Непрославленные Петербургские святые

В Петербурге я вспомню осенью,
И, наверное, вспомню не раз
Эту летнюю Феодосию,
Лежаков разноцветный пасьянс,

Пляж у моря песчано-галечный,
В древний Понт уходящий мыс –
И откроется мне загадочный,
Сокровенный событий смысл.

Вспомню памятник Айвазовскому
И Гриневского дивный музей,
Поклонюсь я песку Черноморскому,
Вдохновенью морских стезей.

Алый парус мелькнёт над Невкою,
Торопливо сбежит Ассоль –
И омоет водою Невскою
Галеона морскую соль.

Я не случайно начал эту свою работу со стихотворения, в котором упоминается известная героиня замечательной повести Александра Грина «Алые паруса» - Ассоль.  Полагая, что эту статью будут читать разные люди, в том числе мало воцерковлённые, я хотел бы на примере Ассоль проиллюстрировать тот образ служения Богу, о котором пойдёт речь ниже. Девушку Ассоль все жители Каперны считали безумной в ее ожидании чудесного жениха. Она терпела гонение и, в лучшем случае, вызывала жалость у соплеменников. Иными словами, она несла подвиг мнимого безумия, исполненного высочайшей мудрости – безумия ради любви. Так и Христа ради юродивые во все века принимали на себя подвиг мнимого безумия ради Бога , который, как известно, есть Любовь. Святые жены ждали Небесного Жениха – Христа, как невесты, а святые мужи – как друзья Жениха. Но оставим «житийные» моменты повести А. Грина, к которым  кстати, относится и встреча Ассоль с чудесным странником – чем не явление старца отроку Варфоломею? Перейдем к основным героям нашего очерка.
1. Пророчество блаженной Анны.

Блаженная Анна Лукашёва (Лашкина – как позже она была записана в книге Дома Призрения). Происходила из благородной семьи, окончила Смольный институт благородных девиц. Будучи обманутой в своих надеждах на брак с кавалергардом, сказала себе: «Если любимый человек так поступил со мной, то чего мне ждать от остальных людей?». Оставив семью и привычный уклад, Анна в одеждах странницы принялась за подвиг мнимого безумия – юродства ради Христа. Она грозно обличала пороки, утешала скорбящих, многим предсказывала грядущие события. От былого «благородства» у нее остались лишь две привычки – носить чепец, с которым она не расставалась и привычка нюхать табак. Как и все юродивые, Анна далеко не всеми была любима. Недоброжелатели были у нее и в среде священства. Так, однажды, священник Гавриил на поминках, где они вместе были, задал Анне вопрос: «А готова ли ты, Анна умереть? Ведь я думаю, ты скоро умрешь?» На что Анна смиренно ответила: «Я, батюшка, всегда готова умереть, да одного мне жаль: вот помру я, а и недели с этого дня не пройдёт, как ты отправишься следом, а у тебя ведь большая семья!» И точно – через два дня после того, как в 1853 году тридцатитысячная толпа проводила гроб с телом блаженной от храма Спаса на Сенной до Смоленского кладбища,  священник Гавриил заболел и скоропостижно умер. Так исполнилось пророчество блаженной Анны.


Васильевский остров парит над водой,
Осенних аллей чистота осияна.
К Тебе я иду поделиться бедой,
Блаженная Анна, Блаженная Анна.

Где берег крутой утопает в тени,
Струится река, как сердечная рана.
На кладбище старом мы словно одни,
Блаженная Анна, Блаженная Анна.

Здесь многих Святых хоронил Петербург,
И многие грешники здесь воскресали.
Молитва врачует душевный недуг,
Уходят печали, уходят печали.

У скромной могилы с сознаньем вины
Монету кладу, не снимая личины,
И, кажется, все мы Святой прощены ;
Плохие мужчины, плохие мужчины.

А остров плывёт по теченью Невы,
И Балтика ветром встречает нежданно.
С Тобою, увы, я давно не на «Вы»,
Блаженная Анна, Блаженная Анна.

И в мире, где слёз и скорбей океан
В наш утлый корабль бьёт волной непрестанно,
На мостике Жизни Ты ; наш капитан,
Блаженная Анна, Блаженная Анна.

