два часа может многое произойти, и приходится пережить и горе, и радость, и любовь, и разочарование. Кто-то слезу пускает от малейшего умиления и сразу за руку берет – значит, сентиментальная, ранимая и хочет, чтобы её опекали. А если на юмор, особенно тот, что ниже пояса, охотно откликается, то наши шансы приятно закончить вечер увеличиваются.
Епифанова: Занимательно!
Проводник: А кто-тосразу на разные темы о значимости семьи и брака начинает говорить, о верности и серьезных отношениях. Такую лучше к себе на чай в этот вечер не приглашать, а сразу до дома проводить и телефончик забыть.
Епифанова: Интересные наблюдения. Так ты не женат?
Проводник: Нет.
Епифанова: И что, не влюблялся никогда.
Проводник: Увлекаться, конечно, увлекался. Кого-то из своей жизни отпускать и не хочется. Но надо.
Епифанова: Это почему?
Проводник : А чтобы не приручила.
Епифанова: Так ты ж не собака.
Проводник : То-то и оно. Влюбляешься, голову теряешь, готов уже всю жизнь с нею прожить, а тут рядом другие барышни ходят. Красивые, интересные, умные даже. А тебе и посмотреть в их сторону нельзя. Всё, ты уже одной принадлежишь. Приручен. С руки ешь. Тьфу. Не переношу таких мужиков и сам таким становиться не желаю.
Епифанова: А как думаешь, мужик в браке верным быть может?
Проводник : Может. Точно говорю. Но здесь несколько вариантов есть.
Епифанова: Да, каких же?
Проводник : Первый, это верный – потому, что больше никому не нужен.
Епифанова: Так.
Проводник : Второй. Верный – потому, что ленивый.
Епифанова: Интересно.
Проводник : И третий. Просто дурак. Столько вокруг возможностей, а он…
Епифанова: В самом деле? На этом варианты закончились?
Проводник : Да нет, шучу я. Может быть мужчина верным. Если хочет.
Епифанова: Если любит?
Проводник : Нет, если хочет быть верным – будет. А любовь… Что о ней говорить? Её в руки не возьмешь, с собой не унесёшь, потеряешь – не найдешь.
Епифанова: Что ж. Ксюше, значит, надеяться не на что.
Проводник : Почему? Можно её в театр сводить. А там видно будет.
Епифанова: Своди-своди. О, она идёт уже. Ты только у неё про жениха спроси.
Проводник : А у неё жених есть?
Епифанова: Да.
Проводник : С таким я еще не сталкивался. Ну, посмотрим.





Эпизод 9

Подходит Ксения.
Ксюша: Ой, меня Эмилия заговорила совсем. Не опускала к вам. Чуть от неё отбилась. Она, Василий, просила вас обязательно к нам зайти, а то она сама к вам придет.
Епифанова: Энергичная женщина. Вернусь в купе. Задержу её.  Не буду вам мешать (подмигивает Ксении, уходит).

Проводник (Ксении): Мне сказали, что вы к жениху едете…
Ксения (пугаясь): К жениху?
Проводник: Или от жениха? Я не очень понял.
Ксения (растерянно): Или от жениха.
Проводник: Так как?
Ксения: К жениху, вроде.
Проводник: И скоро свадьба?
Ксения: Мы еще не решили. Нет. Не очень скоро. Зачем торопиться?
Проводник: Он в Питере живет?
Ксения: Нет. Да. Почти. По-разному. Он там хочет квартиру купить. Ближе к центру. Если понравится, то мы там вместе будем жить. Наверное.
Проводник (поникнув): Понятно.
Ксения (спохватившись): Но я еще точно ничего не решила. Просто он позвал – я поехала. Если мужчина зовет женщину, предлагает жить вместе, нужно же присмотреться хотя бы, правда?
Проводник: Конечно. А вашей работе это не помешает?
Ксения: Работе? Нет. Я думаю. Придумаю что-нибудь. Потом. Не сейчас. Сейчас мне нравится просто ехать в поезде, в одном с вами вагоне и разговаривать.
Проводник: Да, интересные у вас попутчицы оказались. Есть о чём поговорить.
Ксения: Это верно! Хотя мы сейчас там всё больше о театре говорим, об актерах и простых людях.
Проводник: Актеры тоже простые люди. Что в них особенного? Узнают их, правда, многие, да с лишними расспросами лезут. Это бывает неприятно, наверное.
Ксения: Наверное. Я не знаю. Забавно, что с нами едет Саша, которая так похожа на знаменитую актрису.
Проводник: Забавно, да. Но что мы всё о других? Расскажите о себе.
Ксения: О себе?
Проводник: Да. Чем вы занимаетесь?
Ксения: В свободное время?
Проводник: Точно! В свободное! Вы театр любите?
Ксения: В каком смысле?
Проводник: Ну, если мы с вами как-нибудь сходим вместе в театр, ваш жених не будет против?
Ксения: Жених? В театр?
Проводник: Ну да. Или вы только с ним в театр ходите?
Ксения: С ним – нет. Я с подружкой хожу.
Проводник: Так что, пойдете со мной?
Ксения: В театр?
Проводник: Да.
Ксения: А на какой спектакль? Я некоторые уже видела.
Проводник: Там пассажиры чай и кофе ждут. Я отойду ненадолго. Потом всё обсудим. Вы меня здесь подождете?
Ксения: Одна? Нет. Я, пожалуй, пока в купе вернусь. Чая попью, а потом приду к вам – стакан принесу.
Проводник: Приходите. Буду вас ждать.

Ксения зачарованная возвращается в купе.

