Тайфун по имени Пузик и другие звери

        Наш  первый в Луге пёс Альф прожил с нами больше десяти лет. Последний год он сильно кашлял, исхудал, и ветеринар, к которому мы его водили, ничем не помог. В тёплый весенний день я нашел Альфа лежащим на травке без признаков жизни.

        Нам хотелось завести нового четвероногого друга, но мы ничего не предпринимали, надеясь на случай, который ждать себя не заставил. Одна знакомая предложила  щеночка, найденного ею в лесу.  Найдёныш был очень худ, но с плотно набитым пузом, видимо, благодаря щедрости  сердобольной спасительницы.

        Посоветовавшись, мы единодушно решили приютить пёсика, и я назвал его Пузиком. Остальным домашним это имя не понравилось, и они по созвучию стали звать его традиционной кличкой Тузик. Дочь Надя в зависимости от настроения называла его то Тузеном, то Тузенбахом, а то и Тузенбахером.

         Эти имена были вызваны тем, что Надя считала нашего нового любимца собакой породистой, она увидела собак таких статей и масти в интернете, Порода называлась Чинук, и, действительно, её представители очень похожи на Пузика, но несколько крупнее. Впрочем, будучи недовольной им, Надя могла назвать нашего «аристократа» и Кузьмой.

       Щенком он, видимо, немало пережил: передняя ножка у него была искривлена,  любой незнакомый неожиданный звук, резкое движение вгоняли его в панику, хотя обычно он был весёлым и подвижным псом. Даже не подвижным, а гиперподвижным, таких активных и неутомимых собак у меня ещё не было.

        Появление любой собаки или автомашины на улице у нашего дома вызывало у Пузика бурю эмоций: он носился вдоль забора туда и обратно, заливаясь  звонким лаем, пока, вызвавший негодование объект не исчезал из его поля зрения. Поскольку такие объекты появлялись нередко, он то и дело подобно тайфуну носился от угла до угла нашего довольно обширного двора.

       Половина этого подзаборного пути проходила по засеянному сыном Мишей газону и превратилась в пыльную дорожку, что вызвало у него сильнейшее негодование. Кроме того, Мишина часть двора показалась Пузику очень удобной для его естественных отправлений. Особенно  нравилось ему укладывать свои кучки на приступок Мишиного сарая высотой 30 см, почти равной высоте самого проказника в холке.
               
        Окончательно кобель Пузик стал  «персоной нон грата», когда сын приобрёл овчарку женского пола Агру. Сама возможность появления у Агры щенков от Пузика казалась Мише кошмарной.  Пришлось двор перегораживать на две части длинным забором. У Миши для Пузика был свой вариант клички. Он называл его Конёк – горбунок.

       Почему?  Посмотрите на фото и вспомните сказку Ершова: Ростом только в три вершка, на спине с двумя горбами да с аршинными ушами.»  Горбов,правда, нет, но уши … И нравом похож.

           Забор не решал всех проблем. Я опасался, что Пузик будет бегать по цветникам и огороду, топтать и ломать растения, копать на грядках ямы. Чтобы не разоряться на капитальные ограды, я вбил по углам цветников и предназначенных под огородные культуры участков колышки и протянул на высоте трёх – четырёх десятков сантиметров от земли шнур.
 
           Несколько раз я переступал через шнур в огород и, когда Пузик пытался  перепрыгнуть через ограждение вслед за мной, останавливал его командой «ФУ!». После первого же урока пёс стал соблюдать запрет, но я ещё пару раз  урок повторил.

           Как-то, я увидел любопытную сценку. Учуяв чужую собаку, бежавшую по улице, Пузик помчался к забору и, перескочив через шнур, оказался в середине цветника. Поняв свою оплошность, он бросился назад, увидел шнур, метнулся в другую сторону – опять шнур! Так он метался обескураженный, пока я не пришёл на выручку и не перенёс его через ограждение.

           Второй проблемой, возникшей в связи с возведением забора, явилось отлучение Пузика от его любимого отхожего места, которое он вскоре заменил вазоном, куда мы посадили петунии. Пришлось, очистив вазон от экскрементов, огородить его шнуром. Помогло.

.         Интересно, что в отличие от Альфа, любившего хлеб не меньше, чем мясо, Пузик хлеба не ест совсем, разве что сдобренный мясным соусом. Если Альфа, убежавшего со двора, можно было приманить хлебом, то Пузик не соблазняется ни хлебом, ни колбасой, но очень любит ласку и может прибежать на мой зов только для того, чтобы его погладили, почесали спинку.

