Судьба Водоноса

 

         Жил в предгорном Дагестане водонос. Старый - как время и мудрый - как жизнь. Унаследовал от своих родных долги и должен был их отрабатывать – каждый день под утренний намаз приносить своему князю большой кувшин с водой. Источников в тех краях было мало, а дорог так и вовсе не было. Вот и приходилось водоносу на ночь глядя уходить из дома: полночи к роднику, полночи обратно. И так каждый день. И все бы ничего, ведь за много-много лет отработал водонос долги, но на последней неделе случилась беда.
         Нес он воду и повстречал конвоиров. Гнали они закованного в цепи абрека. За что его взяли и когда - не знаю, но прошел кандальник долгий путь: чоха разорвана, ноги до крови разбиты, губы как безводная пустыня. Приостановился каторжанин и, хоть не проронил ни единого слова, понял водонос о чем он просит и подумал: «С князя не убудет». Сжалился он над несчастным человеком и дал ему напиться. Видать, жажда мучила беднягу – он долго стоял и никак не мог напиться и стражнику это совсем не понравилось. Вот и хлестнул он абрека нагайкой, а тот зашатался и выронил кувшин.
           Заохал водонос – другого сосуда у него не было, а князь был скупым и злопамятным. На что конвоиры сказали: «Такова твоя судьба, прокляни ее и ступай к хозяину за новым кувшином». Но водонос сам себе сказал: «За что мне судьбу проклинать? Она и так со мной намучилась, а моей спине не привыкать к ударам». Сказал он такие слова – и, о чудо, появилась перед ним красавица. Вся в серебре и в самоцветах. И сказала она старику: «Я твоя судьба, и за то, что ты не стал меня бранить - дам тебе еды и одежду, и коня. И денег, чтобы от князя откупился». Но водонос помолчал и ответил: «Новая одежда мне не к лицу, я не молодой джигит - зачем мне красоваться перед людьми? На ретивом коне я не удержусь, а от хлеба не откажусь, но вместо денег попрошу у тебя новый кувшин». Судьба удивилась: «Зачем он тебе, разве тебе нравится служить презренному скупцу? Он столько лет над тобой измывается, хотя мог бы ради твоих седин простить долг и вознаградить твое усердие по достоинству?!». На что водонос ответил: «Я приношу ему воду не для питья, но всякий раз, когда князь совершает омовение и приносит молитву, я молюсь вместе с ним за то, чтобы он укротил свой нрав и стал воистину достойным человеком. А мои стенания о разбитых ногах и тяжелом кувшине пусть услышит дорога».

                Записано в Хасавюртовском районе Республики Дагестан в мае 1985 г.


Рецензии
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.