Ахтырка

               
                АХТЫРКА

    Поселок городского типа Ахтырский, Абинского района, в котором я прожил большую часть своей жизни, еще называют городком нефтяников, а в повседневности просто Ахтыркой, расположен на географической границе Прикубанской низменности и предгорий Большого Кавказа.
В Сумской области Украины есть город с названием – Ахтырка, но это просто похожее название. 
     Станица Антхырская названа по черкесскому названию речки Антхырь (именно так первоначально называлась станица Ахтырская) образовалась в 1863 году, как и большинство станиц оборонительной Кавказской линии в завершающий период русско-черкеской войны. 
Строили ее Крымский и Ставропольский пехотные полки. Строительство началось весной 1863 года, а к концу года  уже было построено больше двухсот домов.
  В апреле того же года началось ее заселение. Первая партия переселенцев с Таманского округа, Полтавской и Харьковской губерний. Вторая партия переселенцев была из тех же мест, но добавилась выходцами из Черниговской губернии. Эти две партии переселенцев были скомплектованы и отправлены на водворение войсковым правлением Кубанского казачьего войска. Станица Антхырская вошла в состав Абинского казачьего конного полка.
  Через четыре года спустя, главнокомандующим Кавказской армией, было выражено желание присвоить некоторым станицам другие наименования, более соответствующие русскому населению и для упрощения произношения. В этом же году, приказом наказного атамана Кубанской области было изменено наименование станицы Антхырской на Ахтырскую.
  В конце тридцатых годов прошлого века в окрестностях станицы Ахтырской были разведаны промышленные запасы нефти. Во время Великой отечественной войны станица была окуппирована немцами и румынами. В предгорьях действовали несколько партизанских отрядов.
В 1948 году началось эксплуатационное бурение скважин на нефть, параллельно продолжалось глубокое разведочное бурение, а на следующий год было начато  строительство городка нефтяников. Основная часть жилых домов и инфраструктуры городка была построена к 1953 году.
     С того времени в названии Ахтырский появились и остаются до настоящего времени, два понятия – городок и станица, хотя в 1958 году оба населенных пункта были официально объединены в одно целое.  Общее количество населения муниципального образования составляет примерно двадцать две  тысячи человек. Не имею последних данных по населению, в свете возникших в последние годы, коттеджных поселков переселенцев северян.
Кроме городка нефтяников и станицы существуют еще два «микрорайона», если так можно назвать обособленный частный сектор – Линейная (район станции ж.д.)  и Абиссиния – вдоль речки Ахтырь ближе к предгорью.
                .  .  .
    В 50-60-х годах городок нефтяников интенсивно развивался и процветал. Активно велось разведочное и эксплуатационное бурение, наращивались объемы добычи нефти.
В конторе бурения № 5 «Абиннефть», где работал мой отец, одновременно работали 18 буровых бригад, что по современным меркам сопоставимо  с крупным производственным объединением или СуперУБР. Некоторые скважины, пробуренные в 50-60- х годах, по настоящее время продолжают давать нефть, но малых количествах (дебит составляет от 0,02 до 20 тонн в сутки).
В середине 50-х годов в Ахтырку приехала съемочная группа Ленинградской киностудии документальных фильмов, которую возглавлял, тогда мало кому известный режиссер Эльдар Рязанов. Фильм сняли в двух частях и дали название «Недалеко от Краснодара». Я его просматривал несколько раз в надежде найти знакомые лица, нашел только одного знакомого отца - инженера по нефтедобыче Ратнера (сейчас вся его семья в Израиле). Ничего удивительного, ведь фильм был про поселок и добычу нефти, про буровые практически ничего не показали.
В тот период, мой отец, работал буровым мастером и был на пике славы. О нем не раз писали хвалебные очерки в районной и краевой газетах, приглашали выступать на краевое телевидение Краснодар.  После газетных очерков об отце, у меня появилось неприязненное отношение к журналистам, которые много врут  и приукрашивают, не слишком заботясь о правде. 
