Куклы - киносценарий - четыре новеллы

КУКЛЫ
Андрей Троицкий
СЦЕНАРИЙ
(по мотивам пьес Юна Фоссе)







andrei.troitsky@gmail.com










НОВЕЛЛА ПЕРВАЯ – «КУКЛЫ»
(по мотивам пьесы Юна Фоссе «Вон там»)



ИНТ.   ОФИС СКЛАДА   ВЕЧЕР

Офисный стол с принтером, рядом заметна маленькая настольная новогодняя елка в мишуре и фигурка Санта-Клауса. С характерным звуком принтер распечатывает листы с этикетками товара. Из принтера медленно под жужжание аппарата вылезает очередной лист и падает в стопку таких же листов с колонками маленьких черно-белых этикеток. Рука МАРАТА (32) берет стопку листов и переносит на стол рядом, на котором в беспорядке тут и там видны обрезки бумаги, списки с товаром, ножницы, чашка кофе, карандаши. На краю стола возвышается пирамида из маленьких коробочек.

За большими стеклянными стенами офиса видны высокие металлические стеллажи склада. Марат с уставшим лицом и всклокоченными волосами в темной водолазке и джинсах ставит на длинный стол очередную партию коробочек с товаром, заглядывает в список, открывает одну из коробочек – в ней упакована стилизованная фигурка танцовщицы. Марат достает из контейнера фонарик в виде брелка и кладет рядом с куклой, закрывает упаковку и откладывает в сторону.

Затем он берется за ножницы и разрезает листы с распечатанными этикетками по размеченным линиям – вдоль, затем поперек – складывает нарезанные этикетки со штрих-кодами в стопку. Его движения монотонные, чувствуется, что он хочет выполнить работу, но в то же время устал, сгорбился. Марат трет красные бессонные глаза, то и дело потряхивает головой, чтобы не заснуть. Чувствуя, что его срубает, он откладывает листы с этикетками в сторону, тяжело встает и выходит за перегородку офиса.


ИНТ.   ТУАЛЕТ НА СКЛАДЕ   ВЕЧЕР

Марат открывает кран с холодной водой, нагнувшись, просовывает голову под струю воды и некоторое время держит так. Через несколько секунд, словно очнувшись, закрывает кран и, взбодренный, выходит. На его лице появляется улыбка. Он чему-то смеется.


ИНТ.   СКЛАД   ВЕЧЕР

Проходя по длинному коридору стеллажей с коробками, Марат на мгновенье останавливается и прислушивается, хотя вокруг тишина и слышно только тихое и противное жужжание люминисцентных ламп под потолком. Хорошо освещен только центральный коридор, боковые же в свете редких дежурок теряются в полутьме. Марат заглядывает в один из боковых коридоров, проходит несколько шагов, но, не обнаружив ничего, разворачивается.


ИНТ.   ОФИС   ВЕЧЕР

Придя в офис и сев за стол, Марат принимается переклеивать этикетки на коробочках, берет одну из горки расставленных на одном краю стола. В это время до него доносится приглушенный стук – кто-то в коридоре тарабанит по двери. Марат вскидывает голову. Не сразу расслышав отдаленный звук, он поднимается и идет к входной двери.


ИНТ.   СКЛАД   ВЕЧЕР

Когда Марат оказывается в коридоре склада, становится слышен стрёкот электрического звонка, словно механическая бабочка бьется крыльями в окно. За сетчатым армированным стеклом видна размытая фигура его девушки НАДИ (26). Марат приближается, и та, заслышав его шаги, подает голос – как и она сама сквозь стекло, голос ее звучит искаженно и глухо.

Как только Марат открывает дверь, голос девушки раздается отчетливо. Надя в пуховике и вязанной ушанке заходит в помещение склада с двумя пакетами из Макдонольдса в руках.

НАДЯ
Пять минут звоню, эй, и телефон недоступен да. Купила, что сама решила.

Марат в ответ отмахивается рукой. Надя продолжает тараторить.


НАДЯ
Надеюсь, не остыло. Сейчас да, поедим. Я тоже голодная. Черт! Ты тут сколько уже не вылазишь, три дня? Ну точно, крот! Крот, крот!

Она смеется, представив Марата кротом.


НАДЯ
Я тут у тебя еще ни разу не была, а охранник сначала не хотел пускать, а я ему говорю, да ты вспомни, а он говорит, что сегодня вообще выходной, а потом посмотрел в бумажку, видно, ты другому звонил, ну, в общем пустил да.

Надя следует за Маратом, который направляется в застеклённый куб офиса, по дороге она осматривается по сторонам на бесконечные складские полки, коридорами уходящие в стороны.

НАДЯ
Ого! Нет, посмотри, сколько тут всего. А что это?

Проходя мимо, она приближается к одному из стеллажей, чтобы посмотреть, что написано на коробке.

МАРАТ
(безучастно и устало)
Так. Хорошо, что пришла. Сказку расскажешь.

НАДЯ
Какую сказку? Ну ты чё?

Марат, не дожидаясь Надю, заходит в офис, девушка отрывается от коробок и следует за ним.

НАДЯ
Какую сказку, а?

МАРАТ
Не знаю, я так.

Войдя следом, Надя ставит пакеты на стол и скидывает с себя пуховик. Она с любопытством рассматривает коробочки, берет из раскрытой куклу, крутит ее в руках и кладет обратно. Потом начинает доставать гамбургеры, пакеты с картошкой, упаковки с соусом.
Марат садится за прерванную работу.

НАДЯ
Сначала поедим. А где кофе?

МАРАТ
А там, у выхода, справа.

Марат машет рукой в сторону за стеклянную перегородку офиса.


ИНТ.   СКЛАД   ВЕЧЕР

Надя, стоя рядом с кофемашиной, ждет, когда приготовится вторая порция кофе и напевает себе под нос какую-то глупую мелодию. Сквозь звук аппарата, перемалывающего кофе, до нее долетает отдаленный голос Марата и его смех.


ИНТ.   ОФИС   ВЕЧЕР

Надя с двумя стаканчиками кофе заходит в офис, но Марата не видит. Она смотрит за стеклянные перегородки, ищет его глазами.


ИНТ.   СКЛАД   ВЕЧЕР

Надя поворачивает в один из коридоров, но Марата там не видно. Неожиданно он появляется из другого коридора, на его лице блуждает легкая улыбка.

НАДЯ
Есть пошли. Ты вот что, тебе поспать надо, да, ну полчаса хотя бы.

МАРАТ
Нет не хочу уже. Раньше засыпал, а теперь...


ИНТ.   ОФИС   ВЕЧЕР

Шурша обертками, Марат и Надя едят гамбургеры. У Марата нет аппетита, он откладывает гамбургер в сторону и отхлебывает кофе.

НАДЯ
Мне тут сон приснился, я не рассказывала? Про куклу, нет?

Марат качает головой.

НАДЯ
Ну, про куклу? Ладно. Короче, я прихожу в дом, к родителям. И там брат ищет куклу мою, так. Все вверх дном перерыл, не может найти. Я тоже стала искать.

В это время Марат прислушивается к чему-то за пределами офиса.

НАДЯ
И вдруг вижу, что эта кукла ну, вроде как человек и живая и стоит, да, на снегу за окном, и смотрит на меня да. Я брату говорю, что вот она кукла. А он пошел за ней, и она ну стала от него убегать. Он за ней бегает и упал в снег. Да странный такой сон.

