Автореферат. Совр. проблемы разв. мжд. бизнеса

Текст одного из вариантов автореферата моей диссертации на соискание ученого звания кандидата экономических наук.
Текст сложный для понимания, но отражает научный подход к исследованию Международного нефтяного бизнеса в начале 90-х гг. 20-го века в момент становления частного сектора нефтегазового сектора промышленности РФ.
          
ФИНАНСОВАЯ АКАДЕМИЯ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
На правах рукописи
ББК: 65.883.000

ФЕДОСЕЕВА  ГАЛИНА  АНАТОЛЬЕВНА
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО НЕФТЯНОГО БИЗНЕСА

Специальность  08.00.14 - Мировое хозяйство и международные экономические отношения

                А В Т О Р Е Ф Е Р А Т

              диссертации на соискание ученой степени
                кандидата экономических наук
                Москва - 1996

                ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

    Актуальность исследования.Нефтяная  промышленность - круп-
нейшая в мире и носит более интернациональный характер, чем какой
либо другой сектор мировой экономики. Значение нефти, как важней-
шего в мировом хозяйстве энергоресурса и источника  ценных  хими-
ческих продуктов, определяющих стиль жизни XX века, трудно перео-
ценить. Масштабы потребления нефти огромны,  ее запасы ограничены
и распределены весьма неравномерно.  Именно неравномерность расп-
ределения ресурсов углеводородов и динамизм ситуации в  отношении
обеспеченности предопределили  важную  роль  нефти в глобальных и
региональных международных  отношениях,  сделали  ее  действенным
средством при  достижении  экономических и социально-политических
целей.
     Несмотря на то,  что мировая нефтяная промышленность контро-
лируется небольшой группой международных нефтяных компаний, нефть
часто играет  роль инструмента политического давления между стра-
нами. Зависимость политики от нефтяного бизнеса давно стала одним
из существенных факторов глобального механизма воздействия, кото-
рый определяет судьбы стран и народов в мировом сообществе  двад-
цатого века.  На протяжении этого столетия отношения между разви-
тыми странами и странами, обладающими потенциальными углеводород-
ными запасами, постоянно менялись.
     Зависимость развитых стран от внешних источников энергообес-
печения предопределяет необходимость их диверсификации, поиск пу-
тей самообеспечения энергоносителями и удешевления импорта нефти.
Актуальными  в такой ситуации становятся анализ ситуации на миро-
вом рынке нефти, прогнозирование развития международного нефтяно-
го  бизнеса  в  зависимости  от политики и поведения правительств
нефтедобывающих стран, решение обозначившейся проблемы "дефицита"
капиталов в мировой нефтяной промышленности.  В связи с вышеизло-
женным, участие России в современном международном бизнесе предс-
тавляет особый интерес.
     Анализ проблем развития современного международного нефтяно-
го  бизнеса  может оказаться весьма полезным как для экономистов,
так и для политиков,  в связи с тем, что в настоящий момент остро
ощущается  необходимость в осмыслении основных тенденций развития
глобального нефтеобеспечения и, на основании этого, возможной ро-
ли  России  в мировой экономике,  а также определение оптимальных
форм сотрудничества в этой области. На основании подхода, предло-
женного в работе,  возможна реальная оценка расстановки "игроков"
в международном нефтяном бизнесе и выработка оптимальных  "правил
игры".
    Степень разработанности  проблемы. Рассматриваемые в работе
проблемы находятся на стыке различных  отраслей  знаний:  мировой
экономики,  международных экономических отношений,  экономической
теории,  классической политэкономии, системного анализа, междуна-
родного бизнеса, экономики нефтяной промышленности. В своей рабо-
те автор опирался на труды таких зарубежных исследователей в  об-
ласти  мировой  экономики и политики,  как  Аттали Ж.,  Бартон Р.,
Бродель Ф., Велис Л., Грэкебин А., Джексон Т., Даниэлс Дж., Кейвс
Р., Киндлебергер Ч., Клармонт Ф., Кнорр К., Кортош Я., Котлер Ф.,
Лалл С.,  Лафонтен О.,  Левингстоун Дж.,  Левис Дж.,  Линдерт П.,
Лист Ф.,  Мандел Э.,  Мэсбитт Дж.,  Оманн К., Паник Н., Пебро М.,
Портер М.,  Пратт С.,  Радеба Ли Х., Ротджеб Дж., Руанс Дж., Руже
Ж.,  Сакс Дж., Суизи П., Тинг В., Файервизер Д., Хейне П., Ховард
Д.,  Хоскинг А., Чанлис Р., Шпетт Л., Шредер Х., Эбурбин П., Эйт-
ман Д.  0и других.
     Среди работ российских ученых, занимающихся вопросами между-
народных экономических отношений, современного мирового хозяйства
и глобальными экономическими проблемами, необходимо отметить тру-
ды таких экономистов как  Безруков А.И., Богомолов О.Т., Большако-
ва С.А.,  Буров А.С.,  Голанский М.М.,  Дегтярев  О.И.,  Донгаров А.Г.,  Енгибаров А.В., Ершов Ю.А., Жеглов А.Н., Захаров С.Н., Ка-
лашников Ю.Н.  Кац И.Я.,  Косов Ю.В.,  Котляревский С.А., Кочетов
Э.Г., Манежев С.А., Миронов А.А., Моисеев Н.Н., Мухетдинова С.М.,
Ноздрева Р.Б.,  Нухович Э.С., Панькова Н.Н., Рузавин Г.Г., Синец-
кий Б.И., Ситарян С.А., Смитиенко Б.М., Спиридонов И.А., Степанов
М.В., Сусанян К.Г.,  Суэтин А.А.,  Фаминский И.П.,  Шагалов Г.Л.,
Шибаев С.В. 0, Шуркалин А.К.  и другие.

     Существенный вклад в экономическую науку по теориям зарубеж-
ных инвестиций  внесли  такие  зарубежные ученые,  как Алибер Р.,
Вернон Р., Даннинг ДЖ., Иверин К., Кейвз Р., Киндлбергер Ч., Код-
зима К.,  Манделл Р., Нуроко Р., Олин Б., Озава Т., Хаберлер Дж.,
Хаймер С., Хелмбергер П., Хирш С., Хорст Т., Шмитц А., Шумпетер ).
и другие.

     Проблемам мирового рынка нефти посвящены работы таких  зару-
бежных исследователей, как Амано А., Андерсон С., Балл Д., Бартон
Р., Бейкер Дж., Гамильтон А.,  Ерджин Д., Касслер П., Мартин Дж.,
Стобаух Р., Тьюгендхэт К., Чарчилл А. и другие.

     Среди российских экономистов, занимающихся проблемами иност-
ранных инвестиций в нефтяную промышленность и мирового рынка неф-
ти,  следует отметить  Аванесова С.Н., Алиева С.М., Арбатова А.А.,
Волкова В.Д., Дворец Н.А., Цимайло А.В., Инджикяна Р.О., Кокошина
А.А.,  Конопляника А.А.,  Котляревского  С.А.,  Миловидова  К.Н.,
Мирского Г.И., Никифорова А.В., Низовского А.Р., Пономареву И.А.,
Сейфульмулюкова И.А., Фейгина В.И. и других.
    

В последнее время начали появляться работы, в которых предп-
ринимаются попытки осветить отдельные проблемы  развития  мировой
нефтяной промышленности  и нефтяного бизнеса,  проблемы отдельных
нефтеперерабатывающих стран, в частности стран ОПЕК. В российской
периодике в  связи с активно проводимой пропагандой необходимости
привлечения иностранных инвестиций в нефтяной  сектор  экономики,
появляется большое  количество работ обзорно-аналитического и ре-
комендательного характера.  В работах американских ученых  центра
политики в  области энергетики и окружающей среды при Гарвардской
школе бизнеса отражена стратегия поведения международных нефтяных
компаний на мировом рынке нефти. Но вместе с тем, фундаментальные
комплексные работы по проблемам развития международного нефтяного
бизнеса отсутствуют.  Многоаспектность данной проблематики остав-
ляет большой простор для авторских исследований.

     Огромное экономическое  и политическое значение изучения ос-
новных тенденций развития мировой  энергетики,  в  частности,  ее
нефтяного сектора,  диверсификации источников мирового нефтеобес-
печения, выбора оптимальной формы международного сотрудничества в
нефтяной отрасли в отсутствие методологического подхода к обосно-
ванию наилучшего типа нефтяного соглашения,  а  также  подробного
анализа сравнительной эффективности международных нефтяных согла-
шений,  в свете наметившегося активного участия России в междуна-
родном нефтяном бизнесе, предопределили выбор темы исследования.

     Главным объектом исследования настоящей диссертации является
современное  состояние  международного  нефтяного  бизнеса (МНБ),
тенденции его развития,  формы международного экономического сот-
рудничества  в нефтяной промышленности,  а также методологические
основы анализа риска,  оценки условий инвестирования, выбор опти-
мальных форм МЭС с учетом специфики нефтяной отрасли.