    Многих специалистов и рабочих бурения посылали работать за границу. В 50-е годы, ахтырские буровики работали в Албании, Болгарии, Венгрии, Китае; в 60-е в ГДР, Афганистане, Индии, Пакистане, в 70-е, в Ираке, Сирии, Ливии, Алжире. Среди арабских стран особенно престижно было попасть в Ирак, наш рабочий за полгода мог заработать на «Москвича», за год на «Волгу».  В 80-е годы возобновился контракт с Индией и открылся новый контракт с Вьетнамом. В Индию направляли не только буровиков, но также тампонажников, вышкомонтажников, водителей, поваров.
Рабочие контракты были сроком от одного года до трех лет. Инженеры и буровые мастера, хорошо проявившие себя за рубежом, успели поработать по таким контрактам по два, три раза. Некоторым категориям специалистов было разрешено выезжать на работу за границу с женами и детьми, например мой родственник по жене отработал 3 года в Ираке, вернулся в Ахтырку, через 2 года опять направили в Ирак на 2 года, а через несколько лет на 5 лет во Вьетнам. Мой одноклассник Николай Баденчук и командир противофонтанного отряда Виталий Димчук, проработали во Вьетнаме 15 лет и таких примеров масса.
                .  .  .
     Отмечая свой ежегодный профессиональный праздник День работников нефтяной и газовой промышленности (первое воскресенье сентября), Ахтырское управление буровых работ и его заказчик нефтегазодобывающее управление  (Абиннефть), для проведения праздничных мероприятий, организовывали массовые выезды своих работников и их семей в предгорье. Место для пикников и праздневств, называется – поляна за «двенадцатью тополями». Во время войны на этом месте в бою с румынами погибли двенадцать партизан и в их память, на невысокой горе посадили двенадцать пирамидальных тополей, за которыми внизу простирается огромная поляна. Сюда подъезжали автобусы с жителями, здесь проходили награждения передовиков, играл духовой оркестр, работали буфеты. По возвращению с поляны, вечером на площади перед домом культуры или на стадионе, обязательный концерт и дальше массовые гуляния.
   В городке, хотя и медленно, но продолжалось строительство жилья, асфальтирование дорог и тротуаров. Улицы утопали в зелени и цветах. Некоторые центральные улицы засажены деревьями катальпы, которые при цветении распускают большие цветы в виде виноградной грозди и источают аромат.
В бальнеологическую лечебницу люди приезжали лечиться на йодо-бромные ванны со всех концов России. В водолечебнице, на стене висела большая карта СССР, с  отмеченными кнопками, мест  проживания их пациентов, от кнопок протянуты разноцветные нитки, которые тянулись со всех уголков страны и сходились в Ахтырке.
                .  .  .               
   Хорошо была налажена культурная жизнь. Регулярно  приезжали популярные киноартисты из Москвы и музыкальные и театральные коллективы различных жанров из Краснодара, Новороссийска  и других крупных городов Кубани. 
Большой популярностью пользовался танцевальный и хоровой кружки при Доме культуры нефтяников (ДКН), в которых было несколько отделений по возрастным группам.   Музыкальная школа регулярно проводила в ДКН концерты своих воспитанников.
 Спортивная жизнь занимала почетное место.  Ежегодно  проводились Всесоюзные соревнования по водному поло в большом открытом бассейне на стадионе, с участием команд ватерполистов крупных городов Союза. На стадионе регулярно проводились футбольные матчи на первенство края с командами Краснодара, Крымска, Славянска-на-Кубани, Анапы, Новороссйска, Туапсе, Ейска и других городов Кубани, не редко бывало, что судили эти матчи, арбитры из Москвы. У болельщиков были свои футбольные кумиры в местной команде, это вратарь Мухтар и нападающий Мамед.
   Вторым по популярности видом спорта был волейбол. На стадионе была открытая волейбольная площадка, которая по вечерам была всегда занята игроками (не забывайте, что лето здесь длится полгода), а по выходным проводились соревнования. После сдачи в эксплуатацию спортзала в средней школе №5, приуроченной к столетнему юбилею дня рождения Ленина, тренировки по волейболу стали круглогодичными.
Работали спортивные секции:  греко-римской борьба (на которую я ходил),  настольный теннис, плавание, минифутбол, тяжелая и легкая атлетика. На третьем этаже Дома культуры по вечерам собирались любители русского бильярда.
В настоящее время в связи с ликвидацией градообразующих основных производств, городок захирел, потух и находится в постоянном кризисе. Картина очень даже неприглядная и грустная. Большая часть написанного выше, осталась в прошлом. Если бы в Ахтырке сейчас не проживали мои родители и брат с семьей, я бы туда вообще не приезжал.