Надя замолкает. Марат снова прислушивается к звукам со склада, встает и выходит за дверь. Надя обеспокоенно наблюдает за ним через стекло офиса. Фигура Марата исчезает в боковом коридоре.

Тишина. Надя доедает свой гамбургер. Вскоре Марат возвращается и снова садится за стол.

МАРАТ
А дальше?

НАДЯ
Что дальше?

МАРАТ
Про куклу.

НАДЯ
Дальше не помню. Ничего не было.

Марат снова принимается наклеивать новые этикетки на коробочки поверх старых.

НАДЯ
Давай я тоже буду что-то делать, а?

МАРАТ
Вот, разрезать надо.

Он кивает на распечатанные на самоклеющейся бумаге листы с новыми этикетками. Надя принимается их резать ножницами: одна полоска вдоль, затем – поперек, снова – вдоль.

Неожиданно Надя просыпается – она заснула, положив голову на стол. Марата в офисе нет. Она высматривает его сквозь стеклянную перегородку, но его нигде не видно.

Надя встает и подходит к зеркалу, рассматривает свое отражение. Оглянувшись на темное пространство склада, она поднимает блузку и обнажает свою грудь, берется за нее обеими руками и с наслаждением, прикрыв глаза, сжимает. Через несколько секунд, опустив блузку, она отходит от зеркала и идет на склад.


ИНТ.   СКЛАД   ВЕЧЕР

Марат стоит рядом с одним из стеллажей и обращается к кому-то, кто скрыт за ближними полками. На одно мгновенье, словно видение, можно различить, что перед Маратом две девочки лет семи в голубых платьицах, но тут же их фигуры оказываются скрыты коробками на переднем плане. Марат красными от бессонницы глазами пристально смотрит вглубь коридора.

МАРАТ
Вы откуда взялись? Вы вообще откуда? Ну, откуда вы да?

Из соседнего коридора Надя слышит голос Марата и идет на него. Когда она находит Марата, то видит, что он стоит перед пустым стеллажом и на что-то пристально смотрит. Надя окликает Марата и подходит к нему почти вплотную. Очнувшись, он поворачивается к Наде.

НАДЯ
Ты чего тут? Я голос услышала.

МАРАТ
Чей голос?

НАДЯ
Да твой. Чей еще?

МАРАТ
Ну, мало ли.

НАДЯ
Что мало ли?

Она берет Марата за руку и ведет по коридору к офису. Марат, словно ребенок, которого увели от поразившей его картины, по дороге оглядывается назад.


ИНТ.   ОФИС   ВЕЧЕР

Надя и Марат заходят в офис. Марат опускается на пол и трясет головой. Поднявшись, он придвигает к себе несколько коробок, которые начинает перефасовывать: вскрывает, затем добавляет в коробку к кукле брелок-фонарик, закрывает и откладывает в сторону, затем следующую. Надя снова принимается резать листы с этикетками, но делает это вяло.

МАРАТ
У меня раньше была девушка, давно. Ну, как, мы с ней в одном классе учились. И оказывается, она была влюблена в меня. Ну, и у нас произошло это, ну да, и мы стали встречаться. Нет, а месяца через три она вдруг приходит и говорит, что беременна, да. Я, если честно, не помню, как она сказала, ну как именно сказала. А я ответил, что это ведь преждевременно, да, мы еще и школу не закончили. Родители узнали, конечно, и потом разговор был, стали спрашивать, готов ли я жениться, ну да. Я говорю, что не готов, потому что, да. И ее мать, она ей сказала, чтобы она делала аборт. И она легла в больницу. Я к ней туда приезжал, но я ничего не сказал, да. Так.

НАДЯ
И что потом?

МАРАТ
Ну через некоторое время мы расстались, и я еще раз потом видел ее. Не знаю потом, что с ней было.

Надя откладывает ножницы в сторону.

НАДЯ
А я не хочу детей. Рано еще, с детьми сложно все, да...

МАРАТ
Не знаю, наверно, сложно, но ведь это... А жить вообще сложно.

НАДЯ
Да, нет, ты послушай, вот, например, у нас с тобой появился бы ребенок. И что? Вся жизнь стоп. Никуда не пойдешь ну, только и дела, что с ребенком, все деньги на ребенка. Ты, это, у тебя нет, надеюсь, ну сюрпризов каких-нибудь?

МАРАТ
Ты ничего не слышишь?

НАДЯ
Нет. Ты чего, эй?

МАРАТ
Так.

Марат прислушивается, потом берет со стола список с товаром и выходит за стеклянную дверь на склад.


ИНТ.   СКЛАД   ВЕЧЕР

Марат, прислушиваясь, идет вдоль стеллажа с большими коробками. По мере его продвижения становится слышен отрывистый звук прыгающих ножек. Когда Марат сворачивает в боковой коридор, перед его глазами открывается картина: одна из девочек в голубом платье прыгает через скакалку, а другая негромко проговаривает начало считалки.

ПЕРВАЯ ДЕВОЧКА
Рожки, ножки, ко-че-режки... Рожки, ножки, ко-че-режки.

Марат останавливается невдалеке, прислонившись к металлической опоре и смотрит вперед, потом садится на пустую нижнюю полку.

МАРАТ
Ну да, не догадался сразу.

Та девочка, что считает, прерывает считалку и обращается к Марату, протянув ему скакалку.

ПЕРВАЯ ДЕВОЧКА
Я – Саша, а это – Алина.

Марат берет скакалку и тяжело прикрывает глаза и на мгновение проваливается в темноту.

Внезапно перед Маратом появляется Надя и трясет его за плечи.

НАДЯ
Эй, эй, ты чего? Тебя уже полчаса нет. Я думаю где же он, а он через скакалку тут прыгает!

Марат, растерянный, стоит посреди коридора со скакалкой в руках. Надя с негодованием отбирает у него скакалку и отбрасывает в сторону. Марат протестует.

МАРАТ
Ты не видишь разве, а?

НАДЯ
Чего?

МАРАТ
Ну я пойду да, мне нужно тут. Дочурки пришли. Глупая ты!

Надя в беспокойстве тянет Марата за рукав, но он внезапно с силой вырывается и отталкивает ее, так что Надя падает на бетонный пол, ударившись плечом о стойку стеллажа.

Несколько секунд она всматривается в Марата, потом в испуге поднимается и бежит к офису. Марат глядит ей вслед и направляется в соседний коридор.
ИНТ.   ОФИС   ВЕЧЕР

Сквозь стекло видно, как Надя говорит по телефону. Доносится ее испуганный голос.

НАДЯ
Да, на складе. Я в офисе. Второй корпус, да. Ну да же!

Она торопливо кладет трубку на аппарат и спешит обратно на склад.


ИНТ.   СКЛАД   ВЕЧЕР

Марат карабкается по металлической лестнице на верхний стеллаж под потолком. Снизу ему кричит Надя.

НАДЯ
Эй, ну, хватит!

Марат не отвечает, поглядывает на фигуру Нади внизу, но упорно лезет вверх.

МАРАТ
Хватит, хватит! Нет ты бы лучше домой шла, вот что да, а я потом.

Снизу видно, как на верхнем стеллаже Марат скрывается за коробками. По металлической поверхности площадки слышны его шаги.

Стоя внизу, Надя от страха начинает плакать и кричит ему куда-то вверх.

НАДЯ
Все, слезай, пожалуйста, слезай. Ну мне страшно, страшно!

Голос Нади срывается на крик.


