Тот, кто любит, разделяет участь того, кого любит

          "Он не заслужил света, он заслужил покой": http://www.proza.ru/2018/10/26/1119

          3.4.2. «Тот, кто любит, должен разделять участь того,  кого он любит».

«Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык! За мной, мой читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь!» Любовная история, написанная в подражание стилю романтизма, на протяжении всего романа сопровождается улыбкой автора. «Любовь выскочила перед нами, как из под земли выскакивает убийца в переулке, и  поразила нас сразу обоих! Так поражает молния, так поражает финский нож!» Любовь – убийца. Такое сравнение наводит прежде всего на мысль о том, что обычная жизнь для них с этого момента кончилась и началась другая. Маргарита лгала, изворачивалась и жила тайной жизнью, а Мастер, вообще, свою жену не помнит. Поэтому счастье для них в земной жизни недостижимо, поскольку «тайная жена» – незаконная жена. «Вот как приходится платить за ложь», - говорит Маргарита, и все их дальнейшие беды – расплата за незаконные отношения. Но любовь их сильна, и у них есть «покровитель», который поможет уйти им из этой жизни. По мысли Булгакова, своими земными страданиями они искупили свою вину и  в вечности будут вместе.

В то же время Маргарита явно противопоставлена московским обывателям, в ней есть духовная жажда. Ведь она имеет все, о чем могут мечтать жители Москвы. «Многие женщины все, что угодно, отдали бы за то, чтобы променять свою жизнь на жизнь Маргариты Николаевны. Бездетная тридцатилетняя Маргарита была женою очень крупного специалиста… Муж ее был красив, молод, добр, честен и обожал свою жену… со своим мужем они занимали весь верх прекрасного особняка в саду в одном из переулков близ Арбата… Маргарита Николаевна не нуждалась в деньгах… никогда не прикасалась к примусу… Словом… она была счастлива?  Ни одной минуты!» У ней нет самого главного, нет ощущения полноты жизни, нет любви. И она делает выбор абсурдный для обычного москвича, бросает мужа, спокойную и благополучную жизнь, ради психически сломленного человека.  «Ах, право, дьяволу бы я заложила душу, чтобы только узнать, жив он или нет!» В ткани этого романа мысли очень быстро превращаются в жизнь.

Собственно, ведьмой она была названа Булгаковым еще до того, как она превратилась в нее. «Маргарита ощутила себя свободной, свободной от всего», - вот, что всей душой желала она. Свободна в том числе и от нравственного долга. И она выплёскивает всё скопившееся в ней зло в доме Драмлита, где её отрезвляет лишь плачущий младенец. Достоевский говорил, что весь мир не стоит одной слезы невинного ребенка. И ведьма эта после этого поступка становится почти доброй. Хотя будут ещё и «непечатные ругательства» и эксгибиционизм и довольно «лёгкое» поведение, но ведь она даже запретила Азазелло отомстить критику Латунскому. Ну, а истории её заступничества за Фриду, Пилата, Николая Ивановича, ставшего боровом, подтверждают слова Воланда о том, что милосердие иногда стучится в сердца москвичей.

Еще раз необходимо сказать о наименовании персонажей сатаной, демонами, ведьмами, которым Булгаков придает положительные черты. Ведь в реальности так не бывает, а утвердиться в мысли, что это всего лишь «фантастический роман» крайне сложно, ведь для верующего человека, это – не литературные персонажи, не отвлеченные понятия, а силы зла, с которыми он ежедневно ведет борьбу в своей душе, и опытно знает, что «он [дьявол; – человекоубийца бе искони» (Ин.8,44). Таким образом, этот роман для него часто лишь богохульство и кощунство, и замысел автора для него, становится закрытым. Не случайно говорил Н.Бердяев: «Русское Православие не имеет своего оправдания культуры, в нем был нигилистический элемент в отношении ко всему, что творит человек в этом мире».  Наша задача состоит в том, чтобы попытаться все же проникнуть в авторский замысел.

