Непокорённость Игоря Марковского

Не стало одесского художника Игоря Марковского... Грустно, когда мир покидают талантливые, неординарные люди, а Игорь был еще и бойцом, борцом с подлой, неизлечимой болезнью, приковавшей его к инвалидной коляске, но так и не сумевшей отобрать у мастера желание и возможность творить.
Два десятилетия длилась эта схватка, и сказать, что смерть победила Художника я не могу. Как раз наоборот: даже навсегда уйдя за горизонт, Художник остался победителем. Так бывает, если человек живет творчеством, и творчество - это всё, что оставляет ему судьба.
Покойся с миром, дорогой Игорь. Эту статью я написала девять лет назад, когда тебе уже было очень плохо. Но ты все равно работал, принимал участие в выставках и каждый раз удивлял нас новыми изобразительными обертонами своей неповторимой графики...
_______________________________________

В середине июня я случайно забрела в маленький арт-салон «Муза», что на Еврейской улице в Одессе, и радостно охнула: его постоянную выставочную экспозицию украшали работы Игоря Марковского.

На персональную выставку эти несколько картин, плотно сгруппированных в одной части крошечного зальчика, явно не тянули, тем более что в экспозиции были представлены произведения еще одного автора. И все -таки казалось, что здесь царит только Марковский. Настолько сильными по внутренней экспрессии, невероятному заряду энергии, сконцентрированной на квадрате бумаги и направленной прямиком в зрителя, были его работы.

Марковский – известный одесский художник. Его хорошо знают в Украине и за рубежом, овеян Игорь славой как интереснейший график и иллюстратор, творец оригинальной, присущей только ему художественной формы, которую все почему-то спешат сравнить с сезанновской. Мне же кажется, что Марковский – это только Марковский, и Сезанн не имеет к его мировосприятию и творческому самовыражению никакого отношения.

Когда-то во ВГИКе мне повезло учиться у замечательного искусствоведа и педагога Паолы Дмитриевны Волковой, которая на протяжении пяти лет накачивала нас, довольно разношерстных по уровню развития и образования студентов, знаниями по предмету «История изобразительного искусства». А еще она учила умению анализировать и ощущать произведения живописи и графики на чувственном уровне, включая рецепторы подсознания и эмоционального сопереживания чувствам художника.

Периодически Паола Дмитриевна подкидывала нам вопросы, типа: «Можно ли съесть яблоко Сезанна?». Мы бились над его разрешением и, в конце концов, все вместе находили ядро истины, становясь чуть умнее и искушеннее в собственном культурном осмыслении жизненных явлений.

Этот вопрос: «Можно ли съесть яблоко Сезанна?» - навсегда остался для меня собственным мерилом соотношения формы и содержания, их борьбы и единства в любом виде и жанре творчества. Бог с ним, с Сезанном. А вот цветы на картинах Игоря Марковского пахнут, мокрый туман обдает каплями влаги, холодит стылый снег на деревенской улице, сочные ярко-красные перцы, не поместившиеся в тарелке, согревают впитанным за лето солнцем, а обыкновенные допотопные утюги, какие сегодня встретишь разве что в домашней утвари у самых стареньких сельских бабушек, упрямо и основательно давят на руку своей увесистой тяжестью…

Узнаваемый мир живой полнокровной реалистической жизни, переданной подчеркнуто условными средствами – вот что такое Марковский в его работах.

Как становятся самобытным художником, обретают способность по-своему видеть картинку бытия обыкновенным глазом и духовным зрением, из чего складывается умение оставить на холсте непередаваемую атмосферу мгновения во всех ее безграничных ощущениях? Это можно понять как раз на примере жизни и творчества самого Игоря Марковского.

Вначале все у него складывалось, как и у многих начинающих в советское время художников. Родом Игорь из Котовска Одесской области. Окончил знаменитую одесскую Грековку, а затем мастерскую книжной графики Киевского художественного института. Еще будучи студентом, Игорь обнаружил в себе способность идти в иллюстрации не от сюжета, а от глубинного содержания произведения, его атмосферы и полутонов изложения, духовных черт личности его создателя.

Дипломная работа Игоря Марковского «Иллюстрация и художественное макетирование повести Т.Г.Шевченко «Художник» произвела фурор. Синтез творческо-личностного мира Кобзаря с творческо-личностным миром современного авангардного книжного графика Марковского как будто привнес в повесть второе дыхание, открыл новые неожиданные грани соприкосновения с изобразительным, литературным и поэтическим миром Шевченко. Эта уникальная дипломная работа хранится сегодня в фондах киевского музея Тараса Шевченко.