ИНТ.   ВЕРХНИЙ СТЕЛЛАЖ   ВЕЧЕР

Детские ножки прыгают через скакалку. Слышен негромкий смех девочек. Прыгающие ножки все ближе, ближе. В это время раздается глухой звук падения и стон.

Надя бросается на звук и скрывается за поворотом. Слышен оборвавшийся крик Нади.


ИНТ.   СКЛАД   НОЧЬ

Фельдшер и водитель везут на каталке лежащего Марата. Голова его перевязана, бинты красные от крови. Он без сознания. На кронштейне каталки – капельница. Надя, испуганная, семенит рядом, чуть позади идет врач с медицинским чемоданом в руке. Поодаль директор в костюме, без галстука и со всклоченной шевелюрой, о чем-то переговаривается с охранником в черном комбинезоне с нашивками.

Шипит рация, охранник информирует своего коллегу.

ОХРАННИК
Машина скорой помощи. Будут выезжать со второго. Пропустишь, сообщи мне. Прием.

Из рации доносится в ответ.

ГОЛОС ИЗ РАЦИИ
Понял. Вторые ворота.

Каталку с Маратом вывозят за входную дверь с окошком армированного стекла, Надя спешит за ним. Расстроенный и усталый директор вполголоса дает указания охраннику, который также выходит за железную дверь склада.

Оставшись один, директор проверяет сигнализацию, выключает свет на складе. Остаются гореть только дежурные лампы, освещая небольшие зоны между стеллажами и погружая остальную часть склада в черноту. Качая головой, директор выходит за дверь. Слышно, как щелкает электронный замок. На двери загорается индикатор – маленькая красная лампочка, которая после закрытия замка начинает редко мигать.


ИНТ.   СКЛАД   НОЧЬ

На одном из стеллажей на краю освещенного пятна от дежурки заметен какой-то цветной шнурок. При приближении становится видно, что это скакалка, которая свисает с металлической перекладины. ЗТМ.















НОВЕЛЛА ВТОРАЯ - «СВОБОДА»
(по мотивам пьесы Юна Фоссе «Свобода»)




НАТ.   УЛИЦА   ВЕЧЕР

МУЖЧИНА (35) идет по улице. Накрапывает осенний дождь, желтый свет фонарей и неоновые вывески, капли дождя скользят по стеклам витрин, мимо проплывают мокрые машины.  Он поднимает воротник пальто. Завидев впереди вывеску кафе, мужчина направляется в его сторону.


ИНТ.   КАФЕ   ВЕЧЕР

В обоих залах почти нет посетителей. Невдалеке молодая пара за столиком в углу о чем-то беседует, бармен за стойкой треплется с каким-то своим знакомым.

Дверь в кафе открывается, на несколько мгновений впустив внутрь шум дождя и улицы, звякает колокольчик. Мужчина оказывается в негромком звучании музыки. Взглянув на часы, он проходит за барную стойку, усаживается, заказав бокал пива.

Недалеко от только что вошедшего мужчины за столиком в углу расположилась пара, молодая женщина – ЮЛИЯ (30) - и мужчина – АЛЕКСЕЙ (37). Они сидят рядом, иногда посматривая друг на друга в зеркало. На столе чашка кофе, бокал белого вина и большая папка для эскизов. Эта пара привлекает внимание мужчины, и от нечего делать он рассматривает их.

Они разговаривают. Перед Алексеем лежит раскрытая папка Юлии, в которой листы с рисунками. Он рассматривает их, это эскизы одежды, какие-то зарисовки, безумные сюжеты, обрывки без продолжения.

ЮЛИЯ
Ну, ты же понимаешь, ты должен это понимать. Да, да, ты понимаешь это, я хотела свободы, сво-бо-ды. Я не хотела быть связанной ничем… Я же была так молода, когда оказалась… Тебе же это хорошо знакомо, когда ты попадаешь, в эти узы, да, в узы, тебе это хорошо знакомо.

АЛЕКСЕЙ
Да.

ЮЛИЯ
И я хотела что-то свое. Что-то, к чему привязан не потому что должен.

Алексей отодвигает в сторону рисунки Юлии.

АЛЕКСЕЙ
Ну, теперь же ты свободна...

ЮЛИЯ
Ну да, наверное.

Он смотрит на нее в зеркало, она отражается там как будто совсем другая, как будто пришла оттуда, из прошлого, со своими волнистыми волосами, еще длинными, а не короткими, как сейчас. И вот там она поворачивается к нему, смотрит на него загадочной улыбкой, соблазнительной как тогда, откидывается на спинке стула, поправляет юбку, расстегивает пуговицу на блузке, словно ей здесь душно, она поднимается из-за стола...

Голос Юлии выдергивает его из созерцания отражения, которое исчезает, растворяется в звуках кафе.

ЮЛИЯ
Потому что, когда ты свободен, ты не свободен вовсе. Вот и все.

Он, возвращается, словно упустил нить разговора.

АЛЕКСЕЙ
Почему нет?

ЮЛИЯ
Потому что тогда ты связан, связан самим собой. А кто связан собой, привязан только к себе... Он...

АЛЕКСЕЙ
Одинок?

Юлия вытягивает руки на столе, словно кошка сгребает свои эскизы и рисунки – осколки её мира. Он останавливает ее руку, рассматривает ее. Почти невольно их пальцы сплетаются, он убирает свою руку, но прикосновение уже состоялось.

АЛЕКСЕЙ
Но есть же другие люди, они повсюду, невозможно остаться одному, другие всегда рядом.

ЮЛИЯ
Да, да, вот именно. В отношениях с другими свободным не станешь, и потом мои дети...

АЛЕКСЕЙ
Твои дети? Наши дети. Ах да! Как же я забыл! Да, ведь дети же связывают… Какая простая мысль!

Он достает из кармана конверт, вынимает из него фотографии и протягивает Юлии. Она берет их в руки, рассматривает. На глазах у нее появляются слезы. Алексей забирает у нее фотографии и, положив на стол, накрывает конвертом.

ЮЛИЯ
Ты злой!

АЛЕКСЕЙ
Скажи это еще раз.

ЮЛИЯ
Ты злой! Ты злой!

Алексей вдруг внезапно берет ее за волосы на затылке и разворачивает ее лицо к себе. Она смотрит в его глаза, и взгляд ее сквозь слезы становится нежным. Алексей выпускает ее как зверь выпускает добычу, которую не может одолеть, прикрывает голову рукой. Она поднимается из-за стола.

ЮЛИЯ
Я сейчас.

Она уходит в коридор к туалетам. Он смотрит на нее, удаляющуюся по коридору, потом достает бумажник и расплачивается.

Он ждет, раздумывает, потом встает из-за стола, надевает плащ. Он хочет уйти, открывает дверь кафе – внутрь снова проникает шум дождя. Алексей все еще колеблется – уйти или остаться.


ИНТ.   ТУАЛЕТ   ВЕЧЕР

Смотря в свое отражение в зеркале, Юлия не находит себе места: нервы, нервы, воспоминания. Открыв кран в умывальнике и набрав в ладони воды, она брызгает себе в лицо. Потом отходит и прислоняется спиной к кафельной стене.


ИНТ.   КОМНАТА   ДЕНЬ (ФЛЕШБЕК)

Юлия в комнате одевает двоих мальчиков трех лет, чтобы вести их на прогулку. Дети озорничают, один из них не хочет просовывать руку в рукав куртки, другой в это время теребит маму за платье. Под сквозняком хлопает дверь, на окне трепещется занавеска.