2. Босоножка

Наверное, нет в Санкт – Петербурге человека, который не знал бы храма в честь иконы Божьей Матери «Всех скорбящих радость» с грошиками на проспекте Обуховской обороны. Рядом с храмом, недалеко от Невы, находится могила блаженной Матроны – босоножки…
Будущая блаженная Матрона Мыльникова родилась в 1814 году в Калужской губернии. Поначалу жизнь ее складывалась обычно: удачное замужество, любимый муж, достаток в семье. Но вот в 1877 году началась русско- турецкая война, и Матрона, вслед за мобилизованным в армию мужем, в возрасте 63 лет (!) направилась на войну. Будучи сестрой милосердия, все свое скромное жалованье она издерживала на нужды раненых, но горе не обошло ее – любимый муж погиб. Тогда Матрона, раздав все свое имущество нищим, отправилась путешествовать по святым местам и в Иерусалиме приняла тайный постриг с именем Мария. Возвратившись в Россию, Матрона поселилась в Санкт-Петербурге, где провела оставшиеся 30 лет своей жизни.
Как мы видим, в ее судьбе, как и в судьбе блаженной Анны переломным моментом стала дущевная драма, связанная с потерей любимого человека.
Первоначально блаженная жила на Петербургской стороне, а затем перебралась на Невскую заставу – к тому самому храму, возле которого ныне находится ее могила. Летом и зимой она ходила босой, в легком белом одеянии. Многие обращались к Матроне за советом и молитвой, особенно сильна была ее помощь в освобождении от алкогольной зависимости. Члены царской фамилии и влиятельные сановники притекали к ней, отправляясь в места, охваченные войнами и эпидемиями.
За 3 года до кончины блаженная знала день своей смерти, говоря: «С водой и льдом уйду от вас». Отпевали матрону на Вербное воскресенье 1911 года. Так сложилось. Что литургию в этот день служил известный Петербургский священник – протоиерей Петр Скипетров, будущий священномученик.
Из посмертных чудес блаженной известно чудо с самолетом, соверщившим аварийную посадку на Неву прямо напротив могилы Матроны – босоножки. Никто из пассажиров самолета, в числе которых был будущий Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, не пострадал.

Петербургское лето проспектом пылит,
Солнце каменный город лучами палит
На старинном подворье записки подам,
Опуская в лоток дань годам и бедам.

Я у Невской заставы молиться люблю.
И молитва наполнила песню мою,
Только крест одинокий в ответ промолчал.
Я стою у креста и смотрю на причал.

А Матронушка пела. Как пела Она!
В одеянии белом боса и скромна.
Спелым яблоком грусть ляжет возле плиты,
Так когда ; нибудь ляжешь у Бога и ты.

Петербургское лето уходит в сентябрь,
Словно грошики листья осыплют алтарь.
«Всех скорбящих веселье, страдающих врач»…
Ты постой у креста и немного поплачь.

И поможет Матрона, коль сможет помочь.
А не сможет помочь ; так не выгонит прочь.
На опавшие листья спускается снег ;
Это Бога в скорбях увидал человек.

Пароходик сигналит прощальным гудком,
Кто ; то с пристани машет мне белым платком.
Помолись, Босоножка, за всех помолись.
Нелегка ведь дорожка по имени Жизнь.

3. «Дурак, худой человек!»

Любили русские цари строить монастыри в Санкт-Петербурге! По указу Петра I была сооружена Александро-Невская лавра. По указу другого благочестивого царя – Николая I был воздвигнут женский Новодевичий монастырь. В ту-то пору и пришла в Санкт-Петербург Новгородская крестьянка Дарья Шурыгина. Пришла вместе со своими духовными наставницами – монахинями Феофанией и Варсонофией, чтобы трудами и молитвами участвовать в создании женской обители.  Дарьюшка была человеком исключительного смирения. Себя она всегда называла не иначе , как «дурак», «сумасшедший», «худой человек». Послушание у нее было искусительное и опасное – сбор денег на строительство обители. Сидя в своей башенке, она молилась за всех людей, в том числе и за разбойников, от которых ей, как хранительнице пожертвований, исходила постоянная опасность пострадать. Весь ее подвиг и состоял в этом «бескровном мученичестве» - отсечении своей воли, безукоризненном, беспрекословном послушании. Так она жила, и так учила своих помощников: Хорошую матушку, Горюшу и мальчика – Князя. К дню своей кончины, последовавшей в 1856 году,  Дарьюшка приняла монашеский постриг с именем Исидора. Её могилка находится на Новодевичьем кладбище в Санкт-Петербурге, недалеко от входа, напротив могил великих русских поэтов Н. А. Некрасова и Ф. И. Тютчева.