Эпизод 10

Эмилия: Она играла ужасно! Развратно! Вульгарно!
Настя: Я с вами не согласна.
Эмилия: Это вы как хотите! Но вы, Сашенька, должны знать. Вы похожи на очень развратную женщину! Вернее, вы сами-то не очень похожи. На развратную. Вы сама по себе оставляется впечатление вполне приличной женщины, а Епифанова ваша развратница ещё та! Уж мне поверьте! Я многое в жизни повидала!
Епифанова: Я, конечно, с ней лично не знакома, но у меня о её жизни совсем другая информация.
Ксения: И какая же?
Епифанова: Что она всю жизнь одинока. Что мужчины её бояться, потому что она слишком сильная личность. В этом мы с ней похожи: меня тоже побаиваются. Но одинока я никогда не была. Меня всегда окружают люди. Дома, на работе… У меня, например, трое детей. И собака, лабрадор, и кошка, и попугаи. У меня муж, любимый, один – на всю жизнь. А у неё было три брака и все неудачные. И животных она не выносит. Любит, но не выносит. Аллергия у неё. На животных. И на людей. И поэтому она одна.
Эмилия: Это вы чушь говорите! Три брака – это уже пошлость и вульгарность! И детей, наверняка, рожала и где-то кому-то оставляла, а сама карьерой занималась да перед мужиками хвостом крутила! Насмотрелась я таких! Да она самого Достоевского в водевиль превратила! Вы видели (обращаясь к Насте и Ксении), какие она танцы устроила! Все мужики её пощупали!
Настя (возмущаясь): Это был очень хорошо поставленный и красиво исполненный танец! Вы согласны, Ксения?
Ксения: Танец? В спектакле? Да, мне тоже понравился. Только худой этот стоял столбом и ничего не делал.
Настя: Это князь Мышкин. Он вне бренности и суетности этого мира. Он на всё смотрит с высоты, но не свысока. Поэтому в танце не участвовал, но весь танец был завязан на нём. И как она на него смотрела!
Эмилия: Вот! Смотрела! Дырки на нём жгла! А он её просто жалел! Таких женщин только пожалеть-то и надо! Несчастные они! И Епифанова ваша несчастная!
Епифанова: Вот хорошо, что я не она! Вы бы при ней такого никогда не сказали!
Эмилия (успокоившись): Наверное, вы правы. Это было бы некультурно. А я всё-таки представительница интеллигенции.
Ксения: Интересно, а что бы вы сказали про вчерашний спектакль, если бы здесь Александра Епифанова с нами ехала.
Настя: Да, мне тоже очень интересно, что бы вы ей сказали.
Епифанова: И мне! Очень!
Настя: А давайте представим, что Сашенька – это она. Саша, притворитесь Епифановой, хоть на минуточку. Эмилия, что бы вы ей сказали?
Эмилия (тушуясь): Сказала бы, что это была интересная, неоднозначная постановка. Что её игра…
Настя: А вы обращайтесь к Сашеньке так, как будто вы ей это говорите.
Эмилия (воодушевившись): Ну, хорошо! Давайте поиграем в искусство! Все мы, барышни, когда-то мечтали стать актрисами или артистками, и не хуже других! (встает, поправляет на себе одежду, приосанивается). Дорогая Александра …
Епифанова: Никифоровна.
Эмилия: Дорогая Александра Никифоровна, позвольте мне выразить вам свой восторг той постановкой, в которой вы вчера блистали на сцене нашего театра. Ваша игра завораживала и вызывала бурю чувств. Мы сопереживали вам, сидя в зрительном зале, испытывая и любовь, и ненависть, и досаду, и разочарование, и злость. Мы вместе с вами мерили сцену шагами, пристальным взглядом прожигали мужчин и падали им в руки в страстном танце. Мы были в отчаянии от того, сколь холоден был князь Мышкин, даже предлагая решить всё браком. Хотелось разжечь в нем тот огонь, который съедал вас изнутри. Вы были неподражаемы, как, впрочем, и в каждой своей роли.
Епифанова (глядя с искренним восхищением и громко и горячо аплодируя): Превосходно! Какое преображение! Да вы настоящая артистка!
Эмилия (смущенно): Да? вы так считаете?
Настя: Вы меня поразили.
Ксения: Меня тоже. Но не своим талантом, а тем, как искусно вы врали.
Настя: Да, я тоже поражена.
Эмилия (с высокомерием): Почему же врала? Я сказала другую часть правды.
Ксения: Но вы же на самом деле думаете о спектакле и о самой актрисе совсем другое!
Эмилия: Но я же культурный человек, и никогда не стала бы говорить подобное ей в лицо. Это здесь, с вами я могу сказать о ней то, что я думаю на самом деле, а ей зачем это знать? Она звезда, обласканная публикой и властью. У неё миллионы – денег и поклонников. Мужчины валяются у её ног. Это мир богемы.
Настя: Вообще-то богема означает совсем не это.
Ксения: Да, а что же?
Настя: А то, что у актеров нет стабильности ни в деньгах, ни в чем другом. Кочевой образ жизни. И совсем нет тех самых миллионов. Может, они там и бывают, но крайне редко. Вот вы, Сашенька, кем работаете?
Епифанова: Я? На рынке я работаю. И с деньгами у меня всё нормально. Стабильно. Не то, что у богемы этой (смеется).
Ксения: На рынке? С внешностью Епифановой. Вообще себе не представляю! Подхожу я покупать, скажем, апельсины, а там ты, из вчерашнего «Идиота»!
Епифанова: А я апельсинами не торгую. Но меня тоже уважают. И по имени отчеству ко мне обращаются. И фамилию мою все на рынке знают. И дрожат от этой фамилии похлеще, чем от её, актерской. Хоть вы вот, глядя на меня, никогда ничего подобного не подумали бы.
Настя: Да? А какая у вас фамилия?
Епифанова: Готовы посмеяться?
Ксения: Говори уже!
Епифанова: Крошкина я. Александра Андреевна Крошкина. В детстве любимица родителей и всего двора, воспитателей и учителей в школе. В драмкружок не ходила. Зато посещала спортивную секцию по легкой атлетике. Шла на КМС, но однажды неудачно упала, получила травму. Про спорт пришлось забыть. Тело привыкло к физическим нагрузкам, а я, как  слегла на 4 месяца, так и начала набирать вес. После выздоровления быстро сбросила, но после каждых родов лишние килограммы нарастали. А еще работа нервная. Так что даже странно, что с такой разной судьбой мы с Александрой Никифоровной оказались так похожи.
Настя: Так кем вы на рынке работаете, Сашенька?
Епифанова: Сашенька Крошкина на рынке работает… ревизором.
Встает, широко расхаживает по сцене.
Я там Александра Андреевна. И моей скромной и тихой фамилии все боятся. Никто её не употребляет. За глаза меня зовут «Наша Александра». Знают, что спуску я никому не дам. За малейшую провинность рублем накажу. И жалости во мне на работе нет. Дома я заботливая мама и жена, хлопотливая хозяйка: пироги пеку, белье утюжу, песни напевая, с попугаями и цветами разговариваю. Только уроки с детьми не делаю. Это я мужу доверила. Чтобы доброй для своих детей оставаться. А на работе я персона поважнее актрисы Епифановой. От неё в жизни людей ничего не зависит: ни зарплата, ни качество продаваемых продуктов, ни настроение с утра. Она никакой ощутимой пользы людям не приносит…
Настя: Здесь я с вами не соглашусь.
Ксения: Я тоже.
Эмилия: Это почему? Какая от неё польза? Нет, не от вас, Сашенька, вы мне глубоко симпатичны, особенно теперь, когда совсем и не она, и не похожи даже, вы уж меня простите. А от этой рыжей вульгарщины какая польза?
Настя: Во-первых, Эмилия, вы ей просто завидуете. И настроены агрессивно. Уж не знаю почему и что она вам сделала. Но люди искусства, особенно такие талантливые, гениальные даже, приносят очень много пользы – душе, в первую очередь. Они сами живут на сцене, и нам дают возможность прожить события и чувства, сопереживая им и внутренне участвуя.
Епифанова (почти неслышно): Спасибо.
Ксения: «Внутренне участвуя» – как вы хорошо сказали! Внутренне участвуя! Вот именно! Я вчера смотрела на эту женщину в театре и видела, как она красиво одета, причесана, накрашена как удачно. Ей ведь не 25 уже, а как она хорошо выглядит, я тоже ей позавидовала. Смотрела на неё и думала: вот бы и мне так – быть красивой, яркой, уверенной в себе – тогда бы и у меня было бы много поклонников. Главное представить, что я такая, как она, - роковая женщина. И знаете, у меня получилось! Я накануне купила себе костюм, вот этот. Сама не знаю, зачем. Я ведь в техническом отделе работаю, чертежами весь день занимаюсь. Мне ни по работе, ни по жизни такие костюмы совершенно ни к чему, а тут вдруг захотелось – и я купила. Решила сегодня в дорогу надеть. Утром прическу сделала, макияж, плечи расправила и к поезду пришла, убежденная в том, что я прекрасна и всё будет хорошо! И вот! Всё получилось!