ИНТ.   КАФЕ   ВЕЧЕР

Алексей на пороге кафе медлит и не уходит. Подняв воротник, Алексей всматривается в интерьер, туда, где скрылась из вида Юлия. Внезапно, передумав уходить, он шагает в приглушенную атмосферу кафе. Дверь закрывается.


ИНТ.   КОРИДОР И ТУАЛЕТ   ВЕЧЕР

Алексей в коридоре, куда ушла Юлия. Он отворяет дверь, за которой комната туалета с двумя умывальниками по сторонам – там пусто. Он проходит по коридору и отворяет следующую дверь в такую же комнату, в конце которой виднеются две кабинки. Он видит ее. Юлия сидит на полу, прислонившись спиной к стене. Войдя, он резко закрывает за собой дверь – щелкает замок. Он поднимает Юлию с пола - вдруг она обхватывает его шею. Он впивается губами в ее губы. Они целуются, как будто следуя какой-то неотвратимости. Через несколько мгновений он отрывается от нее и всматривается в ее лицо.

АЛЕКСЕЙ
Но ты же можешь теперь любить, да, кого хочешь… То одного, то другого. Спать с кем хочешь.

ЮЛИЯ
Да.

АЛЕКСЕЙ
Ты же свободна!

Он с силой хватает ее за волосы и снова целует, затем запускает руки под ее блузку, расстегивает пуговицы, обнажив ее грудь. Его действия сильные, резкие, даже грубые. Он все больше закипает злостью.

АЛЕКСЕЙ
Ты уже не хочешь быть свободной? Ты не так представляла себе свободу?

Алексей поднимает Юлии юбку, она не сопротивляется. Резким движением он сажает Юлию на столик рядом с умывальником и входит в нее. Мы видим эту сцену не во всех деталях – скорее догадываемся, что у них происходит секс.

Все более возбуждаясь, Алексей начинает душить Юлию, отчего она одновременно задыхается и испытывает приближающийся оргазм.

Вскоре Алексей разжимает пальцы на ее горле, по телу Юлии прокатывается облегчение. Она стонет. Алексей хлещет ее по щекам, стискивает ее тело. Наконец он отходит к стене, поправляет одежду. Он тяжело дышит. Стоя в противоположном углу, застегивая блузку и поправляя юбку, Юлия смотрит на него, не совсем понимая, как все это могло произойти.


ИНТ.   КАФЕ   ВЕЧЕР

Через время Юлия и Алексей снова сидят за тем же столиком, но только теперь уже друг напротив друга. Они успокоились, но все же в них еще сохраняется возбужденность, и некоторые детали в одежде выдают то, что с ними было.

АЛЕКСЕЙ
Знаешь, в конце концов свобода — это не благо. Но оно непременное условие, да, как смерть, как одиночество.

ЮЛИЯ
Да.

АЛЕКСЕЙ
Разве все, как один - ну, почти все – не хотят избавиться от свободы? Завести постоянные отношения, собаку, постоянное жильё, постоянный доход, да, и детей…

Они замолкают. На глазах у Юлии снова как будто наворачиваются слезы.

ЮЛИЯ
Но когда ты заперт, свобода становится благом. Тогда у тебя только одно желание – вырваться, а другого тебе и не надо.

АЛЕКСЕЙ
Пойми, другой человек - не комната, где ты заперт.

ЮЛИЯ
Нет?

АЛЕКСЕЙ
Нет.

Юлия берет его руку и прижимает к своей щеке. Она пытается заглянуть ему в глаза.

ЮЛИЯ
Послушай, теперь, когда я испытала на себе свободу, теперь, да, теперь я хочу связать себя... Ведь это так называется? Да, связать себя с кем-то, с тобой.

Она отворачивается.

ЮЛИЯ
Я раскаиваюсь, да, раскаиваюсь, я не должна была уходить, это было ошибкой, катастрофой, нельзя было этого делать.

Алексей пытается ее успокоить, кладет ее руки на стол.

АЛЕКСЕЙ
И теперь ты хочешь все вернуть? Нет, не получится.

ЮЛИЯ
Почему?

АЛЕКСЕЙ
Нет.

ЮЛИЯ
Разве ты не можешь простить?

Алексей отодвигается.

АЛЕКСЕЙ
Могу. Нет, простить нетрудно, надо просто поставить на место другого себя, и понять, что другой, да, такой же как ты, что и у другого свобода — это тоже проклятое непременное условие.

ЮЛИЯ
Но мне не хватает тебя.

Алексей закипает. Его голос становится резким, как будто он произносит наконец то, что на самом деле хотел сказать.

АЛЕКСЕЙ
Тебе не хватает меня, но как раз меня ты и не смогла вынести! Моей близости, того, что я будто связывал тебя, будто я и был той комнатой, где тебя заперли.

Официант за барной стойкой поднимает на них глаза.

ЮЛИЯ
Нет, все было не так.

Алексей придвигается к ней.

АЛЕКСЕЙ
А как? Ты хотела уехать, встречаться с другими, это ты называла свободой? И потом дети…

ЮЛИЯ
Почему я не могу вернуться к тебе? Почему нет?

АЛЕКСЕЙ
Потому что ты свободна.

ЮЛИЯ
А разве ты нет?

АЛЕКСЕЙ
Я нет.

Он в возмущении отворачивается в сторону и смотрит на улицу через большую витрину. Прохожих почти нет, только редкие машины проплывают мимо по мокрому асфальту. Юлия молчит, не зная, что сказать и нервно теребит салфетку.

Глядя на улицу, Алексей видит ЛЕНУ (27) – свою новую жену. Она с зонтиком в руках перебегает улицу с противоположной стороны и, заметив его, машет ему рукой. На несколько секунд она останавливается перед стеклом витрины и улыбаясь, всматривается в Алексея. И Алексей, и Юля некоторое время смотрят на Лену, которая, заметив их, в свою очередь смотрит на них. Алексей встает и направляется к двери, чтобы встретить жену.


ИНТ.   КАФЕ   ВЕЧЕР

Подойдя к столику, Лена снимает плащ, складывает мокрый зонт и усаживается рядом с Алексеем. Теперь она разделяет его и Юлию.

АЛЕКСЕЙ
(Лене)
Познакомься, это моя первая жена. Вы ведь раньше не встречались?

ЮЛИЯ
Нет.

ЛЕНА
Нет, никогда.

Лена жестом подзывает официанта и заказывает бокал вина.

ЮЛИЯ
Я просто хотела повидаться ненадолго, была проездом и захотела поговорить. Вспомнить…

ЛЕНА
Да.

ЮЛИЯ
Да.

ЛЕНА
Я понимаю. Прошлое, его никуда не денешь, ведь так?

ЮЛИЯ
Да.

Юлия смотрит на Алексея, ждет, что он скажет.

ЮЛИЯ
Но мне, наверное, уже пора. Рада была поговорить с тобой.

Юлия встает и нервно одевает плащ, долго не может просунуть руку в рукав.
 
ЛЕНА
Было приятно познакомиться.

Официант ставит на стол бокал вина для Лены. Юлия берет свою папку. Ей неловко, она старается не смотреть ни на Алексея, ни на его новую жену и протискивается между столиками к выходу.

АЛЕКСЕЙ
Да, и у тебя же есть твоя свобода.

Юлия оборачивается.

ЮЛИЯ
Да, можно и так сказать.

Посмотрев на Алексея еще раз, она берется за ручку двери. В кафе на несколько секунд снова вплывает шум дождя.