В Новодевичью обитель
Сумасшедший я, дурак
Направляюсь. Не дадите ль
Вы на церковку пятак?

Для «худого человека»
Милость Божия во всём.
Нет ума – считай калека,
Нету Бога – обнесём.

Вы, родимые, не режьте!
Матерь Божия, молись!
Царскосельском на проспеште
Монастырь поднялся ввысь.

Где монахини могила,
Тут и Дарьюшка легла.
Только Князя отмолила,
Да Горюше помогла.

4. Затворник

С древних времен подвигу юродства, как  наитруднейшему в подвижничестве, предавались в основном мужчины. Известен Византийский Андрей, Христа ради юродивый, знаменит Московский Василий Блаженный, помнят в Вологде блаженного Прокопия Устюжского.
И в Санкт-Петербурге находились мужи, бравшие на себя это иго Христово.
Матвей Климетьевич Татомир родился в 1848 году в Каменец-Подольской губернии в семье священника. С юности мечтал быть монахом, поступил в Каменец-Подольскую Духовную семинарию. Однако местный архиерей был противником пострига молодых людей в монашество, и Матвей по окончании семинарии решил продолжить образование, поступив на Восточный факультет Санкт-Петербургского университета. Во время русско-турецкой войны, уже упоминавшейся выше в связи с судьбой блаженной Матроны Босоножки, в университете начались студенческие волнения. Матвей выступил в защиту своего любимого профессора и был несправедливо отчислен без всякой возможности восстановления. Решив искать поддержки у Бога, Матвей отправился в Иерусалим, где провел несколько лет. Вернулся оттуда в Петербург уже совсем другой человек, зрелый христианин, ясно видящий свой путь и прилагающий к его осуществлению соответствующие усилия. Матвей избрал несколько иной от странничества путь – затворничество. Первоначально он подвизался на Никольском кладбище Александро-Невской лавры, живя в склепе. Там его однажды посетил царь, наслышанный о чудесном боголюбивом затворнике. Дело было зимой, и ,войдя к Матвею, царь не удержался от восклика: «Как у тебя холодно, Матвеюшка!» «Я, Ваше Величество, поклончиками согреваюсь,» - невозмутимо ответил затворник. Государь распорядился выделить Матвею квартиру на Ивановской улице, где и прошли последние семь лет жизни затворника. Об этих годах мы знаем из рассказа Софьи Яковлевны Лимонштейн, природной лютеранки, перешедшей в православие под влиянием общения с Матвеем Татомиром и ставшей его келейницей. По целым дням у Матвея в квартире теснились люди. Он обладал удивительным даром отвечать на предлагаемые ему вопросы цитатами из священного Писания, приводимыми чрезвычайно уместно с огромной точностью. Многие петербуржцы пользовались его духовными советами и наставлениями. Матвей заранее знал время своей кончины, последовавшей в 1904 году. Похоронен он был на 19-й дорожке Никольского кладбища Александро-Невской лавры, позднее его мощи были перенесены в Никольский храм лавры и положены под престол. Знаменитая кладбищенская келья Матвея Татомира сделалась со временем местом почитания. С ней связано еще одно замечательное имя – имя лаврского монаха, священномученика Матвея Челюскина.

Семисвечник горит у Престола,
Дым кадильный окутал алтарь.
Упокоил Матвея Никола
Там, где дьякон возносит орарь.

Татомирово счастье земное ;
Быть полезным и Богу служить.
Ах, Отечество ты дорогое!
Тяжело в тебе грешному жить.

Петербург заметают метели,
Возле склепа промята тропа.
Покаянье на прошлой неделе
Приносила у гроба толпа.

На Ивановской тихая келья
Привечала Его  ;  беглеца
От мирского болезного зелья,
От скорбей и скорбей без конца.

Приходите к Нему, приходите,
Пусть горит у могилы свеча.
Петербургский прославленный житель,
Он смиреньем Себя увенчал.

Пусть звучат для Него песнопенья,
Заглушив Петербургский Бродвей.
Склеп без тела, как Гроб Воскресенья,
А воскресшему имя ; Матвей.