      Цели и задачи исследования:

     Главная цель  работы  - на основе анализа состояния развития
современного международного нефтяного бизнеса  и  мирового  рынка
нефти, определить основные тенденции и оценить возможные перспек-
тивы его развития, а также определить наиболее перспективные фор-
мы международного  экономического  сотрудничества  (МЭС) России в
международном нефтяном бизнесе.  Из этого вытекают следующие  ос-
новные задачи:

     - рассмотреть  сущность международного бизнеса и проанализи-
ровать существующие концепции международного экономического пове-
дения;

     - рассмотреть соответствующие теории и  концепции  положения
"ресурсопоставляющих" стран в новом международном разделении тру-
да;
     - рассмотреть возможные варианты развития политической ситу-
ации и в зависимости от этого оценить возможные глобальные сцена-
рии развития МНБ;

     - обозначить основные проблемы финансирования мировой нефтя-
ной промышленности и пути их преодоления;

     - осуществить разработку методологических основ анализа рис-
ка, оценки  условий  инвестирования  выбора  формы международного
экономического сотрудничества (МЭС),  а также основ классификации
форм внешнеэкономических связей (ВЭС) по ряду критериев;

     - обозначить положение России на современном мировом энерге-
тическом рынке;

     - рассмотреть возможный сценарий  реализации  стратегических
преимуществ России на мировом рынке нефти;
     - определить наиболее  приемлемые  формы  активного  участия
России в современном международном нефтяном бизнесе.

      Теоретической, методологической  и  информационной   основой
диссертации послужили  классические  экономические  и философские
труды в их современном прочтении,  работы зарубежных и российских
ученых по проблемам мировой экономики,  системному структурному и
функциональному анализу экономических процессов и явлений,  мате-
риалы международных конгрессов и симпозиумов по проблемам  разви-
тия  мировой  энергетики  и нефтегазового сектора в частности,  а
также впечатления автора от личных контактов с российскими и  за-
рубежными  учеными и специалистами во время международных семина-
ров, встреч, выставок.

      Научная новизна определяясь выбором указанных выше объекта,
цели и задач исследования,  в известной мере уже изложена.  Также
необходимо отметить комплексное рассмотрение и сочетание  указан-
ных проблем. Кроме того, она выражается и в ряде следующих момен-
тов.

     Во-первых, предлагается рассматривать международный бизнес с
различных уровней: с позиций государства (тогда он не свободен от
политики) и с позиции частных лиц  (главная цель  в этом случае -
извлечение экономической выгоды).
     Во-вторых, предлагается  авторская классификация форм ВЭС по
ряду критериев.
     В-третьих, оценка  глобальных  сценариев развития МНБ дана с
позиции основных стратегий внешнеэкономического поведения  страны
на международном рынке.
     В-четвертых, определен  авторский  аналитический  подход   к
обоснованию выбора оптимальных форм МЭС с учетом специфики нефтя-
ной промышленности.
     В-пятых, впервые  анализ сравнительной эффективности различ-
ных типов нефтяных соглашений предлагается  проводить  с  позиции
реализуемости целей инофирмы и принимающей стороны.
     В-шестых, впервые  выбор  оптимальной  формы  сотрудничества
предлагается проводить с использованием методов системного анали-
за, для чего в работе разработана система критериев с учетом спе-
цифики нефтяной отрасли.


      Теоретическая и практическая значимость работы заключается в
развитии теории международного бизнеса, взаимосвязи бизнеса и по-
литики, обобщении  проблем развития современного нефтяного бизне-
са, обобщении теоретических аспектов международного экономическо-
го поведения  страны в современных условиях,  предложен авторский
вариант классификации многообразных форм  международных  экономи-
ческих отношений.

      Практическая значимость работы обусловлена использованием ее
результатов в процессе преподавания курса "Международных экономи-
ческих отношений". В настоящий момент остро ощущается потребность
в  трезвом осмыслении роли страны в международном нефтяном бизне-
се, осуществлении МЭС в нефтяной промышленности, степени реализа-
ции  целей  страны  или ее хозяйственного субъекта при заключении
того или иного типа соглашения. Необходимо знать в зависимости от
изменения  политики нефтедобывающих государств основные тенденции
и перспективы развития мирового рынка нефти, международных источ-
ников финансирования.

     Работа может быть полезна для специалистов, работающих в об-
ласти разработки  стратегии рационального поведения России на ми-
ровом энергетическом рынке и ее участия в современном международ-
ном нефтяном бизнесе.

      Апробация и внедрение результатов исследования. Основные по-
ложения диссертации  докладывались  автором  на  научных  и науч-
но-практических семинарах.

      Основное содержание работы.

     Работа состоит из введения,  трех глав, заключения, приложе-
ний и списка использованной литературы.

      Во введении обоснована актуальность выбранной темы исследо-
вания, определены  предмет,  основные цели и задачи исследования,
ее теоретическая,  методологическая  и  практическая  значимость,
сформулированы  основные характеристики научной новизны и важней-
шие положения, выносимые на защиту.

      Глава I. "Современное состояние международного нефтяного биз-
неса" посвящена определению  сущности  международного  бизнеса  и
стратегиям международного экономического поведения. Проанализиро-
ваны основные тенденции развития нефтяной промышленности и  миро-
вого рынка  нефти  в  90-х г.г.,  дана оценка глобальных сценариев
развития нефтяного бизнеса на ближайшие 30 лет; обозначена совре-
менная проблема  "дефицита"  капиталов в мировой нефтяной промыш-
ленности, определены источники финансирования ее развития.

      Теоретические аспекты  международного  бизнеса  и  стратегии
 международного экономического поведения страны на мировом  рынке.
В своем исследовании автор придерживается точки зрения,  согласно
которой международный бизнес предполагает осуществление любых хо-
зяйственных операций,  проводимых двумя или более странами, дело-
вые отношения между которыми могут возникать как на уровне  част-
ных, так и государственных организаций.  В случае участия частных
компаний в международном бизнесе (МБ) хозяйственные операции про-
водятся с целью получения прибыли. Деятельность фирм, субсидируе-
мых правительством не всегда ориентирована на прибыль. Иными сло-
вами: где  кончается  экономическая целесообразность,  начинается
политика.

     Термин "международный бизнес" (МБ) для отечественной  эконо-
мической науки довольно нов,  его использование обусловлено с од-
ной стороны намерением подчеркнуть нацеленность России  в  первую
очередь получить прибыль от внешнеэкономических связей  (ВЭС),  с
другой  стороны - стремлением "модернизировать" терминологический
аппарат,  приблизить его к общепринятым в мировой практике  стан-
дартам. Смещение  акцента  на получение прибыли от внешнеэкономи-
ческой деятельности (ВЭД), на наш взгляд, не должно означать пол-
ный отказ от политического эффекта ВЭС так как на государственном
уровне МБ и МЭО, в конечном итоге - это "борьба" за экономическую
власть и благосостояние отдельных стран. Разграничение уровней МБ
на государственный и частный подчеркивает цели его осуществления.
В  первом  случае - это прибыль и власть,  во-втором - в основном
прибыль.

     Участие отдельной  страны  или  ее хозяйствующих субъектов в
международном бизнесе предполагает выработку определенной страте-
гии международного  экономического поведения на мировом рынке.  В
процессе исторического развития мировой экономики (МЭ) как систе-
мы национальных  хозяйств  периодически проявляются две контртен-
денции, которые описываются  как  противоборство  центробежных  и
центростремительных сил,  закон дивергенции и кооперации, которые
выражаются в проведении государственной  политики  протекционизма
либо "открытости" (либерализации), импортозамещения либо стимули-
рования экспорта,  государственного (или надгосударственного) ре-
гулирования или свободы рынка.

     Традиционно считается, что в сфере МЭО политика свободы тор-
говли  соответствует космополитическому подходу,  а политика про-
текционизма - националистическому. В действительности ни одно го-
сударство  не придерживается так называемой космополитической по-
литики:  любая политика проводится в соответствии с национальными
интересами. Проблема заключается в различии самих интересов.  Ми-
ровой опыт свидетельствует, что степень контролируемости торговли
обратно пропорциональна уровню дохода на душу населения. Чем выше
уровень эффективности экономики и,  соответственно,  доходов, тем
меньше у страны оснований прибегать к протекционизму.

     Ориентация внешнеэкономической стратегии на свободу торговли
или протекционизм зависит от их относительной выгодности для вли-
ятельных политических  групп данной страны.

     Возможен средний вариант международного экономического пове-
дения -  прагматизм,  который  позволил бы найти равновесие между
свободой торговли и протекционизмом,  что более благоприятно  для
глобального прогресса мировой экономики, поскольку любой чрезмер-
ный сдвиг в сторону беспредельной либерализации МЭО между страна-
ми неизбежно усиливает неравновесие между ними на пользу наиболее
сильным и в ущерб более слабым.

     Функционирование сложной  системы,  каковой является мировая
экономика,  предполагает чередование фаз и  периодов  в  эволюции
подсистем - национальных хозяйств.  То есть переход от открытости
и обратно (см.рис.1).











      2Рис.1.  Фазы эволюции национальных хозяйств.

