На занятиях по химии

ВММА. 1955 год. Второй курс, третий семестр, на химии. Только там мы титровали растворы. Но на какой работаем сегодня? Неорганика прошла на первом курсе. Остаются: органическая, физколлоидная и биохимия. Везде побывали, всё прошли.
Кент Явдак что-то титрует. Толик Овчинников углубился в чтение методички. Остальные курсанты нашего отделения работают за кадром...

Закончив академию и став врачами, мы порой рассуждали, нужны ли были нам все эти, вроде бы, совершенно не вписывающиеся в лечебную практику вышеперечисленные дисциплины. Что мы приобрели на этих кафедрах в плане совершенствования диагностики, лечения, подхода к больному? Не лучше ли было побольше заниматься практикой обследования, ведения больных, оперативных вмешательств и т.д.?

На первых этапах практической деятельности кое-кто из нас, возможно, и отрицал все эти дисциплины. Однако в последующем, через десятилетия, все мы поняли, что стать настоящим врачом, тем более врачом-исследователем, без глубоких знаний не только физиологии, но и биохимии организма, основных законов биохимического функционирования, просто невозможно.

Эти знания постоянно и закладывались в наше сознание на соответствующих кафедрах. И я на отдельных этапах своего исследовательского пути консультировался со специалистами-биохимиками в Лаборатории питания (бывшая кафедра биохимии), и брал на вооружение ряд предложенных мне биохимических методик исследования (определение солей, микроэлементов, витаминов C, B1, B2, PP, B6, кетостероидов и кортикостероидов в биожидкостях и др.). И то, что мне удалось наладить их определение в образцах пота, собранного у корабельных специалистов в период несения боевой службы в тропиках, — было в тот период (шестидесятые годы) совершенно новым этапом комплексных биохимических исследований.


Рецензии