О превращении марионетки

   Куколки Эскиза названы марионетками. Но это на самом деле – вовсе не марионетки! Ведь марионетка – управляемая кукла. Она управляется с помощью нитей, называемых важами. А этими куклами совсем не нужно управлять, - поскольку их позы не требуют изменения: они застыли каждая в своей «говорящей» позе. Это – свойство кукол-криппа: обрядовых кукол, которых принято выставлять в окнах в религиозные праздники в католических странах.

   Но, однако, эти куколки названы не «криппами», а  марионетками. Почему?

   Марионетка по-итальянски – burratino. Да, деревянный мальчишка, названный Буратино, - это просто марионетка!

   Некоторые исследователи сказки Толстого отмечали отличие сказки русского писателя от сказки  Карло Коллоди, состоящее в том, что Пиноккио Коллоди стремится стать настоящим живым мальчиком, а в Буратино никакого такого стремления не заложено; и если Пиноккио становится в конце сказки мальчиком, то Буратино продолжает пребывать деревянной куклой. То есть, - марионеткой. При этом у него даже нет собственного имени; его имя – Марионетка – Буратино…

   А вот в эскизе марионеток Лебедевой превращение происходит: здесь Иван-дурак с головой от памятника Пушкина, с телом-жёлудем и ручками-веточками превращается в прекрасного царя-Амура… То есть, Амур этот – он уже не марионетка. Марионетка – это Конёк-Горбунок, из фигурки которого он вылезает. Если учесть, что и Дурак, и Амур – это Пушкин, - Пушкин в традиционном понимании и Пушкин – как он задуман Богом, - то получается… То получается, что Пушкин – традиционный – марионетка. А Пушкин – настоящий, – он сам – Бог. Им – не поманипулируешь! Им не повертишь, как Сталин-Карабас вертел его портретами, цитатами и всем образом на страшном юбилее Смерти… (И ведь недаром же за два года до Юбилея от Пушкина был окончательно отторгнут его «Конёк»!).
 
   То есть, что же это у нас получается? Получается, что Пушкин – это Буратино?  Или – Пиноккио?.. Думаем, что в данном эскизе Пушкин действительно идёт путём Пиноккио, - путём превращения из куклы в самостоятельную личность.

   Кстати, куклы Городничего, Спальника, братьев здесь одеты в рыцарские латы. Это – «рыцари» Пушкина-мёртвого. Рыцари «Гроба Пушкина». Им совсем не нужен живой Пушкин!

   Следует ли из этого, что Буратино – это Пушкин?!.. Нет, конечно. Этого не следует. Ведь Буратино – это всего лишь глупая деревянная кукла с коротенькими мыслями… Ей и следует оставаться куклой, - то есть, - марионеткой. Но ведь марионетками кто-то должен управлять.  Кто управляет Буратино?

   Для того, чтобы ответить на этот вопрос, нам нужно снова обратиться к древнеримскому писателю  Апулею.



Продолжение: http://www.proza.ru/2018/10/26/1374
   


Рецензии