     Иерархическая структура  современного  мирового  хозяйства и
международное разделение труда (МРТ) в глобальном масштабе ориен-
тированы на  приоритет технически передовых обрабатывающих отрас-
лей промышленности и на развитие сложнейших информационных техно-
логий, что  и  определяет  (по критерию технической вооруженности
труда) положение страны в мировой экономике. Таким образом, стра-
ны, вольно или невольно специализированые на производстве ископа-
емых или сельскохозяйственного сырья,  заняли в системе  мирового
хозяйства периферийное,  зависимое  положение.  Многие экономисты
считают такое положение "закономерной платой за отсталость".

     В работе  представлены модели иерархической структуры совре-
менного мирового хозяйства по критериям технической вооруженности
труда и годового дохода на душу населения.

     Сырьевая специализация  России  в  последние годы становится
более явной.  И в соответствии с упомянутыми моделями ей пока вы-
падает незавидная роль "сырьевого придатка" в структуре современ-
ного МХ, а это означает, что выбранная ею стратегия международно-
го экономического поведения на государственном  уровне  соответс-
твует характеру развивающейся страны. Возможные последствия такой
ориентации можно предвидеть исходя из анализа рассмотренных в ра-
боте концепций западных экономистов о месте развивающихся стран в
будущем мировом хозяйстве и концепций модернизации МРТ между раз-
витыми и развивающимися странами.

     Во внешнеэкономической сфере просматривается вынужденная по-
пытка России  реализовать один ( не самый популярный ) из вариан-
тов внешнеполитической ориентации страны как  одного  из  лидеров
"группы  77  "  в результате неудавшегося отождествления России с
развитыми странами Запада, поскольку статус сверхдержавы и разви-
той  страны  обеспечивается системой высоких макроэкономических и
социальных показателей,  а также предполагает выполнение дорогос-
тоящих международных обязательств.

     Возможно, в российском менталитете сильны восточные  мотивы,
т.к. "железная логика" Запада пером знаменитого Маккиавелли запо-
ведовала:  "...Лучше избегать союза с теми,  кто сильнее тебя ...
т.к.  ты  окажешься в положении зависимом и унизительном".

     Наиболее предпочтителен  для России вариант сбалансированных
отношений с "клубом богатых" стран  Запада  и  с  менее  развитым
Югом,  учитывая  геополитическое  евразийское  положение страны и
промежуточный уровень развития ее экономики с  целью  планомерной
интеграции  страны  во всемирное хозяйство.  Необходима выработка
самостоятельной и активной стратегии поведения на мировом рынке с
элементами  политики  прагматизма,  позволяющей сохранять свободу
маневра России в международных делах, без которой ей не сохранить
себя как самостоятельную величину и в мировой политике и в между-
народном бизнесе.

     В работе делается вывод,  что взаимосвязь бизнеса и политики
на международном  уровне  в  условиях  существования различных по
убеждениям, уровням  экономического,  культурного  и  социального
развития стран, очевидна, и роль нефти как инструмента реализации
политических и экономических интересов стран не  вызывает  сомне-
ния. Таким образом, международный нефтяной бизнес является важной
сферой глобальных и региональных международных отношений.

     В настоящее время сложилось пять основных нефтегазовых цент-
ров: ближневосточный,  африканский, североамериканский, европейс-
кий и азиатско-тихоокеанский.  Первые два из них являются чистыми
экспортерами нефти и газа ( собственное потребление топлива здесь
незначительно по  сравнению  с  объемами добычи ).  Последние три
центра ориентированы на обслуживание расположенных в этих  регио-
нах высокоразвитых  энергодефицитных  хозяйств США,  ЕС и Японии,
являясь одновременно и импортерами нефти и газа,  поскольку собс-
твенных энергоресурсов явно недостаточно.

     Особое положение среди производителей занимает Россия. Зани-
мая третье место в мире по добыче нефти в 1993 году, уступив Сау-
довской Аравии и США,  второе место по объему  потребления  после
США, она  играет  значительную роль в снабжении Европы.  Эта роль
должна возрасти в свете подписания Договора Европейской Энергети-
ческой хартии,  в  соответствии  с  которым Россия превращается в
главного поставщика нефти и газа Европе.

     В работе достаточно подробно анализируются  2перспективы  раз-
вития нефтегазодобычи каждого из указанных мировых энергетических
центров, а также конъюнктура мирового рынка нефти. 0 С середины 80-х
годов, за исключением относительно короткого периода войны в Пер-
сидском заливе,  мировой рынок нефти в основном был сбалансирован
и цены на нефть были ниже против  уровня,  который  преобладал  в
предыдущей декаде. Определены четыре ключевые тенденции: спрос на
нефть в мире возрастает (за исключением стран СНГ);  добыча нефти
в странах "не ОПЕК" - довольно стабильна; доля бывшего СССР в ми-
ровой добыче сократилась примерно на 9%;  добыча нефти  и  произ-
водственные мощности стран - членов ОПЕК возрастают.  Предполага-
ется удовлетворение мирового спроса на нефть  преимущественно  за
счет стран - членов ОПЕК.

     Обильные запасы, ожидаемые благоприятные цены и сравнительно
высокая экономичность определяют дальнейшее увеличение роли нефти
в мировой энергетике в ближайшие годы.  Анализ ресурсной  обеспе-
ченности мировой нефтедобычи показывает, что в обозримой перспек-
тиве данный фактор не будет ограничивать рост потребностей в жид-
ком топливе.

     Если тенденции потребления нефти определяются такими  факто-
рами, как  стадия  экономического  развития той или иной страны и
численностью населения,  то в основе тенденций добычи лежат  при-
родные факторы - масштабы запасов,  их качество, легкость доступа
к ним,  что решающим образом влияет на издержки их использования.
Однако и политические настроения в значительной мере воздействуют
на перспективы производства нефти. В развитых странах Запада сре-
ди таковых  сегодня следует прежде всего отметить растущее значе-
ние охраны окружающей среды,  что зачастую приводит к сдерживанию
добычи. В развивающихся странах, как и прежде, главным политичес-
ким фактором  останется  политика  правительств   нефтедобывающих
стран в отношении иностранных инвестиций.

     Анализ показывает,  что мировой энергетический  рынок  будет
сильно колебаться в ближайшие 30 лет в зависимости от экономичес-
ких и политических изменений в мире.  И поскольку  глобальные сце-
нарии развития нефтяного бизнеса 0, предлагаемые ведущими стратега-
ми мировой нефтяной промышленности, основаны на концепциях модер-
низации  современного  международного разделения труда,  для пра-
вильной оценки вероятности развития ситуации на мировом энергети-
ческом рынке.  В работе кратко проанализированы теоретические ас-
пекты места "ресурсопоставляющих" стран в будущем мировом хозяйс-
тве.

     Развитие мировой  энергетики  теснейшим образом связано и во
многом определяется состоянием внутренней и внешней среды  нацио-
нальных  хозяйств,  политической  ориентацией правительств стран,
участвующих в нефтяном бизнесе,  их внешнеэкономической стратеги-
ей. В  работе  рассмотрены  политическая ориентация развивающихся
стран и их роль в мировой добыче нефти, а также внешнеэкономичес-
кая политика отдельных нефтедобывающих стран.

     В зависимости от экономических и  политических  изменений  в
мире возможна реализация одного из глобальных энергетических сце-
нариев, которые обсуждались на XIY Международном  нефтяном  конг-
рессе в Ставенгере.

     Первый сценарий под названием  2"Новые  границы" 0  предполагает
высокий экономический рост, ведет к росту потребностей в электро-
энергии, особенно в развивающихся  странах.  Предполагается,  что
все виды  энергетических  ресурсов,  включая возобновляемые будут
пользоваться спросом.  Опасения относительно загрязнения окружаю-
щей среды  от  использования  нефти,  газа и угля будут сниматься
посредством рыночных инструментов, использование которых приведет
к снижению глобальной энергетической напряженности. Этот сценарий
основан на концепции НМРТ и либерализации ВЭС развивающихся стран
и ведет к созданию открытого глобального торгового режима.
     Во втором сценарии под условным названием   "Баррикады"  рост
энергетических потребностей предполагается очень низким и локали-
зованным, обостряется проблема бедного "Юга" и богатого "Севера",
вопросы защиты окружающей среды решаются посредством правительст-
венного регулирования и обеспокоенность по поводу глобального по-
тепления  климата планеты приведет к возможному возобновлению ис-
пользования ядерной энергии в значительных масштабах. Этот сцена-
рий  основан на проведении странами политики активного протекцио-
низма и соблюдения национальных интересов. При этом страны в лице
своих  правительств  или  общественных организаций сопротивляются
либерализации из-за боязни потерять социальные гарантии для насе-
ления,  утратить религиозные и культурные традиции, лишиться тра-
диционных отраслей промышленности.

     Таким образом,  в  соответствии  с рассмотренными сценариями
тенденция к использованию нефти в  качестве  основного  источника
топлива в ближайшие 30 лет не вызывает сомнения и глобальные сце-
нарии развития международного нефтяного бизнеса отражают две  ос-
новные ситуации: "Новые границы" (или "мир без границ") и "Барри-
кады" (победа националистических мотивов в политике и менталитете
правительств нефтедобывающих стран). Характер участия России и ее
позиция в международном нефтяном бизнесе в  свете  двух  основных
тенденций  развития внешнеэкономического поведения будет зависеть
в большей степени от развития политической ситуации и смены поли-
тической элиты.