Алексей и Лена остаются одни. Отхлебнув вина, Лена берет за плечо Алексея и легко поворачивает его к себе.

ЛЕНА
Чего она хотела?

АЛЕКСЕЙ
Просто вспомнить... Просто позвонила и попросила встретиться.

ЛЕНА
Да. И она точно больше ничего не хотела?

Лена пристально смотрит на Алексея.

АЛЕКСЕЙ
Нет.

ЛЕНА
Уверен?

АЛЕКСЕЙ
Да.

Алексей встает, кладет на стол деньги за вино для жены. Сняв со спинки стула свой плащ, он надевает его. Лена тоже поднимается из-за стола.

На столе все еще лежит конверт, которым он накрыл фотографии своих детей. Он поднимает его. Теперь видны снимки, которые рассматривала Юлия. На фотографиях двое мальчиков пятилетнего возраста. Они сфотографированы рядом с большим деревенским домом. Еще снимок одного из детей в комнате, возле окна – всего несколько снимков, сделанных в разных местах. Алексей кладет фотографии в конверт. Они с Леной уходят.

Мужчина, который в самом начале обратил внимание на Юлию и Алексея, все еще сидит за барной стойкой. В кафе уже не осталось посетителей кроме него. Оказавшись свидетелем их разговора, он провожает теперь взглядом Алексея и Юлию.

Когда Лена и Алексей подходят к двери, перед входом появляется ДЕВУШКА (25). Алексей пропускает ее внутрь. Они выходят под дождь, щелкает кнопка зонта.


ИНТ.   КАФЕ   ВЕЧЕР

Девушка, войдя, садится за барную стойку рядом с мужчиной. Они молчат и смотрят друг на друга в зеркало, где они отражаются в обрамлении бокалов и бутылок, расставленных в баре.

ДЕВУШКА
Я думаю, это правильно.

МУЖЧИНА
Может быть, ты еще передумаешь?

ДЕВУШКА
Нет, не передумаю. Да, это все равно так продолжаться не может, я хочу свободы.

МУЖЧИНА
Нет, не понимаю, почему ты так поступаешь…

Мужчина пытается обнять девушку, но она отстраняется.

ДЕВУШКА
Не начинай!

Они смотрят друг на друга в зеркало: молодые довольно светлые лица, но неподвижные, как будто лишенные жизни.

Кто-то заходит в кафе, снова звякает колокольчик, внутрь вплывает шум дождя. ЗТМ.















НОВЕЛЛА ТРЕТЬЯ - «СИСТЕМА ЗЕТ»
(По мотивам монолога Юна Фоссе «Жить тайно»)




ИНТ.   ЛАБОРАТОРИЯ   ДЕНЬ

Вид через камеру внутреннего видео-чата. ЕГОР КОРИН (37) – руководитель лаборатории – сидит на вращающемся табурете перед монитором компьютера. За его спиной виден просторный интерьер лаборатории: довольно сложное оборудование, большой томограф для исследования мозга, несколько похожих на огромные птичьи клювы приборов на штативах посреди лаборатории, энцефалограф и оборудование для химического анализа, компьютеры на металлических и стеклянных столах.

На переднем плане на столе перед Кориным сложено около десятка бекап-дисков в серебристых корпусах. Корин молчит, собирается с мыслями, затем начинает говорить, глядя в камеру монитора.

КОРИН
Я, Егор Корин
(пауза)
Впрочем, нет необходимости представляться да. Ладно не суть. Я хочу сделать заявление.
(пауза)
Мне хочется быть честным, с вами. Это важно, и мне трудно говорить вам это, но суть, да суть моего обращения, в том, что нам всем, нет, не только мне, необходимо прекратить работу над нашей «Системой Зет».
(пауза)
Я уверен, что вы все сейчас меня слышите, конечно. Эта работа не принесет никому добра.
(пауза)
Вы скажите, что это не научная категория. К черту! Я думаю, надо иметь ответственность перед...
(пауза)
Разработка системы, которой я занимался все это время, она
(пауза)
конечно, это, да это - грандиозный шаг в исследовании мозга, да но мы не в состоянии им воспользоваться, сейчас.
(пауза)
Тут передо мной бекапы всей системы и разработки – да, в общем семь лет работы.

Корин берется за диски, разложенные перед ним на столе.


ИНТ.   КАБИНЕТ ДИРЕКТОРА И КОРИДОР   ДЕНЬ

Директор института БОРИС ЮЛИАНОВИЧ (52) смотрит обращение Корина. Он вслушивается в его слова, застыв перед большим монитором за своим рабочим столом.

КОРИН
(в видео-чате)
Конечно, я очень хочу, чтобы вы меня поняли, но кто сейчас понимает друг друга! Я хочу, чтобы вы знали, что это не какое-то решение ни с того ни с сего, это не эмоции. Просто не сразу видишь, не сразу можно увидеть да, к чему мы приходим и что получаем в итоге.

Борис Юлианович в волнении встает из-за стола и шагает к двери.

БОРИС ЮЛИАНОВИЧ
Черт! Он что рехнулся!?

Борис Юлианович распахивает дверь кабинета, видит свою напуганную АССИСТЕНТКУ, которая что-то лепечет ему.

АССИСТЕНТКА
Борис Юлианович, это...

Не обращая внимания на ассистентку, директор распахивает дверь приемной, оказавшись в коридоре. Сквозь стеклянные перегородки он видит, как в кабинете напротив несколько сотрудников в белых халатах стоят возле монитора и слушают обращение Корина. Директор быстрыми шагами направляется в сторону лаборатории. Он проходит мимо застекленных кабинетов, сворачивает в другой коридор.


ИНТ.   КОНФЕРЕНЦ-ЗАЛ   ДЕНЬ (ФЛЕШБЭК)

Закрытое заседание. В зале установлена аппаратура Корина, сам он в белом халате стоит возле металлического передвижного стола с двумя мониторами и компьютером, к которому ведет куча разноцветных проводов, подсоединенных к нескольким необычного вида приборам, напоминающим большие птичьи клювы, которые расставлены по периметру зала.

За овальным столом сидят несколько человек в костюмах с серьезными лицами, среди них двое военных – генерал и ПОЛКОВНИК (40). Корин заканчивает рассказ о системе.

КОРИН
Таким образом в коре головного мозга эта модель начинает взаимодействовать с моделью пространственно-временной. Речевое действие, физическое, эмоциональная реакция - и все эти действия можно отследить за некоторое время до их совершения. Это может быть активное физическое действие – переместится в ту или иную часть модели, взять там определенный предмет, привести в действие устройство, ну, например, активировать взрывное устройство.

Пока Корин говорит, на большой плазме перед столом в это время демонстрируется видео об испытаниях системы. Одни кадры сменяются другими: Корин настраивает и коммутирует сложную аппаратуру, испытуемый совершает простые действия, затем действия усложняются. В финале возникает картинка с людьми, идущими в вестибюле метро – на всех движущихся фигурах в районе голов динамические полупрозрачные цветные области, напоминающие картинку с тепловизора, но которая постоянно меняет очертания и цвет.

Полковник за столом обращается к Корину.

ПОЛКОВНИК
Т.е., если я правильно понял, система позволяет по сути считывать мысли, так сказать объекта?

КОРИН
Да. По сути так.

ПОЛКОВНИК
(в задумчивости)
И какова разница во времени между фиксацией импульса и совершённым действием?

КОРИН
Это зависит от примерно десятка факторов. В среднем опережение может составлять пятнадцать секунд, иногда больше.

