1941г. 13 июня. Сообщение ТАСС

Редкая фотография: Сотрудники редакции журнала
«Мировая экономика и международные отношения» («МЭ и МО»), 1957-1958гг.
В последнем ряду слева — Я.С. Хавинсон, главный редактор
журнала , в котором он служил с 1957 по 1987 гг.
Публикация https://zlobnig-v-2.livejournal.com/242161.html


О перевооружении Советской Армии и подготовке к неизбежной войне с Германией И.В. Сталин докладывал 5 мая 1941 года на торжественном мероприятии в Кремле перед выпускниками военных Академий -  http://www.proza.ru/2018/10/25/342 и на расширенном заседании Политбюро ЦК ВКП(б) 24 мая 1941 года - http://www.proza.ru/2019/07/25/731.
 


13 июня 1941 года ответственный руководитель ТАСС Яков Семенович Хавинсон (1901-1989) был срочно приглашен к И. В. Сталину, о чем он написал:
«13 июня мне позвонили от товарища Сталина и сказали, чтобы я срочно приехал к нему на кунцевскую дачу. Я сразу же выехал. У ворот меня встретил офицер, машину мы оставили, и он проводил меня к даче.
Когда я вошел, товарищ Сталин встретил меня, мы поздоровались, и он усадил меня за стол в зале. Передо мной лежали бумага, ручка, стояли чернила.
Товарищ Сталин сказал: «Пишите, товарищ Хавинсон».
Он прохаживался по дорожке вдоль зала, попыхивал трубкой и диктовал. По ходу он заглядывал в текст, сделал две или три поправки. Закончив диктовать, он сказал: «Прочитайте вслух». Я встал и прочитал. Содержание Заявления вызвало у меня, естественно, большое удивление, но я старался этого не выдать. Он как-то или уловил мое удивление или догадывался о нем, остановился напротив меня, внимательно посмотрел и спросил: «Вы понимаете, товарищ Хавинсон, зачем нам нужно такое Заявление?». Я откровенно ответил: «Нет, товарищ Сталин, не понимаю». Тогда он сказал: «Давайте скажем Гитлеру: подумай еще раз, прежде чем начинать!» Попрощались, и я быстро уехал.
13 же июня НКИД СССР передал Заявление германскому послу в Москве, но правительство Германии на него никак не отреагировало и даже не опубликовало его в печати. 14 июня Заявление ТАСС было опубликовано в советских и зарубежных газетах».


СООБЩЕНИЕ ТАСС 13 ИЮНЯ 1941 ГОДА


Еще до приезда английского посла в СССР г-на Криппса в Лондон, особенно же после его приезда, в английской и вообще в иностранной печати стали муссироваться слухи о «близости войны между СССР и Германией».

По этим слухам: 1) Германия будто бы предъявила СССР претензии территориального и экономического характера и теперь идут переговоры между Германией и СССР о заключении нового, более тесного соглашения между ними;

2) СССР будто бы отклонил эти претензии, в связи с чем Германия стала сосредоточивать свои войска у границ СССР с целью нападения на СССР;

3) Советский Союз, в свою очередь, стал будто бы усиленно готовиться к войне с Германией и сосредоточивает войска у границ последней. Несмотря на очевидную бессмысленность этих слухов, ответственные круги в Москве все же сочли необходимым, ввиду упорного муссирования этих слухов, уполномочить ТАСС заявить, что эти слухи являются неуклюже состряпанной пропагандой враждебных СССР и Германии сил, заинтересованных в дальнейшем расширении и развязывании войны.

ТАСС заявляет, что:
1) Германия не предъявляла СССР никаких претензий и не предлагает какого-либо нового, более тесного соглашения, ввиду чего и переговоры на этот предмет не могли иметь места;

2) по данным СССР, Германия так же неуклонно соблюдает условия советско-германского пакта о ненападении, как и Советский Союз, ввиду чего, по мнению советских кругов, слухи о намерении Германии порвать пакт и предпринять нападение на СССР лишены всякой почвы, а происходящая в последнее время переброска германских войск, освободившихся от операций на Балканах, в восточные и северо-восточные районы Германии связана, надо полагать, с другими мотивами, не имеющими касательства к советско-германским отношениям;

3) СССР, как это вытекает из его мирной политики, соблюдал и намерен соблюдать условия советско-германского пакта о ненападении, ввиду чего слухи о том, что СССР готовится к войне с Германией, являются лживыми и провокационными;

4) проводимые сейчас летние сборы запасных Красной Армии и предстоящие маневры имеют своей целью не что иное, как обучение запасных и проверку работы железнодорожного аппарата, осуществляемые, как известно, каждый год, ввиду чего изображать эти мероприятия Красной Армии как враждебные Германии по меньшей мере нелепо.

Известия. 1941. 14 июня.


ПРИМЕЧАНИЕ:

НЕКОТОРЫЕ МНЕНИЯ

Советский дипломат, Доктор исторических наук Валентин Михайлович Фалин (1926-2018) с объемным опытом работы в Комитете информации при МИД СССР характеризует, что сообщение ТАСС от 14 июня «предназначалось также военному руководству страны, а не одной общественности». Были иные комментарии,как например, Александра Михайловича Василевского (1895-1977), что продиктовано недостаточным владением им информацией на то время, что будто бы «в Генеральном штабе были получены всего лишь необходимые разъяснения», и, по мнению Василевского, «там считали, что к вооруженным силам это сообщение отношения не имеет» (См.: Василевский А.М. Дело всей жизни. Кн. 1. М., 1989. С. 119). Необходимо учесть в связи с расхождением частных мнений, что несмотря на то, что Василевский на тот момент служил заместителем начальника оперативного управления в генеральном Штабе, однако, только после 9 ноября 1940 года, когда он сопровождал В. М. Молотова в поездке в Берлин для переговоров с Германией, его информативность была уже достаточно ограничена рамками его обязанностей по военной подготовке личного состава (Василевский до 15 мая 1941г. был занят конкретной задачей составления Плана стратегического развертывания ВС СССР на случай войны с Германией и ее союзниками, благодаря чему некоторая его информативная изоляция от других ведомств сказалась положительно на беспрестрастной оценке и холодном стратегическом расчете в выполнении этой конкретной работы).

Как писал современный авторитетный журнал, «Примечательна реакция на Заявление ТАСС нацистского руководства: так, 14 июня Й. Геббельс записал в дневнике: «Опровержение ТАСС оказалось более сильным, чем можно было предположить по первым сообщениям. Очевидно, Сталин хочет с помощью подчеркнуто дружественного тона и утверждений, что ничего не происходит, снять с себя все возможные поводы для обвинения в развязывании войны» (Военно-исторический журнал. 1997. № 4. С. 36). Поскольку официальной реакции Берлина на Заявление ТАСС не последовало, советское руководство по сути получило сигнал о том, что приготовления Германии к нападению вступили в завершающую стадию».

Также исторические документы:

Май 1941г. План стратегии обороны СССР, - http://www.proza.ru/2018/10/25/892;

Сталин - выпускникам военной Академии 5 мая 1941 г., - http://www.proza.ru/2018/10/25/342

1941г. 17 июня. Фальшивка сообщения из Берлина, - http://proza.ru/2020/12/20/2114
 


Рецензии