     В работе анализируются  проблемы финансирования международно-
го нефтяного бизнеса. 0  В частности, признается факт, что нефтяной
бизнес - циклический по природе и решение инвестировать  средства
в его развитие принимается тогда,  когда условия рынка сигнализи-
руют о возрастании дефицита нефти, цен на нее и возможности полу-
чить значительную прибыль.  Период между  решением  инвестировать
средства  и  их возвратом значителен и может быть больше,  чем 10
лет,  т.е.  возможность увеличения добычи нефти  может  выявиться
только спустя 10 лет после начала ГРР. Увеличение предложения ве-
дет,как правило, к низким ценам на продукцию и незначительным ка-
питальным вложениям.  Сбыт образовавшегося излишка продукции при-
ходится на следующий 10-летний период.  За последние 100 лет  су-
ществовало 5 таких циклов, продолжительностью от 20 до 22 лет.

     Последняя часть этой декады будет одним из периодов  активи-
зации деятельности в нефтяной промышленности и проявится как рост
дефицита нефти, который вызовет приток новых инвестиций. По оцен-
кам  специалистов,  требуемый  на эту декаду капитал в разведку и
разработку месторождений углеводородов,  составляет  1  трлн.дол.
США или приблизительно 100 млрд. дол. в год. Эти расчеты основаны
на прогнозном спросе на нефть и капитале, требуемом для обеспече-
ния необходимых поставок.

     Преодоление глобального  "дефицита капиталов",  наметившегося
в мировой нефтяной промышленности, возможно за счет аккумулирова-
ния  собственных  средств  субъектов  нефтяного  бизнеса  (в лице
транснациональных корпораций (ТНК), международных нефтяных компа-
ний  (МНК),  национальных  нефтяных компаний (ННК)),  привлечения
кредита международных финансовых институтов,  привлечения частных
иностранных  инвестиций и образования новых стратегических альян-
сов промышленного и финансового капитала  с  целью  распределения
риска и мобилизации инвестиций, что будет способствовать быстрому
распространению новых технологий и инноваций,  причем  финансовые
посредники рассматриваются в качестве важнейших партнеров.  Обра-
зование новых стратегических альянсов с целью распределения риска
и  привлечения инвестиций предполагает сотрудничество компаний не
только в области разведки и разработки,  но и в секторе  услуг  и
финансирования. Нефтяные компании будут брать на себя роль техни-
ческого партнера,  перекладывая на финансовые организации ответс-
твенность по "мобилизации" капитала. Таким образом, организацион-
ная  структура  нефтяной  промышленности претерпевает изменения в
сторону вертикальной интеграции в добыче и распределении  углево-
дородов.

     В работе рассмотрены факторы,  влияющие на привлекательность
нефтяного сектора экономики страны для иностранных инвесторов.

     Следовало бы еще подчеркнуть, что основные суммы капитальных
вложений сосредоточены во внутренней среде развитых стран, благо-
даря политическому контролю и другим факторам. Так, известные ТНК
и крупные европейские фирмы продолжают осуществлять крупные энер-
гетические проекты в США и Европе. По оценкам, не более 25% общей
суммы  капитальных вложений действительно возможны для инвестиро-
вания за пределами развитых стран. Это говорит о том, что нуждаю-
щиеся в инвестициях для развития национальной нефтяной промышлен-
ности страны,  и Россия,  в частности,  не должны рассчитывать на
Западный   капитал,   как  на  единственный  источник  финансовых
средств. Необходим поиск альтернативных источников финансирования
и  форм  участия в международном нефтяном бизнесе.  Причем ареной
деловой активности для России должны стать не только  отечествен-
ные нефтеносные площади,  но и зарубежные, тем более что, имеется
богатый опыт сотрудничества в Арабском мире.

     Итак, необходимо отметить,  что сейчас мировая нефтяная про-
мышленность вступила в такую  фазу  нефтяного  цикла,  в  которой
спрос  догонит предложение.  В этой фазе перспективы роста цен на
нефть и прибыли будут стимулировать новые инвестиции.  Однако лю-
бое  существенное увеличение цен снизит спрос на рынке на нефть и
продукты ее переработки и стимулирует предложение  нефтезамените-
лей.  Изменения  в  технологии и возрастание требований к чистоте
окружающей среды подтверждают тезис о том,  что природный газ все
более и более становится альтернативой нефти как на сырьевом, так
и на финансовом рынке. Принимая во внимание, что добыча нефти яв-
ляется высококапиталоемким делом,  развивающиеся страны, обладаю-
щие значительными ресурсами природного газа, рассматривают разра-
ботку этих ресурсов как более привлекательную альтернативу нефти.
Однако нефть не потеряет своего значения для развития  энергетики
и  нефтехимии.  Нефтяной  сектор  по-прежнему рассматривается как
сфера приложения капитала.

     Принимая решение о привлечении международного  риск-капитала
в  той или иной форме,  или рискуя за рубежом,  Российское прави-
тельство и частные предприниматели могут опираться на  богатейший
мировой опыт чтобы сделать процесс сотрудничества взаимовыгодным.
Можно рекомендовать привлечение иностранных инвестиций не  только
со стороны специализированных международных нефтяных компаний,ко-
торые, как правило не располагают собственным риск-капиталом, или
крупных  финансовых  организаций,  которые в ряде случаев диктуют
условия неприемлемые или обременительные для страны, но и со сто-
роны  частных лиц.

      Глава II "Анализ современных форм международного экономичес-
кого сотрудничества в нефтяной промышленности" посвящена мировому
опыту привлечения  иностранных  инвестиций  в нефтяную промышлен-
ность. Обозначены законодательные основы собственности на углево-
дороды в нефтедобывающих странах мира. Приведены методологические
основы анализа риска, оценки условий инвестирования и страхования
с учетом специфики нефтяной отрасли. Предложена авторская класси-
фикация форм международного  экономического  сотрудничества.  Дан
анализ сравнительной эффективности различных типов нефтяных конт-
рактов, предложена авторская методика  выбора  оптимального  типа
нефтяного соглашения или формы МЭС с позиции реализуемости целей,
преследуемых партнерами в процессе экономического взаимодействия,
а также разработана система критериев с учетом специфики нефтяной
отрасли для оценки приоритетности рассматриваемых альтернатив.

     Любому правительству,  при определении стратегии в отношении
иностранных инвестиционных  компаний у себя в стране и коммерчес-
кой деятельности национальных нефтяных компаний за рубежом в спе-
цифическом нефтяном  секторе,  необходимо оценивать сравнительные
преимущества и недостатки различных договорных форм.  Главные от-
личия заключаются в распределении экономических доходов от проек-
та в зависимости от риска,  а также в  степени  самостоятельности
управления процессом разработки нефтяного месторождения.

     Осуществление проектов инвестиций в любых сферах  промышлен-
ной деятельности связано с различными видами физического и эконо-
мического риска даже в нормальных условиях бизнеса,  не отягощен-
ных политическим  и  экономическим кризисом.  Различают некоторые
типичные виды риска:   инфляционный;  валютный;  конъюнктурный; ком-
мерческий(маркетинговый);   административный; политический;ес-
тественный(природный); технический и другие.

     Кроме указанных  рисков,  для нефтяной промышленности харак-
терны специфические виды  риска,  возникающие  при  осуществлении
проектов  разведки и разработки месторождений углеводородов в оп-
ределенном регионе,  обусловленные особенностями объекта эксплуа-
тации  (нефтегазоносные  недра),  их условно можно объединить под
общим названием  промысловые риски.

     В работе предлагается рассматривать осуществление финансиро-
вания нефтяных, газовых и нефтехимических проектов с точки зрения
анализа рисков, количественного определения и финансирования рис-
ков, контроля за рисками и перевода рисков.

     Подход к  анализу всех видов риска с позиции инвестора помо-
жет и принимающей стороне адекватно оценить инвестиционный климат
в  своей стране и без романтических отклонений выработать страте-
гию ведения переговоров при выборе форм сотрудничества и  опреде-
лении условий соглашения, это позволит эффективнее провести пере-
говоры и пойти,  в случае необходимости,  на приемлемые для обеих
сторон уступки.  Кроме того,  предварительный всесторонний анализ
существующих в стране рисков позволит верно выбрать партнера  для
взаимодействия, если учитывать, что в случае высокой степени рис-
ка можно делать ставку лишь на  крупные  фирмы,  имеющие  большой
опыт внешнеэкономической деятельности или на компании, обладающие
стратегическими преимуществами,  например в области технологий, -
они соглашаются на более высокий уровень риска. Важно располагать
информацией о стиле управления и управленческой  философии  руко-
водства компании: фирма может пойти на высокий краткосрочный риск
с целью получения долгосрочных преимуществ  на  рынке,  если  она
ориентирована  на  быстрый  рост своих активов и завоевание новых
рынков.  Такая стратегия характерна,  прежде всего,  для  крупных
ТНК, для которых риск является побочным результатом их глобальной
стратегии.

