Душевный диалог

Когда-то на занятиях в киношколе нас обучали писать рецензии на фильмы, а так же отвечать на письма теле и кинозрителей. Очень интересное, я скажу, это занятие. Особенно зрительские письма. Читаешь их спустя много лет и осознаёшь, чем на самом деле в полной мере является для нас искусство кинематографа. В этой небольшой статье я бы хотела ещё раз окунуться в наше детство и юность и пообщаться с неравнодушными и симпатичными зрителями, которые были погружены в экран не менее глубоко, чем сегодняшнее поколение в компьютер.
Итак, открываю письмо, над которым мы в своё время здорово повеселились, точнее, оно нас развеселило и дало возможность обратиться за ответом на него к художнику Борису Дуленкову.
«Уважаемая редакция! Несколько лет назад я смотрела фильм «Карнавал», в котором меня просто потрясли кухонные шторы в квартире отца героини. К сожалению, как следует разглядеть их мне не удалось. Я хочу сшить себе такие же. Очень прошу передать моё письмо художнику этого фильма или любому другому компетентному в этом вопросе лицу с огромной просьбой: выслать мне описание этих штор, их размер и форму.»              О.И.Егорова. (орфография и пунктуация сохранены.)
После этого редакция журнала «Экран» связалась с художниками фильма «Карнавал» Борисом Дуленковым и Владимиром Пастернаком.
«Приятно, что заметили, - сказал Пастернак и добавил без ложной скромности: - Оригинальные занавесочки получились…»
А шить их оказывается очень просто. По принципу юбки клёш. Шторы состоят из воланов, которые кроятся по косой нитке, соотношение верха и низа – 1:2. Вот и всё. Но Борису Дуленкову больше нравятся шторы в комнате Никиты – из белого бархата «под старину». Достанете бархат – расскажем, как шить! Желаем успеха!»

Читаем далее: немного про «Паспорт».
«Я всегда с большим интересом относилась к творчеству Георгия Данелия, этого удивительного художника. Самое главное в его творчестве – доброта. Его фильмы, как-то ещё помогают верить в хорошее, светлое. И ещё. Он интернационалист в самом высоком значении этого слова, он любит людей всех наций, а это редкая черта. Новый фильм режиссера добрый, смешной, трогательный и немножко грустный. После просмотра долго ещё находишься в его власти. Очень удачен актерский ансамбль, прекрасны оператор и художник. И, как всегда, талантлив композитор Канчели.»    (Раиса Дейнега , Киев.)
Другая, противоположная сторона одной медали. Читаем о том же фильме и видим, какие разные все же у людей мнения, как и восприятие одного и того же.
« Об этом фильме говорили так много лестного, он даже завоевал «Золотого Дюка» в Одессе. Но, посмотрев его, я разочаровалась. Даже не знаю, к какому жанру отнести эту картину. В аннотации было сказано: что-то вроде смех сквозь слёзы или слёзы сквозь смех. Но извините, почему слёзы? С какой стати? Где взялась почва для слёз? Да, границы между государствами – это плохо. Ну давайте и поэтому поводу ещё поплачем. Мало у нас в жизни печального? А ведь какой благодатный материал был для «комедии ошибок»! А если бы включить в фильм побольше одесских шуточек, то зритель действительно отдохнул бы на этой картине. Здесь много звёзд нашего кино, но им буквально нечего было играть. Гундарева появляется только в нескольких эпизодах, а за Ярмольника вообще обидно. Очень жаль, что не получилось комедии и вообще хорошего фильма.»   (Татьяна Вязовская, Кишинёв).

Ещё два мнения уже о другом фильме: «Бабник».
«Считаю комедию «Бабник» совсем не смешной (никто в зале не смеялся). Смеяться там не над чем, нужно плакать. Это открытая пропаганда проституции. Перестала уважать Державина и Ширвиндта: чтобы играть в таких фильмах, не нужно иметь актёрского таланта. Безнравственно и пошло! Постановщик, снявший его для массового зрителя, совершил преступление и должен понести наказание!»   
(Л. Лукиянчук, Киев).
«Бабник» не просто понравился мне, я от него в восторге! Наконец-то появилась настоящая комедия без эротических изюминок и по-настоящему смешная. Посоветовала моим знакомым посмотреть с детьми 11 – 12 лет, пусть посмеются. Но, к сожалению, они не обладают чувством юмора, решили: «Мужьям нельзя смотреть такие фильмы». Да, Аркадий – бабник, но какой обаятельный, без тени цинизма. Невозможно представить себе в этой роли не А.Ширвиндта. Режиссер не старается всё разжевать, зритель вполне чувствует подтекст картины. Прекрасен дуэт Ширвиндт – Державин, очень хорош в небольшой роли Панкратов-Черный. Мне понравился разговор героя фильма с сыном: «Каждая твоя женщина должна чувствовать себя единственной и неповторимой». Наверное, все отцы должны вот так учить сыновей относиться к женщине.»
(Раиса Кейфман, пенсионерка, Таллинн).