Марковский как-то сразу, без разгона вышел из института самобытным и зрелым графиком, со своей оригинальной стилистикой и художественной пластикой, основанными прежде всего на чувственных настроениях и впечатлениях.

Но увы, человек предполагает, а Бог располагает, помните эту пословицу? Случилось так (и это не вина, а беда Игоря), что ему пришлось оставить тонкую книжную чёрно-белую графику, тесно связанную с необходимостью воспроизведения в печатном варианте. В поисках новых возможностей художественного творчества, он обратился к его станковому варианту, стал работать гуашью на бумаге.

И как ни странно, эта вынужденная замена открыла перед художником новые перспективы самовыражения. Его эмоциональное восприятие мира стало цветным, с колористической передачей настроения и атмосферы. А жанровые особенности авторского почерка прочно заняли особое положение на границе графики и живописи. Его гуашь на бумаге смотрится, как масло на холсте. Невероятная иллюзия! Сотворить такое может только утонченное мастерство большого художника.

А вот мазок на картинах Игоря становится все более условным, детали смазываются, натура теряет детальность и превращается в чувственный силуэт. Цвет делается основным средством бытописи, полностью подчиняясь эмоциональному и психологическому состоянию творца в конкретный момент творения. Конечно, что-то от постимпрессионистов в таком отображении действительности есть. Но вместе с тем, Марковский более психологичен, более направлен в себя и реалии своей собственной жизни, которая, к сожалению, складывается непросто.

А еще он постоянно впитывает естественную бытовую среду, которая его окружает, и, отображая ее, передает невероятную энергию и силу жизни. «Важно каждое земное мгновение, каждый неповторимый пережитый нами миг, - убеждает Игорь Марковский своими картинами. – Страдания, сомнения, отчаяние – ничто в сравнении с устойчивостью ежедневного привычного бытия». Признаюсь, я не слышала этих слов от самого художника. Я «слышу» их, вникая в его работы. И без всякого преувеличения могу утверждать, что эта жизнеутверждающая мощная позитивная струна – главная особенность творчества Игоря Марковского. Несмотря ни на что. В том числе и на драматизм его личной жизни. Никакому Сезанну это было бы не под силу. Наверное потому, что он не пережил того, что довелось пережить нашему современнику Марковскому.

На той июньской выставке в «Музе» была представлена целая галерея автопортретов художника. Автопортрет – излюбленный сюжет Марковского. Любопытно наблюдать, как с годами и обретаемой мудростью менялось его восприятие самого себя. Он шел от внешней детализации к внутреннему постижению собственной души.

На последних автопортретах узнавание условно – больше приоткрываются скрытые эмоции: боль одиночества, преодоление страдания, непокоренность слабости. Пожалуй, на этом мы и остановимся. Непокоренность – вот доминанта жизни и творчества Игоря сегодня.

Игорю Марковскому посвящены стихи, которые я хочу обязательно донести до читателя. Написала их искусствовед и друг художника Инна Саврасова:

Обрывки бытия запечатлев,
Ты снова хмуришь от болезни брови.
А это жизнь из атомов и крови,
Но ты не миришься, испив ее вина,
Не ищешь виноватых или правых.
Твой труд, как подвиг,
Жизнь, как искупленье,
И творчество… И день… И вдох…
- навечно...

Одесса, сентябрь, 2009.


Рецензии
Прекрасно написана статья.
Подниму в рейтинге для читателей.

Виктор Николаевич Левашов   20.03.2023 16:00     Заявить о нарушении
Большое спасибо. Мне приятно, что Вы интересуетесь моими статьями. Это всё из прошлой жизни: после майдана нашу Одесскую региональную независимую газету "Юг" закрыли за строптивость и "отсутствие патриотизма". Сейчас я почти ничего не пишу и почти не выхожу из дома. Придумала для себя форму бытия: эмиграция в свою отдельную от оккупрованной Одессы квартиру. Тем более приятно, что мои публикации из нормальной жизни вызывают интерес, особенно Ваш. Ваше мнение для меня очень важно. Еще раз благодарю Вас, Виктор.

Елена Марценюк   20.03.2023 23:49   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.