Написать письмо Чубайсу. Из Цикла Байки

   В это не верится, но это так: это была самая крупная стройка Сибири.
Впоследствии отодвинутая в тень такими гигантами, как Братская, Красноярская, Саяно-Шушенская ГЭС, БАМ, наша Новосибирская ГЭС была крупнейшей сибирской стройкой тех лет. Потом, потом были БАМ, Красноярск, Братск…
        Всё познаётся в сравнении. Теперь многие из нас с доброй, снисходительной улыбкой читают в юбилейных публикациях горделивые цифры тогдашних рапортов трудовых побед: все эти миллионы кубометров вынутого и перемещённого грунта, сотни тысяч  кубов железобетона, десятки тысяч тонн металлоконструкций. Эти цифры давно оказались превзойдены на других стройках, забавной кажется тогдашняя техника.
        Но сила человеческого духа, созидательный порыв, трудовой накал и энтузиазм остаются непревзойдёнными и  никогда не устаревают. Они навсегда остаются в памяти, в песнях, в легендах, в книгах и картинах. Подвиг остаётся подвигом.

       И сегодня  удивляют темпы строительства Новосибирской ГЭС: в мае 1953года был уложен первый бетон в нижний ярус монтажной площадки гидростанции, весной 1955года начата укладка бетона в водосливную плотину, в ноябре 1956г перекрыто русло Оби,  следующим летом открыто временное судоходство через шлюз и начат монтаж первого гидроагрегата. К концу 1957г уже два блока станции введены в работу; последний, седьмой  агрегат запущен в марте 1959года и станция вступила во временную эксплуатацию. 12 августа 1961 года Государственная комиссия приняла гидроэлектростанцию в постоянную эксплуатацию.
       Темпы преобразований, ударный ритм строительства находили свое претворение в темпах творческой работы новосибирских художников, которые были захвачены всеобщим энтузиазмом.
        Начиная с 1954-1955гг на художественных выставках Новосибирского  отделения Союза художников стали выставляться работы  «с переднего края». Зарисовки, этюды, гравюры, эскизы вызывали большой интерес и живой отклик зрителей. Особенно востребованы были своеобразные графические репортажи и портреты гидростроителей в «Вечернем Новосибирске», в многотиражных газетах СО РАН и строящейся ГЭС. Работы  Спартака Владимировича Калачёва (1930-1994гг) в этом, казалось -бы, недолговечном жанре отличались одухотворённой лёгкостью и изяществом рисунка.
Впоследствии появились и картины, тематически посвящённые Новосибирской ГЭС и её строителям.
        Самый весомый вклад в дело художественного воплощения и отражения тех  славных дней, несомненно, внёс Михаил Александрович Мочалов(1904-1966). Его живописная серия «Строительство Новосибирской ГЭС» превратилась в художественную летопись гидростроителей, по которой можно восстановить ход событий. Вот краткий перечень его работ:
        1953год - «Шумит еще сосновый бор», «Пирс правого берега ОбьГЭСстроя», «Пирс левого берега ОбьГЭСстроя».
        1954 год - «Здесь будет Новосибирская ГЭС», «На строительстве обводного канала Новосибирской ГЭС. В полдень».
        1955 год - «На строительстве Новосибирской ГЭС», «Первый земснаряд на строительстве Новосибирской ГЭС», «На Оби в районе строительства ГЭС», « У переправы правого берега», «Индустриальный пейзаж строительства Новосибирской ГЭС».
        1956-1957 годы – «Новосибирская ГЭС перед перекрытием», « Штурм Оби».
        1958 и последующие годы – «Здесь было устье Берди», «Шлюзы Новосибирской ГЭС», «У моря Обского».
       
        Одной из самых масштабных работ этой живописной серии была картина Михаила Александровича  «Штурм Оби», на которой изображён кульминационный момент перекрытия великой реки. Масштабность стройки, драматичность схватки человека с природой передана живописцем убедительно и ярко.  Обусловленные тогдашней живописной стилистикой пафосность и театральность, а также некоторые недочёты с точки зрения художественного ремесла,- всё это вполне искупалось актуальностью, репортажной ценностью, искренностью передачи общего настроя энтузиазма и героизма.
        Именно так увидел события художник Мочалов, член компартии с 1926года, многолетний секретарь партбюро Новосибирского союза. Быть в гуще ярких событий он считал для себя партийным долгом и делом совести художника.
       На всех выставках, где она экспонировалась, картина «Штурм Оби» неизменно привлекала большое внимание  и интерес зрителей.
       Репродукция этой работы вошла в изданный в 1960 году в Ленинграде альбом «Художники Новосибирска».
       М.А.Мочалов и впоследствии не раз обращался к теме ОбьГЭС. Так в 1962 году им была завершена картина «Шлюзы Новосибирской ГЭС», с успехом экспонировавшаяся на Юбилейной выставке НСХ в 1963г.
               