Долгая пауза. Настя и Эмилия ошеломленно смотрят на Ксению, а Епифанова – участливо.

Настя: Так никакого жениха у вас нет?
Ксения: Нет. К сожалению. Но это уже неважно! Меня Вася в театр пригласил!
Настя: Какой Вася?
Эмилия: Наш Василий Петрович?
Ксения: Да!
Епифанова: Вот молодец! Времени зря не терял!
Эмилия: Зря вы, девушки, меня к ним не пустили.
Настя: Почему зря? Может, у них всё сложится.
Епифанова: Ксюха, а ты чего от него хочешь? Один раз в театр сходить, под луной по парку прогуляться, чаёк-кофеёк выпить, задержаться до утра и потом разбежаться или любовь-морковь, дети, внуки?
Ксения: Ой, да я не знаю. У меня-то и до чайка редко доходило.
Епифанова: Но ты ж теперь роковая женщина!
Эмилия: Да какая она роковая? Ей до роковой еще не один раз в театр нужно сходить, да на правильный спектакль, а этот «Идиот» завтра уедет в свой Питер и поминай как звали.
Настя: Это вы о ком?
Епифанова: О чём. О целительной силе искусства и гастролях достославного Петербуржского театра драмы!
Эмилия: Да, именно об этом.
Ксения: Фух, а я испугалась, что вы про Васю.
В купе заглядывает проводник.
Проводник: Девушки, милые, стаканчики можно забирать? (мельком, но многозначительно смотрит на Ксению)
Эмилия: Василий Петрович, голубчик, погодите, не убегайте. Вы нам о себе обещали рассказать.
Проводник: Ой, девушки-красавицы! У меня работы столько! Вы меня простите, но нужно всё это отнести. (Ксении) Вы мне поможете?
Ксения: Конечно-конечно. Я сейчас.

Проводник уходит со стаканами. Ксения берет остальное.

Епифанова: Ты ему сказала, что жениха у тебя нет?
Ксения: Нет.
Епифанова: Вот и правильно. Ничего не говори. Пусть думает, что у тебя есть жених. Лучше мужчину в тонусе держать.
Настя: Да-да. Лучше не говори пока. И узнай, нет ли у него жены.
Ксения (остановившись в дверях): А что, может быть жена?
Эмилия: Еще как! Еще и не одна!
Ксения (почти выйдя, вернулась): Как это не одна?
Эмилия: Он может быть женат и не один раз.
Епифанова: А шесть, например.
Эмилия: А почему бы нет?
Ксения: Да ну вас! Скажете тоже! (делает шаг наружу, потом возвращается) Но я лучше спрошу. (выходит)