"Зимняя вишня -2».
«Посмотрела сегодня фильм «Зимняя вишня-2». Осталось хорошее впечатление. На фоне жутких советских порнофильмов-ужасов этот отличается скромностью. Очень хороша игра В.Соломина, И.Мирошниченко, Л.Удовиченко, Н.Руслановой. Но выше всех похвал Елена Сафонова. Её Ольга – светлая, цельная натура. Особенно меня поразила сцена первой встречи Ольги с Вадимом в гостинице.
… Идет молодая дама в тёмном костюме, и видно, чувствуется, что это не наш человек. Столько свободы, чувства собственного достоинства в походке, взгляде. Независимость и в то же время естественность. Здесь проявилась незаурядная личность актрисы плюс, конечно, хорошая школа мастерства. И как остро чувствуешь свою ущербность, неполноценность, согнутые плечи, унижение. Все мы, как и её подруга Валентина («Найди и нам кого-нибудь»), с тоской и болью вышли после сеанса. Такая безысходность кругом… Рада за Сафонову, ей удалось выйти на мировой экран, и дай-то Бог, чтобы судьба её сложилась, как у героини фильма, она этого заслуживает»   (Климова, Ленинград).

«Семья вурдалаков».
«Я глубоко возмущён фильмом. К сексу, эротике прибавились теперь мракобесие, оккультизм, чертовщина. Большой коллектив кинообъединения «Аист» пыхтел над этой дребеденью, растрачивая средства и силы актёров. А в результате гора родила мышь. Не нужно «Аисту» одаривать зрителей такими худосочными, мертворожденными детьми. Неужели нет других тем, сюжетов? Осточертела уже эта «чернуха», заполонившая экран. Возмутительно и то, что цены на билеты (государственные) «Аист» превысил в 3 – 6 раз: билеты продаются по 1 рублю 50 копеек и на дневные, и на вечерние сеансы. Это неприкрытый грабёж зрителей»  (Михаил Глебов, Белгород).

Напоминаю, что эти зрительские рецензии были написаны в 1991 году. Тогда уважаемый Михаил Глебов и не подозревал, что неприкрытый грабёж только начинался. А, что же писала официальная критика тогда на эти же фильмы? Ну, про «Карнавал» Т.Лиозновой, говорить не буду, там статьи были в основном разгромные, все таки это до перестроечное кино, а вот «Паспорт», например, понравился. Процитирую выдержку из статьи Льва Аннинского, она как раз о том, что зрителю, вроде бы и не смешно. «… Возможно, природа юмора здесь несколько словесная и мало кинематографичная, но цепочка неожиданных реакций, отводящих героя от здравого смысла, выстроена безошибочно. И вполне соответствует той общей «ауре», согласно которой отклонение от здравого смысла (и от юридической нормы) заполняет всё пространство нашего бытия…» Во, нагородили критики! Кстати, никаких особых отклонений от нормы в сторону элитарности в этом фильме не наблюдается. Просто у критиков, какой то уж, совсем не нашенский взгляд на вещи. Про всё то им хочется премудро написать!  Что касается «Бабника», тут как и у зрителей, мнения разделились. Но в основном было замечено, что фильм с добрым юморком, без пошлости и ненужных эротических сцен. «Зимнюю вишню-2» встретили прохладно. Многие сетовали на то, что не надо было ставить продолжение чудесной лирической истории, которая кончается на грустной нотке, но вселяет оптимизм и веру в лучшее и т.д.   О последнем фильме и писать-то не хочется, здесь в рецензиях он представлен для того, чтобы можно было прочувствовать атмосферу того перестроечного времени по принципу видения через подобные фильмы, и станет сразу понятно, до каких «высот» тогда поднялось наше искусство кино. А так же, до каких низов оно тогда уже опустилось.
  Наши ученические рецензии были не так скромны, мы там пускались во все тяжкие в своих словесных опусах, благо тогда ещё можно было это делать, без боязни задеть чью-то кинематографическую честь.  Просто воспитаны мы были в 70-е и 80-е на лучших мировых шедеврах, на которые наш отечественный зритель, как никто другой, имеет право!

25.10.18.
 


Рецензии
Спасибо, Оля, за озвученную тему! Присоединяюсь к ВАШЕМУ мнению и мнению рецензентов! Испохабили нашу жизнь пресловутыми демократией и свободой! Герои современных фильмов, в большинстве своём - это бандиты, воры, проститутки, удачливые предприниматели и менты. Одни творят чудеса, а другие их отлавливают. Те, кто трудится, создаем нам материальные блага, сегодня обойдены вниманием кинематографа! А, ЖАЛЬ!!!
С уважением и наилучшими пожеланиями ВАМ, ОЛЬГА, в жизни и творчестве!
Владимир.

Владимир Пастер   02.09.2019 09:49     Заявить о нарушении
Верно! Очень уж, тошно смотреть на это новое искусство. Спасибо Вам за неравнодушие!
С уважением!

Ольга Азарова 3   02.09.2019 12:39   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.