        Он жутко ревнив. Такого ревнивого пса у нас никогда не было. С нашей кошкой Сильвой они живут дружно, но если она подходит ко мне и просится на руки, Пузик мчится к нам и отгоняет её.  Стоит взять Сильву на руки, он подбегает, начинает лаять и прыгать, стараясь схватить соперницу.

        Сообразительность, если можно так сказать о собаке,  у него тоже поразительная. Собираясь как-то в магазин и одевая пальто, заметил, что Пузик стоит у дальнего от входной двери конца коридора, прижавшись к стенке, и явно выходить не собирается. А ведь, обычно, если я выхожу во двор, он крутится под ногами, норовя выскочить вместе со мной, или даже сам открывает дверь. Он понимает, что я собираюсь уйти со двора, а его запереть на холодной террасе, чего он не любит.

         Значит, он различает, что я надеваю - телогрейку для работы во дворе или пальто, чтобы идти в магазин. Это не было случайностью. Позже я неоднократно замечал, что, ориентируясь по тому, как я одеваюсь, и одеваюсь ли  вообще, наш пёс прекрасно разбирается, хочу  я выйти во двор или же  уйти надолго в город, заперев его на террасе.

        Я люблю петушиное пение - оно  настраивает на идиллический лад. Поэтому я, предвкушая звонкие, торжествующие звуки  по утрам, идею домочадцев завести кур  поддержал.
            
         Первый петух, белоснежный подросток, сначала выкрикивал хриплым неуверенным голосом пару нот, что-то вроде «Ку – ка», но потом  стал петь по-настоящему, звонко и радостно: «Ку-ка-ре-ку!» В остальном, это был петух как петух, ничем не примечательный.
         
        Голос второго петуха мне нравился меньше, он был не таким звонким, с небольшой хрипотцой, зато петух оказался заботливым куриным предводителем, настоящим джентльменом. Он не лез первым к кормушке и поилке, найдя что-нибудь привлекательное, подзывал кур разделить с ним трапезу.

         При этом он не терял чувства собственного достоинства и не позволял курам себя клевать. Его оперение, хоть и не безупречно белое от рождения, было всегда в порядке.

         Как-то я  не налив своевременно в поилку воды, исправлял свою оплошность. Куры толпились возле неё, толкаясь и отгоняя товарок рангом пониже. Петух стоял сзади, терпеливо ожидая своей очереди. Его терпение, однако, не было безграничным. Сначала он, подняв лапу, наподдал одну из кур сзади. Безрезультатно.

        Тогда он издал какой-то негромкий, короткий звук, и все куры, бросившись врассыпную, мгновенно очистили место перед поилкой. Петух не спеша, подошел к ней и начал пить, а куры подходили потом осторожно, стараясь не мешать ему.
         
       Третий петух был прямой противоположностью второму. Зная о моей любви к  петухам, мои ближние подарили мне красавца петуха породы «юрловская голосистая». Он, действительно был голосистым – его хриплый баритон разносился далеко от нашего курятника.

          Красавцем он оставался недолго – через пару месяцев куры выщипали у него прекрасные перья из хвоста, да и грудь изрядно пощипали, причём, как ни странно, он относился к покушению на его красоту совершенно равнодушно. Зато во время кормёжки кур просто третировал, они вынуждены были толпиться у одного из концов кормушки, в то время как их повелитель клевал комбикорм у противоположного конца в гордом одиночестве и каждую курицу, рискнувшую приблизиться, отгонял.

          Кур считают глупыми и бестолковыми, но этот обывательский взгляд, по-моему, неверен. Привезенные из питомника и водворённые в курятник куры по началу действительно вели себя бестолково, всего пугаясь и мечась по курятнику из конца в конец.

         По прошествии двух-трёх дней они уже не шарахались от собаки (сначала Альфа, а потом Пузика), приблизившейся к  ограде курятника, а спокойно отходили на полметра и наблюдали за её метаниями вдоль сетки.

         Через пару недель они уже клевали в нос злобствующего возле сетки пса, который выходил из себя, стараясь просунуть нос через её ячейки, но не мог ничего поделать. Ну и кто из них глупей в данном случае?
         
       Мы привозили молодок с Псковской птицефабрики, и они начинали нестись уже у нас. Сначала появлялось маленькое яичко, чуть больше перепелиного, потом ещё одно побольше, и, наконец наша десятка начинала приносить по 8 – 10 яиц ежедневно, так что хватало и нам, и Мише,  и Катиной семье, а иногда удавалось даже продать яйца знакомым.

       Есть у кур и нехорошие черты. Во-первых, это каннибализм. При неполноценном корме они начинают выклёвывать перья товарок и расклёвывать их до крови. У нас, кажется, было достаточно белка в кормах, мы давали курам и дождевых червей, и улиток, но все три года в той или иной степени расклёв наблюдался.

