Могущественный покровитель

Из сборника «Страна, которую мы забыли»

Глава 10. Сдавайте валюту! (1994-1995)

10.14. Могущественный покровитель

     Однажды Митя сообщил, что нас приглашает на беседу маленький Орлов.(1) Так он его обозначил, чтобы не путать с Дмитрием Львовичем Орловым, главой банка «Возрождение». Для председателя совета директоров обменный пункт был слишком малой величиной, чтобы заниматься нашими персонами. А вот интерес со стороны деятеля, занимающего невразумительную должность, был предсказуемо объясним.
     Как я уже упоминал, двух Орловых связывала, прежде всего, общая родина, город Сухуми. Перед отъездом Санчес, вводя меня в курс дела, советовал быть настороже с этим бывшим партийным функционером: помочь в чём-либо он вряд ли мог, но напакостить был способен. Действительно, главное свойство чиновника, которое ёмко выражается прилагательным «гнилой», как я смог убедиться, достаточно явно отражалось на его лице.
     Митя воспринимал предстоящий визит без излишних эмоций. Я, напротив, кипятился и шумно сомневался в полезности нашего похода. Поэтому мы долго спорили, сколько денег положить в заранее заготовленный конверт. Мой по-житейски более мудрый напарник настаивал на очень солидной сумме. В итоге мне удалось снизить планку до двух тысяч долларов.
     На двери маленькой комнатушки, до которой мы добрались по черной лестнице старого дома, красовалась табличка с упоминанием некоей организации с мало что говорящим названием «Круглый стол бизнеса России». Как я и предполагал, разговор получился тягучий и бессодержательный. Точнее, разговор совсем не получился. Орлов поинтересовался, как у нас идут дела, какие возникают сложности. На прощание попросил без стеснения обращаться за помощью и подумать о возможностях расширения сотрудничества. Раскланиваясь, Митя выложил на стол заветный конверт, который визави принял без малейшего удивления, как само собой разумеющееся.
     Между тем, ситуация на валютном рынке развивалась в неблагоприятном для нас направлении. Курс доллара, что называется, устаканился, маржа ужималась, обороты падали. На какое-то время агонию продлило неожиданное финансовое вливание.
     Еще до своего исчезновения Сергей Денисов под разными предлогами стал задерживать выплаты нашей доли из той прибыли, которая поступала из банка по договору о совместной деятельности. Обращение за помощью к нашим «спортменам», которых попросили повлиять на должника, результата не дало. Поэтому я давно поставил крест на этой части доходов обменного пункта.
     Но ближе к весне забеспокоились клерки в банке «Возрождение». Буква договора требовала исполнения обязательств перед партнером, а он, этот партнер в лице Сережиного малого предприятия «ЭСКОР», тоже исчез из поля зрения. Банк был готов задним числом заключить новый договор с любой компанией, которую мы укажем, но с одним вполне объяснимым условием: она должна быть зарегистрирована до этого самого заднего числа. Проще говоря, следовало найти компанию, которая функционировала уже не менее полугода и, что немаловажно, которой можно доверить свои деньги.
     Самое удивительное, что таковая нашлась. В начале 90-х, на волне повсеместной бизнес эйфории, Яков, мой одноклассник, уже известный читателю, организовал Общество с ограниченной ответственностью «Наука.Бизнес.Сервис». Никаких заметных достижений ни в одной из перечисленных сфер оно не добилось, и почти на три с половиной года было предано забвению.
     Будучи одним из учредителей и генеральным директором этого ООО, я решил прояснить судьбу некогда открытого - по удивительному стечению обстоятельств как раз в банке «Возрождение» - расчетного счета. Естественно, он был заблокирован по требованию налоговой инспекции. Пришлось наведаться и туда. В тесной комнате меня встретили на удивление доброжелательные женщины. Прикинувшись «чайником», я очень просто объяснил, почему за три года не сдал в инспекцию ни одного отчета: раз не было никакой деятельности, то и отчитываться было не о чем. Меня мягко пожурили и выписали штраф на смехотворную по тогдашним меркам сумму. Вернувшись из сберкассы с квитанцией об оплате, я стал распорядителем вожделенного счета, то есть полностью восстановил дееспособность компании с давней историей существования.
     В конце концов, удар милосердия нанёс центробанк. В инструкцию, регулирующую деятельность обменных пунктов, была внесена очередная новация: с первого апреля (!) 1995 года ежедневная инкассация объявлялась строго обязательным требованием. Учитывая стоимость этой процедуры, наша деятельность окончательно становилась практически бессмысленной. Конечно, можно было прибегнуть к простенькой уловке – объявить, что обменный пункт работает круглосуточно. Однако законопослушное руководство банка «Возрождение» предпочло прекратить эксперимент по развитию такого рода розничных услуг для населения и приняло решение закрыть все свои обменные пункты.
     Мир слухом полнится, и нами начали интересоваться ходоки из других банков. Условия предлагались стандартные: предоставление нам лицензии за 800 долларов в месяц наличными и самостийная работа на наших собственных деньгах. Технически это выглядит следующим образом. Физическое лицо в качестве гарантии вносит свои средства на депозитный счет, а банк формально обеспечивает обменному пункту финансовое подкрепление в том же размере. Собрав коллектив, я объявил, что покидаю корабль, так как моя зарплата превратилась для него в чрезмерный балласт. А работать в том же убийственном ритме за меньшие деньги мне не было смысла. Смельчаков, готовых встать у руля, не нашлось.  К середине апреля еще одна квартира в доме у Сретенских ворот опустела.
     Спустя пару недель, наслаждаясь вновь обретенной свободой и прогуливаясь по Тверской, я обнаружил забавное, с точки зрения профессионала, явление. Между двойными дверями, то есть в так называемом тамбуре, буквально в каждом магазине было открыто окошко по обмену валюты под вывеской СДМ-банка. Совершенно очевидно, что ни единому требованию ЦБ такие обменные пункты не соответствовали. Зато расходы по их содержанию были минимальны.

Мышецкое, июнь 2018

(1) Александр Сергеевич Орлов (с 2008 года Орлов-Кретчмер), род. в 1947 г. – секретарь Сухумского горкома КПСС (1976-1980); заместитель председателя исполкома Сухумского городского Совета (1983-1990); ответственный секретарь и генеральный директор (с 1995 г.) объединения «Круглый стол бизнеса России»; заместитель министра труда и социального развития РФ (1997-1999).


Рецензии