ПОЛКОВНИК
Нам бы хотелось увидеть это вживую.

ДИРЕКТОР
Я думаю, мы можем это продемонстрировать сейчас.

Корин утвердительно кивает головой. Полковник и несколько человек в оживлении встают из-за стола.


ИНТ.   СТАРАЯ ЛАБОРАТОРИЯ   ДЕНЬ (ФЛЕШБЭК)

Лаборатория выглядит совсем по-другому: небольшое помещение, старое оборудование, потертые столы и стены. Корин в белом халате стоит возле обшарпанного шкафа и отвечает по мобильному телефону.

КОРИН
Нет, я не могу сейчас за тобой поехать. У нас здесь, завал... Да? Приедешь на метро? Хорошо, да, целую.

Корин кладет телефон в карман и отходит к окну. За окном лаборатории моросит весенний дождь.


ИНТ.   КАБИНЕТ   ДЕНЬ (ФЛЕШБЭК)

Корин и еще двое сотрудников застыли перед небольшим экраном пузатого телевизора, по которому передают экстренные новости о теракте в метро. На экране: на дорогу садится вертолет спецслужб, машины скорой помощи, сирены, каталки с телами людей, испуганные лица, вестибюль метро после взрыва, обломки, вещи, чья-то одежда.

Корин в который раз пытается дозвониться, но слышит информационное сообщение «абонент недоступен или находится вне зоны действия сети».

КОРИН
(шепчет)
Черт!

Он идет к двери и кричит в раскрытую дверь ассистентке.

КОРИН
Срочно узнайте списки всех пострадавших. Как можно скорее!

Он отходит от двери и начинает мерить комнату шагами, сжимает голову руками, словно она вот-вот расколется на части.


ИНТ.   ЛАБОРАТОРИЯ   ДЕНЬ

Корин продолжает свое обращение в видео-чате, сидя перед монитором на вращающемся табурете. Сбоку на переднем плане виден большой бокс, где в клетках находятся лабораторные мыши и белые крысы. Словно почувствовав какую-то угрозу, они ведут себя беспокойно, принюхиваются к воздуху и крутят головами.

КОРИН
Вопрос внутренней жизни... Но могу ли я все забыть? Разве я не помню всего того, что я... Понимаете, душу ведь нельзя увидеть, мы ее нигде не найдем, хоть весь мозг разложи на нейроны, не дает она себя увидеть. Это не научный подход не так ли? Конечно да. Нет, а чем мы принимаем решения? Да чем, дифференциалами? Пустое!

В это время за входной дверью лаборатории с круглым бронированным иллюминатором слышен стук и доносится глухой голос директора – до Корина долетают только отдельные слова.

БОРИС ЮЛИАНОВИЧ
Егор, не дури! Это... Открой! Что ты задумал?

Корин не обращает на стук и голос за дверью никакого внимания. Звонит телефон. Корин встает со своего места, подходит к аппарату и коротко отрезает.

КОРИН
Идите к черту!

Он выключает телефон, резко выдернув шнур базы.


ИНТ.   ПРИЕМНАЯ И КАБИНЕТ ДИРЕКТОРА   ВЕЧЕР (ФЛЕШБЭК)

Корин заходит в пустую приемную – ассистентка директора отсутствует, дверь в кабинет приоткрыта, через узкую щель доносится голос директора, которому отвечает голос полковника. Корин останавливается и прислушивается.

БОРИС ЮЛИАНОВИЧ
Это уже выходит за рамки системы.

ПОЛКОВНИК
Да, да, я понимаю. Мы предполагаем интегрировать её в общественные объекты, постепенно, конечно, ну да. Важно продумать, мы создадим отдел, который будет отслеживать, так сказать, каждодневный фон, ну потом это уже дело техники...

Корин медлит возле двери, затем входит в кабинет. Борис Юлианович поднимается из кресла.

БОРИС ЮЛИАНОВИЧ
А вот и он.
(представляя Егору собеседника)
Полковник Захаров.

Полковник – тот самый, который задавал вопросы на демонстрации системы - привстает из кресла навстречу Корину. Корин вяло пожимает ему руку, садится в кресло и всматривается в улыбающееся с хитрецой лицо полковника.


НАТ.   АЛЛЕЯ ВОЗЛЕ ИНСТИТУТА   ВЕЧЕР (ФЛЕШБЭК)

Выйдя из здания института, Корин направляется по аллее, обсаженной голубыми елями. В желтом свете фонарей большими хлопьями падает снег. Дорожка, кусты и лужайка покрыты первым выпавшим снегом, сквозь который еще кое-где проступает трава. Корин, усталый и подавленный, тяжело выдыхает и смотрит на облачко своего дыхания, которое растворяется во влажном воздухе.

На лужайке трое ребятишек играют в снежки. Их действия легки и спонтанны, они смеются и бегают друг за другом, останавливаясь лишь чтобы слепить очередной снежок и броситься вдогонку друг за другом.

В воображении Корину представляется: вокруг голов играющих детей возникают цветные полупрозрачные области, они меняют цвета и форму, следуя линиям воображаемой активности мозга. Один из мальчиков гонится за другим со снежком в руке, но в момент броска неожиданно поскальзывается и падает лицом вниз.

Графики в воображении Корина исчезают. Упавший мальчик поднимается – он весь в снегу, из носа его капает кровь. Несколько секунд мальчик смотрит на Корина, словно увидел что-то странное. Остановившись на краю дорожки, Корин тоже вглядывается в ребенка. Спустя несколько мгновений оцепенение мальчика проходит, он размазывает под носом кровь и, забыв про Корина, срывается за своими товарищами.


ИНТ.   ЛАБОРАТОРИЯ   ДЕНЬ

Корин сидит перед монитором и продолжает свое обращение к сотрудникам по видео-чату.

КОРИН
Я принял решение уничтожить все разработки, тут все диски: здесь все расчеты, модуль управления и базы данных – пятьдесят террабайт.
(пауза)
Да я понимаю, что в некотором роде это крест на себе как ученом, но...
(пауза)
В конце концов мы не можем исходить из контроля мышления. Нет, нет, это невозможно, не должно так быть. Потому что, если мы не оставим человеку тайну, да мышления... Вы скажите, что этого требует познание, что это малодушие и прочее, и прочее. Да но как только эта система выйдет за пределы института, она, да она попадёт в руки людей, других да, и я знаю их планы.
(пауза)
Но мы должны позволить, если хотите, принять тайну мышления как основу, да для каждого, даже если...
(пауза)
Мы просто не имеем права.

Корин встает и отключает чат. Затем берет все жесткие диски и относит их к металлическому сейфу, помещает их между двух серых мягких пластин, к которым приделаны провода, и подключает всю эту собранную систему к электрическому реле. Набирает на реле время шестьдесят секунд, затем меняет время на 30 секунд. Он ставит реле на стол, протягивает провод и закрывает сейф. Он собирается запустить реле.

В этот момент неожиданно раздается резкий удар в стекло, оно с грохотом осыпается. Корин пугается, резко оглядывается. Он на секунду застывает, потом рука его на ощупь тянется к реле, но он не успевает дотянуться до кнопки. Слышен хлопок – и Корин оседает на пол, так и не включив реле.


ИНТ.   ЛАБОРАТОРИЯ   ВЕЧЕР

В лаборатории беспорядок. За окнами темно. Выбитое стекло в одном из окон закрыто прозрачной целлофановой пленкой, которая то и дело шевелится под ветром. По полу разбросаны осколки стекла. Перед дверью стоят двое сотрудников из службы безопасности. Из соседнего помещения доносятся неразборчивые голоса, где-то постоянно звонит телефон.