Эпизод 11

Настя: Надо же! Напридумала себе, насочиняла! И нас в это поверить заставила. Бывает же такое!
Епифанова: А что? Едем в поезде. Первый раз друг друга видим. И наверняка, последний. Можно всё, что угодно сочинить. Я вот тоже приврала чуток. Вернее, не всю правду сказала.
Эмилия: Да? Интересно-интересно. И что же это за правда? Может, вы, часом, все-таки Епифанова?
Епифанова: Далась вам эта Епифанова! Крошкина я. Простая женщина – Александра Крошкина. Такая же, как и вы, как и все – просто женщина. Которой сказали, что муж ей изменяет. И решила она, я то есть, свою жизнь круто изменить и от мужа уйти. Вот и еду в Питер. Сменить обстановку, всё обдумать и принять решение. От мужа я уехала, понимаете? Погуляю денек по каменному городу, по разводным мостам и решу, как жить дальше. Как жить дальше без него. Потому что с ним жить уже не смогу.
Настя: А это точно, что он вам изменил?
Эмилия: Точней не бывает.
Настя: Откуда вам знать?
Эмилия: Вот будь она актриса всесоюзного масштаба, сейчас, правда, таких не бывает, ну или заслуженная артистка, как вот близняшка её непохожая, так и то бы от измен мужика её бы ничего не уберегло, а если она ревизор на рынке, так тем более.
Епифанова: Почему это?
Эмилия: Потому что мужик никогда не может спокойно с бабой жить, если она сильнее его, если зарабатывает больше или положением выше. А как жить с ревизоршей? А?! Она же тебе спуску не даст. Пироги напечет, а сама все карманы проверит, получку до копейки пересчитает и где, с кем, когда был, выяснит. С такой долго спокойно не проживешь. Чтоб стресс снять, к другой бабе под бок побежишь. Или уйдешь совсем – однажды и обязательно. Я многое на своем веку повидала. Я жизнь знаю.
Настя: А мне кажется, что нельзя такие решения принимать, не будучи уверенной на все сто процентов. Сашенька, вы с ним разговаривали об этом? Спрашивали? Что он вам сказал?
Епифанова: Нет. Не разговаривала. Просто я давно подозревала, но не хотела себе в этом признаваться. А тут мои опасения подтвердили. Я и облегчение испытала (что не зря подозревала), и опустошение. Как жить дальше?
Настя: Так это же подозрения только и чужие слова! Может, напраслина всё. Он вас любит? Муж ваш. Любит ведь, наверняка.
Епифанова: Когда-то говорил, что любит. Сейчас не говорит.
Ксения подходит к купе
Настя: Это ничего не значит. Можно говорить и не любить, а можно очень сильно любить, но молчать об этом. У нас с мужем, знаете, какая традиция есть?
Эмилия: Традиция?
Настя: Да!
Епифанова: Какая же?
Настя: Мы каждый год в день свадьбы идем на наше место в парке, на скамейку у лебяжьего пруда. Там он мне и в любви признался, и предложение сделал. И мы договорились, что если кто-то из нас разлюбит другого, то приведет сюда и скажет об этом, без обиняков. И мы приходим каждый год и не знаем, что услышим. У нас по-разному было. Первые годы мы просто, смеясь, говорили, что любим друг друга. Несколько лет подряд я уже и не ждала этих слов. Один раз уже думала, что чувства остыли и погасли, а он мне тогда сказал, что увидел меня как-то на репетиции в  драмкружке, когда мы любовную сцену со старшеклассниками репетировали, и влюбился в меня заново. У меня как будто пелена с глаз упала, и всё загорелось с новой силой.
Ксения (стоявшая все это время у дверей): Хорошая традиция. Простите, я не подслушивала. Просто прерывать вас не хотела. Правда, замечательно вы с мужем придумали. А Василий, слава богу, не женат. И я ему о придуманном женихе всё рассказала. Он так обрадовался (смеётся).
Эмилия: А Саше муж изменил.
Ксения (сочувственно): Ах…
Настя: Мы этого наверняка знать не можем. Это лишь подозрения.
Ксения: Ты их вместе видела?
Епифанова: Нет. Но я стала замечать, что он очень изменился. Помолодел, повеселел, стал с кем-то часто общаться по телефону, а при моем приближении замолкать и ждать, пока я отойду. Если я спрашивала, с кем он говорил, он каждый раз придумывал что-то… Было видно, что он придумывает. Он никудышный актер – в этом отношении.
Эмилия: Да, все признаки на лицо.
Настя: Не могу не признать.
Ксения: А в постели как у вас?
Настя: Ксения!
Ксения: А что?
Эмилия: Да, это тоже весомый показатель.
Епифанова: Мы 15 лет женаты. Прежнего огня уже нет.
Эмилия: Я так долго никогда замужем не была, но догадываюсь, что мужчине нужно поддерживать огонь и горение фитиля с достаточной регулярностью, даже несмотря на возраст. Если у него с этим фитилем всё нормально.
Настя: Эмилия…
Эмилия: И не спорьте! У вас с вашим лебяжьим прудом после того, как он вас по-новому для себя открыл, тоже, наверняка, все засверкало и загорелось, как в прежние времена.
Настя (смущаясь): Должна признаться… Даже лучше.
Эмилия: Ну вот!
Ксения: Я вот Насте искренне и по-хорошему завидую, а Сашеньке сочувствую. У меня с мужчинами-то и отношений толком никогда не было, но быть обманутой – это ужасно. Мне у нас в институте один мужчина очень понравился. И я ему. Мы вместе обедать ходили. Смс-ками обменивались. Он меня даже в кино приглашал. Но когда я узнала, что у него жена есть, мне так гадко стало!
Настя: Так неизвестно ещё, что там у него в семье!
Епифанова: А что у него в семье может быть?
Эмилия: Ну, уж точно не актриса с тысячами поклонников. Какая-нибудь такая же Крошкина. Все жены одинаковые. Всем одинаково больно быть преданными. Так один раз тебя предадут, и ты больше уже никому никогда доверять не сможешь, и проживешь всю оставшуюся жизнь в кромешном одиночестве, даже без кошки, чтобы только никто не мог тебя больше предать.
Епифанова: В кромешном одиночестве?
Эмилия: Да. Беспросветном. Дом – работа. Работа – дом. Дома пусто. На работе людно. Но все люди мимо идут. Ключи берут, отдают, расписываются. И всё мимо тебя. И так каждый день, из года в год. И все твои года вслед за этими людьми – мимо, мимо. Зато никто не предаст. Никто не обманет. Потому что никто дороги в твою жизнь не знает. А ты паспорт сменишь, потому что много лет на земле живешь, и даже печати не останется о том, что была у тебя другая жизнь, что она закончилась и уже никогда не повторится. А могло ли быть иначе? Можно ли было его простить тогда? Было ли за что прощать? Я ведь доказательств измены не нашла. Мне просто люди сказали, а я поверила. Людям – поверила, а ему нет. И он ушёл. И не успели мы ни детей завести, ни традиции говорить о любви у лебяжьего пруда. Ничего не успели.

Эпизод 12

Входит проводник.