      Во-вторых, всегда в курином коллективе есть курица низшего ранга, на которой все отыгрываются. Особенно трагично сложилась судьба одной из кур последней партии. Её клевали, отгоняли от кормушки и поилки, но на насесте почему-то не  трогали, и она большую часть времени проводила там.

      Когда я заходил в курятник, «изгойка» искала у меня защиты и вертелась около моих ног. Обычно куры в руки не даются, но эта от меня не убегала. Однажды, когда я зашёл в курятник, она лежала в углу с расклёванным черепом, тяжело дыша. Пришлось прирезать.
       
          Каждую осень мы кур постепенно ликвидировали, но однажды решили оставить на зиму. Перезимовали они неплохо, даже неслись, правда, пореже, чем летом. И хотя при двухлетнем содержании кур, оно перестало быть убыточным, теперь мы кур не держим.

         Дело в том, что ликвидация кур была моей обязанностью. Больше никто не хотел браться за это чёрное дело, но и мне  оно удовольствия не доставляло, а со временем превратилось в настоящую пытку. К курам привыкаешь также как и к другим домашним питомцам, и необходимость жестокого к ним отношения становится трудно переносимой.
       
         Однажды мы заметили, что кто-то пожирает куриный комбикорм, сдвигая тяжёлую крышку с большой кастрюли, в которой он хранился. Мышам такое не под силу, и мы заподозрили крыс. Раньше они изредка появлялись во дворе, а теперь, выходит, проникли и в дом.

         Надежды на Сильву уже не было – со здоровой большой крысой старушке не справиться.  Купили крысиного яду, разложили его в трёх различных местах в ненужных коробках. В сарае он исчез вместе с пластиковой коробкой от шоколада уже на следующий день, а вскоре во дворе нашли первую жертву. Через три дня исчезли все пакетики с ядом.

          Этим  дело не кончилось.  Включив как-то насос, чтобы набрать воды, я не услышал знакомого шума – вода не шла. Проверил разъём у стенки дома. Всё в порядке. Проверяю провод, оказывается, он порван. Поскольку провод лежал на полу и был завален всяким барахлом, я решил, что кто-то, разбирая кучу, порвал его.

          На следующий день история повторяется, провод вновь порван. Это было удивительно! Вероятность повторения повреждения провода предположенным мною способом казалась сомнительной.

        На третий день провод вновь оказался порванным, а когда я его соединил и включил вилку в розетку, насос опять не работал. Что за чудеса! Осматриваю вновь провод и нахожу ещё одно повреждение метрах в двух от прежнего в таком месте, где он ничем и никем не мог быть повреждён .

          Ничем? Или никем? В закуток, где был порыв, никто из домашних не входил, в этом я был уверен. Оставались крысы. Но зачем это было им нужно? Оплётку они не ели, провод был только перегрызен. Не нравился им шум от работающего насоса? Но не могли же они связать работу насоса с целостностью провода. В школе крысы не учились, физику не проходили. 
       


Рецензии
Кур я кормил хорошо, их было 24 и плюс петух. Цыплят мы купили в Чкаловске. Одна семья там их разводила и торговала. Породу я не знаю, были они крупные и коричневые различных оттенков. Нина заставляла меня искать кости, я обнаружил в достаточном количестве недалеко от Ленинабада, туда сбрасывали эти кости шашлычники. Жена пережигала их в железной печке, а полученную золу подсыпала в корм. Таким вот образом получалась добавка минеральных солей и известь для образования скорлупы яиц, и куры не щипали друг друга (это из ее деревенского опыта). Примерно за пару месяцев до отъезда в Москву в нашем хозяйстве поселились крысы. Питались комбикормом у кроликов, индюков и кур. Первыми стали гибнуть кролики, затем захрипели куры - все сразу за одну ночь: птичья чума. Я взялся за топор, предварительно изготовил устройства для стягивания закрученных крышек (чтобы банки не взрывались при кипячении) на стеклянных банках при консервировании мяса. Нина консервировала курятину в течении двух-трех дней, затем постепенно и индюков (35 шт), они, правда, не болели. Кроликов свыше 30 штук сдали по живому весу в Чкаловский заготпункт. Таким образом, крысы остались без еды. Травить их мы боялись, ведь травануться мы могли и сами. Консервы укладывали в ящики, перекладывая их книгами. А ящики - в контейнеры. Что везете? - Книги. Кое-что из Таджикистана вывозить запрещалось.

Альберт Андреев   19.06.2019 01:13     Заявить о нарушении