5. Странник

В 20-е годы 19 века пришел в Санкт-Петербург умный, предприимчивый крестьянин из Вологодской губернии, завел свое торговое дело, разбогател… Однажды ночью услышал он таинственный голос, сказавший ему: «Александр, продай все свое имение и раздай деньги нищим, а сам сделайся странником во имя Христово». Александр Михайлович Крайнев (так звали крестьянина) так и поступил – раздал свое имение и затворился на время в монастыре, где наложил на себя вериги весом более пуда из листовой стали – дюймовый пояс и такие же поручи. Спустя некоторое время Александр отправился странствовать – побывал на Кавказе, несколько раз в таком виде пешком ходил в Иерусалим. Загадочного странника, неизвестно откуда взявшегося и неизвестно куда направлявшегося, видели и на Севере. Люди заметили, что по его молитвам исцеляются неизлечимые болезни и стали прибегать к его помощи. За пятнадцать лет до своей кончины Александр знал день своей смерти, заранее изготовив саван и отдав его на хранение Петербургской жительнице Семеновой, указав день, в который он придет к ней умирать. Так и случилось: в конце 1889 года на квартире Семеновой появился, вызвав переполох, белый, как лунь старец и произнес: «Пошлите за священником и слесарями, чтобы снять вериги. Я должен умереть свободным».  Вериги к этому времени уже вросли в тело и снять их стоило немалого мучения страннику и немалых трудов слесарям. Исповедавшись и причастившись Святых Христовых Тайн, старец мирно предал свой дух в руки Божии. Несметное количество народа провожало Александра Крайнева в последний путь. За несколько дней устроители похорон набрали два мешка серебряных и медных денег. Похоронен блаженный Александр на Митрофаньевском кладбище в Санкт-Петербурге. Долгое время после революции его могила находилась под слоем строительного мусора, однако в последние годы его могила расчищена и открыта для поклонения верующим.

Где была твоя деревня ;
Гладь раздольная.
Поле ; страннику харчевня,
Воля вольная.

Там, где тополь увидали –
В пояс травушка.
Утоли мои печали,
Александрушка!

Все спасительные книги
Дома брошены,
И пудовые вериги
Плотью ношены.

Да в подмётки гвозди вбиты
Шибко острые.
Век ходи, да не суди ты
Жёнку с сёстрами.

Сладко странствовать по свету
Вместе с Господом,
Прикрывать, необогрету,
Тело лоскутом,

Принимать медяк смиренно
С упованием,
Врачевать сердца блаженно
Покаянием.

Александрушко, родимый ;
Тело грешное!
Миром со свету гонимый
В тьму кромешную.

Всё хотелось к Богу в гости,
Упованье в Ком…
Упокоен на погосте
Митрофаньевском.

6. Монетка

Много почитаемых петербуржцами могилок на Смоленском кладбище. Среди них могила блаженного Григория, прозванного Монеткой. О его жизни нам известно следующее. Жил он несколько позже блаженной Ксении. Григорий был студентом Санкт-Петербургской Духовной семинарии, когда ему пришла в голову мысль: «Господь заботится и печётся о всех. Так чего мне ещё надо?» Оставив учебу, он отправился странствовать, посетив при этом и Иерусалим. Вернувшись по прошествии нескольких лет в Санкт-Петербург, Григорий встретил своего бывшего однокашника, который к этому времени уже стал священником и подарил Григорию монету в 5 рублей. Григорий с подарком отправился домой, но неожиданно на Невском мосту увидел человека, намеревавшегося броситься с моста в воду. Схватив человека за рукав Григорий спросил его, что он собирается сделать? Человек этот признался, что проиграл все свое имущество в карты и не смеет вернуться домой, где его ждет большая семья. Не долго думая, Григорий отдал несостоявшемуся самоубийце монету в 5 рублей. Человек горячо благодарил Григория, сказав, что когда разбогатеет, то непременно вернет ему долг. Так и произошло – человек поправил свои дела и пришел благодарить Григория. Но тот отказался от денег, сказав: «Отдай эти деньги тому, кто в них сейчас больше всего нуждается.» Человек так и поступил – монетка пошла гулять по людям, выручая тех, кто попал в отчаянное положение. Таким образом. Как шутят православные, блаженный Григорий основал единственную в мире финансовую пирамиду, которая не рухнет, пока в мире творятся дела милосердия. И после своей смерти блаженный Григорий продолжает помогать людям. Существует поверье, что если на его могилу положить деньги, то человек, сделавший это, начнет богатеть, а деньги попадут к тому, кто в них сейчас больше всего нуждается. После разбогатевший человек должен снова прийти на могилку Григория, чтобы отблагодарить его.