Маргарита была несчастна, «…она отравилась бы, потому что жизнь ее пуста». И вот она обрела любовь, обрела смысл жизни, и она готова на все, чтобы только снова его не утратить. «Я знаю, на что иду. Но иду на все из-за него, потому что ни на что в мире больше надежды у меня нет… Я погибаю из-за любви!» Она идет на союз с Воландом – сатаной, и этим отрицается от Бога. Ее судьба схожа с судьбой Левия Матвея, ради своей любви к Йешуа дошедшего до богохульства, однако за свою преданность учителю разделившего его участь. Так и Маргарита, по Булгакову, хотя бы частично исполнила свой нравственный долг своей преданностью Мастеру. Когда-то Воланд сказал о любимой собаке Пилата – Банге, его единственном друге, которая вместе с ним осталась в вечности, что «тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит». Это в полной мере относится и к Маргарите.

«Мы видим странную любовь Маргариты, - говорит Архиепископ Иоанн Шаховской, - некоего женственного начала (может быть, таинственно олицетворяющего Россию), к столь же таинственному, как она, и, в конце концов расплывшемуся в далях если не света, то покоя, писателю, Мастеру».
 
«Соловьевская теологема Софии – вечной женственности, была положена в основу многих произведений Блока, например драмы «Роза и Крест». В героине ее Изоре, пояснял Блок, борются два стремления: «одно –пошлое, житейское, сладострастное; этой частью своего существа она склоняется к пажу; но эта половина души освещена розовым, нежным, дрожащим светом другой половины, в которой скрыты высокие и женственные возможности».
 
«Высшее проявление «вечноженственного» в поэзии В.С. Соловьев усматривает в поведении пушкинской Татьяны, ибо она отвергает Онегина, которого любит, и остается верна мужу, которого никогда не любила и не имеет причины жалеть, так как он здоров, самоуверен и самодоволен. Следовательно, она поступает исключительно в силу нравственного долга, - случай редкий и интересный».
 
Если посмотреть на поведение Маргариты в этом контексте, то нетрудно заметить, что идеал пушкинской Татьяны для нее недостижим. С другой стороны, она ради любви приносит в жертву всё, что имеет, даже идет на то, чтобы оказать услугу Воланду, став королевой бала сатаны, чтобы узнать что-нибудь о своем возлюбленном. «…Она уж догадывалась, к кому именно в гости её зовут, но это не пугало её. Надежда на то, что там ей удастся добиться возвращения своего счастья, сделала её бесстрашной». После бала же жертвует своим единственным шансом увидеть Мастера ради Фриды, проявляя  к ней жалость. Таким образом, Маргарита здесь не смеет противиться велению совести и поступает в силу нравственного долга.
 
Однако, было бы неверным характеризовать ее, как исключительно положительный персонаж, как это делают школьные учебники. Не надо забывать, что она тайно изменяет, а затем бросает своего мужа, от которого не видела «никогда никакого зла». И это ее мучит, она все хочет с ним объясниться, а уже став ведьмой, пишет записку. Входя в сделку с сатаной, заложив ему душу, чем же она тогда будет любить своего возлюбленного Мастера? Только телом, наготу которого, став ведьмой, она уже не стремиться покрывать : «плевала я на это». Это – вывод богословский.

Но и в литературном плане, войдя в союз с Воландом и втянув сюда Мастера (впрочем, Мастер был готов к этому: «Но до чего мне досадно, что встретились с ним вы, а не я!... клянусь, что за эту встречу я отдал бы связку ключей Прасковьи Федоровны, ибо мне больше нечего отдавать. Я нищий!»), они тем самым навсегда остаются в ведомстве Воланда, навсегда лишаются света. «Любовь Мастера и Маргариты, - заключает Архиеп. Иоанн Шаховской, - проходит странной, лунной, не солнечной полосой в повествовании».  Ибо Солнце, Свет – знаменующий вечное блаженство, для них закрыты, остается лишь лунная дорожка, светящаяся отраженным светом и освещающая «верных любовников», спутница всех влюбленных романтиков.

          Мастер и Маргарита: "не двойной ли это образ русской души"?: http://www.proza.ru/2018/10/26/1543


Рецензии