Проводник: Вы это о чем? Вагон-ресторан как раз открыт, и вы можете успеть занять хорошие места.
Настя: Вагон-ресторан? Это очень кстати. Признаться, мне всегда хотелось пообедать там, а не кулечки-тормозочки в купе разворачивать.
Ксения: Вы знаете, мне тоже!
Эмилия: Там дорого?
Проводник: У нас очень умеренные цены.
Епифанова: Тогда стоит сходить!
Настя: Пойдём обязательно!
Эмилия: И я с вами схожу. Побалую себя.
Ксения: Идемте-идемте!

Все выходят. Епифанова и проводник остаются.

Ксения (на выходе): Сашенька, а ты не с нами?
Епифанова: Нет, я останусь. Что-то голова разболелась. Побуду немного в тишине.
Ксения: С Василием Петровичем?
Епифанова: Не волнуйся, в театр с ним не пойду.
Ксения: Тогда ладно. (уходит)
Проводник: Решили в свет не выходить?
Епифанова: Я не одета для такого случая (указывает на спортивный костюм).
Проводник: Могут узнать вас?
Епифанова: Да. Не хотелось бы новых расспросов.
Проводник: А как здесь получилось?
Епифанова: Чудесно! Спасибо вам. Так приятно побыть простым человеком, без всех этих званий, известности на всю страну.
Проводник: И не одну.
Епифанова: И не одну.
Проводник: Как вам Беларусь?
Епифанова: А как вам Питер?
Смеются.
Епифанова: Заарканил Ксюху?
Проводник: В театр сходить согласилась.
Епифанова: На какой спектакль поведешь?
Проводник: На комедию. Их сейчас много. Есть из чего выбрать.
Епифанова: Главное, слишком долго не перебирать.
Проводник: Мне торопиться некуда.
Епифанова: Да, мужчины обычно не торопятся. Это женщины всё стремятся успеть. Замуж выйти, детей родить, дом обустроить. А потом за этим и себя не видно.
Проводник: Ну, не все женщины такие.
Епифанова: Конечно, не все.
Проводник: Женщины разные бывают. (задумавшись)А вообще я в душе романтик. И в женщине ищу родственную душу.
Епифанова: Да? И как же ты её ищешь?
Проводник: С помощью театра и группы «Ленинград».
Епифанова: Неожиданно! А поподробнее можно?
Проводник: Можно! Про театр я уже рассказывал…
Епифанова: Да.
Проводник: Так вот.  хорошо, когда с девушкой и в театре интересно, и после театра есть о чем поговорить. У меня была одна, с которой было хорошо на разные необычные и умные спектакли ходить. Она непонятные мне вещи объясняла. Очень удобно.
Епифанова: Очень! Побольше бы таких! А «Ленинград»  здесь причём? Они с театром как-то плохо у меня сочетаются.
Проводник: Вот, не скажите! Во мне они прекрасно сочетаются! И песни группы «Ленинград» для меня хорошая лакмусовая бумажка. Сразу помогают разобраться, найдем мы с барышней общий язык или нет.
Епифанова: Это как же?
Проводник: Если на дух не переносит и нос воротит – то всё, общего языка не найдём.
Епифанова: А если поклонница?
Проводник: Таких мало. Я редко встречал. Но с такими нужно ухо в остро держать, а то и без квартиры можно остаться.
Епифанова: Какой же идеальный вариант?
Проводник: Идеальный вариант: я люблю группу «Ленинград», а она не против и даже что-то вместе со мной поёт.
Епифанова: А ты поёшь?
Проводник: Пою! Но только с близкими друзьями.
Епифанова: А со мной споешь?
Проводник: Поклонница группы «Ленинград»?
Епифанова: Нет. Но отдельные песни мне симпатичны.
Проводник: Какие, например?
Епифанова: Дай подумать. «Ты просто космос, Стас», «Рыба моей мечты», «Сиськи», и «В Питере – пить». Только никому не говори.
Проводник: Неожиданно. Замётано. А я люблю «Обезьяна и орел». Да многие песни люблю! У меня одна знакомая даже переделала припев песни «Ты просто космос», чтобы про меня получилось.
Епифанова: Да? И как?
Проводник: Сейчас вспомню. «Ты просто космос, Вась. Ты просто космос. Люблю тебя, смеясь. Ты просто космос, Вась». Секс с ней был… ммм. Только Ксении об этом ни гугу? Хорошо?
Епифанова: Само собой. Ты у неё про «Ленинград» уже спрашивал?
Проводник: Еще нет. Это так быстро не делается. Это после театра обычно. Интересно же с женщиной еще и поговорить. А вдруг родную душу найдешь.
Епифанова: А что, за столько лет еще не нашел?
Проводник: Ну как сказать.
Епифанова: Может, не там искал?
Проводник: Да была у меня… Любовь. Настоящая.
Епифанова: Да неужели. И сколько раз ты её в театр сводил, чтобы это понять?
Проводник: Да я это еще до театра понял.
Епифанова: И «Ленинград» слушала?
Проводник: Сам удивился. Никак не ожидал, что ей такое может понравиться. Но она умела чувствовать меня. Я этого даже боялся.
Епифанова: Разве это плохо?
Проводник: Иногда очень пугает.
Епифанова: Ну, вообще-то я тоже своего мужа чувствую. Мне кажется, это нормально.
Проводник: Да понятно. Такое часто бывает. Но здесь что-то феноменальное было. Когда человек твои мысли знает. На расстоянии тебя ощущает.
Епифанова: Экстрасенс что ли?
Проводник:  Вроде того. Вот как с такой жить? Ты налево сходишь, а она всё про тебя узнает.
Епифанова: А зачем налево ходить?
Проводник: Это я к примеру.
Епифанова: Плохой пример. Похоже, мне муж изменяет. И я тоже это чувствую, хоть никакой я не экстрасенс. Думаю, это все женщины чувствуют.
Проводник: Может, просто кажется?
Епифанова: Может. Вот я и еду это узнать. На день раньше еду. Как в плохих анекдотах.
Проводник: Там обычно муж из командировки раньше возвращается.
Епифанова: Обычно да.
Проводник: А он по профессии кто?
Епифанова: Актер.
Проводник: Да? Я не знал. А кто?
Епифанова: Евгений Комаров.
Проводник: Тот самый?
Епифанова: Тот самый.
Проводник: И давно вместе?
Епифанова: Давно. 15 лет.
Проводник: А если изменяет, тогда что?
Епифанова: Уйду.
Проводник: Правильно. Одно уходит – другое приходит. В жизни всегда так.
Епифанова: Боюсь, такого уже не будет.
Проводник: Какого такого?
Епифанова: Такой любви.
Проводник: Любовь? Это овощ или фрукт? Ааа, это ягода!  (напевает) Ягода малина, нас к себе манила, ягода малина летом в гости звала.
Епифанова: (подпевает) Как сверкали эти искры на рассвете. Ах, какою сладкой малина была.
(напевают мелодию песни – без слов)
Епифанова: Нет, думаю, любовь – это не ягода-малина, а одно сердцебиенье на двоих.
Проводник: Красиво сказано, но так не бывает.
Епифанова: Почему не бывает? Ты же сам говорил, что была у тебя такая женщина. И «Ленинград» пела, и чувствовала тебя.
Проводник: Была.
Епифанова: И что?
Проводник: А ничего. Потерял я ее. Решил, что устоявшийся мир мне дороже. Всегда был рисковым парнем, но в этом вопросе рискнуть не решился.
Епифанова: Привычный уклад жизни нарушить побоялся?
Проводник: Да.
Епифанова: Понимаю. Но, может, стоит наплевать на свои страхи? Я вот очень боюсь, что приеду домой, а муж мой с другой. И могла бы завтра приехать, сделать вид, что никто мне ничего не говорил, и жить дальше. Но я еду сейчас, сегодня, чтобы свои опасения подтвердить или опровергнуть. Может и ты, рискнув, стал бы счастлив?
Проводник: Да я и так счастлив! Я всегда счастлив! Даже, если на душе кошки когти точат. Я умею быть счастливым в любых жизненных обстоятельствах! И всегда улыбаюсь! Это мой жизненный принцип!
Епифанова: Это твой самообман, Вася.
Проводник: Может, и так.
пауза
Епифанова: А где она сейчас?
Проводник: Кто?
Епифанова: Ну та, что потерял.
Проводник: А, да живет недалеко. Вижу иногда. Здороваемся.
Епифанова: И всё?
Проводник: А что еще надо?
Епифанова: Сводил бы в театр еще раз? «Ленинград» бы спели вместе, а?
Проводник: У неё ребенок.
Епифанова: Да это разве проблема? Будь смелее. Я за Женьку выходила с двумя детьми от разных браков. И всё срослось.
Проводник: Восхищаюсь!
Епифанова: Да я сама восхищаюсь! И люблю. Вот как уйти от такого?
Проводник: Тогда нужно остаться?
Епифанова: Не знаю.