     В работе рассмотрены такие методы анализа риска,  как: метод
"больших поездок" (grand-tourmethod);  метод получения информации
"из вторых рук"; количественный подход; дельфийский метод. Предс-
тавлена схема проведения оценки ситуации в  стране  (регионе)  по
балльной системе. Рассмотрены способы страхования рисков, проана-
лизированы типы нефтяных соглашений с позиции  минимизации  риска
для принимающей стороны.

     Мировая практика имеет примеры создания стратегических  аль-
янсов  между  участниками  нефтяного  бизнеса в лице национальных
нефтяных компаний,  международных фирм,  финансовых организаций и
торговых  посредников  с целью распределения риска,  связанного с
разведкой, разработкой, добычей, транспортировкой и распределени-
ем добываемой продукции.  Такие альянсы могут существовать в раз-
личных юридических формах, в виде акционерного общества, общества
с ограниченной ответственностью,  комадитного товарищества и др.,
все они предполагают разную степень участия в риске и ответствен-
ности за результаты деятельности такого сообщества.

     Для преодоления "неразберихи" в понятиях формы и  содержания
ВЭС в работе предложена авторская классификация форм ВЭС,  причем
их содержание проявляется в различных методах,  способах, принци-
пах взаимодействия субъектов внешнеэкономических отношений в раз-
личных сферах (областях) хозяйственно-экономической  деятельности
при  выходе на международный рынок и регламентирующих характер их
взаимоотношений. В свете вышеизложенного в данной работе делается
вывод  о  необходимости  рассмотрения принятых в мировой практике
нефтяных соглашений (концессий,  соглашений о  разделе  продукции
(Production  Sharing),  разновидностей  контрактов на услуги не в
качестве самостоятельной формы ВЭС, но лишь как механизм, опреде-
ляющий  взаимоотношения  Принимающей стороны (Правительства - как
собственника недр,  если это закреплено в законодательстве) и по-
тенциального пользователя недр (инвестора) как иностранного,  так
и национального в процессе поиска, разведки и разработки нефтега-
зовых ресурсов. Хотя указанные типы соглашений могут быть охарак-
теризованы с точки зрения критериев  классификации  и  существуют
практически  на всех уровнях:  МНК - Правительство (международный
уровень);  СП - Правительство (национальный  уровень);  СП  -  СП
(уровень предприятия и международный уровень одновременно). В ка-
честве хозяйственных субъектов международного  нефтяного  бизнеса
выступают ТНК (МНК),  СП, национальные (государственные и частные
нефтяные компании (ННК), которые также могут быть охарактеризова-
ны с позиций критериев классификации ВЭС.

     В проблеме  привлечения  иностранных  инвестиций  в нефтяную
промышленность существуют четыре ключевых вопроса, которые следу-
ет рассматривать в связи с отношениями принимающей стороны (ПС) и
пользователя недр (иностранного или национального инвестора), от-
носящихся к законодательным основам собственности на углеводороды
в нефтедобывающих странах, а именно: характер прав государства на
нефть, находящуюся  в недрах;  характер прав государства на нефть
при обнаружении и при добыче;  характер прав государства на конт-
роль  и  регулирование разведки нефти,  на деятельность в области
добычи,  на доступ к нефтяному месторождению, а также на создание
и использование инфраструктуры; характер прав подрядчика/лицензи-
ата на нефть.

     Эволюция юридического мышления в данной сфере рассмотрена  в
работе в  контексте  резолюций  ООН,  определяющих подход к праву
собственности на природные ресурсы,  начиная с раннего американс-
кого подхода,  с  его подчеркнутой защитой индивидуальных прав до
прав народов и наций на  эксплуатацию  природных  богатств  своей
страны. В  работе  рассмотрены  подходы  к собственности на сырую
нефть, находящуюся в недрах,  которые были приняты в разных стра-
нах. Для значительного вмешательства государства в  область  раз-
ведки и эксплуатации месторождений нефти было найдено юридическое
обоснование в праве собственности.

     В большинстве стран ЕЭС,  США, Канаде и Австралии существует
конкретное законодательство в области углеводородов,  где заранее
определены положения и условия,  в соответствии с которыми  могут
предоставляться права на разведку и/или эксплуатацию ресурсов сы-
рой нефти,  в соответствии со стандартными формами лицензий.  Су-
ществует также страны,  где практикуется "гибридная" система, оз-
начающая, что правовые рамки были установлены, но в них содержат-
ся  положения,  благодаря которым возможно путем переговоров дос-
тигнуть соглашения по некоторым важным вопросам.  В работе анали-
зируются преимущества и недостатки указанных законодательных сис-
тем взаимоотношений потенциальных инвесторов с принимающей сторо-
ны.
    
     Принято выделять следующие  наиболее  распространенные  типы
нефтяных соглашений:  концессии ( известные еще как аренда, лицен-
зия, разрешение);  соглашение о разделе продукции (Production Sha-
ring);   контракты на услуги  (риск контракты и контракты на обслу-
живание). В работе рассмотрены основные характеристики  указанных
типов  соглашений,  проанализированы их преимущества и недостатки
для принимающей стороны и инофирмы.

     Проблема создания  и деятельности совместных предприятий до-
вольно хорошо разработана в отечественной и зарубежной  литерату-
ре.  Во избежание повторений уже известных фактов в данной работе
 совместные предприятия (СП) рассматриваются  с позиции прямых  за-
рубежных  инвестиций  ТНК.  Для  этой цели проведен краткий обзор
современных теорий прямых инвестиций (ПИ)  с  разделением  их  на
группы  в  зависимости от принятого в них подхода - макроэкономи-
ческого,  микроэкономического,  эклектического. На основе анализа
различных концепций сделан вывод, что большинство современных те-
орий в основном признает,  что ПИ являются  результатом  несовер-
шенства  рынка  и инвестиционный процесс имеет различное значение
для инвестора и принимающей страны.

     Совместные предприятия  позволяют  МНК  при имеющихся фондах
участвовать в гораздо большем  количестве  операций  в  различных
странах в целях снижения опасности банкротства, так как чем боль-
ше возможностей, тем больше вероятность успеха.

     В работе  анализируются  корпоративная,  партнерская и конт-
рактная структура СП с позиции наибольшей  привлекательности  для
международной нефтяной  компании.  Автор  приходит к мнению,  что
международная нефтяная компания,  осуществляя операции за рубежом
посредством указанных типов соглашений,  стремится к максимальной
самостоятельности для  реализации  своих  интересов.  Представляя
частный бизнес,  она далека от благотворительных целей.  Принимая
участие в "международной игре", необходимо реально и трезво смот-
реть на природу нефтяного бизнеса и отказаться от иллюзии "техни-
ческого содействия".

     Автором проанализирована  сравнительная эффективность различ-
ных типов нефтяных контрактов. Термин "эффективность", понимаемый
в  данном  случае  с  оттенком  "результативности"  использования
средств для достижения целей,  используется автором для  характе-
ристики целесообразности того или иного управленческого решения в
области хозяйственной жизни общества, в данном случае - для выбо-
ра оптимальной формы нефтяного соглашения или формы международно-
го экономического сотрудничества.  Иерархия преследуемых целей  -
как конечного результата предпринимаемых усилий,  зависит от цен-
ностных ориентаций общества или конкретной  социально-экономичес-
кой группы.

     Результатом принятия   управленческо-хозяйственного  решения
могут быть не только чисто экономические результаты, выражающиеся
в приросте прибыли, но и эффекты неэкономического, косвенного ха-
рактера, например, научно-технический, экологический, социальный,
политический и т.д.  Причем эти эффекты или результаты,  примени-
тельно к рассматриваемой нами сфере бизнеса - нефтяной промышлен-
ности, могут быть выражены в соответствующих показателях, которые
в силу своего нематериального характера могут быть оценены  опыт-
ными  экспертами  лишь в условных баллах и могут служить критери-
альной основой для рассматриваемой задачи выбора оптимальной фор-
мы международного экономического сотрудничества.

     В работе рассмотрены возможные цели,  преследуемые принимаю-
щей стороной и инофирмой, и степень их реализации в различных ти-
пах нефтяных соглашений.

     Итак, в интересах правительства принимающей стороны реализа-
ция экономического потенциала имеющихся ресурсов,  то есть эффек-
тивно превратить эти природные ресурсы в финансовые, материальные
или  социальные,  приобрести передовой опыт в управлении и произ-
водстве,  развить технико-технологическую базу промышленности,  а
также удерживать общий контроль за деятельностью в стратегическом
секторе.

     У иностранных компаний есть собственные цели: довести до ми-
нимума финансовый риск,  создать сбалансированное взаимоотношение
между взятыми на себя риском и потенциальными прибылями, действо-
вать без излишнего вмешательства принимающей стороны,  иметь  ус-
тойчивые договорные и финансовые условия контракта.