Борис Юлианович, усталый, но спокойный стоит перед большим металлическим столом, на котором установлен монитор, и заканчивает просматривать бекап-диски. Убедившись в сохранности всех томов, он отключает последний диск и складывает их в серебристый контейнер, защелкивает замки.

Невдалеке от стола на полу лежит Корин. Он уставился куда-то в потолок, его взгляд рассредоточен, он с трудом поворачивает головой. Рубашка на его груди расстегнута. Облизнув пересохшие губы, Корин пытается встать, но он еще не отошел от действия парализующего вещества, и тело его не слушается. С трудом приподнявшись на локтях, он прислоняется к ножке стола.

Борис Юлианович, заметив движение Корина подходит к нему и, присев на корточки рядом с ним, внимательно смотрит в его все еще затуманенные глаза. Корин тяжело дышит.

БОРИС ЮЛИАНОВИЧ
Егор, зачем? Ты ведь знал, что все это кончится чем-то подобным.

Егор всматривается в лицо директора и молчит, отводит опустошенный взгляд. Дыхание его все еще затруднено. Борис Юлианович поднимается, забирает со стола контейнер с бекапами, и выходит из лаборатории. Негромко дает указание двум ребятам из службы безопасности, которые охраняют вход.

В большом прозрачном боксе лабораторные белые крысы и мыши, успокоившись, лениво принюхиваются к воздуху, прислушиваются к шумам, долетающим из открытой двери. ЗТМ.















НОВЕЛЛА ЧЕТВЕРТАЯ - «ОТЕЦ»
(По мотивам пьесы Юна Фоссе «Телемах»)




ИНТ.   КОМНАТА ТАРАСА   ДЕНЬ

Небольшая светлая комната, обставленная недорогой современной мебелью, письменный стол, узкий раскладной диван, на раскрытом окне колышутся занавески. За окном слышен шум пролетающего вертолета, который быстро заглушает все звуки и заполняет собой пространство, звук винтов приближается, затем удаляется, замолкает, но после нескольких секунд тишины в отдалении слышен набирающий высоту самолет – где-то рядом находится аэродром.

За письменным столом перед ноутбуком сидит ТАРАС (16). На стене сбоку в рамочке маленькая фотография отца в синей форме пилота. Он улыбается на снимке, позируя на фоне белого самолета. На мониторе ноутбука открытая страница Facebook. Тарас набирает на клавиатуре текст своего поста: «Дорогой отец, не знаю, увидишь ли ты эту запись».

Спустя несколько секунд, засомневавшись, он удаляет строчку и пишет заново: «Вспоминаю твое лицо, дорогой отец, но ловлю себя на том, что оно заменяется разными лицами».

В прихожей слышен звук закрывающейся двери, затем шаги и мужской голос зовет.

ГОЛОС МУЖЧИНЫ
(за кадром)
Ау, есть кто, а?

Тарас отрывается от ноутбука. В дверь заглядывает улыбающийся АЛЬБЕРТ (39) в красивой форме летчика гражданской авиации – лицо гладко выбрито, волосы ровно подстрижены.

АЛЬБЕРТ
Было открыто. Что твоя мама скоро придет?

Тарас неопределенно пожимает плечами.

АЛЬБЕРТ
Ну да обещала скоро быть, а еще нет. Не знаешь где она?

ТАРАС
Да нет.

Альберт возвращается в прихожую.


ИНТ.   ПРИХОЖАЯ   ДЕНЬ

Подойдя к тумбе перед зеркалом, где он оставил две банки пива, Альберт с шумом открывает одну, пена по неосторожности проливается на пол.

АЛЬБЕРТ
Черт!
(Тарасу)
Эй, пива хочешь?


ИНТ.   КОМНАТА ТАРАСА   ДЕНЬ

Голова Альберта с обаятельной улыбкой снова появляется в проеме двери. Тарас отрицательно мотает головой.

АЛЬБЕРТ
Ну ладно. Пойду поищу салфетки.

Альберт уходит на кухню. Слышно, как он открывает шкафчики в поисках салфеток, затем хлопает дверца холодильника. Доносится его голос:

АЛЬБЕРТ
Фью, пусто как в стратосфере да!

Закрыв ноутбук, Тарас встает из-за стола и идет в гостиную, которая является одновременно и комнатой матери.


ИНТ.   ГОСТИНАЯ   ДЕНЬ

Войдя, Тарас садится на диван и кладет ноги на журнальный столик. Из кухни доносится голос Альберта, который что-то говорит ему, но в это время за окном пролетает самолет и заглушает его слова. Через несколько секунд Альберт появляется на пороге комнаты.

АЛЬБЕРТ
Я говорю, что давно уже пора бы ей прийти. А? Как ты думаешь?

ТАРАС
Наверно.

АЛЬБЕРТ
Ладно, подожду ее здесь. А вот и телефон ее, понятно да.

Альберт кивает на мобильный телефон в чехле с рисунком, отхлебывает пиво и морщится.

АЛЬБЕРТ
Теплое, хм.

Альберт устраивается в кресле. Они молчат, за окном снова слышен нарастающий рев самолета, затем он стихает.

АЛЬБЕРТ
(поднимая банку пива)
А матушка твоя да, я наверно не должен тебе этого говорить, но она самая... Такой прелестной женщины я ещё не встречал. Кстати, где же она, почему не идет? Ты не знаешь где она? Знаешь? Скажи. Чего молчишь?

Тарас не отвечает.

АЛЬБЕРТ
Ну ладно, не хочешь говорить, не говори.

Альберт отхлебывает еще пива, пена едва не проливается на журнальный столик перед ним, но в последний момент он успевает поймать ее ртом.

АЛЬБЕРТ
А твой отец? Твоя мать похоже верит, что он вернётся. Хе, уму не постижимо, я уж не знаю сколько времени прошло, а его всё нет. Его нет, да с незапамятных времен м-да, а она все верит, что он вернется.

Альберт поднимается с кресла и подойдя к окну выглядывает во двор. Снова слышен гул самолета, идущего на посадку.

АЛЬБЕРТ
Если бы она, ты уж меня прости, если бы она не верила, что он вернется, то ну да, ну ты знаешь, все больше ничего говорить не буду.

Альберт подходит к столику и отхлебывает большой глоток пива.

АЛЬБЕРТ
Жарко. И когда ты думаешь он вернется?

ТАРАС
Откуда мне знать.

АЛЬБЕРТ
Вот именно. Только я не об этом, я спрашиваю, что ты думаешь.

ТАРАС
Ничего я не думаю.

АЛЬБЕРТ
Сколько лет, а его всё нет. Но это еще полбеды. У вас и вестей от него никаких, а это уже... Мог бы уж хоть написать или там позвонить. М-да я имею в виду подать признаки жизни, как говорится. Нет вестей-то?

ТАРАС
Нет.

Альберт допивает пиво.

АЛЬБЕРТ
Пусто! Послушай да, не хочешь выпить со мной пива?

ТАРАС
Нет.

АЛЬБЕРТ
Ну выпей стаканчик, составь мне компанию.

Альберт уходит в прихожую за второй банкой пива. Слышен хлопок открывающейся банки. Затем Альберт вновь появляется на пороге гостиной с пивом и двумя бокалами в руках, которые он прихватил из кухни.