Эпизод 13

Возвращаются Ксения, Настя и Эмилия.

Эмилия: Василий… Петрович! Как хорошо, что вы здесь. Вы, Александра, с нами не пошли, а мы вам шампанского принесли, чтобы поднять граненые стаканы за встречу.
Настя: Василий, можно вас попросить принести стаканы и присоединиться к нам?
Ксения: Да, мы будем очень рады!
Проводник: Конечно-конечно! Разве можно отказать таким очаровательным дамам?!
(выходит)
Епифанова (Ксении на ушко): Ты к группе «Ленинград» как относишься?
Ксения (недоумевая): Нормально.
Епифанова: Значит, шанс есть.
Эмилия: А о чем вы тут с Василием… ммм… Петровичем так долго разговаривали?
Епифанова: О необходимости преодолевать свои страхи!
Настя: Это правильно! Долой страхи! Нужно быть открытым для нового, превозмогать себя – и всё получится!
Ксения: У меня же получилось!
Эмилия: А я себе кота заведу! Или мужчину! Василий, вы где?
Епифанова: Василий уже занят.
Ксения: Вот именно!
Настя: Не посягайте на святое! Отбивать мужчину у подруги некрасиво.
Епифанова: А вы уже подругами стали?
Настя: Просто эта бутылка шампанского не первая.
Епифанова: Понятно-понятно.
Эмилия: Мы по чуть-чуть.
Ксения: Да, больше на пол пролилось, чем мы выпили. Но нам не жалко! Мы решили здесь продолжить – вместе с Василием.
Настя: Если он согласится.
Епифанова: Мы еще попросим его спеть! Он, оказывается, поёт!

Входит проводник

Проводник: Девушки, вы не поверите, но совершенно случайно у меня нашлись бокалы. А вот закуска – угощаю.
Эмилия: Как щедро! Это из чаевых?
Проводник: Не ехидничайте. Вам не идёт.
Эмилия: Вы правы, лучше быть великодушной. Это красит женщину – разглаживает морщины на лице.
Епифанова: Эмилия, вы просто подарок какой-то! Вся эта поездка – это просто подарок! Я её никогда не забуду.
Эмилия: Подождите. Нам еще нужно постараться провести её так, чтобы было, что вспоминать.
Проводник: Девушки-красавицы, вы тут организовывайте себе воспоминания, а мне нужно работать. Оставляю вас, но не прощаюсь.
Ксения: Вы уходите?
Проводник: Я на работе.
Настя: Как жаль.
Епифанова: Трудитесь-трудитесь, Василий. Мы и без вас справимся.
Эмилия: Значит, веселья не будет, остается вести задушевные разговоры. Давно я ни с кем по душам не беседовала.
Ксения: И я.
Настя: Готова присоединиться.
Епифанова: Обещаю не отставать.







Эпизод 13


Звучит музыка. Вальс Евгения Дога из к\ф «Мой ласковый и нежный зверь». Ей вторит звук едущего поезда. Женщины танцуют. По очереди. Каждая свою партию. И рассказывают о своей жизни.

Ксения: Мне было 5 лет, когда я впервые любилась. В мальчика из нашего двора. Его звали Игорем. «Игорёк», - звала его мама. А я тогда «р» не выговаривала. И у меня получалось «Иголёк». Иголёк-уголёк, нашу Ксюшу уволок, завязался узелок, путь не близок, не далёк. Ему нравилась другая девочка, но он любил играть со мной, давать мне указания и смотреть, как я делаю всё, что он скажет. Однажды он велел мне поймать лягушку. Я долго крутилась вокруг неё, ловила, она выпрыгивала из рук, была скользкой и неприятной. Но я всё-таки смогла зажать её в руках, несмотря на отвращение, принесла её к нему, протянула дрожащие руки, а он посмотрел на меня, на мои руки и сказал: «Да не нужна мне твоя лягушка противная. И ты сама, противная, мне не нужна!» С тех пор меня стали дразнить во дворе «Царевной лягушкой», а потом просто «лягушкой». А я всё жду, когда встречу мужчину, который увидит во мне Царевну.