    Патриарх новосибирских живописцев, Народный художник России  Иван Васильевич Титков(1905-1993) по своему общественному неуёмному темпераменту и творческой «всеотзывчивости» не мог не откликнуться на такое яркое событие, как строительство ГЭС в Сибири.
     В промежутках между длительными творческими командировками в Москву (для живописного оформления корпусов МГУ и ВСНХ), в Китайскую Народную Республику, напряжённой общественной работой, И.В.Титков  создал графическую серию, посвящённую строительству Новосибирской ГЭС.
     Любимейший им мотив социалистического преобразования  сибирских глухоманей получил в этой серии необычное для художника развитие. Традиционный эпически-отстранённый взгляд Титкова на Обь и обские просторы обратился на более приземлённые реалии. Крупным планом художник показывает монтаж портального крана, установку генератора, другие моменты строительства. Запечатлел Иван Васильевич и быт гидростроителей («В общежитии», «Рабочая столовая»). Несколько графических листов передают панораму строительства ГЭС в привычном «титковском» размахе и явно выполнялись в расчёте на последующее масштабное претворение в тематическую картину. Хоть и захлестывали  мастера другие планы и заботы, хоть и считал он тему Новосибирской ГЭС «закрытой» его старым другом Михаилом Мочаловым, но такими значительными работами, как индустриальный пейзаж «На строительстве Новосибирской ГЭС»(1957г), большое полотно «Новосибирское море» (1958г) и масштабная эпическая картина «Строительство ОбьГЭС»(1962),  И.В.Титков  внёс весомый  вклад в живописную историю нашей гидростанции.
           Одним из косвенных свидетельств высокого мастерства художника, признания его творческих достижений может служить тот факт, что в пятидесятые годы ХХ века были выпущены открытки с репродукциями его картин. В Советском Союзе существовала практика (культурно-просветительская и воспитательно-агитационная одновременно) массового репродуцирования - на открытках, марках, конвертах - работ художников - классиков и современных живописцев. Немногие удостаивались такой чести. Иван Васильевич Титков в своём активе имел восемь (!) таких свидетельств популярности и признания.
  В числе этих восьми были репродуцированы и две его работы, посвящённые Новосибирской ГЭС:
 «Новосибирское море»,1958г,120х180см,х.,м.
«На стройке Обской ГЭС», 1958г,120х180см х.,м.
Многотысячные тиражи художественных  открыток разошлись по огромной стране, частью осели в коллекциях филокартистов. В сознании зрителей добавились несколько штрихов в образ далёкой сибирской стороны.

         В год 50-летия  Новосибирской ГЭС я написал для областной газеты «Советская Сибирь» большой очерк «Новосибирские художники на строительстве ГЭС».
     По завершению работы я посчитал необходимым расстаться с собранными мной работами Титкова из его графической серии, посвящённой Стройке. От имени руководства НГЭС  мне объявили благодарность за  очерк, но от покупки, даже за минимальную цену в 10 тыс. рублей (за четыре больших акварели и пять рисунков) уклонились под предлогом строгой экономии, которую в общероссийском холдинге РАО ЕЭС-РУСГИДРО насаждает А.Б.Чубайс.
   Позвонил мне председатель Совета ветеранов НГЭС, бывший директор Станции. В растерянности подтвердил подневольность сибиряков. Предложил выкупить за свои деньги. От пенсионерских рублей я наотрез отказался.
   - Что ж мне, Чубайсу писать? Десять тысяч – это же копейки!
   - Попробуйте, напишите. Только вряд ли и Чубайс поможет. Ему не до таких мелочей. Страну продолжают растаскивать.
    Написал я письмо сановнику- приватизатору.
    Ответа не дождался.


  Иллюстрация: Акварель И.В.Титкова "На строительстве Новосибирской ГЭС"


Рецензии
Конечно, грустно все это... Но, может, теперь взяли картины художника?

Валентин Логунов   14.11.2018 22:38     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.