ТАРАС
Да, а откуда ты знаешь, что она хочет тебя видеть здесь?

Альберт с изумлением останавливается на пороге.

АЛЬБЕРТ
Откуда знаю?

ТАРАС
Ага.

АЛЬБЕРТ
А вот знаю.

ТАРАС
Откуда?

АЛЬБЕРТ
Ну, ну знаю и все да, я же не могу тебе такое рассказывать.

Альберт ставит бокалы на столик, но отхлебывает из банки и садится в кресло. Тарас резко встает, подходит к электрогитаре, которая прислонена к стене, втыкает шнур и включает усилитель. Надев гитару, он извлекает несколько аккордов. За окном взлетает очередной лайнер. Тарас прибавляет громкость и, взяв правильные аккорды, начинает петь.

ТАРАС
Отец затерялся
В морях-океанах
Жив ли поныне он
Или в пучине волн
Сгинул навек?
В доме забытом
Двери открыты,
Ждут не дождутся
Сын и жена.
Хоть весточку дай
Хоть весточку дай
В доме забытом
Двери открыты
Весточку дай
Отец.

Внезапно он обрывает пение и сердито уставляется в стену.

АЛЬБЕРТ
Красивая песня! Спой еще разок!

ТАРАС
(с раздражением)
Если слова вспомню.

АЛЬБЕРТ
Да спой!

Тарас вдруг хватает банку пива, стоящую на столике и опрокидывает ее на Альберта – остатки пива проливаются на его китель.

АЛЬБЕРТ
Ты что сдурел, парень?

Альберт хочет кинуться на него с кулаками, но в это время в прихожей отворяется дверь. Альберт останавливается, едва сделав шаг в сторону Тараса. На пороге с двумя бумажными пакетами из супермаркета появляется мать Тараса – Евгения (36) – высокая, с красивой фигурой, в форме стюардессы и с уложенной прической под пилоткой. Она сразу замечает напряжение между сыном и Альбертом.

АЛЬБЕРТ
Да вот пиво зачем-то на меня пролил. Ладно.

Объясняет Альберт и обиженно отходит к окну, стряхивает с кителя капли.

ЕВГЕНИЯ
(сыну)
Ты чего?

Тарас, громко щелкает тумблером усилителя, снимает гитару и, ничего не говоря, выходит из комнаты. За окном слышен гул пролетающего вертолета.

ЕВГЕНИЯ
(сыну)
Эй!

Евгения подходит к Альберту, торопливо целует его и вопросительно вскидывает брови. Альберт пожимает плечами.

В это время в соседней комнате звонит телефон Тараса. Он берет трубку. Из комнаты доносится голос Тараса.

ТАРАС
Где отец? Как только что? Где во дворе? Да ты...

Евгения, забыв про Альберта, вслушивается в разговор сына из соседней комнаты.


ИНТ.   КОМНАТА ТАРАСА   ДЕНЬ

Тарас стоит возле окна и смотрит во двор. Его друг – КИРИЛЛ (16) стоит внизу на тротуаре под окнами и разговаривает с ним по мобильному, показывает рукой куда-то в сторону. Из трубки слышен голос Кирилла.

КИРИЛЛ
В сторону второго дома пошел ну. Да он точно.

Схватив с дивана джинсовку, Тарас выбегает из комнаты, проносится мимо матери, распахнув дверь выбегает на лестницу. В подъезде затихают его шаги.

Евгения беспокойно оглядывается вокруг, затем быстро проходит в комнату сына к окну и смотрит во двор. Там внизу Тарас подбегает к Кириллу и о чем-то его расспрашивает. Кирилл показывает рукой в сторону соседней многоэтажки.


НАТ.   ДВОР   ДЕНЬ

Кирилл и Тарас быстрым шагом, то и дело переходя на бег, спешат к соседнему дому.

ТАРАС
Ну а как он выглядел, ну? Что сказал? Чё молчишь, молчишь чё?

КИРИЛЛ
Ну, как? Похож - как на фотографии у тебя в рамке. Сумка еще такая большая на плече. И твое имя и фамилию, спрашивает, где такой здесь живет. А я растерялся, ну он и пошел к тому дому да.

Все это Кирилл мямлит, поспевая за Тарасом, который почти бежит по дороге мимо припаркованных автомобилей. Прибежав к соседнему дому, Тарас в растерянности останавливается – двор пуст, не считая двух мамаш на детской площадке.

ТАРАС
Ну и где?

Кирилл виновато пожимает плечами. Тарас оглядывается по сторонам в поисках отца.

КИРИЛЛ
Да здесь где-нибудь, ну не мог же он уйти так. Придет сейчас да.

Парни не уходят и ждут. Вдалеке от соседнего дома в их сторону направляется Евгения, которую сопровождает Альберт.

КИРИЛЛ
А этот все отирается возле твоей матери?

ТАРАС
Да.

КИРИЛЛ
М-да твоя мать с ним?

ТАРАС
Нет, не думаю, да точно нет.

В это время дверь ближайшего подъезда открывается, из него выходит МУЖЧИНА (40), в синей рубашке, на плече большая дорожная сумка.

КИРИЛЛ
Да вот же он. Ну он ведь!

Тарас, изумленный, оборачивается и неотрывно смотрит на отца. Заметив парней, мужчина направляется к ним. Тарас вот-вот готов броситься к нему на встречу.

Евгения приближается к площадке перед домом и, увидев, мужчину замедляет шаг, останавливается в нерешительности, бессознательно оглядывается по сторонам, делает шаг вперед. Альберт, стушевавшись, замедляет шаг.

Евгения видит, как мужчина подходит к сыну и на ходу достает из кармана сложенные распечатанные листы. До нее доносятся его слова и вдруг доходит их смысл.

МУЖЧИНА
Адрес не читается, распечатка плохая. Интернет-магазин, педаль для гитары вам?

Мужчина лезет в сумку и достает запечатанную в пленку коробку с красивой фотографией электрогитары. Тарас не в силах ничего ответить и стоит ошарашенный, лишь механически кивнув головой. Тем временем курьер роется в сумке в поисках накладной на товар.

МУЖЧИНА
Три семьсот. Проверять будете?

Тарас отрицательно мотает головой и лезет в карман джинсовки за деньгами. Отдав курьеру деньги, он бессмысленно смотрит, как тот роется в кармане, чтобы сдать сдачу. Видя это, Тарас бессильно машет рукой, давая понять, что сдача не нужна.

МУЖЧИНА
Спасибо! Здесь расписаться надо.

Он протягивает Тарасу накладную и шариковую ручку. Получив галочку, курьер вскидывает сумку на плечо, поворачивается и удаляется по дорожке к автобусной остановке.

Сзади к сыну подходит Евгения и обнимает его за плечи. Тарас, грустный стоит с коробкой в руках, смотрит куда-то перед собой и молчит.

ЕВГЕНИЯ
Ладно да, пойдем уже.

Появляется Альберт, с натянутой улыбкой на лице и с фуражкой, которую он бесполезно вертит в руках. Помолчав, он вдруг решает вставить свое слово.

АЛЬБЕРТ
(Тарасу)
М-да, знаешь, а песня хорошая да. Ну в общем классная.
(Евгении)
Песню сочинил, отличную, знаешь м-да!

Тарас смотрит на мать, на Альберта, потом в небо. Слышен гул взлетающего самолета, заглушающий собой все звуки вокруг. Вся группа наблюдает за лайнером, который набирает высоту и плавно заходит на поворот. ЗТМ.


Рецензии