Настя: Я всегда мечтала стать артисткой. Но мне с детства говорили, что я ни петь, ни танцевать не умею, что ничего артистического из меня не выйдет. В лучшем случае – учительница в школе. А я была послушная. До безобразия. Детям нельзя быть такими послушными. Им это очень в жизни мешает. Но тогда я этого не знала. Я пошла учиться на филологический. У нас там такие литературные вечера устраивали! Мы и пели, и танцевали. И сценки разыгрывали, и обряды показывали. Там мой артистизм и проявился. Там мы с Димой, мужем моим, и познакомились. Он пришел к однокурснику нашему, остался посмотреть очередной наш литературный вечер, увидел меня в роли девушки-гусара и влюбился.

Эмилия: А я никогда не влюблялась. Не разрешала себе. Мама мне всегда говорила, что любить других больно, что в семье лучше, чтобы любили тебя. Николай мне сразу сказал: «Эмилия, вы созданы для меня. Я буду любить вас всю жизнь. И от большой любви даже возьму вашу фамилию». Он стал Николай Гинзбург. Даже после нашего развода оставил мою фамилию себе. Папа очень переживал, что у Николая могут родиться дети, наследовать нашу фамилию и не быть продолжателями рода Гинзбургов. Я была единственная дочь. Но исправить ничего уже не могла.

Епифанова: В детстве меня все звали Сашенькой. Мама любила заплетать мне волосы. Долго расчесывала их, брала широкие ленты, вплетала их в косы и делала мне красивые банты. А однажды волосы мне обрезали. Отправляя в долгую поездку с родственниками, среди которых не было умелицы их заплетать. Из девочки Сашеньки с большими бантами в длинных косах я превратилась в пацанёнка Саньку. Я много раз хотела отрастить себе длинные волосы и попросить маму заплести мне косы, как в детстве, чтобы она долго их расчесывала, бережно заплетала, целовала меня в обе щеки и называла Сашенькой.

Эпизод 14

Звук-стук колес – ритмичный и убаюкивающий. Женщины переходят в купе.

Настя (всматриваясь в окно): Подъезжаем уже. Нужно вещи доставать. Девочки, вас будет кто-нибудь встречать?
Ксения: Меня здесь некому встречать. Мне еще в гостиницу нужно. Эмилия: Я к старой подруге еду. В прямом смысле слова старой. Но её внук обещал меня встретить и сопроводить. Я в таком большом городе плохо ориентируюсь.
Настя: Меня сестра встретить должна. Я её большой семье много гостинцев везу. Она обещала на машине меня забрать. А вас, Сашенька, встречает кто-нибудь.
Епифанова: Не должен.
Заходит проводник.
Проводник: Девушки, через десять минут прибываем. Приготовьтесь, пожалуйста. Если что-то надо, я помогу.
Эмилия: Надо-надо. Спасибо.
Ксения: Будем рады.
Епифанова: Мне еще переодеться надо.
Настя: Мне помощь не помешает. (проводник уходит) Но у нас еще несколько минут есть.
Епифанова: Девчата, мне так приятно было с вами познакомиться, что даже жаль расставаться
Настя: Мне тоже. Очень!
Ксения: И мне! Вы уж извините меня, что я обманывала вас в начале.
Настя: Не ты одна.
Эмилия: Вы на меня намекаете? Я не обманывала. Я играла. И, согласитесь, играла самозабвенно (добродушно смеется). Даже сама себе поверила!
Епифанова: Так сыграть даже сама Епифанова бы не смогла!
Эмилия: Да куда ей до меня!
(все смеются)
Настя: Это точно!
Эмилия: Хотя, признаюсь, мне бы очень хотелось с ней лично познакомиться. Вы ведь были правы, Настенька, я ей немного завидую.
Епифанова: Чему вы завидуете?
Эмилия: Она столького в жизни добилась! И семья, и карьера. И успех какой!
Ксения: И знаменита на всю страну!
Эмилия: Каждый день цветы, поклонники, восхищение и восторги. Новые роли, новые возможности прожить столько жизней, столько чувств испытать! (через паузу) Надо будет мне завести кошку и назвать её Александрой!
Настя: Это в вас нереализованные способности так бурлят! И Епифанова здесь ни при чём!
Эмилия: Согласна. (достаёт из сумочки носовой платок вытереть выступившие слезы, находит программку) У меня вот программка со спектакля сохранилась. Я хотела подойти к Епифановой, автограф попросить, но у служебного входа сорок минут простояла, замерзла, не дождалась и ушла.
Ксения: А я даже программку не купила. Не догадалась как-то.
Настя: У меня программка есть. Дома лежит. В комоде. У нас с мужем традиция: мы покупаем театральные программки и храним их.
Епифанова: Знаете девочки, мне тут подарили набор открыток с фотографиями Епифановой. Подруга сама сделала. И вручила мне. Мол, вдруг в Питере с этой актрисой встретишься, так автограф попросишь.  Эмилия: Это если у вас есть время под театром часами караулить!
Епифанова: Знаете, что я подумала? Я  всё-таки на неё чем-то похожа. Давайте я вам эти открытки подпишу – от себя! На память о нашей поездке.
Ксения: Прекрасная идея! Это даже интереснее, чем автограф самой Епифановой!
Настя: Мне эта идея тоже нравится!
Эмилия: И я не откажусь! Буду всем рассказывать, что ехала в поезде с самой Епифановой, что у неё настоящая фамилия Крошкина, что она нам о своей жизни всё, как есть, рассказала и оставила автограф с настоящей фамилией! И все мне поверят! Уж не сомневайтесь!
Епифанова: Мы в вашем таланте и не сомневаемся!
Достает фотографии из сумки, подписывает и раздает женщинам.
Ксения (любуясь снимком): Красивая какая! Спасибо, Сашенька! Все-таки вы с ней очень похожи!
Епифанова: Это только внешне.
Настя: Спасибо! Можно я вас поцелую?
Епифанова: Конечно!
Настя целует её в щеку.
Эмилия: Благодарствую! Мне тоже захотелось что-то вам в ответ дать о себе на память. Вот эту программку, пожалуй, со спектакля я вам и подарю. Так, как будто ей. (пишет что-то на программке) Вот: «Великой актрисе Александре Епифановой от не менее великой поклонницы Эмилии Гинзбург». Держите!
Епифанова: Спасибо вам, Эмилия! Найдите в своем городе актерские курсы! Сцена ждёт вас!
Эмилия: Это прекрасная идея! Я обязательно так и сделаю! Скажу им, что сама Епифанова меня благословила!
Епифанова: Да, а я, когда увижу ваше имя на афишах, обязательно приду!
Ксения: И я тоже! Обязательно!
Настя: Это было бы прекрасно! Тогда и я непременно приду.
Епифанова: С мужем?
Настя: Конечно!
Эмилия: Буду ждать этого момента!