     С экономической точки зрения правительство принимающей  сто-
роны заинтересовано получить самый высокий уровень дохода от про-
екта, привлекая при этом иностранный капитал в качестве источника
финансирования на выгодных условиях.  С другой стороны, вкладчики
хотят  добиться быстрого и неограниченного оборота доходов от ин-
вестиций, высокой скидки со ставки налогов на прибыль от инвести-
ций и допустимо высокого уровня дохода.

     Иностранные вкладчики  при заключении соглашений о сотрудни-
честве предпочитают отметить в договоре юридические гарантии, за-
щищающие их от последующих нежелательных изменений в политике го-
сударства.

     На основании исследования,  автор приходит к выводу, что це-
лесообразность заключения того или иного типа контракта при реше-
нии  вопроса о привлечении иностранных инвестиций в нефтяную про-
мышленность зависит от конкретной ситуации в стране и регионе, от
наличия финансовых и технических средств, качества и степени раз-
веданности запасов углеводородов,  уровня экономического и  соци-
ального развития нефтегазоносного региона, политической обстанов-
ки в стране,  инвестиционного климата и наличия надежных  внешне-
торговых  каналов сбыта готовой продукции.  Перечисленные факторы
определяют стратегию поведения национальных нефтяных  компаний  и
правительства в отношении иностранных инвесторов.  Возможно более
точная и объективная оценка ресурсного потенциала нефтяного реги-
она  в  случае привлечения иностранного капитала для его развития
или участия в осуществлении проекта за рубежом,  улучшает возмож-
ности принимающей  стороны  для  установления более благоприятных
экономических и юридических условий контракта,повышающих его  эф-
фективность.

     Наряду с анализом общеэкономических и отраслевых условий ре-
гиона,  располагающего ресурсами для развития,  необходимо  четко
определить  цели,  преследуемые правительством при внешнеэкономи-
ческом сотрудничестве в данной области. На основании проведенного
исследования автором делается вывод,  что инвестиционная политика
России должна быть направлена не на привлечение инвесторов к реа-
лизации простых схем типа концессии,  а на вовлечение их в  более
глубокие  связи,  использующие  промышленные возможности страны и
отрасли.

     Анализ целей принимающей стороны и причин привлечения иност-
ранных инвестиций в целях выбора оптимального типа нефтяного сог-
лашения,  с нашей точки зрения, целесообразно проводить по схеме,
приведенной в работе, с учетом уровня, срока, характера и степени
воздействия  того или иного фактора при участии специалистов раз-
личного профиля - экономистов,  геологов, разработчиков, техноло-
гов,  буровиков.  Это позволит принимающей стороне определиться с
наиболее желательным типом нефтяного соглашения уже на стадии ор-
ганизации  нефтяного  тендера на разработку того или иного место-
рождения или группы месторождений,  что в какой-то мере  облегчит
процесс  выбора  победителя конкурса,  для которого указанный тип
соглашения окажется приемлемым.

     Кроме того,  всесторонний  анализ внешней и внутренней среды
бизнеса по предлагаемой в работе схеме,  которая учитывает специ-
фику нефтяной отрасли, дает почву для маневров экономической дип-
ломатии. Например,  если условия рынка сигнализируют о  возможном
росте цен  на  нефть  и  намечается тенденция к повышению объемов
потребления энергоресурсов,  это является благоприятной ситуацией
для принимающей  страны  (  страны-реципиента ) так как позволяет
установить более благоприятные условия в  нефтяном  соглашении  (
более низкий процент прибыли для МНК,  например ).  Нетрудно убе-
диться, что в условиях дефицита нефти, а также в случае успешного
поиска нефтедобывающими  странами  альтернативных способов разра-
ботки своих ресурсов,  условия предоставления концессий и  других
прав на разработку природных ресурсов становятся все более выгод-
ными для принимающей стороны. Иностранный инвестор в лице МНК или
другой финансово-  промышленной  структуры  вынужден будет согла-
ситься. Ситуация меняется в случае обострения  конкуренции  среди
нефтедобывающих стран  за  иностранный капитал,  поскольку каждая
страна стремится создать у себя более благоприятный  инвестицион-
ный климат.

     Условия заключения нефтяного соглашения и выбор  оптимальной
формы (  или  механизма  инвестирования  )  должен  быть,  на наш
взгляд, результатом ювелирной работы и  мастерства   специалистов
экономической дипломатии, поскольку проведение определенной поли-
тики, в том числе и нефтяной,  есть борьба за власть,  которая  в
свою очередь предполагает право свободно,  по своей воле распоря-
жаться национальными природными ресурсами.  Искусство экономичес-
кой дипломатии,  таким  образом,  при  заключении  оптимального в
каждом конкретном случае типа нефтяного соглашения,  сводится,  в
самом широком значении, к следующим основным моментам:

     1.Необходимо определить свои цели в свете той силы или  воз-
можностей, которые  действительно или потенциально имеются в рас-
поряжении для осуществления этих целей;
     2.Необходимо оценить  цели других стран или фирм ( партнеров
по бизнесу ) и те силы или возможности, которые действительно или
потенциально имеются у них для осуществления этих целей.
     3.Необходимо определить,  в какой степени эти различные цели
совместимы друг с другом.
     4.Необходимо использовать средства,  пригодные для  осущест-
вления этих целей.  Здесь имеется ввиду средства убеждения, комп-
ромисса, иногда угроза силы или разрыва отношений.
     В целом позиции стран, отраслей, фирм значительно различают-
ся по признаку относительной силы,  когда речь идет об отношениях
между ними.
     В работе предлагается методологический подход  многокритери-
альной оценки альтернатив с целью выбора оптимального типа согла-
шения с помощью методов системного анализа,  в частности,  метода
взвешенных сумм и метода расстояний. Разработана система критери-
ев оценки альтернатив (типов соглашений) с учетом специфики  неф-
тяной отрасли.

     В главе III "Участие России в современном международном неф-
тяном бизнесе" рассматривается положение России на мировом  рынке
нефти в 1994-95 г.г.  Дана оценка по авторской схеме комплексного
сценария реализации конкурентных преимуществ и стратегических це-
лей присутствия России на мировом энергетическом рынке. Определе-
ны наиболее перспективные формы активного участия России в между-
народном нефтяном бизнесе.

     Анализируя положение   России   на  мировом  рынке  нефти  в
1994-1995 гг.,  автор констатирует факт, что основным рынком рос-
сийской нефти  была  и остается Европа.  Эта тенденция усилится в
будущем подписанием Россией в 1993 году Европейской  Энергетичес-
кой Хартии.  Однако  в  зависимости от соотношения цен в Европе и
Америке бывают периоды,  когда российскую нефть выгодно транспор-
тировать через Атлантический океан крупными партиями не менее ста
тысяч тонн.

     Увеличение экспортных цен на нефть отмечается как в торговле
со странами дальнего, так и ближнего зарубежья. Последнее обстоя-
тельство свидетельствует о тенденции  подтягивания  уровней  рос-
сийских экспортных цен к уровню мировых цен.  Однако значительный
разрыв сохраняется, что обусловливает перелив части национального
дохода России в пользу зарубежных внешнеторговых партнеров.

     В 1994-1995 г.г. в России сохранилась тенденция к увеличению
экспорта сырой нефти при одновременном снижении ее добычи. Россия
по-прежнему остается сырьевым экспортером для индустриально  раз-
витых государств.

     Приоритетным и перспективным направлением развития  инфраст-
руктуры  рынка  нефти и нефтепродуктов в России является вложение
средств в более глубокую переработку нефти (и химическую  промыш-
ленность) с использованием новейших технологий.

     Форсированная либерализация внешнеэкономической деятельности
при  отсутствии  действенного  контроля привела к негативным пос-
ледствиям.  "Бегство" капиталов, рост правонарушителей во внешней
торговле, в первую очередь при вывозе энергоносителей, сокращение
валютных поступлений в страну в  конечном  счете  создает  угрозу
экономической  безопасности России.

     В целях  укрепления  позиций  России  на мировом рынке нефти
принята Концепция ВЭД Минтопэнерго России,  которая  представляет
собой составную часть общегосударственной стратегии РФ,  ее внеш-
неэкономической политики.

     Анализ намеченных в Концепции стратегических целей  присутс-
твия России на мировом энергетическом рынке показывает, что нефть
продолжает играть существенную роль в качестве инструмента  внеш-
неполитического  воздействия  и  реализации  интересов России,  в
частности,  в странах ближнего зарубежья.  Это говорит о том, что
произошла вынужденная переориентация жизненных интересов России в
первый круг которых попадают именно страны ближнего зарубежья,  с
помощью  которых Россия надеется защитить свои интересы,  в част-
ности, речь идет о национальной  безопасности.  Анализируя  этапы
развития российской дипломатии, начиная с 1991 года, автор прихо-
дит к заключению, что в настоящее время существует кризис в отно-
шениях России с Западом.