У блаженных – особая сила,
А поступки – хоть падай, хоть стой.
Их всегда благодать выносила
И спасала окольной верстой.

Призывают в молитвах нередко
Христа ради юродивых ряд.
Среди них и Григорий Монетка –
Божье чадо и страждущим брат.

Вспоминаю я случай давнишний,
Происшедший со мной на войне:
Дал червонец я, вроде бы лишний,
Утопившему горе в вине.

И сказал, провожая соседа,
Нищелюбие сердцем любя:
«Этот долг пусть получит с Ахмеда
Тот, кто вдвое несчастней тебя!»

Я вернулся с войны православным,
И однажды, открыв жития,
В размышленьи о подвиге славном
Прочитал о Григории я.

Не его ли молитвами, Боже,
Ты меня оградил от беды?
Он ведь подал несчастному тоже
Всё, что Бог ему дал за труды…

Хоть пред Богом наш подвиг не равен,
Но монетка у Бога цела.
Пусть мою получил мусульманин –
Православного красят дела.

7. Ноги

Еще одна почитаемая на Смоленском кладбище могила – могила блаженного Иоанна. О его жизни практически ничего не известно. Говорят, что блаженный мучился ногами, и по своей блаженной кончине получил у Бога дар – помогать тем, у кого болят ноги.

О блаженном Иване известно немного:
Благодать приобрёл он у Господа Бога.
Кроме Бога Христа остальные – не боги.
Дай, Бог, ноги Ивану, дай, Господи, ноги.

И молился Иван на краю, на пороге:
«Дай, Бог, ноги Ивану. Дай, Господи, ноги!»
И болезнь и кручина Ивана крутили,
Но подвижника Божьего не победили.

Умер старец Иван, да все живы у Бога,
Поболев, поскорбев в этой жизни немного.
И приходят к Ивану с молитвой в итоге:
«Дай мне ноги, Иван, исцели мои ноги!»

8. Только имя

Там же, на Смоленском кладбище, рядом с могилой блаженной Анны Лашкиной, покоится другая почитаемая в народе блаженная – Ирина. О ней известно только то, что жила она несколько раньше блаженной Анны. Можно предположить, что причина и образ ее подвига были сходны с обстоятельствами, побудившими на юродство и блаженную Анну, и блаженную Ксению Петербуржскую. Не случайно же они все после смерти собрались в одном месте.

О героях слагают былины,
О святых – жития поскладней.
Я молюсь у блаженной Ирины,
Даже слова не зная о ней.

Много ль пользы приносит познанье,
Если сердце живёт без любви?
Крест юродства, как дар покаянья
Был взращён на Христовой крови.

Серебрянкой покрыта могила.
Жития Своего не таи!
Ты, наверное, тоже любила,
Как Святые соседки твои?

Не тебя ли в юродство, как в омут
Личной драмы швырнула стезя?
Можно было б спастись по – другому…
А, возможно, иначе нельзя?

Беспощадной толпою гонима,
Презирая Своё естество,
К стенам Горнего Ерусалима
Ты любви донесла ль божество?

Ты ль могла быть любима другими?
Но не тронет теперь вороньё
Только имя, блаженное имя,
Только имя святое твоё…

9. К миру призвал нас Господь

Говорят, что Вырицкие старожилы до сих пор помнят, как в 60-е, 70-е годы по Вырице ходила странная женщина с корзинкой. В корзине у нее сидели, петушок, котик и собачка. Животные никогда не ссорились между собой. Люди, обсуждая этот факт, говорили, что блаженная этим показывает, что и все люди должны жить в мире между собой. Известно, что блаженная Наталья Вырицкая родилась в 90-е годы 19 века, в юности подвизалась в монастырях на Кавказе до той поры, пока они не были закрыты. По факту того, что Наталья в совершенстве владела французским языком, можно было предположить в ней благородное происхождение, но сама она о себе ничего не рассказывала. Её появление в Вырице предсказал будущий преподобный Серафим Вырицкий. Она, фактически, и стала его духовной преемницей, пользуя обращающихся к ней советом и молитвой. Блаженная кончина старицы последовала в канун праздника Богоявления 1976 года. Известно, что незадолго до смерти ей явился святитель Николай и известил о близком исходе.

Стрелы Вырицких сосен глядят в небеса,
Вьётся Оредеж лентою пёстрой.
Прославляют блаженных святых чудеса,
И язык, к обличению острый.