Женщины потихоньку выходят. Все, кроме Александры. Она уходит за кулисы переодеться. Появляется в том же виде, в котором была в самом начале. В купе заходит проводник.

Эпизод 15

Проводник: Я помогу с вещами.
Епифанова: Да, спасибо, любезнейший (иронично).
Проводник: Я очень рад знакомству. О души.
Епифанова: И я очень рада.
Проводник: Как прошла дорога? Барышни не утомили.
Епифанова: Нет. Всё было прекрасно. Мы очень душевно пообщались. Давно такого в моей жизни не было. Спасибо, что подыграл мне.
Проводник: Это было интересно! Я заметил, что девушки наши выходили со  снимками на память. Ксения мне похвасталась. Я чуть не признался ей.
Епифанова: В любви?
Проводник: Нет, конечно. Думал, что им все-таки стало известно, с кем они ехали в одном купе, но вовремя спохватился, прочитав фамилию на фото.
Епифанова: Да, захотелось что-то оставить им на память.
Проводник: Может, найдется еще одна фотокарточка и для меня?
Епифанова: Конечно, найдется! (достает снимок, подписывает, отдает проводнику)
Проводник (читает): «Самому милому и доброжелательному работнику белорусской железной дороги Василю Паровому от признательной пассажирки Александры Епифановой, с пожеланием легкой дороги,  счастливой жизни и взаимной любви. А также найти то, что потерял». Спасибо огромное! Тронут-тронут! А последнее зачем? Я уже с Ксенией договорился сходить в театр.
Епифанова: Сходи, конечно, а потом сам решай, что тебе в жизни нужно.






Эпизод 16

Заходит муж Епифановой.

Муж: Добрый день.
Проводник: Здравствуйте.
Епифанова: Женя? Ты как здесь?
Муж: Узнал, что ты раньше возвращаешься. Решил встретить. Это твои вещи?
Епифанова: Да.
Муж (проводнику): Вы, не очень молодой человек, оставьте нас, пожалуйста..
Проводник: Это конечная станция. Пассажиры должны покинуть вагон.
Муж: Мы его сейчас покинем. Обязательно. Всего доброго.
Проводник: До свидания.
Епифанова: Прощайте.

Проводник  уходит.

Муж: Как доехала?
Епифанова: Прекрасно.
Муж: Почему не предупредила?
Епифанова: Сюрприз хотела сделать.
Муж: Не удалось?
Епифанова: Как ты узнал, что я приезжаю?
Муж: Доброжелатели донесли. Сказали, что ты возвращаешься раньше, чтобы…
Епифанова: Чтобы что?
Муж: Встретиться с любовником.
Епифанова: Я? С любовником? А, может быть, это ты собрался встретиться с кем-то, а я тебе помешала?
Муж: О чем ты говоришь?
Епифанова: О том, о чём весь Питер судачит. Одна я обо всём последняя узнаю.
Муж: Да пусть судачат. Первый раз что ли? Зачем ты слушаешь?
Епифанова: А что мне, уши заткнуть, когда мне про тебя такие вещи говорят?
Муж: Лучше заткнуть рот тому, кто говорит.
Епифанова: Да я хотела. Только подходящего кляпа под рукой не оказалось. Пришлось всё выслушать, все подробности: где, сколько раз и с кем.
Муж: И ты поверила? Уже сколько раз наговаривали. Откровенно врали. И ты же сама потом со своей подозрительности смеялась, и вот – опять поверила.
Епифанова: А сам? Прибежал! Наговорили. Поверил. И прибежал!
Муж: Я волновался.
Епифанова: За меня?
Муж: За себя! Как я без тебя буду? Или ты мне предлагаешь рогоносцем по всей стране разъезжать?
Епифанова: Каким рогоносцем? У меня кроме тебя нет никого!
Муж: Тогда зачем ты приехала раньше?
Епифанова: Я же тебе говорю: чтоб с другой тебя застать.
Муж: У меня нет другой!
Епифанова: А с кем ты по телефону всё время говоришь? Волосы вон подкрасил, два килограмма сбросил – для кого?
Муж: Для роли!
Епифанова: Для роли? Какой?
Муж: Мне роль предложили в постановке самого Миклашевского!
Епифанова: Когда?
Муж: Да еще месяц назад.
Епифанова: Почему ты мне не говорил?
Муж: Да у тебя всё спектакли, съемки, гастроли. Ты меня вообще не замечаешь. Когда с тобой об этом говорить?
Епифанова: Но по телефону с кем-то ты же нашел время об этом поговорить.
Муж: Нашёл. Сашку.
Епифанова: Какую Сашку?
Муж: Почему «какую»? Сашку Потапенко, из драматического. Его тоже в эту постановку позвали и утвердили уже, а мне только сегодня позвонили. Хотел порадовать тебя, рассказать, а тут…
Епифанова: Так что, что тебе сказали?
Муж: Утвержден!
Епифанова: На какую роль?
Муж: На главную!
Епифанова: Так это же здорово! Я тебя поздравляю! Давай забудем про все эти наговоры! Ты лучше про постановку мне всё расскажи!




ноябрь 2017


Рецензии