     Россия - евразийская держава и  ей  одновременно  приходится
иметь дело со всеми главными центрами силы:  США,  Западной Евро-
пой,  Японией, Китаем, Исламским миром. И однобокая внешнеполити-
ческая ориентация в ущерб другим чревата опасностью "неоизоляцио-
низма".  Вероятно поэтому во второй  круг  современных  интересов
России попадают  страны - соседи России на Дальнем и Ближнем Вос-
токе,  в Восточной Европе. И лишь третий уровень отводится разви-
тым странам Запада (в т.ч. и США). Именно для этого круга, на наш
взгляд, предусмотрена такая стратегическая цель во  ВЭД  Минтопэ-
нерго, как создание необходимых условий по привлечению зарубежных
инвестиций. Это вполне соответствует Концепции нового международ-
ного разделения труда.  Россия,  вероятно, вынуждена временно ми-
риться с незавидной ролью источника сырья с целью преодолеть изо-
ляцию в Европе (подписание Энергетической Хартии) и в Азии.

     В работе проанализированы промежуточные стратегические  цели
присутствия России на мировом энергетическом рынке,  а также кон-
курентные преимущества страны стратегического и тактического  ха-
рактера с  использованием предложенного автором методологического
подхода, в соответствии с которым упомянутые конкурентные преиму-
щества следует  рассматривать  как  условия внешней среды или то,
что имеется у России в наличии,  недостатки и проблемы ТЭК -  как
объективную обстановку, которая нуждается в улучшении. И наконец,
преследуемые цели присутствия России  на  мировом  энергетическом
рынке. Из проведенного анализа следует, что по уровню, характеру,
времени и степени воздействия рассматриваемые факторы можно выде-
лить  в  отдельные  группы и с целью достижения намеченных целей,
реализации конкурентных преимуществ и устранения негативных  про-
явлений  объективной обстановки возможно осуществление комбинации
различных аспектов комплексного сценария экспортной политики Рос-
сии.

     В работе критически проанализированы различные аспекты комп-
лексного сценария поведения России на мировом энергетическом рын-
ке. В частности,  основной упор в области источников финансирова-
ния развития российской нефтяной промышленности делается на прив-
лечение зарубежных инвестиций и этот вариант считается практичес-
ки безальтернативным. На наш взгляд, развитым странам после того,
как они уже вырастили себе конкурентов в Юго-Восточной Азии, пов-
торить  подобную ошибку и всемерно способствовать возрастанию ин-
дустриальной мощи России,  отнюдь не хотелось бы.  К  тому  же  в
странах с неблагоприятным инвестиционным климатом,  к числу кото-
рых по-прежнему относят и Россию,  иностранные компании рассчиты-
вают на более высокую норму прибыли.

     Оценки мировых  объемов  ежегодных прямых инвестиций отличны
друг от друга,  но в среднем они колеблются около 200 млрд.долла-
ров в год.  А России,  например, только для преодоления кризиса в
ТЭК требуется около 50 млрд.долларов (по некоторым оценкам,  даже
100 - 130 млрд.долларов).  Чтобы привлечь столько средств, России
необходимо "переманить" к себе хотя бы десятую часть мировых еже-
годных прямых капиталовложений.

     Как считают западные специалисты, поначалу Россия будет пре-
тендовать на 40 млрд.долларов,  т.е.  на такой же объем,  который
ежегодно направляется в экономику  Сингапура,  Мексики,  Китая  -
один из  самых надежных и привлекательных объектов вложения капи-
талов. По оценке Мирового  банка,  абсолютные  масштабы  мирового
рынка капитала  - вдвое меньше.  Таким образом,  получается,  что
Россия будет претендовать практически  на  весь  ежегодный  объем
прямых инвестиций.

     Кроме того, смущают приводимые в открытой печати данные, что
общая сумма долгосрочных кредитов, которые Мировой банк предоста-
вил России с 1992 года, составила всего 3 млрд. долларов. В то же
время российские клиенты держат на  своих  зарубежных  банковских
счетах 10 - 14 млрд.долларов. То есть по существу инвестиции идут
из России на Запад, а не наоборот.

     Что касается перспектив нефтяной промышленности,  то тенден-
ция к росту спроса на углеводородное сырье в мире на ближайшие 30
лет  очевидна,  и  его удовлетворение планируется в основном,  за
счет роста добычи в странах членах ОПЕК.  Но основные  финансовые
ресурсы  на развитие нефтяной промышленности по-прежнему сосредо-
точены во внутренней среде развитых стран и лишь не более 25% об-
щей  суммы  капвложений действительно возможны для инвестирования
за пределами развитых стран. В мире общеприняты такие формы прив-
лечения иностранных инвестиций в нефтяной сектор,  как концессии,
соглашения о разделе продукции,  сервисные  контракты,  контракты
"под ключ". Но их реализация требует разветвленной системы гаран-
тий и,  прежде всего,  благоприятной инвестиционной среды и либе-
рального настроя Правительств принимающих стран. Западные экспер-
ты стабильно ставят Россию на предпоследнее место перед Ираком по
уровню политического и других видов риска.  На наш взгляд,  это в
определенной мере обусловлено политическими соображениями. Статус
участия России в таких международных организациях, как МВФ, ГАТТ,
МБ,  МБРР и др. не дают ей право рассчитывать на скорые и крупно-
масштабные  "донорские" финансовые вливания в кризисную экономику
и даже в отрасли ТЭК.  Эти факты говорят о том,  что рассчитывать
на  западный  капитал  в  качестве основного источника финансовых
средств на развитие нефтяного сектора экономики  России  неправо-
мерно.

     Автор приходит к заключению, что необходимо трезво оценивать
ситуацию  и  разрабатывать альтернативные варианты финансирования
эффективного развития ТЭК.  Например,  представляет интерес наме-
тившаяся тенденция интеграции крупных вертикально интегрированных
нефтяных компаний с банковскими структурами.  Однако,  исходя  из
анализа  официально  существующей  Концепции  ВЭД Минтопэнерго РФ
следует, что в ней намечены меры, позволяющие говорить об участии
России в  международном  нефтяном бизнесе по глобальному сценарию
"Новые границы" в качестве энерго  и  ресурсопоставляющего  звена
мировой экономики. Кроме того, исходя из анализа намеченных стра-
тегических целей следует,  что Россия намерена использовать нефть
в качестве инструмента восстановления своего влияния первоначаль-
но в странах СНГ,  а затем,  возможно, и в Восточной Европе, исп-
равляя тем самым допущенные дипломатические ошибки в политической
игре.

     По мнению автора, следовало бы отказаться от идеи великодер-
жавности и в качестве нейтрального и экономически  мощного  госу-
дарства Россия могла бы играть совершенно уникальную роль.  Поли-
тика экономического и политического нейтралитета  будут  способс-
твовать появлению политических и экономических выгод,  вытекающих
из нейтрального статуса. А это значит: Россия могла бы инициатив-
но и без "тайм-аутов", не поступаясь достоинством и национальными
интересами,  укреплять свои позиции и авторитет в  мировом  сооб-
ществе.

     Равноправное и активное участие России в международном  неф-
тяном  бизнесе,  с  соблюдением  общепринятых  в мировой практике
"правил игры" способствовало бы восстановлению экономической мощи
и  политического авторитета страны на мировой сцене.  Это диктует
необходимость создания мощных вертикально интегрированных  струк-
тур типа ФПГ,  принадлежащих к различным формам собственности,  и
способных к транснациональной деятельности.

     В этом плане интересен уже имеющийся  опыт  создания  верти-
кально интегрированных  национальных нефтяных компаний - российс-
ких наследников "семи сестер" - "Сургутнефтегаз",  "ЛУКойл",  СИ-
ДАНКО, ЮКОС,  СЛАВНЕФТЬ,  ОНАКО,  КомиТЭК,  РАО Газпром,  которые
обеспечивают 66%  добычи нефти и имеют 32,689%  в российском экс-
порте.

     В российской практике наметилась тенденция повышения заинте-
ресованности крупных торгово-финансовых групп, специализирующихся
на внешнеторговых операциях с нефтью и нефтепродуктами,  инвести-
ровать и привлекать капитал в нефтяные  проекты,  что  фактически
ведет  к  созданию  финансово-промышленных групп (ФПГ) в нефтяной
отрасли и освоению международных "правил игры" на мировом  нефтя-
ном рынке.  При дальнейшем развитии тенденции к объединению круп-
ного торгового, финансового и промышленного капитала возможны об-
разование крупных международных конгломератов с диверсифицирован-
ной организационно-производственной структурой и  транснационали-
зация российского нефтяного бизнеса.

     Создание ФПГ, объединяющих холдинго-инвестиционные компании,
банки, небанковские  финансово-кредитные   институты,   расчетные
центры, предприятия разных отраслей,  торговые структуры, подраз-
деления непроизводственной сферы,  подразумевает синтез разнород-
ных индивидуальных капиталов в единой структуре. Это дает так на-
зываемый синергетический эффект, при котором отдача от интегриро-
ванной комбинации  элементов  больше  их арифметической суммы при
автономном использовании каждого из них.  ФПГ знаменует  эволюцию
капитала в более высокую и сложную форму.  Максимизация прибыли в
ФПГ - следствие централизации и концентрации контролируемого  ка-
питала,  обретение им нового качества.  Другая внутренняя пружина
феномена сверхприбыли от конгломератизации -  совместное  попере-
менное использование  автономных  индивидуальных капиталов с раз-
личной цикличностью, их взаимонаполнение и органичное дополнение.