                .  .  .
      Сельскохозяйственное профессиональное техническое училище, в котором учили на  механизаторов широкого профиля, считалось одним из самых крупных и лучших в стране.
Ахтырское СПТУ много лет поддерживало тесные контакты с таким же училищем в Чехословакии, преподаватели и учащиеся которого, ежегодно приезжали в Ахтырку для обмена опытом.
С начала 60-х годов в училище прошли обучение тысячи иностранцев из стран Африки и Азии. Еще во времена моего детства, по улицам городка ходили и ездили на велосипедах и мопедах, негры и мулаты. На слуху были различные сплетни о связях наших девушек с парнями из Сьерра-Леоне, Ганы, Анголы и других стран черного континента.
Директора училища, как прекрасного организатора послали налаживать систему профобразования, в неспокойную Уганду, где, при очередном военном перевороте, он погиб. Я неплохо знал его дочь, мою ровесницу, но из другой школы.
  В начале сентября 73-го года на учебу в училище, приехали 150 чилийцев, девушек среди них не было. В программе «Время» был репортаж о приезде будущих механизатор из Чили в Москву, тогда показали всю группу на Красной площади, а через пару дней они появились в Ахтырке. Через несколько дней после их приезда, 11 сентября стало известно о военном перевороте в Чили, где власть захватила военная хунта во главе с генералом Пиночетом. Группа молодежи была направлена в Союз по договору с правительством Сальвадоре Альенде, который во время переворота погиб бою с калашом в руках, защищая президентский дворец Ла Монеда в Сантьяго (по версии хунты – покончил жизнь самоубийством), поэтому получалось, что нашим чилийцам дорога на родину была закрыта.
Сразу после переворота начался террор при котором пострадали наши земляки – кубанцы. Два торговых судна Новороссийского пароходства в это время находились в самом большом чилийском порту Вальпараисо, их захватили чилийские солдаты. Моряки оказали отчаянное сопротивление. На одном судне обошлось арестом команды и мордобоем без жертв, на втором наших моряков побросали в открытый трюм, были погибшие и покалеченные. 
 Большинство чилийцев были симпатичными ребятами, у всех черные густые волосы до плеч, стройные фигуры, в приталенных рубашках, обтягивающих в бедрах, расклешенных внизу брюках. Как потом выяснилось, они сами себе шили из самых дешевых материалов. Среди них было несколько человек с ярко выраженной  индейской внешностью, эти конечно не красавцы.
Девчонки начали западать на приехавших южноамериканских мачо, что естественно не понравилось местным пацанам, имело быть место мужской ревности. Произошло несколько массовых драк, с отрыванием штакетин из заборов и гонками толп по вечерним улицам. Чилийские парни были выходцами из деревень и городских трущоб, они могли за себя постоять, особенно городские хорошо дрались. Наши поняли, что не на тех нарвались, заключили нейтралитет, а со временем подружились, даже некоторые заказывали у них шить брюки и рубашки.
Первый год чилийцы учили русский язык. К ним прикрепили несколько переводчиц испанского языка, молодых девушек только закончивших иняз, которые должны были их сопровождать по нашему городку, если те были группой. Я видел как они прикалывались над переводчицами. Просили перевести на русский различные фразы и даже песенки, но специально так быстро тараторили на испанском, что бедные девушки просто не успевали их осмысливать и переводить, а те сгибались от смеха.
Позже чилийцы создали свою группу (ВИА)  и стали играть и петь на танцах в доме культуры и на танцплощадке. Преобладали песни на испанском, но не редко на английском языках. Пели хорошо, молодежь тащилась, даже в райцентре такое не снилось. О наших танцах пошли слухи, в дом культуры стали приезжать из ближайших станиц в основном из станицы Хомской, но станичники были всегда пьяными, вели себя по хамски, что провоцировало драки. Один раз приехала группа греков из поселка Ново-украинского,  где преобладает греческое население. Они вели себя прилично, но местная шпана все равно устроила драку.