Петушок и котёнок в корзинке сидят,
И собачка моргает глазами.
О блаженной Наталье теперь говорят,
Что молилась она со слезами

О блаженной душе помолитесь и вы,
Поминая  о жизни блаженной.
Здесь так много небесно ; речной синевы
И любви неземной, совершенной

Возле храма Казанской иконы народ
Пирожки, леденцы покупает.
Всяким вещи и делу под небом черёд ;
Книгу прошлого память листает.

Здесь недавно прославлен Святой Серафим
Архипастырей чинным собором.
Точно святости крылья простёр херувим
Над молящимся Вырицким бором.

Много чад у Небесного Бога ; Отца,
Потрудившихся Богу не в мале.
Я сынишке куплю петушка ; леденца,
Погостив у блаженной Натальи.

10. «Огонь, огонь!»

Многие православные петербуржцы бывали в Сусанино, где в последние годы жизни совершала свой подвиг блаженная Любушка Лазарева. Родилась он а 1912 году в Калужской губернии , в благочестивой семье. В 20-е годы работала в Петрограде, на заводе «Красный треугольник», затем отправилась странствовать по России. Известно, что в 50-е годы она появилась в Вырице, где, не имея своего жилья, пользовалась гостеприимством местной жительницы Лукии. Позже, вместе с хозяйкой, Любущка переехала в Сусанино. Многим помогла она своей молитвой и советом, читая людские судьбы по своей ладошке, как по раскрытой книге. Близко знавшие Любушку вспоминают один эпизод. В 1991 году на Ленинградской атомной станции произошла авария. Реакторы ЛАЭС идентичны по конструкции с Чернобыльскими РБМК, обладающими обратной реактивностью и неудобными в управлении. Таким образом, события развивались по Чернобыльскому сценарию. В ночь аварии блаженная несколько раз выбегала на дорогу, ведущую в Сосновый Бор, крестила пространство в направлении АЭС и шептала: «Огонь, огонь!». Произошло чудо – Ленинградский Чернобыль не состоялся. Православные верят, что чудо совершили  молитва блаженной Любушки в соединении с профессионализмом работников ЛАЭС.

Над Сосновым Бором, утомлённым бором
Затаилась гибель Божьим приговором…
Опусти, священник, в Чашу Божьей Крови
О рабе частичку Божией Любови…

Над Сосновым Бором, безмятежным бором
Божий гнев струится наказаньем скорым.
Рядом – мегаполис предан сладкой лени…
Старица святая встала на колени.

Над Сосновым Бором, покаянным бором
Птичий грай несётся, пробудившись хором.
Птичий хор проснулся – отошла опасность,
И опять в природе – тишина и ясность.

Над Сосновым Бором, искуплённым бором –
Голубое небо, облачные горы.
До поры умолкли ангельские трубы,
Но гуляет эхо на могилке Любы.

11. Слава Ливана

Много было написано о чудесах, происшедших от  Казанской иконы Божьей Матери. Об одном из ее чудес рассказывается в рассказе писателя Валерия Лялина «Диктатор» и в статье протоиерея Василия Швеца «Чудеса от Казанской иконы Божией Матери в великой Отечественной войне». Вот о чем повествуется в статье. Когда фашистская Германия напала на Советский Союз, Патриарх Антиохийский Александр III обратился к православным всего мира с просьбой помочь России. На его призыв откликнулись многие, и одним из них был Илья Карам, митрополит гор Ливанских. Владыка затворился в горной келье, где провел в молитве перед иконой Божьей Матери несколько дней без пищи и воды. К концу третьего дня ему явилась Сама Царица Небесная и повелела записать то, что Она скажет, а затем передать все это Сталину. Ни в коем случае нельзя сдавать Москву, Ленинград и Сталинград. Необходимо открыть в России закрытые храмы и монастыри, Священники, находящиеся в тюрьмах и на фронте должны вернуться и начать служить. Из Владимирского собора Ленинграда нужно взять Казанскую икону Божьей Матери и с нею совершить крестный ход вокруг Ленинграда. Икону нужно привезти также в Москву и Сталинград.
Митрополит Илья должен передать все изложенное Сталину, а после войны посетить Россию. Владыка Илья выполнил повеление Божьей Матери. Выполнил его и Сталин, призвав к себе митрополитов Сергия Старгородского и Алексия Симанского. После войны митрополит Илья посетил Россию, оставшись ее другом и выполняя дипломатические поручения по урегулированию имущественных отношений между Русской и Греческой церквями.