     Исходя из  анализа основных тенденций развития мирового неф-
тяного хозяйства и проблем его финансирования можно  сделать  вы-
вод, что именно такие альянсы финансового, промышленного и торго-
вого капитала будут определять будущее  международного  нефтяного
бизнеса. Интеграция России в мировую экономику (сегодня это озна-
чает интеграцию в западную экономику) возможна и  через  нефтяной
сектор, но не в качестве зависимого,  сырьевого звена, ожидающего
технической и финансовой помощи (это не интеграция - это "перифе-
рия"), но в качестве активного, полноправного и равного партнера.
Отметим, что в долгосрочной перспективе Правительством деклариру-
ется цель сбережения национальных нефтяных запасов,  но в настоя-
щее время  реальная ситуация такова,  что Россия вынуждена играть
роль источника энергоресурсов для ряда стран,  входящих в круг ее
так называемых  стратегических  интересов и в силу обозначившейся
внешнеполитической изоляции страны вследствие  ошибок  российской
дипломатии.

     В настоящее время преодоление негативных внешнеэкономических
и внешнеполитических  тенденций  и интеграция в мировое хозяйство
для России возможны посредством образования конкурентоспособных и
сильных структур типа ФПГ,  способных обеспечить реализацию стра-
тегических преимуществ нефтяной промышленности России и  достиже-
ние целей ее присутствия на мировом энергетическом рынке, а также
привлечь как отечественный,  так и иностранный капитал для реали-
зации  крупных  энергетических проектов.  Что касается механизмов
привлечения инвестиций, то выбор типа соглашения зависит от конк-
ретных условий, но в любом случае предпочтительным остается более
независимый статус по отношению к партнеру.

     Ареной деловой активности для России, в частности в нефтяном
секторе,  должны стать не только отечественные нефтеносные площа-
ди, но и зарубежные, тем более, что уже имеется богатый опыт сот-
рудничества в Арабском мире.  Диверсификация  производственных  и
финансовых ресурсов страхует возможные потери и убытки от хозяйс-
твенной деятельности вследствие ухудшения экономической  конъюнк-
туры.

      В заключении формулируются основные  выводы  по  результатам
проведенного исследования, высказываются предположения о перспек-
тивах развития международного нефтяного бизнеса и характере вклю-
чения России  в международные "правила игры",  предлагаются реко-
мендации для выбора оптимального варианта поведения.

       ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДИССЕРТАЦИИ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ.

     1. Определяя сущность понятия "международный бизнес", следу-
ет различать  государственный и частный уровни,  что подчеркивает
цели его осуществления.  В первом случае - это прибыль и  власть,
во-втором - в основном прибыль. Иными словами: где кончается эко-
номическая целесообразность, начинается политика.

     2. Взаимосвязь  экономики и политики на международном уровне
в условиях существования различных по убеждениям,  уровням эконо-
мического,  культурного,  социального  развития стран,  очевидна.

     3. Ориентация внешнеэкономической стратегии на свободу  тор-
говли  или  протекционизм  зависит от их относительной выгодности
для влиятельных политических групп данной страны.

     4. На  мировом рынке возможен средний вариант международного
экономического поведения - прагматизм,  который позволил бы найти
равновесие между  свободой торговли и протекционизмом.

     5. Международный нефтяной бизнес является важной сферой гло-
бальных и  региональных  международных отношений и роль нефти как
инструмента реализации  политических  и  экономических  интересов
стран не вызывает сомнения.

     6. Определены четыре ключевые  тенденции  развития  мирового
рынка  нефти:  спрос  на  нефть в мире возрастает (за исключением
стран СНГ);  добыча нефти в странах "не ОПЕК" - довольно стабиль-
на;  доля  бывшего  СССР в мировой добыче сократилась примерно на
9%;  добыча нефти и производственные мощности стран - членов ОПЕК
возрастают.  Предполагается  удовлетворение  мирового  спроса  на
нефть преимущественно за счет стран - членов ОПЕК.

     7. Глобальные  сценарии  развития  международного  нефтяного
бизнеса отражают две основные ситуации: "Новые границы" (или "мир
без  границ")  и "Баррикады" (победа националистических мотивов в
политике и менталитете правительств нефтедобывающих  стран).  Ха-
рактер  участия России и ее позиция в международном нефтяном биз-
несе в свете двух основных тенденций развития внешнеэкономическо-
го  поведения  будет зависеть от развития политической ситуации и
смены политической элиты.

     8. Преодоление  глобального  "дефицита  капиталов" в мировой
нефтяной промышленности,  возможно за счет аккумулирования  собс-
твенных  средств  субъектов  нефтяного бизнеса (в лице ТНК,  МНК,
ННК),  привлечения кредита международных  финансовых  институтов,
привлечения  частных  иностранных  инвестиций и образования новых
стратегических альянсов промышленного и  финансового  капитала  с
целью  распределения  риска  и мобилизации инвестиций,  что будет
способствовать распространению новых технологий и инноваций.

     9. Иностранный  капитал не следует рассматривать как приори-
тетный, а тем более единственный источник финансирования развития
нефтяной промышленности развивающихся стран.

     10. Анализ сравнительной эффективности различных типов  неф-
тяных соглашений,  принятых  в мировой практике при осуществлении
прямых зарубежных инвестиций,  с целью выбора  оптимальной  формы
взаимодействия с  иностранным партнером следует проводить с пози-
ции реализуемости намеченных целей.

     11. Точная и объективная оценка ресурсного потенциала нефтя-
ного  региона  в случае привлечения иностранного капитала для его
развития или участия в осуществлении проекта за рубежом, улучшает
возможности  принимающей стороны для установления более благопри-
ятных экономических и юридических условий  контракта,  повышающих
его эффективность.

     12. Многокритериальную оценку альтернатив с целью выбора оп-
тимальной формы МЭС рекомендуется  проводить  с  помощью  методов
системного анализа, что послужит основой для маневров экономичес-
кой дипломатии при проведении переговоров.

     13. Нефть продолжает играть  существенную  роль  в  качестве
инструмента  внешнеполитического воздействия и реализации интере-
сов России, в частности, в странах ближнего зарубежья.

     14. Равноправное,  активное участие России  в  международном
нефтяном  бизнесе,  с соблюдением общепринятых в мировой практике
"правил игры" возможно посредством мощных вертикально  интегриро-
ванных структур типа ФПГ,  принадлежащих к различным формам собс-
твенности, и способных к транснациональной деятельности.

     15. В сфере внешнеэкономической политики России следовало бы
придерживаться политики экономического и политического  нейтрали-
тета  с элементами прагматизма,  чтобы в максимальной степени ис-
пользовать выгоды, вытекающие из нейтрального статуса.

      Основные положения диссертации изложены в следующих публика-
циях:
     1. "Предварительное обоснование выбора типа  соглашения  при
создании совместного  предприятия  по освоению газовых ресурсов в
Якутской - Саха ССР" (0,21п.л.) в сборнике научных трудов "Совер-
шенствование экономического механизма нефтегазодобывающей промыш-
ленности Тюменской области в условиях территориального самоуправ-
ления" под редакцией к.т.н.  Кузоваткина Р.И. - Тюмень, СибНИИНП,
1991.
     2. "О  сравнительной  эффективности различных типов нефтяных
контрактов" (0,2п.л.) - в соавторстве с Миловидовым К.Н.- там же.
     3. "Перспективы  развития  мировой нефтяной промышленности и
источники ее финансирования" (0,33п.л.) в сборнике научных трудов
"Совершенствование технологии добычи и подготовки нефти на место-
рождениях Западной Сибири" под редакцией к.т.н. Попова В.А. - Тю-
мень, СибНИИНП, 1992.
     4. "Анализ зарубежного опыта привлечения иностранных  инвес-
тиций в   нефтяной   сектор   экономики  (на  примере  Аргентины)
(0,4п.л.) - там же.
     5. "Страхование  и  принципы оценки рисков при осуществлении
финансирования проектов иностранных инвестиций в нефтяную промыш-
ленность" (0,42п.л.) - там же.
     6. "Некоторые вопросы развития внешнеэкономических связей  в
нефтяной промышленности"  (0,2п.л.) - в соавторстве с Миловидовым
К.Н. - в сборнике научных трудов N 239  "Совершенствование  меха-
низма хозяйствования  на предприятиях нефтегазового профиля в ус-
ловиях коренной перестройки управления экономикой" - под редакци-
ей д.э.н. Злотниковой Л.Г. - Москва, ГАНГ им. И.М.Губкина, 1993.
     7. "Торговый дом как эффективная  форма  хозяйственной  дея-
тельности в  условиях  рыночной экономики для предприятий топлив-
но-энергетического комплекса" (0,4п.л.) - там же.
     8. "Общеэкономические   аспекты   выбора  формы  привлечения
иностранного капитала в нефтяную промышленность"  (0,4п.л.)  -  в
сборнике научных трудов. - Тюмень, СибНИИНП, 1994.


Рецензии