Когда в советском кинопрокате появился фильм «Генералы песчаных карьеров», экранизация повести бразильского писателя Жоржи Амаду «Капитаны песка», счастью чилийских парней не было предела. Они ходили на все сеансы, толпою стояли в проходах кинозала, сидели на полу перед первым рядом. Конечно, в фильме показана не их родина, но близко к этому, а главное близкая им среда обитания героев фильма.
    По окончанию учебы и получения профессии механизатора широкого профиля,, большинство из них остались жить в Союзе, а несколько человек, непосредственно в Ахтырке. Женились на местных девушках, создали семьи. Один из них, Луис, работал грейдеристом, приводил в порядок  дороги к нашим буровым, где я с ним познакомился ближе. Он жил в соседнем доме и как мне говорил, мечтал уехать к своей родной тетке в Перу. Его русская жена была обыкновенной внешности, но дочка Анжела к шестнадцати годам превратилась в такую красавицу, хоть на конкурс «Мисс Вселенная» посылай.
Знакомый Родригес, тоже обзавелся семьей, но это ему не помешало продолжить учебу в краснодарском мединституте, получил диплом  врача общей практики, позже перевелся  в центральную районную больницу в Абинске.  Карлос, самый страшный из чилийцев (все лицо обезображено оспой, да и повадки какие-то бандитские) стал моряком торгового флота Новороссийского пароходства, ходил в загранки (как он смог это сделать остается загадкой, ведь тогда отбор был очень строгим), в конечном итоге затерялся где-то в Европе, оставив в Ахтырке жену и ребенка.
   В начале 80-х годов, я приятельствовал с двумя африканцами Антонио и Клифом. Антонио – мулат из Южной Родезии (ныне Зимбабве), с огромной шапкой мелких курчавых волос под Анжелу Дэвис, неплохо говорил на русском, серьезный, рассудительный, с задатками лидера, его слушали и уважали.
Клиф - здоровенный негр, атлетического сложения, но полный раздолбай. Он успел повоевать в партизанских отрядах и в национально-освободительной армии Анголы, что подтверждал следами нескольких огнестрельных ранений, если конечно не врал. Русский язык знал плохо, но общаться можно, что мы не редко делали под сало и соленые огурчики.
Потом в училище последовательно приезжали большие группы вьетнамцев, лаосцев, которые были образцами скромности и вежливости, они себя ни в чем не проявили и большинство ахтырчан о них уже забыли, правда помнят, что перед отъездом домой вьетнамцы скупили в Ахтырке и Абинске все канцтовары, толи для себя, толи на продажу.  Стоит чуть подробнее  рассказать про кубинскую группу.
В середине 80-х прибыли кубинцы, примерно человек сто, половина из них девушки. Кроме белокожих красавиц, были мулатки и чернокожие, последние внешностью не баловали. Особенно блистала красотой некая белокожая Соня.  Повторилась история с чилийцами, но при этом все наоборот. Наши парни начали обращать на них пристальное внимание, кубинским пацанам это, конечно не нравилось. На этой почве произошло несколько серьезных драк. Со временем все нормализовалось.
Некоторые жители городка до сих пор помнят забавный случай с кубинскими девушками.
Несколько кубинок зашли в трикотажный магазин, где им понравились капроновые и шелковые дамские панталоны, которых они накупили разных цветов и оттенков. Показали подругам, те тоже купили.
    Вечером выходного дня, группа разноцветных девушек, в сопровождении кубинских кавалеров, пошли гулять по скверу, по которому проходил  путь на танцплощадку. Была суббота, все лавочки сквера заполнены молодежью, кому не хватило мест, фланировали взад, вперед.
    Кубинки не могли понять, почему молодежь показывает на них пальцами и в хохоте, складываются пополам. Если бы, кто-то из них знал русский язык, может быть поняли бы, но они только начали постигать азы великого и могучего.
Наивные дети тропиков с нищего острова Свободы! Откуда девушки могли знать, что пошли гулять по скверу и танцевать на дискотеку, выставив на всеобщее обозрение, женское нижнее белье, которое они приняли за летние шелковые шорты и штанишки.


2012г.
               


Рецензии
Здравствуйте, Вячеслав!

С новосельем на Проза.ру!

Приглашаем Вас участвовать в Конкурсах Международного Фонда ВСМ:
См. список наших Конкурсов: http://www.proza.ru/2011/02/27/607

Специальный льготный Конкурс для новичков – авторов с числом читателей до 1000 - http://www.proza.ru/2018/11/22/1676 .
С уважением и пожеланием удачи.

Международный Фонд Всм   23.11.2018 06:23     Заявить о нарушении