Богородица в сером платке
В роковую блокадную зиму:
Пайка хлеба в прозрачной руке,
Старый ватничек в пятнах бензина…

Стынет Рябово возле шоссе,
Сквозь кольцо уходящего к нашим.
Кто на вахте, насытятся все
До утра казеиновой кашей.

И смиренный монах Алексий
У креста панихиду отслужит.
Сына Божия ты попроси
Уберечь нас от бомб и от стужи.

За страну отговел Ленинград
По молитвам ливанского мужа.
Где твоё ополчение, ад?
Где хвалёное смерти оружье?

12. Троеручица

Чудотворный список образа Божьей матери «Троеручица», о котором пойдет речь, хранится в правом приделе Никольского Богоявленского морского собора. В Никольский собор он был передан из церкви святых Симеона и Анны на Моховой, а туда он попал, явившись во время одного из больших наводнений – плывущую икону прибило к одному из Петербургских домов. История самого образа «Троеручица» восходит к восьмому веку. Придворный советник халифа Дамаска, христианин Иоанн, был оклеветан иконоборцем – императором Львом Исаврянином за сочинения, которые он писал в защиту иконопочитания. Халифу было доложено, что Иоанн – изменник. Разгневанный халиф велел отсечь Иоанну кисть правой руки и выставить ее на рыночную площадь для всеобщего обозрения. Через сутки безмерно скорбящий Иоанн выпросил у халифа свою отсеченную руку, приставил ее к культе и горячо молился перед иконой Божьей Матери. Произошло чудо – рука приросла на место! Благодарный Иоанн изготовил серебряную руку и поместил ее на икону. Таким образом, икона стала именоваться Троеручицей. Вместе м Иоанном Дамаскиным икона отправилась в обитель преподобного Саввы Освященного, а затем, много позже, была подарена первому сербскому архиепископу Савве. Во время нашествия турок на Сербию сербы, спасая икону от поругания, поместили ее на осла, который, отправившись в путь без погонщика, привез ее в Хиландарский сербский монастырь на Афоне. По сей день икона эта является настоятельницей Хиландарского монатыря. Монахи, отправляясь на все послушания, берут у иконы благословение.

Говорят, клеветою поруган,
Песнопевец великий страдал.
Иноверец, изменой напуган,
Палачу Иоанна отдал.

Дамаскин пред иконой молился,
После казни лишившись руки,
И поток его слёз превратился
В троерукую дельту реки.

По Неве Троеручица ; Дева
В град Святого Петра приплыла,
Ей Большая Нева стала слева,
Ну а Малая – в центре легла.

И, объятые Невкой Большою
Справа встали пред Ней острова.
И, восставши от смерти душою,
Произнёс песнопевец слова:

«О Тебе, Благодатная, песней
Воспевает спасённая тварь.
Нет рождения Бога чудесней,
Да прославлена будешь, как встарь!»

Возрождённый душою и телом,
Иоанн пред иконой стоял,
И Пречистую к Невским пределам
Исцелённой рукой направлял.

13. Как звезд на небе

Бесконечно можно продолжать список угодников Божьих, число которых – как число звезд на небе. В этом кратком очерке мы коснулись имен, почитаемых в православном народе, но еще не прославленных всей полнотой церкви. Список этот можно продолжить. В Тихвине почитают блаженного Егорушку, на Смоленском и Шуваловском кладбишах есть еще ряд почитаемых могил. Святых знает Господь. Святые блаженные, Христа ради юродивые, молите Бога о нас!

Избранные Божии града Петрова!
Не все вы прославлены в лике Святых.
Но светит в веках прозорливое слово,
И вера Богов сокрушает чужих.

Гонимые миром, презренные всеми,
Молитву творящие Духом одним,
Вы с ближних снимали греховное бремя,
Давая понять им, кто Богом любим.

Распятые на площадях петербургских
Молвой, поруганием и клеветой,
Вы зрели, как зёрна, в традициях русских
Для Жизни Небесной при жизни земной.

И мнимым безумием мир обличая
В безумии алчности, злобы, вражды,
Являлась свидетелям Правда святая,
Людей омывавшая, словно дожди.

Вы для мира – чужестранцы вроде–бы,
Искушенье для лукавых глаз…
Сонм святых блаженных и юродивых
Умолите Господа о нас!

08-10.10.2018


Рецензии